Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей»

Конспект урока для 1 класса по математике по теме:

«Сравнение чисел.Больше на, меньше на»


Выполнила:
учитель начальных классов

I квалификационной категории
Евстифеева Елена Александровна

Нижегородская область, г.Арзамас

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: «Сравнение чисел. Больше на …, меньше на …».

Основные цели:

  1. сформировать способность к сравнению чисел, составлению графических схем на разностное сравнение;

  2. тренировать автоматизированный навык счета в пределах 9,

  3. развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся через создания на уроке ситуации успеха, творческой атмосферы, через ободрение, поощрение детей к ответу.

Используемые методы:

  • словесный;

  • наглядный;

  • деятельностный;

  • проблемно-поисковый;

  • практический;

  • индуктивный.

Формы организации учебной деятельности:

    • фронтальная;

    • групповая;

    • в парах;

    • индивидуальная.

Оборудование:

У учителя: доска; мультимедийная установка; 2 мешочка с геометрическими фигурками; пуговицы, деревянные геометрические фигуры; 2 полоски разного цвета; учебник; мордашки.

У учащихся: ручка; простой карандаш; фломастер; линейка; карточка № 1; 2 мешочка; геометрические фигуры; портняжный сантиметр; 2 полоски разного цвета; учебник.

Содержание

Цели

и

задачи

Методы и формы организации учебной деятельности

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель:

— Настроенье каково?

Дети:

— Во!

Учитель:

— Все такого мнения?

Дети:

— Да!

Учитель:

— Все без исключения?

Дети:

— Да!

Учитель:

— Молодцы! Давайте пожелаем удачи друг другу на уроке!

(Желают удачи, садятся).

Учитель:

— Девиз нашего урока я вам предлагаю самим расшифровать. Перед вами есть карточка № 1. Работаем.

Карточка 1.

6 – 4 = неудаче

10 – 7 = не

1 + 7 = будь

2 + 7 = смелей!

10 – 9 = При

4 + 2 = ной,

1 + 3 = робей,

8 – 3 = плачь,

9 – 2 = а

Код:

1 2 3 4

3 5 3 6 7 8 9

При неудаче не робей,

Не плачь, не ной, а будь смелей!

Учитель:

— Как вы понимаете девиз нашего урока?

Дети:

— Не нужно бояться ошибок. Мы все только учимся.

Учитель:

— Готовы ли вы добывать новые знания?

Дети:

— Да!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Учитель:

— Берем мешочки. В первый мешочек выкладываем столько же квадратов как у меня. Во второй мешочек столько же треугольников как у меня.

Учитель:

— Что можете сказать?

Дети:

— В первом мешочке три квадрата, а во втором – пять треугольников.

Учитель:

— Хорошо! Давайте это запишем.

Учитель:

— Что можем сделать с фигурками?

Дети:

— Сложить, вычесть, сравнить.

Учитель:

— Молодцы! Вот давайте и сравним.

Дети:

— Квадратов меньше треугольников.

— Треугольников больше квадратов.

Учитель:

— Докажите. Покажите, как вы это сделали.

Учитель:

— Какой вывод можете сделать?

Дети:

— Квадратов на 2 меньше, чем треугольников.

— Или треугольников на 2 больше.

Учитель:

— Молодцы! Теперь вы убираете мешочки в сторону, я их тоже убираю. Что теперь можете сказать?

3 5

Дети:

— Между числами можно поставить знак меньше.

— Число 3 на 2 меньше, чем число 5.

— А число 5 на 2 больше, чем 3.

Учитель:

— Умнички! Раз вы справились с этим заданием, даю следующее задание сложнее. Посмотрим на экран.

Учитель:

— Что можете сказать?

Дети:

— Кругов на 2 больше, чем треугольников.

— Или треугольников на 2 меньше, чем кругов.

Учитель:

— Здорово! Раз вы все выполнили, даю задание еще сложнее.

Для выполнения этого задания вам необходимо сесть по группам.

1 группа садится –

2 группа садится –

3 группа садится –

(дети рассаживаются)

Учитель:

— Вам нужно сравнить предметы в мешочке и сказать каких предметов больше и на сколько. Ваше время на выполнение этого задания – 1 минута.

(дети работают в группах)

Учитель:

— Время вышло. У кого какие ответы получились?

Кто не смог выполнить задание? Почему?

Дети:

— Слишком много фигур. Не успели посчитать.

Учитель:

— Хорошо, я вам открою секрет. Предметов 79 и 85.

Дети:

— Составлять пары неудобно.

Учитель:

— Так в чем ваше затруднение?

Дети:

— Не знаем способа.

III. Постановка проблемы.

Учитель:

— Какое задание было последним?

Дети:

— Сравнить предметы и узнать на сколько больше.

Учитель:

— Что общего во всех заданиях, которые мы сегодня выполняли?

Дети:

— Сравнение чисел.

Учитель:

— Предположите, какая тема нашего урока?

Дети:

— Сравнение чисел.

Учитель:

— Поставьте цель – чему нам надо научиться сегодня на уроке?

Дети:

— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, используя не рисунок.

Учитель:

— А что нам может помочь достигнуть цель? (задача)

Дети:

— Нужно придумать способ ответа на вопросы: «На сколько больше (меньше)?», для которого не требуется рисунок, а надо выполнить вычисления.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель:

— Вернемся к нашим мешочкам. Предположите, что больше 79 или 85? Почему?

Дети:

— (ответы детей)

Учитель:

— Сейчас мы ваши предположения и проверим.

Достаем портняжный сантиметр. Первый вариант ставит пальчик на 79, а второй вариант на 85.

— Какое число идет раньше?

Дети:

— 79.

Учитель:

— Какое идет позже?

Дети:

— 85.

Учитель:

— Что можете сказать?

Дети:

— 79 идет раньше, значит оно больше 85.

Учитель:

— Посчитайте, сколько единиц вмещается от 79 до 85?

Дети:

— 6 единиц.

Учитель:

— Молодцы! Что тогда можете сказать о числах 79 и 85?

Дети:

-79 на 6 единиц больше 85.

Учитель:

— Или?

Дети:

— 85 на 6 единиц меньше 79.

Учитель:

— Назовите здесь целое?

Дети:

-85.

Учитель:

— Назовите части?

Дети:

— 79 и 6.

Учитель:

— Посмотрите на схему. Она правильная?

85

79 6

Учитель:

— Как найти целое?

Дети:

— Нужно сложить части.

79+6=85 или 6+79=85.

Учитель:

— Как найти части?

Дети:

— Нужно из целого вычесть известную часть.

Учитель:

— Давайте еще раз закрепим. Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Дети:

— Чтобы узнать на сколько одно число больше (меньше) другого, надо из больше числа вычесть меньшее.

Физкультминутка.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали три кота

— Красота! Красота!

Мы размяться все успели,

И за парты тихо сели.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель:

— Перед вами на парте есть 2 полоски. Что с ними можно сделать?

Дети:

— Сложить, сравнить.

Учитель:

— Как их можно сравнить?

Дети:

— Наложением.

Учитель:

— Как необходимо накладывать полоски?

Дети:

— Чтобы один конец у них совпал.

Учитель:

— Отметьте карандашом на большей полоске то место, где оканчивается меньшая полоска.

Учитель:

— Я проведу две пунктирные линии. Как вы думаете, что они означают.

Дети:

— Меньшая полоска равна части большей полоски.

Учитель:

— какой буквой удобно обозначить большую полоску?

Дети:

— Буквой б.

Учитель:

— Меньшую полоску?

Дети:

— Буквой м.

Учитель:

— Их разницу?

Дети:

-Буквой р.

Учитель:

— Если большая полоска у нас составлена из частей, то какими буквами можно обозначить части большего отрезка?

Дети:

— Буквами м, р.

б

м р

м

Учитель:

— Так как же нам можно найти разницу, т.е. на сколько одно число больше или меньше другого?

Дети:

-Нужно из большего числа б, вычесть меньшее число м.

Учитель:

— Открываем учебник на с.52 № 2.

Перед нами есть рисунок, с помощью него предлагается заполнить пустые квадраты в примерах.

Дети:

— Если мы к меньшему числу прибавим разницу, будет большее число.

— Если мы разницу прибавим к меньшему числу, будет большее число.

Учитель:

— Что интересного увидели?

Дети:

— От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.

Учитель:

— Молодцы! Давайте продолжим.

Дети:

— Если из большего числа вычесть меньшее число, получаем разницу.

— Если из большего числа вычесть разницу, получаем меньшее число.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель:

— А сейчас я вам предлагаю выполнить № 3 на этой же странице самостоятельно, а потом проверим. Читаем задание.

Дети:

— Составь выражения.

Учитель:

— Приступаем.

(выполняют)

Учитель:

— Давайте проверим.

(проверяется на мультимедийном экране)

Учитель:

-Поднимите руки, кто не допустил не одной ошибки?

— У кого есть ошибки? Что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель:

— А теперь мы выполним с вами №4 на с.52. Задание в рамке.А теперь мы выполним с вами №4 на с.52.

тобы исправить эти ошибки?тельно, а потом проверим. ьшего отрезка?

5555555555555555555

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель:

— Какую цель мы перед собой ставили?

Дети:

— Научиться узнавать на сколько одно число больше или меньше другого, используя не рисунки, а действия с числами.

Учитель:

— Достигли ли вы эту цель?

Учитель:

— А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке веселой или задумчивой мордашкой.

Если у вас не было ошибок или вы смогли преодолеть затруднения и можете двигаться дальше, выберите веселую мордочку.

Если еще возникают затруднения по данной теме, то выберите задумчивую мордочку.

— Вы все сегодня хорошо потрудились, скажем друг другу спасибо.

1) смотивировать к учебной деятельности посредством игровой ситуации;

2)проверка сформированности вычислительных навыков у учащихся;

3) выявить умение выстраивать логическую цепочку чисел и ответов.

4) создание условий для творческой активности детей.

1) актуализировать представление о способе сравнения групп предметов с помощью составления пар;

2) зафиксировать затруднение

3) закреплять полученные знания о сравнении чисел;

4) делать логическое умозаключение, представляя доказательство, аргументируя;

5)развивать творческую активность детей;

6) создание ситуации успеха, удовлетворение в работе.

1) выявить причину затруднения;

2) согласовать тему и цель урока.

1) согласовать способ сравнения с помощью вычисления.

1) переключение внимания;

2) эмоциональная разрядка;

3) мышечная активность.

1)зафиксировать во внешней речи способ сравнения предметов с помощью вычисления.

1) тренировать способности к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность умения

сравнивать предметы с помощью вычисления.

1) закрепить знание о новом способе сравнения;

2) тренировать способность к сравнению.

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока.

Методы:

  • словесный;

  • наглядный;

  • проблемно-поисковый;

  • практический;

  • деятельностный;

Формы:

    • фронтальная;

Методы:

  • словесный;

  • наглядный;

  • проблемно-поисковый;

  • деятельностный;

  • практический;

Формы:

    • индивидуальная;

    • фронтальная;

    • групповая;

Методы:

  • словесный;

  • наглядный;

Формы:

    • фронтальная;

    • индивидуальная.

Методы:

  • наглядный;

  • проблемно-поисковый;

  • практический;

  • деятельностный;

Формы:

    • в парах;

    • индивидуальная;

    • фронтальная;

Методы:

  • наглядный;

  • деятельностный;

  • проблемно-

поисковый;

  • практический;

Формы:

    • индивидуальная.

    • фронтальная;

Методы:

  • наглядный;

  • словесный;

  • первичная самостоятельная работа, закрепление во внешней речи;

Формы:

    • фронтальная;

    • индивидуальная;

Методы:

  • словесный;

  • деятельностный;

Формы:

    • фронтальная;

    • в парах;

    • фронтальная;

Методы:

  • наглядный;

  • словесный;

  • практический;

Формы:

    • фронтальная;

    • индивидуальная.

Список использованной литературы:

Петерсон Л.Г. Математика.1 класс: Методические рекомендации для учителей. – Изд.2-е, перераб. И доп. – М.: Издательство «Ювента», 2008.

Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, – М.: «Школа 2000…», 2005.

Фефилова Е.П., Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по математике. 1 класс. К учебному комплекту Л.Г.Петерсон. – М.: «ВАКО»,2006.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here