Открытый урок математики в 1 классе. Программа «Гармония»
Тема урока: Наименьшее двузначное число. Состав числа 10.
Цель: познакомить с числом и цифрой 10 и составом числа 10.
Задачи урока:
Образовательные:
учить записывать число 10 , рассмотреть все случаи записи наименьшего двузначного числа в виде суммы двух слагаемых. Дать установку на запоминание числа 10
Развивающие:
способствовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, классификация, обобщение;
Воспитывающие:
воспитывать навыки взаимного сотрудничества, интерес к предмету, самостоятельность; формировать положительное отношение к учебе.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
— формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
— учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
2. Познавательные УУД:
— наблюдать и делать выводы.
3. Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.
4. Личностные УУД:
— формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Технологии: Технология проблемного диалога.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 32
Используемые учебники и учебные пособия: математики Н.Б. Истомина, Тетрадь на Печатной Основе, компьютерная презентация, карточки для самостоятельной работы и для работы в парах и группах.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I. Самоопределение в учебной деятельности | 1. Приветствие. Создание положительного настроя на урок Прозвенел, друзья, звонок, Начинается урок. Ждут нас важные события Будем учиться делать открытия.
2. Мотивация Сегодня у нас необычный урок. Вы будете исследователями и откроете новые знания сами. А помогать вам в этом будут наши друзья Миша и Маша. В добрый путь за знаниями |
(слайд 1)
(слайд 2)
|
II. А.О.З и индивидуальные затруднения в учебной деятельности. |
— Восстановите числовой луч. -Какое число находится между числами 4 и 6 .(5) -Назовите соседей числа 7,(4, 5) -Сравните? 6 4 — Как расположены числа? — Как можно назвать эти числа? — Какое число следует в натуральном ряду за числом 9? — А мы знакомы с этим числом? |
У каждого на парте луч, 1уч.- к доске) Проверка (самоконтроль) счёт прямой и обратный. В порядке возрастания — однозначные — натуральные — нет |
III. Выявление причины затруднения и постановка учебной цели | Вы догадались, с каким числом мы сегодня будем работать? — Попробуйте определить тему урока. — Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Выношу карточки на доску) -как образовалось число 10 -состав числа 10
| (10)
Число 10 Ставят перед собой цели: узнать -как образовалось число 10 -состав числа 10
|
VI. Постановка проекта и выхода из затруднения Знакомство с числом 10.
Фронтальная проверка работы
| Для каждого числа есть своя цифра. — А кто может записать число 10? — Какие цифры вы использовали в записи? Проверим по учебнику.(с.37) Читаем вывод в голубой рамке. — Чем отличается запись этого числа? — А теперь догадайтесь как можно назвать число 10?
Цифра вроде буквы О Это ноль иль ничего. Круглый ноль, такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить Потому, что это — десять. С. Маршак
-Запишем число 10. — Каждой цифре — своя клетка. -Сколько снежинок видите? Посчитайте снежинки и запишите каждое число, которое назовёте. -Проверьте, получился ли у вас такой ряд чисел? Какой вывод можно сделать? —Что узнали о числе? Поработайте в группах. Расскажите, что вы знаете о числе 10, используя знания о числовом луче? Кому нужна помощь , воспользуйтесь карточкой. Как получили 10? Соседи числа 10? Чем отличается 10 от других чисел? Проверка работы в группах. (Вызываю одного из группы…. Остальные добавляют.)
|
2цифры, 2 знака двузначное
(слайд 3)
(слайд 4)
(слайд 5)
Число 10 – самое маленькое двузначное число. Для записи используются цифры 1 и 0 и записывается в двух клетках. Слева записываем 1, а справа 0. Число состоит из разряда единиц и десятков.
|
V. Практическая работа в парах. Состав числа 10.
VI. Работа по учебнику. Подтверждение исследования информацией учебника
Физминутка
Создание модели десятка
Модели десятка№86 (практическая работа в группах)
VII.Закрепление | Создание условий для исследовательской деятельности — Вернёмся к плану. Что мы узнали? -Чему будем учиться дальше? Сейчас мы будем исследователями. Исследуем состав числа 10. Помогут нам геометрические фигуры. Работаем в паре. -Разделите фигуры на две группы Итак, проверяем, как вы разделили?
Работа по учебнику с. 37 № 82( по рядам) Проверим наши исследования. Найдём №82. Чем похожи рисунки? Чем отличаются? Запиши равенства к каждому рисунку. Работаем по вариантам. Проверка. Наши друзья Маша и Миша записали вот такие равенства, проверьте? Почему? Что вам помогло найти значение в выражениях на вычитание? Найдём эти случаи в результатах нашего исследования. (10-это 4и6, 3и7,5и5) Раз поднялись , потянулись Два — согнулись, разогнулись Три в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка, 3, 4 руки шире 5 руками помахать 6 тихонечко присесть 7,8 лень отбросим
— Каких чисел не хватает? (9,10)
— Работа в паре с.38 № 83. (Проверка на магнитной доске)
Продолжим наши исследования. —с. 38, № 84. . Что изменилось? (количество) — Как изменилось количество? — На сколько увеличилось? -Запиши это изменение количества равенством. Проверим, какое равенство вы записали. А сейчас вы сами запишите превращения 2 столбика в тетрадь. Кому трудно воспользуйтесь карточкой. Приложение 5. — Проверим.
Создание условий для изобретательской деятельности – создания моделей -Какое число надо сложить 10 раз, чтобы получить 10? -Что такое десяток? (10 единиц, которые объединены вместе) 1+1+1+1…=10 1д=10ед — Что образует 10 единиц? — 10 единиц образует …. — Мама покупает 10 яиц. Как …по-другому? (десяток) У нас есть модель единицы. А сейчас мы создадим модель десятка , используя геометрические фигуры треугольник и модели единиц. Будем работать в группах. С. 39, № 86 Посмотрите на 1 рисунок (модель десятка неполная) Сколько единиц не хватает? (Не хватает 1 единицы) Дополни модель десятка. Запишем равенство, которое соответствует рисунку. Проверка. Чтение равенств . Постарайтесь эти равенства запомнить.
|
По 10 фигур на парте Исследования выставляются на магнитной доске в виде карточек (слайд 6)
(слайд 7)
Состав числа 10.
Квадраты можно разбить на группы по цвету и по размеру ( 5+5=10; 6+4=10) (слайд 8) (слайд 9) Работа у доски (1 столбик)
Самостоятельно в тетрадях 2 столбик (чтение равенств, читает 1уч. остальные показывают сигналами.) (слайд 10) Дополнительно: 1).Запишите число 10 в виде суммы пяти одинаковых слагаемых. 2) .Запишите число 10 в виде суммы десяти одинаковых слагаемых (слайд 11)
В группах изготавливают модель десятка.
Самостоятельно записывают равенства (слайд 12) |
VIII.Итог урока. Рефлексивно-оценочный этап. | Вернёмся к плану. Всё ли вы узнали, что было запланировано? План выполнен. — С чем познакомились? (Мы познакомились с числом 10) -Что узнали нового? (10 – двузначное число, записывается двумя цифрами ,узнали состав числа 10;) — Каким для вас был сегодняшний урок? -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… |
(слайд 13) |
IX. Самооценка | Оцените свою работу смайликом на полях.
| (слайд 14), (слайд 15, 16, 17)
|
Самоанализ открытого урока
Тема урока: Наименьшее двузначное число. Состав числа 10.
Цель: познакомить с числом и цифрой 10 и составом числа 10.
Задачи урока:
Образовательные:
учить записывать число 10 , рассмотреть все случаи записи наименьшего двузначного числа в виде суммы двух слагаемых. Дать установку на запоминание числа 10
Развивающие:
способствовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, классификация, обобщение;
Воспитывающие:
воспитывать навыки взаимного сотрудничества, интерес к предмету, самостоятельность; формировать положительное отношение к учебе.
В классе 32 учащихся, из них 19 девочек и 13 мальчиков.
До поступления в школу многие дети посещали детские сады, поэтому все общительны, быстро адаптировались, коммуникабельные. Уровень подготовленности у каждого ребенка разный. Это зависит от индивидуальных особенностей детей, их развития физического и умственного, семейного воспитания. В детском коллективе есть дети гиперактивные, которые легко отвлекаются и не могут сосредоточиться на более длительную работу. В начале урока провела психологическую минутку, дети были вовлечены в активную работу. Материал был подобран и использован таким образом, чтобы каждый ребенок задумался над предложенной ситуацией и сделал для себя выводы. Дети умеют определять тему урока, ставить учебные задачи.
Знакомство и объяснение изучаемого материала старалась вести, опираясь на жизненный опыт детей, вовлекала в течение всего занятия в активную деятельность, развивая их познавательный интерес. Материал излагала последовательно и доступно для понимания, используя наглядность и игровые моменты, ИКТ. Весь материал был отобран так, чтобы в полной мере можно было раскрыть тему урока. Дети работали активно.
На уроке использованы иллюстративный, частично — поисковый и проблемный методы, игровые моменты. При знакомстве и усвоении материала звучало слово учителя, решались проблемные вопросы.
Урок был построен в логической последовательности, все этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга.(смена видов деятельности)
Реализовывались принципы проблемности, связь теории с практикой, осознанность.
Индивидуальные и групповые виды работы соответствовали возрастным особенностям детей.
Характер занятий соответствовал возрастным особенностям детей.
Деятельность ребят на уроке имела высокий(средний) уровень познавательной активности, ребята проявляли интерес к изучаемой теме.
Присутствовала на занятии степень самостоятельности.
Я считаю, что поставленные цели урока достигнуты