Конспект урока по математике
Тема урока: Прибавление числа 5 (урок 1-й).
Класс: 1 «Г».
Учитель: Цынгунова Х.Б.
Дата: 2 марта 2015 год.
Цели урока:
Образовательные: в результате урока учащиеся должны научиться прибавлять число 5; закрепить знания состава чисел 2, 3,4,5.
Развивающие: учащиеся должны научиться использовать знания в новой ситуации.
Воспитательные : учащиеся раскроют значимость новых знаний для практической жизни людей.
Оборудование: учебник Рудницкая В.Н. «Математика»1 класс, часть 2,М. «Вентана-Граф», 2011г.; Рудницкая В.Н. «Рабочая тетрадь по математике №3»; счетный материал.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
Умение прибавлять любое однозначное число к 10;
Знать состав чисел 2,3,4,5;
Уметь складывать число по частям;
Знать наизусть результаты сложения (с переходом через десяток);
Умение пользоваться изученной математической терминологией;
Умение измерять длину изученного отрезка.
УУД:
Личностные:
Проявлять интерес к изучению темы;
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности;
Познавательные:
Анализировать и преобразовывать информацию;
Использовать приобретенные знания;
Формулировка ответа; включение в творческую деятельность под руководством учителя;
Различать геометрические фигуры и обосновывать свое суждение.
Регулятивные:
Исправлять ошибки в задании;
Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
Выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Владеть эталоном обобщенного способа прибавления числа 5.
Коммуникативные:
Формулировать понятные для партнера высказывания;
Взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Этапы работы | Содержание этапа | |
1 | Организационный момент Цель этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию. Задачи этапа: *доброжелательный настрой учителя и учащихся; *готовность класса и оборудования урока к работе; *быстрое включение класса в деловой ритм; *организация внимания всех учащихся; *кратковременность организационного момента Методы обучения: объяснительно – иллюстративный. Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока. |
Учитель: Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Девиз нашего урока: «К новым знаниям стремимся, друзья! Без открытий нам в жизни нельзя!» |
2 | Актуализация опорных знаний Цель этапа: организовать познавательную деятельность обучающихся, подготовить к усвоению нового материала. Задачи этапа: *повторить прибавление любого числа к числу 10; *повторить состав числа 5; *дополнить числа до 10.
|
1. Устный счет. -Для того, чтобы сделать новое открытие на уроке, надо посчитать устно.
1)Повторение состава числа 5(с фишками). * На доске запись:5 = 4 + 1, 5 = 3 + 2, 5 = 2 + 3, 5 = 1 + 4, 5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1. *В рабочей тетради №1 с.48 Дорисуйте нужное число грибов до 5. Загадка. У кого пятачок есть, а на него ничего не купишь? (у поросенка)
2)Дополнить до 10. По учебнику №2 с. 68. Сколько нужно прибавить к каждому из чисел, чтобы получилось 10?
3)Прибавление числа к 10.Игра «Отвечай – не зевай». Учитель бросает мяч, называет пример. Ребенок ловит мяч, бросает обратно и говорит результат. 10+2, 10+8, 10+7, 10+4, 10+1, 10+3, 10+6, 10+9, 10+5 |
3 | Изучение нового материала Цель этапа: дать понятие о способе прибавления к числу числа 5.На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.
Задачи этапа: *обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний; *использование самостоятельности в добывании знаний
|
— Для чего повторили этот материал? (чтобы научиться прибавлять число 5). Вот какое маленькое открытие мы сделаем на уроке. -Тема нашего урока «Прибавление числа 5». На доске записана таблица прибавления числа 5 (без ответов) .-Как предлагаете выполнить сложение? (1+5, 2+5, 3+5, 4+5 – эти примеры знаем). -Каким способом предлагаете прибавить число5? Число 5 будем прибавлять по частям. Разобьем на две части так, чтобы при прибавлении первой части сразу получалось 10, а затем прибавим оставшуюся часть.
Работа по учебнику с. 68, №3.
Физкультминутка. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Видно, ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. |
4 | Закрепление знаний и повторение пройденного Цель этапа: добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.
Задачи этапа: *установление правильности и осознанности усвоения нового материала; *выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция; *самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации; *раскрыть значимость новых знаний в жизненных ситуациях.
| .
-Надо поупражняться, чтобы запомнить таблицу? *Самостоятельно решите примеры в рабочей тетради №4, с. 49. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
*Решение задач. № 6,7 с. 69 в учебнике. Запись решения на дощечке. Дополнительный материал. Для изготовления 1 кг сыра требуется 10 л молока.90 г сыра обеспечивает организм человека дневной нормой кальция, а молока для этого нужно 3 литра.
*Придумайте задачу на сложение об учениках 1 и 2 класса. *Решите задачу: На яблоне росло 8 яблок, а на клёне на 5 яблок больше. Сколько яблок росло на клене? *Решение задач в стихах. Полосатый бурундук Открывает свой сундук: -Будем желуди считать. Сколько будет: три да пять? Может, девять желудей? Ну-ка, спросим у людей. (3+5=8) Вот задумал еж друзей Пригласить на юбилей. Пригласил двух медвежат, Трех зайчат и пять бельчат. Посчитайте поскорей, Сколько у ежа друзей? (2+3+5=10) *Измерение длины отрезков.№15 с.51 в рабочей тетради. Придумайте вопросы и задания к этому чертежу.
*Сколько треугольников? № 16 с. 52 в рабочей тетради. Работа по группам. Проверка на доске.
|
5 | Подведение итогов урока Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективы последующей работы |
-Вернемся к девизу урока («К новым знаньям стремимся, друзья! Без открытий нам в жизни нельзя!») -Что нового узнали на уроке? — Какое «открытие» сделали? -Чему научились? -Всем было легко? -Надо еще потренироваться? -Оцените свою работу (смайликом). -Где пригодится это знание? |
Самоанализ урока (по Конаржевскому).
Данный урок проходил в 1 «Г» классе, в котором 22 учащихся. Класс в целом слабый, лишь половина имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.
Если говорить о месте данного урока в курсе математики, то это (первый) урок изучения нового материала из серии уроков по теме «Прибавление и вычитание числа 5». В рамках данной темы необходимо было учитывать возрастные особенности класса, способность класса к самоорганизации.
Следовательно, тип урока — урок первичного предъявления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: в результате урока учащиеся должны научиться прибавлять число 5; закрепить знания состава чисел 2, 3,4,5.
Развивающие: учащиеся должны научиться использовать знания в новой ситуации.
Воспитательные : учащиеся раскроют значимость новых знаний для практической жизни людей.
Оборудование: учебник Рудницкая В.Н. «Математика»1 класс, часть 2,М. «Вентана-Граф», 2011г.; Рудницкая В.Н. «Рабочая тетрадь по математике №3»; счетный материал.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
Умение прибавлять любое однозначное число к 10;
Знать состав чисел 2,3,4,5;
Уметь складывать число по частям;
Знать наизусть результаты сложения (с переходом через десяток);
Умение пользоваться изученной математической терминологией;
Умение измерять длину изученного отрезка.
УУД:
Личностные:
Проявлять интерес к изучению темы;
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности;
Познавательные:
Анализировать и преобразовывать информацию;
Использовать приобретенные знания;
Формулировка ответа; включение в творческую деятельность под руководством учителя;
Различать геометрические фигуры и обосновывать свое суждение.
Регулятивные:
Исправлять ошибки в задании;
Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
Выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Владеть эталоном обобщенного способа прибавления числа 5.
Коммуникативные:
Формулировать понятные для партнера высказывания;
Взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
В структуре урока можно выделить несколько этапов:
-
Организационный момент. Цель этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию.
-
Актуализация опорных знаний. Цель этапа: организовать познавательную деятельность обучающихся, подготовить к усвоению нового материала.
-
Изучение нового материала. Цель этапа: дать понятие о способе прибавления к числу числа 5.На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.
-
Закрепление знаний и повторение пройденного. Цель этапа: добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.
-
Подведение итогов урока. Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективы последующей работы.
На данном уроке использовались следующие методы обучения:
1.По источнику знания:
а) словесные – объяснение учителя, беседа с учащимися о значении новых знаний и умений в практической жизни людей;
б) наглядные – работа с фишками, рисунками в учебнике на стр.68, 69; в рабочей тетради на стр.48, 49;
в) практические – выполнение заданий по измерению отрезков в рабочей тетради на стр.51;
2.По характеру познавательной деятельности: частично – поисковый;
3.По степени самостоятельности:
а) с учителем при получении нового знания;
б) самостоятельно при закреплении нового материала.
Использовались такие приемы как организация беседы по пройденному материалу, игровые приемы, приемы взаимопомощи.
Формы организации работы в классе:
1)индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;
2)фронтальная , при актуализации опорных знаний;
3)парная, при закреплении знаний, решении примеров;
4)групповая , при подсчете геометрических фигур.
Использовались средства обучения: демонстрационный слайдовый анимационный материал, счетные палочки, учебно-наглядное пособие.
Активность на данном уроке была примерно 70%, так как слабоуспевающие учащиеся в основном слушали и работали по индивидуальным карточкам. Я думаю, что данный урок соответствовал цели, задачам и содержанию, возрастной категории класса. Урок цели достиг, запланированное в полном объеме усвоено и реализовано. Результаты на мой взгляд оптимальны. Урок имел больше практическую направленность. На уроке меньше всего удалось успешно решать задачи, причина тому — многие не умеют читать достаточно бегло и не понимают прочитанное.