Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей»
Конспект урока для 1 класса по математике по теме:
«Сравнение чисел.Больше на, меньше на»
Выполнила:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Евстифеева Елена Александровна
Нижегородская область, г.Арзамас
Тип урока: открытие нового знания.
Тема: «Сравнение чисел. Больше на …, меньше на …».
Основные цели:
-
сформировать способность к сравнению чисел, составлению графических схем на разностное сравнение;
-
тренировать автоматизированный навык счета в пределах 9,
-
развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся через создания на уроке ситуации успеха, творческой атмосферы, через ободрение, поощрение детей к ответу.
Используемые методы:
-
словесный;
-
наглядный;
-
деятельностный;
-
проблемно-поисковый;
-
практический;
-
индуктивный.
Формы организации учебной деятельности:
-
фронтальная;
-
групповая;
-
в парах;
-
индивидуальная.
Оборудование:
У учителя: доска; мультимедийная установка; 2 мешочка с геометрическими фигурками; пуговицы, деревянные геометрические фигуры; 2 полоски разного цвета; учебник; мордашки.
У учащихся: ручка; простой карандаш; фломастер; линейка; карточка № 1; 2 мешочка; геометрические фигуры; портняжный сантиметр; 2 полоски разного цвета; учебник.
Цели и задачи | Методы и формы организации учебной деятельности | |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Учитель: — Настроенье каково? Дети: — Во! Учитель: — Все такого мнения? Дети: — Да! Учитель: — Все без исключения? Дети: — Да! Учитель: — Молодцы! Давайте пожелаем удачи друг другу на уроке! (Желают удачи, садятся). Учитель: — Девиз нашего урока я вам предлагаю самим расшифровать. Перед вами есть карточка № 1. Работаем.
Карточка 1.
6 – 4 = неудаче 10 – 7 = не 1 + 7 = будь 2 + 7 = смелей! 10 – 9 = При 4 + 2 = ной, 1 + 3 = робей, 8 – 3 = плачь, 9 – 2 = а
Код: 1 2 3 4 3 5 3 6 7 8 9
При неудаче не робей, Не плачь, не ной, а будь смелей! Учитель: — Как вы понимаете девиз нашего урока? Дети: — Не нужно бояться ошибок. Мы все только учимся. Учитель: — Готовы ли вы добывать новые знания? Дети: — Да!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. Учитель: — Берем мешочки. В первый мешочек выкладываем столько же квадратов как у меня. Во второй мешочек столько же треугольников как у меня.
Учитель: — Что можете сказать? Дети: — В первом мешочке три квадрата, а во втором – пять треугольников. Учитель: — Хорошо! Давайте это запишем.
Учитель: — Что можем сделать с фигурками? Дети: — Сложить, вычесть, сравнить. Учитель: — Молодцы! Вот давайте и сравним. Дети: — Квадратов меньше треугольников. — Треугольников больше квадратов. Учитель: — Докажите. Покажите, как вы это сделали.
Учитель: — Какой вывод можете сделать? Дети: — Квадратов на 2 меньше, чем треугольников. — Или треугольников на 2 больше. Учитель: — Молодцы! Теперь вы убираете мешочки в сторону, я их тоже убираю. Что теперь можете сказать? 3 5 Дети: — Между числами можно поставить знак меньше. — Число 3 на 2 меньше, чем число 5. — А число 5 на 2 больше, чем 3. Учитель: — Умнички! Раз вы справились с этим заданием, даю следующее задание сложнее. Посмотрим на экран.
Учитель: — Что можете сказать? Дети: — Кругов на 2 больше, чем треугольников. — Или треугольников на 2 меньше, чем кругов. Учитель: — Здорово! Раз вы все выполнили, даю задание еще сложнее. Для выполнения этого задания вам необходимо сесть по группам. 1 группа садится – 2 группа садится – 3 группа садится – (дети рассаживаются) Учитель: — Вам нужно сравнить предметы в мешочке и сказать каких предметов больше и на сколько. Ваше время на выполнение этого задания – 1 минута. (дети работают в группах) Учитель: — Время вышло. У кого какие ответы получились? Кто не смог выполнить задание? Почему? Дети: — Слишком много фигур. Не успели посчитать. Учитель: — Хорошо, я вам открою секрет. Предметов 79 и 85. Дети: — Составлять пары неудобно. Учитель: — Так в чем ваше затруднение? Дети: — Не знаем способа.
III. Постановка проблемы. Учитель: — Какое задание было последним? Дети: — Сравнить предметы и узнать на сколько больше. Учитель: — Что общего во всех заданиях, которые мы сегодня выполняли? Дети: — Сравнение чисел. Учитель: — Предположите, какая тема нашего урока? Дети: — Сравнение чисел. Учитель: — Поставьте цель – чему нам надо научиться сегодня на уроке? Дети: — Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, используя не рисунок. Учитель: — А что нам может помочь достигнуть цель? (задача) Дети: — Нужно придумать способ ответа на вопросы: «На сколько больше (меньше)?», для которого не требуется рисунок, а надо выполнить вычисления.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Учитель: — Вернемся к нашим мешочкам. Предположите, что больше 79 или 85? Почему? Дети: — (ответы детей) Учитель: — Сейчас мы ваши предположения и проверим. Достаем портняжный сантиметр. Первый вариант ставит пальчик на 79, а второй вариант на 85.
— Какое число идет раньше? Дети: — 79. Учитель: — Какое идет позже? Дети: — 85. Учитель: — Что можете сказать? Дети: — 79 идет раньше, значит оно больше 85. Учитель: — Посчитайте, сколько единиц вмещается от 79 до 85? Дети: — 6 единиц. Учитель: — Молодцы! Что тогда можете сказать о числах 79 и 85? Дети: -79 на 6 единиц больше 85. Учитель: — Или? Дети: — 85 на 6 единиц меньше 79. Учитель: — Назовите здесь целое? Дети: -85. Учитель: — Назовите части? Дети: — 79 и 6. Учитель: — Посмотрите на схему. Она правильная? 85
79 6 Учитель: — Как найти целое? Дети: — Нужно сложить части. 79+6=85 или 6+79=85. Учитель: — Как найти части? Дети: — Нужно из целого вычесть известную часть. Учитель: — Давайте еще раз закрепим. Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? Дети: — Чтобы узнать на сколько одно число больше (меньше) другого, надо из больше числа вычесть меньшее.
Физкультминутка. Шли по крыше три кота, Три кота Василия. Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз. И сказали три кота — Красота! Красота! Мы размяться все успели, И за парты тихо сели.
V. Первичное закрепление во внешней речи. Учитель: — Перед вами на парте есть 2 полоски. Что с ними можно сделать? Дети: — Сложить, сравнить. Учитель: — Как их можно сравнить? Дети: — Наложением. Учитель: — Как необходимо накладывать полоски? Дети: — Чтобы один конец у них совпал. Учитель: — Отметьте карандашом на большей полоске то место, где оканчивается меньшая полоска.
Учитель: — Я проведу две пунктирные линии. Как вы думаете, что они означают.
Дети: — Меньшая полоска равна части большей полоски. Учитель: — какой буквой удобно обозначить большую полоску? Дети: — Буквой б. Учитель: — Меньшую полоску? Дети: — Буквой м. Учитель: — Их разницу? Дети: -Буквой р. Учитель: — Если большая полоска у нас составлена из частей, то какими буквами можно обозначить части большего отрезка? Дети: — Буквами м, р. б
м р
м
Учитель: — Так как же нам можно найти разницу, т.е. на сколько одно число больше или меньше другого? Дети: -Нужно из большего числа б, вычесть меньшее число м.
Учитель: — Открываем учебник на с.52 № 2. Перед нами есть рисунок, с помощью него предлагается заполнить пустые квадраты в примерах. Дети: — Если мы к меньшему числу прибавим разницу, будет большее число. — Если мы разницу прибавим к меньшему числу, будет большее число. Учитель: — Что интересного увидели? Дети: — От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. Учитель: — Молодцы! Давайте продолжим. Дети: — Если из большего числа вычесть меньшее число, получаем разницу. — Если из большего числа вычесть разницу, получаем меньшее число.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учитель: — А сейчас я вам предлагаю выполнить № 3 на этой же странице самостоятельно, а потом проверим. Читаем задание. Дети: — Составь выражения. Учитель: — Приступаем. (выполняют) Учитель: — Давайте проверим. (проверяется на мультимедийном экране) Учитель: -Поднимите руки, кто не допустил не одной ошибки? — У кого есть ошибки? Что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: — А теперь мы выполним с вами №4 на с.52. Задание в рамке.А теперь мы выполним с вами №4 на с.52. тобы исправить эти ошибки?тельно, а потом проверим. ьшего отрезка?
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Учитель: — Какую цель мы перед собой ставили? Дети: — Научиться узнавать на сколько одно число больше или меньше другого, используя не рисунки, а действия с числами. Учитель: — Достигли ли вы эту цель?
Учитель: — А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке веселой или задумчивой мордашкой.
Если у вас не было ошибок или вы смогли преодолеть затруднения и можете двигаться дальше, выберите веселую мордочку.
Если еще возникают затруднения по данной теме, то выберите задумчивую мордочку.
— Вы все сегодня хорошо потрудились, скажем друг другу спасибо.
|
1) смотивировать к учебной деятельности посредством игровой ситуации; 2)проверка сформированности вычислительных навыков у учащихся; 3) выявить умение выстраивать логическую цепочку чисел и ответов. 4) создание условий для творческой активности детей.
1) актуализировать представление о способе сравнения групп предметов с помощью составления пар; 2) зафиксировать затруднение 3) закреплять полученные знания о сравнении чисел; 4) делать логическое умозаключение, представляя доказательство, аргументируя; 5)развивать творческую активность детей; 6) создание ситуации успеха, удовлетворение в работе.
1) выявить причину затруднения; 2) согласовать тему и цель урока.
1) согласовать способ сравнения с помощью вычисления.
1) переключение внимания; 2) эмоциональная разрядка; 3) мышечная активность.
1)зафиксировать во внешней речи способ сравнения предметов с помощью вычисления.
1) тренировать способности к самоконтролю и самооценке; 2) проверить сформированность умения сравнивать предметы с помощью вычисления.
1) закрепить знание о новом способе сравнения; 2) тренировать способность к сравнению.
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока.
|
Методы:
Формы:
Методы:
Формы:
Методы:
Формы:
Методы:
Формы:
Методы:
поисковый;
Формы:
Методы:
Формы:
Методы:
Формы:
Методы:
Формы:
|
Список использованной литературы:
Петерсон Л.Г. Математика.1 класс: Методические рекомендации для учителей. – Изд.2-е, перераб. И доп. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, – М.: «Школа 2000…», 2005.
Фефилова Е.П., Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по математике. 1 класс. К учебному комплекту Л.Г.Петерсон. – М.: «ВАКО»,2006.