Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 65
с углубленным изучением отдельных предметов»
Московского района города Казани
Конспект урока по математике
в 1 классе
«Сравнение чисел»
подготовила
учитель начальных классов
Егорова Маргарита Борисовна
г. Казань
2012
Сравнение чисел.
Тип урока: освоение новых знаний.
Цели:
1. Сформировать способность к сравнению чисел.
2. Совершенствовать вычислительные навыки.
3. Развивать мыслительные операции (анализ, аналогию), память, внимание,
творческие способности.
Демонстрационный материал:
-
рисунки на двух листочках с квадратиками и кружочками на каждого ученика
-
полоски из цветной бумаги разной длины
-
схемы и модели к задачам на нахождение целого и частей и на сравнение чисел
Ход урока.
Самоопределение к учебной деятельности.
Цели:
1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.
2. Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
— Ребята, я очень рада видеть вас здоровыми на нашем уроке. Давайте с помощью вееров настроения определим, как мы себя чувствуем. Меня радует, что вы почти все положительно настроены на урок. Но а у кого не совсем хорошее настроение, я думаю, что это дело поправимое и в ходе урока оно вас улучшится.
Желаю вам правильных, обдуманных ответов. У вас это обязательно получится. Я вижу, что вы готовы к новым решениям, к встречи с новым, к поиску и решению новых проблем. Тогда начнем работу.
— Чему мы учились на последних уроках математики? ( Мы учились решать задачи. Работали с числами , складывали их и вычитали, сравнивали числовые выражения и составляли числовые выражения по картинкам, составляли модели; сравнивали группы предметов.)
— А как мы сравнивали группы предметов? ( Мы сравнивали их путем составления пар.)
— Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на уроке сегодня? (Решать задачи, примеры, работать с числами.)
— Вы правильно определили содержание нашего урока.
-А каким надо быть на уроке, чтобы всё понять, ничего не пропустить, правильно выполнить задания? (Внимательным, слушать учителя и ответы товарищей.)
— Каков девиз нашего урока? ( Главное – внимание.)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цели:
1. Актуализировать материал предыдущих уроков, необходимый и достаточный для изложения нового материала: сравнение чисел известным способом.
2. Создать затруднение в индивидуальной деятельности.
3. Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно-значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.
Организация учебного процесса на этапе 2.
Детям предлагается в тетрадях «Я учусь считать» на странице 27 выполнить задание №68. Сравнить группы предметов известным им способом – путем составления пар, обозначить количество предметов и сравнить.
-Посмотрите на задание. Что там нарисовано?
-Гнезда и ласточки.
— Сколько гнёзд? (6) Пишут нужные
-Сколько ласточек? (7) цифры под картинками.
-Каждой ласточке хватит гнёздышка? Больше ласточек или гнезд? Как это узнать?
— Надо ниточками соединить пары предметов. (Соединяют)
— Кого же больше? (Ласточек)
-На сколько ласточек больше? (Их больше на 1)
-Почему? (Одной ласточке не хватило гнезда)
-Какой знак поставим между группами?
— Мы поставим знак «меньше».
-Прочитайте получившуюся запись.
-6 <7(Шесть меньше семи)
— С этим заданием вы справились хорошо. Молодцы! Теперь попробуем выполнить другое задание.
(Предлагается выполнить задание на сравнение количества квадратиков и кружочков, которые нарисованы на листах, выданных каждому ребенку. Определить, каких фигур больше и на сколько.)
-Рассмотрели задание, попробуем выполнить его. Ведь вы же знаете, как сравнивать группы предметов.
(Дети пытаются выполнить работу)
-Как продвигаются наши дела? Кто уже справился с заданием?
— Не получается. Много кружочков и квадратиков, запутались ниточки.
3. Постановка учебной задачи.
Цели:
1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявить и зафиксировать необходимость нового способа действия для сравнения чисел.
2. Зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение.
3. Сформулировать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3.
— Что же нам делать? Задание-то мы должны выполнить. Почему же у вас не получается? Что вызвало у вас затруднение?
— В том задании было мало предметов в каждой группе, и мы легко справились с заданием. Здесь же много квадратиков и кружочков. Ниточки здесь не подходят.
— Какие у вас будут предложения?
-Надо кружочки и квадратики пересчитать.
-Давайте попробуем, пересчитаем.
— Какое число кружочков получилось? Квадратиков?
(Результаты называются учащимися)
-Почему же ваши ответы не совпадают?
— Допустили ошибки при счете. Не умеем считать до 50 без ошибок, сбивались при счёте.
-Квадратиков 50, а кружочков -38 (Ответ называет учитель)
— Какой вывод? Всегда ли можно сравнивать предметы известным нам способом?
— Надо искать другой способ сравнения групп предметов и для сравнения чисел.
-Какова же тема урока?
-Тема урока: «Сравнение чисел»
Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
1. Организовать коммуникативное взаимодействие для поиска способа сравнения чисел.
2. Зафиксировать новый способ.
3. Вывести правило сравнения чисел.
Организация учебного процесса на этапе 4.
— Какие будут предложения?.. Затруднились в ответе на это задание. Давайте обратимся к учебнику. Откроем его на странице 34 и выполним №1.
— Что показывает цифра 6?
-Цифра 6 показывает количество красных шариков.
— Что показывает цифра 5?
-Цифра 5 показывает количество зеленых шариков.
— Каких шариков больше и на сколько?
-Больше красных шариков на 1.
-Составьте модели к этому заданию.
-Что мы видим?
-Мы видим, что красных шариков больше на 1?
-Как определили?
-Одному красному шарику не хватило пары (зеленого шарика). Фигуры без пары показывают, на сколько фигур больше.
— А теперь посмотрите на запись на доске. Как вы думаете, какое действие можно выполнить, чтобы в результате получилось число 1?
-Надо выполнить вычитание.
6-5=1
-Запишите этот пример в тетрадь. Что получилось? (Ответ детей)
— Так на сколько больше красных шариков? (На 1)
-Каким действием мы узнавали, каких шариков на сколько меньше или больше?
-Действием вычитанием.
-А почему?
— Потому что из 5 вычесть 6 нельзя, а из 6 вычесть 5 можно.
— Рассмотрим следующую группу предметов в тетради «Учусь считать» № 69.
Если нужно соедините пары ниточками, постройте модели.
Выполните записи в тетради.
-Каких фигур больше? (Больше воланчиков.)
-Каких фигур меньше? (Меньше ракеток)
— Почему больше воланчиков? (Двум воланчикам не хватило ракеток)
-Какую запись сделали? (6-4=2)
-Что оказывает число 2? (Число 2 показывает, что ракеток на 2 меньше, а воланчиков на 2 больше)
-Каким действием вы узнали, на сколько одних предметов больше(меньше), чем других? (Действием вычитанием)
-Почему? (Потому что 6>4)
-Так как узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого? Попробуем сделать вывод.
-Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее число. (Правило проговаривается несколькими учениками, а потом всеми детьми хором)
-А как вы думаете, можно ли воспользоваться этим правилом для сравнения больших чисел? Давайте вернемся к нашим кружочкам и квадратикам.
-Чего больше? (Больше квадратиков, их 50)
-Чего меньше? (Меньше кружочков, их 38)
-Как же узнать, на сколько квадратиков больше, чем кружочков?
-Надо из 50 вычесть 38.
-Почему? (Потому что 50>38)
— Кто сосчитал? Не получилось, ничего, мы этому научимся позже.
— Какой же способ мы открыли для сравнения чисел?
— Числа можно сравнивать не только соединяя предметы в пару. Можно использовать для сравнения чисел действие вычитания. Чтобы сравнить два числа, надо из большего вычесть меньшее.
— Молодцы! Видите, какое открытие мы сделали на уроке.
-А теперь давайте посмотрим на доску. Что вы видите? (Мы видим схему)
б
_____________________________________
м р
-Что обозначает буква б на схеме? (Это целое число)
-Что обозначают буква м, р? (Это части)
— Как найти целое число? (Чтобы найти целое число, надо части сложить)
-Как найти часть? (Чтобы найти часть, надо из целого числа вычесть другую часть)
— Составление равенств к этой схеме.
— А теперь подумайте, можно ли составить схему для сравнения чисел? Попробуем это выяснить на цветных полосочках бумаги. Длинная полоска –это большее число, короткая полоска – меньшее число. Как сравнить числа полоски?
— Надо начало короткой полоски наложить на начало длинной полоски.(Дети делают это вместе с учителем)
-Что нам показывает оставшаяся часть? (На сколько верхняя полоска короче длинной полоски, на сколько нижняя полоска длиннее верхней)
-Теперь давайте раздвинем полоски вверх и вниз. Работа со схемами.
-Что нам показывают пунктирные линии?
-Меньшая полоска равна части большей полоски.
-Обозначим большую часть полоски буквой б, меньшую часть – буквой м, а разницу буквой р. Составим равенства к этой схеме и сопоставим их с предыдущими. Сделаем вывод.
-Задачи на равнение чисел решаются так же, как задачи на нахождение части и целого.
— Давайте еще раз вспомним, как сравнить да числа? (Чтобы сравнить два числа, надо из большего вычесть меньшее)
-Молодцы, с этим задачами вы успешно справились.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цели:
1. Зафиксировать новое содержание во внешней речи.
2. Использовать выведенное правило на практике.
Организация учебного процесса на этапе 5.
— Мы с вами нашли новый способ сравнения чисел. Что же нужно сделать, чтобы узнать насколько одно число больше другого. (Дети проговаривают правило)
-Решим несколько примеров у доски. (Ученики выходят по одному к доске, решают пример и поясняют его правилом)
На сколько 9 больше 7? и т.д.
-Сейчас вернемся к учебнику к №3 на странице35. Выполните соответствующие записи и проговорите их друг другу то, что вы сделали.
Работа в парах. (Проверка по образцу)
— Кто ошибся? Закрепляется материал исправлением ошибки.
Молодцы!
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цели:
1. Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися на новый способ действия и самопроверку своих решений по образцу.
2. Создать ситуацию успеха.
3. Зафиксировать и исправить ошибки, допущенные учащимися в ходе выполнения задания.
Организация учебного процесса на этапе 6.
— Сейчас выполним самостоятельно задание в рабочей тетради с. 29 №2.
-Какое выражение составили к первому заданию. (Выслушиваются ответы детей, и проговариваются объяснения к таким решениям. Обсуждаются ответы. Проверка по образцу.)
-Кто ошибся? В каком месте допустили ошибку, почему? (Закрепление правила сравнения чисел)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цели:
1. Проверить, как учащиеся усвоили новый способ сравнения чисел.
2. Тренировать способность к решению примеров и задач на сравнение новым способом.
Организация учебного процесса на этапе 7.
Устный счёт с использованием обратной информации. Работа с цифровыми веерами.
-На сколько 8 больше 5? (На 3)
-На сколько 6 меньше 8? (На 2) и т.д.
-На ветке сидело 3 вороны и 6 сорок. На сколько сорок больше, чем ворон?(На 3)
— У Серёжи 7 машинок, а у Олега 5. На сколько меньше машинок у Олега, чем у Сережи? (На 2)
— На полке стояло 4 книги со сказками и 8 книг с рассказами о природе. На сколько было больше книг с рассказами о природе, чем сказок. (На 4)
— Молодцы! Вы успешно справились с заданием.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Цели:
1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
2. Оценить собственную деятельность и деятельность класса.
3. Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 8.
-Чему научились на уроке? (Учились сравнивать числа. Узнавали, на сколько одно число больше или меньше другого. Нашли новый способ сравнения чисел.
— Как же узнать, на сколько одно число больше или меньше другого. (Ответы учеников)
-Как, по-вашему мнению, работали все ребята? (Ответы ребят)
-Сейчас постарайтесь оценить свою работу. У вас есть кружочки.
1. Если вам пока еще трудно справиться со сравнением чисел, вы показываете красный кружочек.
2. Если вы научились сравнивать числа и можете научить этому товарища, то показываете зелёный кружочек.
3. Если вы научились сравнивать числа, но вам нужна помощь, показываете желтый кружочек.
— Покажите свои кружочки. Я рада, что многие ребята усвоили хорошо новый способ сравнения чисел. Не расстраивайтесь, у кого это еще не совсем хорошо получается. У нас будут уроки, где мы будем закреплять этот материал. Я думаю, что вскоре у вас ни у кого это правило не будет вызывать затруднений.
Приготовьте веры настроений. Мне очень приятно, что оно у вас прекрасное.
Молодцы! Вы успешно справились с поставленными на уроке задачами.
Использованная литература.
1. Рудницкая В.Н. Математика .1класс. – М., «Вентана-Граф», 2010 г.
2. Рабочая тетрадь №2.
3.Сборник «Конспекты уроков по дидактической системе деятельностного метода» 1 класс. – Казань, 2006 г.
4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. — 2500 задач по математике. 1-4 классы. — Издательство: Астрель , 2011 г.