Надысина Вера Петровна, учитель географии

МБОУ СОШ №14 г. Саров Нижегородской области

Урок географии в 7 классе по теме «Рельеф Африки» в разделе
«Материки и страны».

Урок «Рельеф Африки» является вторым уроком из проводимых по теме «Африка».

Тип урокаизучение нового материала. Проводится по технологии личностно – ориентированного обучения.

Исходный уровень состояния ЗУН учащихся, необходимых для изучения новой темы:

Опорой при изучении нового материала будут служить знания, полученные учащимися при изучении:

  1. начального курса географии – 6 кл. тема «Литосфера». Учащиеся знают определение литосферы, строение материковой и океанической земной коры, из чего состоит земная кора, рельеф и его основные формы;

2) курса «География материков и океанов»7 кл. тема «Развитие земной коры». Учащиеся знают понятие платформы и литосферных плит, о процессе движения литосферных плит, о границах литосферных плит, о формах рельефа, соответствующих платформам и границам литосферных плит.

Учащиеся умеют самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, картами физической и строения земной коры, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи. Умеют читать карту, находить на карте горы и равнины, определять их.

Цели урока:

Образовательная – 1) познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки;

2) научить сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры и выявлять зависимость рельефа от строения земной коры;

3) формировать умения и навыки по определению основных форм рельефа на отдельных участках материка (Атласские и Драконовы горы, Эфиопское нагорье, Восточно – Африканское плоскогорье, горы Рувензори и равнины).

Развивающая:

  1. Формирование познавательного интереса к предмету география через:

— установление связи изучаемого материала с жизнью;

— использование научно — популярной литературы;

— организацию деловой игры;

— использование разно — уровневых заданий;

— использование мультимедийного проектора (показ презентаций).

2) Формирование умственных учебных действий:

а) Анализа и синтеза:

— через анализ основных форм рельефа по физической карте Африки;

— через анализ особенностей формирования земной коры;

б) Сравнения через:

— сравнение карты физической и карты строения земной коры;

— сравнение форм рельефа отдельных частей Африки;

— сравнение тектонического строения Африки в далеком прошлом и на современном этапе.

в) Обобщение и систематизация через:

— составление буклетов отдельных частей материка;

— установление связей между тектоническим строением и особенностями рельефа материка;

— установление связей между рельефом и размещением полезных ископаемых.

3) Развитие действий контроля и самоконтроля:

а) Пошаговый контроль:

— при выборе характеристик, относящихся к Африке;

— при выполнении заданий по карте атласа;

— при формулировании выводов;

— при выполнении разно — уровневых заданий по закреплению изученного материала;

б) Итоговый контроль:

— выполнение тестового задания «Рельеф Африки».

  1. Развитие сенсорной сферы:

а) восприятия;

б) памяти – словесно — логической, эмоциональной, наглядно – образной, оперативной, долговременной;

в) внимания – произвольного и непроизвольного, целенаправленного.

  1. Развитие речи:

— обогащение словарного запаса;

— развитие монологической речи;

— усиление коммуникативных свойств.

Воспитательная:

  1. Воспитание требовательности к себе, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности и ответственности;

  2. Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки;

  3. Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, сопереживания.

Планируемые результаты:

  • Предметные: формировать знания об особенностях рельефа Африки и полезных ископаемых, выявлять взаимосвязь геологического строения и форм рельефа территории, формировать умения работать с тектонической и физической картами, запоминать географическую номенклатуру;

  • Метапредметные: формулировать вопросы, развивать исследовательские умения: выдвигать предположения, анализировать и оценивать информацию, делать выводы; формировать у учащихся умения устанавливать причинно – следственные связи, работать в новой ситуации;

  • Личностные: совершенствовать умения работать в группе, развивать познавательный интерес.

Оборудование:

Наглядные пособия – настенные карты «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки», атласы.

Дидактический материал – «План и цели урока», тест «Рельеф Африки», иллюстрации.

ТСО – видеофрагмент «Атлас», мультимедийный проектор.

Структура урока:

1) Постановка целей урока.

2) Актуализация знаний.

3) Этап разъяснения и усвоения нового материала.

4) Этап выработки умений и навыков, закрепления новых знаний.

5) Подведение итогов урока.

6) Этап информации учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Сценарий урока географии по теме «Рельеф Африки»

Этап, время

Учитель

Ученик

Обоснование

I Оргмомент-1 мин.

Приветствие

Приветствие учителя, рапорт дежурного об отсутствующих.

Организация внимания, настрой учащихся на рабочий ритм, воспитание сознательной дисциплины.

Фронтальная беседа по домашнему заданию- 1 мин.

— Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

— К каким материкам относится Африка по географическому положению?

— Только ли из-за ГП мы называем Африку южным материком?

Отвечают на вопросы:

— На прошлом уроке мы познакомились с темой «Африка: образ материка».

— По географическому положению Африка относится к Южным материкам.

— Африка была когда – то частью древнего южного материка.

Слайд №1

Внимательно слушают учителя.

Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала.

II Актуализация знаний-5 мин.

Учитель: — Сегодня мы об Африке узнаем еще больше, я вам предлагаю выполнить задание:

Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют Африке:

1) наиболее влажный материк;

2) экватор проходит почти посередине;

3) омывается четырьмя океанами;

4) занимает по площади второе место;

5) расположены великие разломы;

6) самый большой по площади материк;

7) самый жаркий материк;

8) расположена самая длинная горная цепь на суше;

9) материк пересекается двумя тропиками;

10) в рельефе преобладают равнины.

Учитель:

— Какие характеристики Африки вызвали затруднения при ответе?

— По каким характеристикам было мнение спорное?

— Значит, с какой темой урока мы должны будем сегодня познакомиться?

Ребята, я вам сегодня подготовила к уроку видеофрагмент, я его долго искала и, надеюсь, он вам очень понравится.

Видеофрагмент. Приложение №2

Учащиеся слушают и осмысливают задание.

Выбирают правильные характеристики Африки.

Ответы учащихся:

— Затруднения вызвали такие характеристики, как – расположены великие разломы, в рельефе преобладают равнины.

— По этим же характеристикам было мнение спорное.

— Мы должны будем познакомиться с темой урока «Рельеф Африки».

Слушают друг друга, поправляют, корректируют знания.

Внимательно смотрят видеофрагмент, который помогает осознать красоту и неповторимость континента.

Осуществление оперативного контроля за знаниями учащихся.

Установление уровня готовности учащихся к изучению нового материала.

Актуализация субъектного опыта учащихся.

Нестандартная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации.

Развитие непроизвольного внимания.

III Изучение и усвоение нового материала- 12 мин.

IV. Закрепление материала. Выработка умений и навыков – 23мин.

  1. Вступительное слово учителя по новой теме.

Об Африке говорить можно очень много, но цели сегодняшнего урока следующие:

Приложение №3

Учитель: — Ребята, пункт 1 плана, мы уже выполнили, вспомнив характеристику континента.

— Рассказ учителя по новой теме.

Разнообразие природы Африки связано не только с ее ГП, но и со сложностью строения земной коры в пределах материка. О том, как шло формирование континента, давайте послушаем ребят, которые подготовили проект на тему – «Африка – часть древнего материка».

Работа группы. Сообщения участников группы – представление проекта «Африка – часть древнего материка»:

  1. О Гондване.

  2. Сравнительное положение южных материков по отношению к Африке в начальную фазу раскола Пангеи и в настоящее время (Схема Гондваны).

Учитель: — Спасибо ребята, молодцы. А мы изучаем рельеф дальше, слушаем учителя, работаем с учебником, картами атласа. Вспоминаем то, что вам уже знакомо.

— Работа с картами «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки»:

— Вспомните, почему изучение компонентов природы начинается с рельефа.

— Назовите основные формы рельефа.

— По картам атласа определите, какие формы рельефа преобладают на территории материка.

— Назовите особенности рельефа Африки. Приведите пример взаимосвязи крупной формы рельефа материка со строением земной коры.

— Объясните преобладание равнин на материке.

— Какие горы есть в Африке?

— Почему на севере материка горы складчатые, а на востоке вулканические и глыбовые?

— На какие две части можно разделить Африку по преобладающим высотам?

— Какими полезными ископаемыми богата Северная часть Африки, а какими — Южная?

— С чем связано такое различие в составе полезных ископаемых?

Учитель: — И так, давайте установим взаимосвязь и взаимозависимость между тектоническим строением земной коры и особенностями рельефа Африки.

Таким образом, анализ физической карты Африки и карты «Строение земной коры» позволяет сделать следующие выводы об особенностях ее рельефа, а поможет нам при этом задание, которое называется —

Закончи предложения:

— В основании материка лежит …, на которой расположены ….. .

— Складчатым областям соответствуют ….. .

— Рельеф Африки разнообразен, это — …., …., …, …, …. .

— На материке преобладают …. .

— Горы расположены в основном на ….

  • Учащиеся подводятся к идее, что земная кора все время изменяется, на определенном этапе образуются платформы, потом происходит дальнейшее формирование различных форм рельефа.

Ярким примером этого развития является рельеф Африки.

Учитель: — Ребята, вы молодцы! Сумели сделать выводы, хорошо поработали с книгой, атласом. Была представлена интересная презентация. А сейчас переходим к следующему пункту нашего плана. Что у нас по плану?

Вам предлагается деловая игра «Туристическая фирма».

Цель игры: — Подготовка буклетов об отдельных частях материка, чтобы завлечь туристов в Африку, и чтобы туристы получили информацию о данных районах.

Инструкция – 1) работаем в группах;

  1. Вы должны выбрать характеристики части материка из конвертов.

  2. Вам предлагаются в помощь карточки, когда группа готова, руководитель поднимает карточку: зеленая карточка – предварительная проверка, красная карточка – буклет готов.

  3. Пользуйтесь любым материалом.

5) Соблюдаем тишину, не мешаем другим.

Итак, подготовьтесь к работе в группах.

Составление буклетов об отдельных частях материка – работа в группах.

  • План описания – учебник стр.311

I гр. – Атласские горы

II гр. – Эфиопское нагорье

III гр. – Драконовы горы

IV гр. — Рувензори.

V гр. – Восточно-Африканское плоскогорье

План:

1)В какой части материка расположена форма рельефа?

2)В каком направлении тянется?

3)Каковы размеры?

4)Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?

5)А это вы знаете?

Учитель контролирует и координирует работу групп.

Учитель:

Когда все карточки подняли, т. е. группы готовы к ответу, займите свои места.

Заслушать выступления групп – реклама туристической фирмы маршрутов по Африке .

Беседа:

— Если бы вам представилась возможность путешествия, какую часть Африки вы посетили бы и почему?

— Какое место на изученном материке сейчас больше всего соответствует вашему настроению?

Учитель:

— Ребята, для того, чтобы определить, как вы усвоили материал, вам предлагаются разно — уровневые задания.

Работать будете с теми заданиями, которые вы выберете.

Учитель озвучивает инструкцию

    Разно — уровневые задания.

1 уровень:

— Как называется плита, на которой расположен материк?

— Что еще лежит на плите, кроме материка?

— Перечислите основные тектонические структуры на территории Африки.

2 уровень:

— Объясните, какие процессы происходят при столкновении и раздвижении плит?

— Подтвердите правильность утверждения – Африка- материк равнин.

— Сравните влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа Африки.

3 уровень:

— Представьте и объясните, что произойдет с ГП Африки через многие тысячи лет.

— Сделайте вывод о влиянии тектонического строения Африки на ее рельеф.

После окончания работы, ребята, вы можете взять задания домой и поработать над всеми.

Слайд №2 – Цели урока

Внимательно слушают учителя, осмысливают цели урока.

Самостоятельно знакомятся с планом урока и приступают к его выполнению.

Слайд №3 – План урока

Презентация

Слайд № 4- №7

Сообщения участников группы – представление проекта «Африка – часть древнего материка».

Слушают выступление группы учащихся с представлением проекта.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы:

— Рельеф оказывает влияние на все другие компоненты природы; от него зависят климат, внутренние воды.

-Основными формами рельефа являются горы, равнины.

— На территории Африки расположено больше равнин.

-Преобладание равнин объясняется тем, что в основании материка лежит платформа.

— Африку можно разделить на две части – Северная и Западная Африка – равнинная, а Восточная и Южная – горная.

— Северная Африка богата полезными ископаемыми осадочного происхождения, а Южная – магматического происхождения.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя, дополняют, поправляют друг друга.

Работают с учебником и картами атласа.

Работают с предложенным заданием «Закончи предложения…»

Слайд №8

Проверьте свои знания:

— В основании материка лежит платформа, на которой расположены равнины.

— Складчатым областям соответствуют горы .

— Рельеф Африки разнообразен, это — равнины, плоскогорья, низменности, возвышенности, горы.

— На материке преобладают равнины.

— Горы расположены в основном на окраинах материка.

Слушают, осознают задание.

Включаются в деловую игру «Туристическая фирма

Приступают к работе с сигнальными карточками.

Слушают выступления ребят из других групп.

Дополняют ответы товарищей.

Высказывают свое мнение.

Ответы учащихся на вопросы:

Я бы посетил Северную Африку, т.к. там хороший климат для отдыха, расположены интересные страны.

— Я бы побывала на юге материка, где Драконовы горы, т. к. там очень разнообразная природа.

Приложение №2

Проверка выполнения заданий:

Ребята, задания 1 уровня кто выбрал?

-1 уровень на экран;

— 2 и 3 уровень заслушать ответы.

Слайд № 9

Ответы на вопросы заданий 1 уровня:

1.Плита, на которой расположена Африка, называется Африканская.

2.Кроме материка на плите лежат ложа Атлантического и Индийского океанов.

3.Основные тектонические структуры: Африкано -Аравийская платформа и области древнейшей и древней складчатости.

Формирование целенаправленного характера учебной деятельности.

Концентрация внимания. Обеспечение

восприятия и осознания нового материала.

Презентация усиливает восприятие существенных сторон изучаемого материала.

Развитие речи, расширение кругозора.

Активизация познавательной мотивации.

Обучение учащихся собственной деятельности по изучению нового материала (самостоятельность и осознанность)

Развитие оперативной памяти, произвольного внимания.

Работа с учебником, картами атласа формирует навыки самостоятельной работы, активизирует мыслительную деятельность.

Этот момент урока способствует развитию умения учащихся устанавливать причинно- следственные связи, делать сравнения.

Первичное осознание, обобщение и систематизация нового материала.

Словарная работа – проверка глубины понимания и устранение пробелов в усвоении учебного материала.

Игровой момент стимулирует познавательную активность, интерес к изучаемому материалу.

Развитие способности применять знания на практике.

Формирование осознанного, субъектного отношения к изучаемому.

Воспитание ответственности, умения радоваться успехам товарищей

Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задания.

Закрепление знаний в нестандартной ситуации.

Воспитание дисциплинированности, товарищества, взаимовыручки.

Оказание дифференцирован-ной помощи, обеспечение контроля и самоконтроля.

Развитие речи, памяти, воображения, умения слушать

Развитие умения воспроизводить основные идеи учебного материала.

Создание ситуации успеха при использовании разнообразных форм закрепления материала.

Формирование самостоятельности.

Включение новых знаний в систему изученного материала.

Учитель: — Ребята, а сейчас, мы должны проверить, как вы усвоили новый материал. Вам предлагается выполнить тест

— « Рельеф Африки».

Бланк ответов прилагается к тесту.

Приложение №5 – ТЕСТ

.

Внимательно знакомятся с тестом, приступают к выполнению задания.

Слайд №10

Работа с тестами позволяет осуществить оперативный контроль знаний, умений, навыков учащихся по новой теме, помогает сделать вывод об уровне осознанности и прочности знаний по теме, оценить работу всех учащихся.

V. Подведение итогов урока -2 мин.

  • Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

  • Что понравилось на уроке?

  • А кто понравился?

  • Что запомнилось?

  • Какое задание хотелось бы сделать еще раз?

  • Учитель благодарит всех за работу, поощряет активных учащихся за грамотные и правильные ответы на уроке.

Выставление в журнал оценок за урок.

Активно включаются в беседу, высказывают свои мнения, отношения к уроку:

— Мы узнали очень много интересного материала, когда работали в группах и составляли буклеты.

— Больше всего запомнилось выступление ребят, подготовивших презентацию «Африка – часть Гондваны».

— Я бы выполнил еще раз рано – уровневые задания.

Развитие умений делать выводы, объективно оценивать уровень достигнутых целей урока, работу товарищей.

VI. Домашнее задание — 1 мин.

Учитель предлагает записать в дневники домашнее задание.

Конкретизирует его, добивается, чтобы оно было понято всеми учащимися.

§ 25 (Ответить на вопросы в конце параграфа)

Самостоятельная работа на контурных картах —

отметить (подписать) основные формы рельефа и полезные

ископаемые.

Записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы.

Слайд №11

Мотивирование домашнего задания, создание атмосферы доброжелательности, уверенности в успешном его выполнении всеми учащимися.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here