Надысина Вера Петровна, учитель географии
МБОУ СОШ №14 г. Саров Нижегородской области
Урок географии в 7 классе по теме «Рельеф Африки» в разделе
«Материки и страны».
Урок «Рельеф Африки» является вторым уроком из проводимых по теме «Африка».
Тип урока – изучение нового материала. Проводится по технологии личностно – ориентированного обучения.
Исходный уровень состояния ЗУН учащихся, необходимых для изучения новой темы:
Опорой при изучении нового материала будут служить знания, полученные учащимися при изучении:
-
начального курса географии – 6 кл. тема «Литосфера». Учащиеся знают определение литосферы, строение материковой и океанической земной коры, из чего состоит земная кора, рельеф и его основные формы;
2) курса «География материков и океанов»7 кл. тема «Развитие земной коры». Учащиеся знают понятие платформы и литосферных плит, о процессе движения литосферных плит, о границах литосферных плит, о формах рельефа, соответствующих платформам и границам литосферных плит.
Учащиеся умеют самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, картами физической и строения земной коры, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи. Умеют читать карту, находить на карте горы и равнины, определять их.
Цели урока:
Образовательная – 1) познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки;
2) научить сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры и выявлять зависимость рельефа от строения земной коры;
3) формировать умения и навыки по определению основных форм рельефа на отдельных участках материка (Атласские и Драконовы горы, Эфиопское нагорье, Восточно – Африканское плоскогорье, горы Рувензори и равнины).
Развивающая:
-
Формирование познавательного интереса к предмету география через:
— установление связи изучаемого материала с жизнью;
— использование научно — популярной литературы;
— организацию деловой игры;
— использование разно — уровневых заданий;
— использование мультимедийного проектора (показ презентаций).
2) Формирование умственных учебных действий:
а) Анализа и синтеза:
— через анализ основных форм рельефа по физической карте Африки;
— через анализ особенностей формирования земной коры;
б) Сравнения через:
— сравнение карты физической и карты строения земной коры;
— сравнение форм рельефа отдельных частей Африки;
— сравнение тектонического строения Африки в далеком прошлом и на современном этапе.
в) Обобщение и систематизация через:
— составление буклетов отдельных частей материка;
— установление связей между тектоническим строением и особенностями рельефа материка;
— установление связей между рельефом и размещением полезных ископаемых.
3) Развитие действий контроля и самоконтроля:
а) Пошаговый контроль:
— при выборе характеристик, относящихся к Африке;
— при выполнении заданий по карте атласа;
— при формулировании выводов;
— при выполнении разно — уровневых заданий по закреплению изученного материала;
б) Итоговый контроль:
— выполнение тестового задания «Рельеф Африки».
-
Развитие сенсорной сферы:
а) восприятия;
б) памяти – словесно — логической, эмоциональной, наглядно – образной, оперативной, долговременной;
в) внимания – произвольного и непроизвольного, целенаправленного.
-
Развитие речи:
— обогащение словарного запаса;
— развитие монологической речи;
— усиление коммуникативных свойств.
Воспитательная:
-
Воспитание требовательности к себе, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности и ответственности;
-
Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки;
-
Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, сопереживания.
Планируемые результаты:
-
Предметные: формировать знания об особенностях рельефа Африки и полезных ископаемых, выявлять взаимосвязь геологического строения и форм рельефа территории, формировать умения работать с тектонической и физической картами, запоминать географическую номенклатуру;
-
Метапредметные: формулировать вопросы, развивать исследовательские умения: выдвигать предположения, анализировать и оценивать информацию, делать выводы; формировать у учащихся умения устанавливать причинно – следственные связи, работать в новой ситуации;
-
Личностные: совершенствовать умения работать в группе, развивать познавательный интерес.
Оборудование:
Наглядные пособия – настенные карты «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки», атласы.
Дидактический материал – «План и цели урока», тест «Рельеф Африки», иллюстрации.
ТСО – видеофрагмент «Атлас», мультимедийный проектор.
Структура урока:
1) Постановка целей урока.
2) Актуализация знаний.
3) Этап разъяснения и усвоения нового материала.
4) Этап выработки умений и навыков, закрепления новых знаний.
5) Подведение итогов урока.
6) Этап информации учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Сценарий урока географии по теме «Рельеф Африки»
Учитель | Ученик | Обоснование | |
I Оргмомент-1 мин. | Приветствие | Приветствие учителя, рапорт дежурного об отсутствующих. | Организация внимания, настрой учащихся на рабочий ритм, воспитание сознательной дисциплины.
|
Фронтальная беседа по домашнему заданию- 1 мин. | — Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? — К каким материкам относится Африка по географическому положению? — Только ли из-за ГП мы называем Африку южным материком?
| Отвечают на вопросы: — На прошлом уроке мы познакомились с темой «Африка: образ материка». — По географическому положению Африка относится к Южным материкам. — Африка была когда – то частью древнего южного материка. Слайд №1 Внимательно слушают учителя. | Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. |
II Актуализация знаний-5 мин. | Учитель: — Сегодня мы об Африке узнаем еще больше, я вам предлагаю выполнить задание:
Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют Африке: 1) наиболее влажный материк; 2) экватор проходит почти посередине; 3) омывается четырьмя океанами; 4) занимает по площади второе место; 5) расположены великие разломы; 6) самый большой по площади материк; 7) самый жаркий материк; 8) расположена самая длинная горная цепь на суше; 9) материк пересекается двумя тропиками; 10) в рельефе преобладают равнины. Учитель: — Какие характеристики Африки вызвали затруднения при ответе? — По каким характеристикам было мнение спорное? — Значит, с какой темой урока мы должны будем сегодня познакомиться?
Ребята, я вам сегодня подготовила к уроку видеофрагмент, я его долго искала и, надеюсь, он вам очень понравится.
Видеофрагмент. Приложение №2
|
Учащиеся слушают и осмысливают задание.
Выбирают правильные характеристики Африки.
Ответы учащихся:
— Затруднения вызвали такие характеристики, как – расположены великие разломы, в рельефе преобладают равнины. — По этим же характеристикам было мнение спорное.
— Мы должны будем познакомиться с темой урока «Рельеф Африки».
Слушают друг друга, поправляют, корректируют знания. Внимательно смотрят видеофрагмент, который помогает осознать красоту и неповторимость континента.
|
Осуществление оперативного контроля за знаниями учащихся.
Установление уровня готовности учащихся к изучению нового материала.
Актуализация субъектного опыта учащихся.
Нестандартная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации.
Развитие непроизвольного внимания. |
III Изучение и усвоение нового материала- 12 мин.
IV. Закрепление материала. Выработка умений и навыков – 23мин. |
Об Африке говорить можно очень много, но цели сегодняшнего урока следующие: Приложение №3
Учитель: — Ребята, пункт 1 плана, мы уже выполнили, вспомнив характеристику континента. — Рассказ учителя по новой теме. Разнообразие природы Африки связано не только с ее ГП, но и со сложностью строения земной коры в пределах материка. О том, как шло формирование континента, давайте послушаем ребят, которые подготовили проект на тему – «Африка – часть древнего материка». — Работа группы. Сообщения участников группы – представление проекта «Африка – часть древнего материка»:
Учитель: — Спасибо ребята, молодцы. А мы изучаем рельеф дальше, слушаем учителя, работаем с учебником, картами атласа. Вспоминаем то, что вам уже знакомо. — Работа с картами «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки»: — Вспомните, почему изучение компонентов природы начинается с рельефа. — Назовите основные формы рельефа. — По картам атласа определите, какие формы рельефа преобладают на территории материка. — Назовите особенности рельефа Африки. Приведите пример взаимосвязи крупной формы рельефа материка со строением земной коры. — Объясните преобладание равнин на материке. — Какие горы есть в Африке? — Почему на севере материка горы складчатые, а на востоке вулканические и глыбовые? — На какие две части можно разделить Африку по преобладающим высотам? — Какими полезными ископаемыми богата Северная часть Африки, а какими — Южная? — С чем связано такое различие в составе полезных ископаемых? Учитель: — И так, давайте установим взаимосвязь и взаимозависимость между тектоническим строением земной коры и особенностями рельефа Африки. Таким образом, анализ физической карты Африки и карты «Строение земной коры» позволяет сделать следующие выводы об особенностях ее рельефа, а поможет нам при этом задание, которое называется — Закончи предложения: — В основании материка лежит …, на которой расположены ….. . — Складчатым областям соответствуют ….. . — Рельеф Африки разнообразен, это — …., …., …, …, …. . — На материке преобладают …. . — Горы расположены в основном на ….
Ярким примером этого развития является рельеф Африки.
Учитель: — Ребята, вы молодцы! Сумели сделать выводы, хорошо поработали с книгой, атласом. Была представлена интересная презентация. А сейчас переходим к следующему пункту нашего плана. Что у нас по плану?
Вам предлагается деловая игра «Туристическая фирма».
Цель игры: — Подготовка буклетов об отдельных частях материка, чтобы завлечь туристов в Африку, и чтобы туристы получили информацию о данных районах.
Инструкция – 1) работаем в группах;
5) Соблюдаем тишину, не мешаем другим. Итак, подготовьтесь к работе в группах.
Составление буклетов об отдельных частях материка – работа в группах.
I гр. – Атласские горы II гр. – Эфиопское нагорье III гр. – Драконовы горы IV гр. — Рувензори. V гр. – Восточно-Африканское плоскогорье
План: 1)В какой части материка расположена форма рельефа? 2)В каком направлении тянется? 3)Каковы размеры? 4)Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты? 5)А это вы знаете? Учитель контролирует и координирует работу групп. Учитель: Когда все карточки подняли, т. е. группы готовы к ответу, займите свои места.
Заслушать выступления групп – реклама туристической фирмы маршрутов по Африке .
Беседа: — Если бы вам представилась возможность путешествия, какую часть Африки вы посетили бы и почему?
— Какое место на изученном материке сейчас больше всего соответствует вашему настроению?
Учитель: — Ребята, для того, чтобы определить, как вы усвоили материал, вам предлагаются разно — уровневые задания. Работать будете с теми заданиями, которые вы выберете. Учитель озвучивает инструкцию
Разно — уровневые задания.
1 уровень: — Как называется плита, на которой расположен материк? — Что еще лежит на плите, кроме материка? — Перечислите основные тектонические структуры на территории Африки.
2 уровень: — Объясните, какие процессы происходят при столкновении и раздвижении плит? — Подтвердите правильность утверждения – Африка- материк равнин. — Сравните влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа Африки.
3 уровень: — Представьте и объясните, что произойдет с ГП Африки через многие тысячи лет. — Сделайте вывод о влиянии тектонического строения Африки на ее рельеф.
После окончания работы, ребята, вы можете взять задания домой и поработать над всеми. |
Слайд №2 – Цели урока Внимательно слушают учителя, осмысливают цели урока. Самостоятельно знакомятся с планом урока и приступают к его выполнению. Слайд №3 – План урока
Презентация Слайд № 4- №7 Сообщения участников группы – представление проекта «Африка – часть древнего материка».
Слушают выступление группы учащихся с представлением проекта.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы: — Рельеф оказывает влияние на все другие компоненты природы; от него зависят климат, внутренние воды. -Основными формами рельефа являются горы, равнины. — На территории Африки расположено больше равнин. -Преобладание равнин объясняется тем, что в основании материка лежит платформа. — Африку можно разделить на две части – Северная и Западная Африка – равнинная, а Восточная и Южная – горная. — Северная Африка богата полезными ископаемыми осадочного происхождения, а Южная – магматического происхождения.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, дополняют, поправляют друг друга.
Работают с учебником и картами атласа.
Работают с предложенным заданием «Закончи предложения…»
Слайд №8 Проверьте свои знания: — В основании материка лежит платформа, на которой расположены равнины. — Складчатым областям соответствуют горы . — Рельеф Африки разнообразен, это — равнины, плоскогорья, низменности, возвышенности, горы. — На материке преобладают равнины. — Горы расположены в основном на окраинах материка.
Слушают, осознают задание.
Включаются в деловую игру «Туристическая фирма
Приступают к работе с сигнальными карточками.
Слушают выступления ребят из других групп. Дополняют ответы товарищей.
Высказывают свое мнение. Ответы учащихся на вопросы: — Я бы посетил Северную Африку, т.к. там хороший климат для отдыха, расположены интересные страны. — Я бы побывала на юге материка, где Драконовы горы, т. к. там очень разнообразная природа.
Приложение №2 Проверка выполнения заданий: Ребята, задания 1 уровня кто выбрал? -1 уровень на экран; — 2 и 3 уровень заслушать ответы. Слайд № 9
Ответы на вопросы заданий 1 уровня:
1.Плита, на которой расположена Африка, называется Африканская. 2.Кроме материка на плите лежат ложа Атлантического и Индийского океанов. 3.Основные тектонические структуры: Африкано -Аравийская платформа и области древнейшей и древней складчатости. | Формирование целенаправленного характера учебной деятельности.
Концентрация внимания. Обеспечение восприятия и осознания нового материала.
Презентация усиливает восприятие существенных сторон изучаемого материала.
Развитие речи, расширение кругозора.
Активизация познавательной мотивации.
Обучение учащихся собственной деятельности по изучению нового материала (самостоятельность и осознанность)
Развитие оперативной памяти, произвольного внимания.
Работа с учебником, картами атласа формирует навыки самостоятельной работы, активизирует мыслительную деятельность.
Этот момент урока способствует развитию умения учащихся устанавливать причинно- следственные связи, делать сравнения.
Первичное осознание, обобщение и систематизация нового материала.
Словарная работа – проверка глубины понимания и устранение пробелов в усвоении учебного материала.
Игровой момент стимулирует познавательную активность, интерес к изучаемому материалу.
Развитие способности применять знания на практике. Формирование осознанного, субъектного отношения к изучаемому.
Воспитание ответственности, умения радоваться успехам товарищей
Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задания.
Закрепление знаний в нестандартной ситуации. Воспитание дисциплинированности, товарищества, взаимовыручки.
Оказание дифференцирован-ной помощи, обеспечение контроля и самоконтроля. Развитие речи, памяти, воображения, умения слушать Развитие умения воспроизводить основные идеи учебного материала.
Создание ситуации успеха при использовании разнообразных форм закрепления материала. Формирование самостоятельности. Включение новых знаний в систему изученного материала.
|
|
Учитель: — Ребята, а сейчас, мы должны проверить, как вы усвоили новый материал. Вам предлагается выполнить тест — « Рельеф Африки».
Бланк ответов прилагается к тесту.
Приложение №5 – ТЕСТ
. |
Внимательно знакомятся с тестом, приступают к выполнению задания.
Слайд №10 | Работа с тестами позволяет осуществить оперативный контроль знаний, умений, навыков учащихся по новой теме, помогает сделать вывод об уровне осознанности и прочности знаний по теме, оценить работу всех учащихся. |
V. Подведение итогов урока -2 мин. |
Выставление в журнал оценок за урок.
| Активно включаются в беседу, высказывают свои мнения, отношения к уроку: — Мы узнали очень много интересного материала, когда работали в группах и составляли буклеты. — Больше всего запомнилось выступление ребят, подготовивших презентацию «Африка – часть Гондваны». — Я бы выполнил еще раз рано – уровневые задания. | Развитие умений делать выводы, объективно оценивать уровень достигнутых целей урока, работу товарищей. |
VI. Домашнее задание — 1 мин. | Учитель предлагает записать в дневники домашнее задание. Конкретизирует его, добивается, чтобы оно было понято всеми учащимися. § 25 (Ответить на вопросы в конце параграфа) Самостоятельная работа на контурных картах — отметить (подписать) основные формы рельефа и полезные ископаемые. | Записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы.
Слайд №11 | Мотивирование домашнего задания, создание атмосферы доброжелательности, уверенности в успешном его выполнении всеми учащимися. |