МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г.БАЛАБАНОВО»

Конспект урока математики

1класс

ДСДМ «Школа 2000».

Предметная линия «Перспектива»

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема: «Сравнение двузначных чисел».

Раздел: Числа и арифметические действия с ними

Пройденный материал: Счет десятками и единицами; название и запись чисел до 20; разрядные слагаемые; сложение и вычитание в пределах 20; нумерация двузначных чисел.

Составные задачи на нахождение части (целое не известно)

Последующие темы: Сложение и вычитание двузначных чисел; Квадратная таблица сложения.

Характеристика деятельности учащихся:

Читать, записывать и строить графические модели двузначных чисел, складывать и вычитать их.

Называть, записывать двузначные числа , уметь раскладывать их на разрядные слагаемые, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 20.

Записывать способы действий с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы при решении задач и примеров.

Подбирать схемы и модели к задачам, решать задачи изученных видов.

Выполнять задания поискового характера.

Автор: Медведева Наталья Ивановна

учитель начальных классов

Основные цели:

1) сформировать умение сравнивать двузначные числа; формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.

2) актуализировать знания о нумерации двузначных чисел, умения записывать двузначные числа разными способами, тренировать вычислительный навык, тренировать умение решать составные задачи на нахождение части (целое неизвестно).

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Компоненты урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности (ученик должен знать, что значит уметь учиться);

2) определить тематические рамки урока (ученик должен понимать, какие знания из пройденных на этом уроке понадобятся).

3)создать условия для возникновения у каждого ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Самоопределение(Л)

Смыслообразование (Л)

«Знаю-могу-хочу»-волевая саморегуляция(Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

-Сегодня у нас несколько необычный урок, у нас сегодня присутствуют гости. Повернитесь, поприветствуйте их, пожалуйста.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь знания открывать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

-Садитесь, пожалуйста.

Прочитайте девиз на сегодняшний урок.

Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься.

— Как вы его понимаете?

-А что значит «учиться»?

-Молодцы! Вы готовы трудиться на уроке!

Итак, какие числа мы сейчас изучаем, с какими числами работаем на уроках математики?

Сегодня мы продолжим изучение этого раздела, будем открывать новое знание. При открытии нового знания с чего мы начинаем нашу деятельность?

Все знания будем повторять?

Давайте улыбнемся, пожелаем удачи друг-другу (налево, направо), мне. Спасибо!

Ребята, скажите, какой праздник наша страна отмечает в пятницу, 12 апреля? У нас на уроке сегодня еще один гость-инопланетянин У-ух.Он приглашает вас в космическое путешествие на планету Математика. Полетели?

(читают вслух)

(фронтальная беседа)

-Понять, что я не знаю и самому найти способ

— С двузначными.

— С повторения.

— Нет, только те, которые пригодятся для открытия нового знания.

-День космонавтики, первый полет человека в космос.

-Да!

Слайд 1(ан.1,2)

(ан.3,4)

Слайд 2

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать знания о натуральном ряде чисел, тренировать вычислительный навык, умение сравнивать числа, представленные в укрупненных единицах счета;

2)формирование умения фиксировать актуализированные способы действий в речи;

3)тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

Использование знаково-символических средств (П)

Выполнение пробного учебного действия (Р)

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Аргументация своего мнения (К)

Использование критериев для обоснования своего суждения (К)

Чтобы сесть на борт этой космической тарелки, нужно

1) Повторить натуральный ряд чисел и ответить на мои вопросы. Готовы?

  • Сосчитайте от 10 до 19, от 24 до 28, от 23 до 15.

  • Назовите последующее число 18, 29.

  • Назовите предыдущее число 10, 20.

  • Назовите соседей числа 22, 56.

  • Какое число стоит между 64 и 66; 45 и 47.

  • Назовите число, в котором 3 д 7 е; 5 д 6 е; 9д 5 е.

  • Сколько десятков и единиц в числах 42, 39, 76,44

  • Расскажите все, что знаете о числе 12.

2) Тренинг вычислительного навыка

Игра «День-Ночь»

Молодцы, а теперь давайте потренируемся в счете.

«Ночь», закрыли глазки.

Проговариваю цепочку примеров.

«День»-открыли, записали ответ на красных солнышках. Какое число получилось?

Проверим.

Оцените себя на голубом листе самооценки (задание 1 –«День-ночь») Кто ошибся ставит ?, кто получил 18 ставит +

Запишите число 18 разными способами.

-Проверьте, что у вас получилось. Оцените себя на листах самооценки.

Молодцы! Инопланетный корабль отправляется в путь.

3)Сравнение укрупненных единиц счета

Итак, наш гость У-ух доставил нас на планету Математика в страну Сравнильдию. Давайте выйдем из тарелки. Да вот беда-двери не открываются. Чтобы открыть двери, нужно сравнить числа на карточках. Достаньте, пожалуйста, желтые карточки.

Я предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

— Выходим из тарелки, проверяем работу.

Каким правилом пользовались?

4) Пробное действие

Молодцы. Давайте вспомним сами и напомним У-уху, с чего мы начинали повторение?

Наш гость не знает, какое задание вы сейчас получите. А вы знаете?

Посмотрите на доску. Нужно сравнить числа. Что нового в этом задании?

Какую цель поставим перед собой на уроке?

Определите тему урока.

Попробуйте сравнить эти числа.

У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать?

Кто получил ответ? (фиксирую варианты на доске, выделяю правильный)

Обоснуйте правильный ответ. Назовите правило, которым вы пользовались.

Работа организуется фронтально.

— 18

(Оценили себя на листе самооценки)

Один учащийся работает у доски, остальные в рабочих тетрадях.

18 = 1 д 8 е =

(Оценили себя на листе самооценки)

Переводим в одинаковые единицы измерения. Начинаем сравнивать с десятков(с укрупненных единиц счета)

(Оценили себя на листе самооценки)

-Мы повторили натуральный ряд чисел, потренировались в счете и сравнении чисел, которые представлены в укрупненных единицах счета, записали число разными способами.

-Задание, в котором есть что-то новое для нас. Чтобы понять, чего мы еще не знаем.

-Нужно сравнить двузначные числа.

Научиться сравнивать двузначные числа.

Сравнение двузначных чисел.

Учащиеся работают в рабочих тетрадях.

(поднимают руки) – Не смогли сравнить 45 и 54.

-Не можем обосновать.

Слайд 2 (ан.1)

Слайд 3 (ан.1)

Слайд 3 (ан.2)

Слайд 3 (ан.3)

Листы самооценки вклеены в рабочую тетрадь.

Слайд 4

Слайд 5

Желтые карточки (Р-2) по 1 на парту.

Слайд 5 (ан.1-4)

Слайд 5 (ан5)

Слайд 6

Слайд 6(ан1)

Слайд 6 (ан 2)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация (П)

Постановка и формулирование проблемы (П)

Структурирование знаний(П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

  • Итак, мы столкнулись с затруднением. Что мы делали пробным действием?

  • Чем это задание отличается от предыдущих?

  • Почему же возникло затруднение?

Сравнивали числа 45 и 54.

Там числа выражены в укрупненных единицах счета, а в пробном действии- нет.

У нас нет способа(эталона, правила), по которому мы можем сравнивать двузначные числа.

Слайд 7

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

Организовать построение проекта выхода из затруднения.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(П)

Выбор способов решения поставленной задачи (П)

Анализ, синтез, сравнение.обобщение (П)

Планирование (Р)

Прогнозирование(Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

    • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?

    • Какие знания вам помогут достичь цели? Какие числа мы умеем сравнивать?

    • Что делаем первым шагом в плане?

    • Какой следующий шаг?

    • Следующий шаг?

Учитель может зафиксировать план на доске.

1.Запишем числа в виде графических моделей.

2.Сравним числа.

3.Сделаем вывод.

Открыть(изобрести эталон, правило), с помощью которого мы бы могли сравнивать двузначные числа.

Выраженные в укрупненных единицах счета.

Запишем числа в укрупненных единицах (лучше изобразим в виде графических моделей)

Сравним.

Сделаем вывод.

Слайд 7

Слайд 8(ан 1, 2)

Слайд 8 (ан 3)

Сл. 8 (ан 4)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в знаках( с помощью эталона);

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

Познавательная инициатива (Р)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Использование знаково-символических средств(П)

Установление причинно-следственных связей (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Учет разных мнений, умение разрешать конфликты, умение выражать свои мысли (К)

Осознание ответственности за общее дело (Л)

    • Я предлагаю вам выполнить шаги плана в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.(Заранее назначаю ответственных и обозначаю состав групп)

    • Какие результаты у вас получились.

  • Какой вывод вы можете сделать? Как сравнивать двузначные числа?

Смотрим на десятки. Число больше то, в котором число десятков больше.

Если число десятков одинаковое- смотрим на единицы. Число больше то, у которого единиц больше.

Как сравнить однозначное и двузначное число?

Проверьте ваши выводы.

Учитель раздает учащимся эталоны к уроку 34 .

  • Что вы можете сказать о ваших выводах? Верное открытие мы сделали?

На доске фиксируется эталон Д-4.

  • Смогли вы справиться с затруднением?

  • Что вам позволяет «открытый» способ?

  • У-ух благодарит вас за открытое знание, ему очень понравилось быть первооткрывателем!

Оцените свою работу в группе(все ли у вас получилось, выполнял ли каждый правила работы в группе). На листе самооценки это графа 4.

Устали? Давайте немножко отдохнем. Сначала сделаем физминутку для глаз.

А теперь-физминутка для всего организма.

Группы выполняют план на листах маркерами.

Результаты на доску

45 < 54

Однозначное всегда меньше двузначного

-Да.

-Да.

-Сравнивать двузначные числа.

(Оценили свою работу в группе на листе самооценки)

Дети выполняют физкультминутку

Слайд 9

(ан.1,2)

Слайд 9 (ан 3,4)

Слайд 9 (ан 5,6)

Слайд 10.

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых заданий с их проговариванием во внешней речи

Выполнение действий по алгоритму (П)

Осознание и произвольное построение речевого высказывания (П)

Использование знаково-символических средств (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

  • Теперь можем идти дальше. Что мы обычно делаем на уроке после того, как открыли новое знание?

  • Вот незадача- на пути озеро. Перебраться на другой берег можно, решив примеры. Откройте с 66 №2.Работаем вместе!

Даю образец рассуждения, согласно алгоритму на эталоне.

Учитель заранее выносит примеры на доску.(с.66 №2- 1, 2 столбик)

Примеры на экране ( 3 столбик) решаем в парах.

— Проверяем.

— Кто допустил ошибку? В чем она?

Молодцы, что поняли причину ошибки. Оцените свою работу в парах на листе самооценки-задание 5

— Мы тренируемся при выполнении заданий в применении этого знания.

Учащиеся по одному выходят и решают примеры, остальные работают в учебниках.

Работа учеников в парах в учебниках.

(Оценили себя на листе самооценки)

Слайд 11

Слайд 11(ан.1)

Слайд 11(ан2-7)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) формирование умения соотнесения своей работы с эталоном для самопроверки (вербально)

3) произвести коррекцию ошибок и организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Использование знаково-символических средств (П)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Оценка (Р)

Мы перебрались на другой берег и чтобы попасть к дому нашего гостя я предлагаю вам поработать самостоятельно.

Последний столбик в №2 решаем самостоятельно.

Проверяем.

Вербально, по шагам

— У кого есть ошибки? В чем они?

Что нужно делать, чтобы ошибки не возникали? Где можно это сделать?

У кого нет ошибок?Что можете сказать? Научились вы сравнивать двузначные числа?

Оцените результат своей самостоятельной работы-задание 6.

Решают самостоятельно в учебниках

Тренироваться. При выполнении домашнего задания.

-Да.

(Оценили себя на листе самооценки)

Слайд 12 (ан1)

Слайд 12 (ан2-7)

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель:

1) организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала (Л)

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

Выведение следствий (П)

Итак, мы добрались до дома У-уха, но и нам пора возвращаться на Землю. Наш друг дарит нам ракету, но чтобы заправить ее топливом, нужно решить задачу № 6 на с.67.

Купили 10 мотков белой шерсти, 3 мотка синей и 2 мотка красной. На свитер израсходовали 11 мотков. Сколько мотков шерсти еще осталось?

— Что известно? Какого вида эта задача? Что нужно найти?

Заполним схему.

Что найдем сначала? Что потом?

Проверяем.

Каким правилом вы пользовались?

Кто допустил ошибки в выборе правила?

Кто ошибся в вычислениях?

Сделайте вывод-

Читают задачу

Фронтально делают анализ

Ученик к доске, схема начерчена заранее.

Решение записывают в тетради самостоятельно.

1 ученик рассказывает свое решение.

Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известные части.

Нужно еще тренироваться в решении задач и вычислениях

(Оценили себя на листе самооценки)- задание 7

Слайд 13

Слайд 14 (ан 1,2)

Слайд 14 (ан 3)

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: сравнение двузначных чисел;

2) зафиксировать затруднения. которые остались и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

Рефлексия способов и условий действия (П)

Структурирование знаний, оценка процесса и результатов деятельности(П)

Самооценка на основе критерия успешности (Л)

Оценка качества и уровня усвоения (Р)

Итак, горючее залито в баки и мы отправляемся домой.

Как мы заканчиваем урок?

Какое открытие сделали на сегодняшнем уроке?

Достигли ли цели? Докажите.

Оцените свою деятельность на уроке. Рассаживаться в ракете будем по местам. В нижнем отсеке, возле турбин полетит тот, кто набрал от 1 до 3 плюсов на листе самооценки.

В среднем отсеке- те, кто набрал 4-5 плюсов.

В верхнем, самом комфортабельном- те, кто набрал большее количество плюсов-6-7 из возможных семи заданий.

Прошу подойти и прикрепить свои фото на ракете.

Учитель проводит рефлексию оценивания деятельности учащихся.

-Посмотрите, сколько ребят летит у нас в среднем отсеке. О чем это говорит?

Какие трудности у нас еще встречаются?

Где можно над ними поработать?

Домашнее задание:

С.66 № 3 (в т, без схем), № 5 (в уч)

Анализируем свою работу на уроке.

Открыли способ сравнения двузначных чисел

Слайд 15 (ан 1)

Учебно-методическое обеспечение:

1.Учебник Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». 1 класс. 3 часть.

2.Л.Г. Петерсон. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы: 1 класс. В 2 частях.

3. Л.Г. Петерсон. Математика: 1 класс. Методические рекомендации

4. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода «Школа 2000…»

Математика: 1 класс. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода «Школа 2000…». Под ред. Л.Г. Петерсон.

5. Дополнительный надпредметный курс «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева и др. «Мир деятельности»: 1 класс., «Мир деятельности» 2 класс.

Технические средства:

1.Классная доска с набором магнитов

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

5. МФУ

6. Документ-камера .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here