Конспект урока по математике
Предмет: математика, 1 класс, УМК «Планета знаний».
Тема учебного занятия: Сколько всего? Сколько из них? Решение задач на нахождение слагаемого.
Место урока в теме: Раздел «А что же дальше?», урок 107, «Сколько всего? Сколько из них? Решение задач на нахождение слагаемого», 1 урок
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат урока: формирование умений решать текстовые задачи, отработка навыков вычислений.
Задачи урока (деятельность учителя):
-
Подвести учащихся к теме урока от побуждающего диалога.
-
Научить решать задачи на нахождение слагаемого и составлять схемы.
-
Обеспечить решение учебной проблемы подведением к знанию, организуя работу учащихся в парах.
-
Организовывать самоанализ и самооценку деятельности учащихся на уроке.
Оборудование урока: учебник «Математика», 1 кл., 2ч. (М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова), тетради, электронный учебник, презентация, карточки на доску.
Содержание и технология урока:
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД | |
1. Мотивация к учебной деятельности Развивать познавательную активность | Тихонечко садитесь. Какое у вас сейчас настроение? Каким должен быть урок? На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят, Наши уши внимательно слушают и всё слышат, А наша умная голова хорошо думает. Я вам желаю успехов на уроке. | Мнения учащихся. | Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. Подготовить учащихся к открытию нового знания. | Устный счёт:
Вспомним, что же нам помогает при путешествии по стране «математика»?
С какими разделами мы познакомились? Что узнали? Где сейчас находимся?
Вспомнили, молодцы! Сегодня на уроке мы будем работать с задачами. Перед вами карточки с 2-мя текстами, прочитайте и подумайте, чьи слова можно назвать задачей. В квадратик поставьте галочку. Докажите. Белка: Я собрала 8 корзин с орехами и 2 корзины с шишками. Сколько всего корзин я собрала?
Заяц: Я принёс 3 корзины, а потом ещё 5. Как же я устал!
Оцените свою работу на волшебной линеечке, назовите критерий, по которому себя оценили.
Совершенно верно, правильно рассуждали. В задачах обязательно должны быть данные и неизвестное число, которое мы должны найти, решив задачу.
В тетрадях начертите схему к задаче. Что можем о ней рассказать? Что мы называем целым, а что частью?
Кто уже с уверенностью может назвать данный тип задачи? (задача на нахождение суммы)
|
Учащиеся называют ответ.
Отвечает 1 ученик – маршрутный лист.
Мы познакомились с разделами «Десятки» — узнали что такое десяток, научились считать десятками, «Как устроены числа» — познакомились с двузначными числами, умеем последовательно называть числа, учились решать задачи, умеем называть в числах десятки и единицы, «Вычисляем в пределах 20» — научились складывать и вычитать числа без перехода через десяток, вычисляли по цепочке, научились находить длину ломаной, периметр и площадь, «Простая арифметика» — научились определять в задачах данные и находить неизвестное, записывать к задачам краткую запись, выполняли сложение и вычитание десятков, решали задачи в 2 действия, познакомились с понятиями «выражение» и «значение выражения», сравнивали двузначные числа, узнали о единицах измерения величин. Сейчас мы находимся в разделе «А что же дальше?» — познакомились с понятием «слагаемые».
Оценивают себя на линеечке. (прогностическая оценка)
Работа в паре. 2 учащихся выходят к доске: оценивают свою работу на волшебной линеечке. Называют критерий, по которому оценивали себя. Умение определять задачу.
Слова белки мы можем назвать задачей. Мы можем узнать, сколько корзин с орешками собрала белка, т.к. есть данные – 2 и 1. Есть вопрос в задаче – неизвестное. 2+1=3 (к.) Ответ: 3 корзины с орешками. А слова зайца – не можем назвать задачей. В словах зайца нам известны числа 3 и 5 – данные задачи. Но нет вопроса. Этот текст не задача.
Один ученик выполняет задание на доске. Неизвестное число – целое, а 8 и 2 – части от целого. Выполняют задание в тетрадях.
? к.
8 к.
2 к.
|
Коммуникативные УУД: монологические высказывания.
Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные УУД: Умение самостоятельно мыслить, развивать мышление.
|
3. Выявление места и причины затруднения. Способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы. | Я 10 к. для вас подготовила другую схему. Составьте задачу к схеме. Можем ли мы решить эту задачу?
8 к.
? к.
| Белка собрала 10 корзин. Из них 8 корзин с орехами, а остальные – с шишками. Сколько корзин с шишками собрала белка? Сталкиваются с проблемой. Не умеют решать такие задачи.
| Познавательные УУД: постановка проблемы и пути выхода из неё.
Коммуникативные УУД: монологические высказывания. |
4. Постановка учебной задачи. Сформулировать тему и поставить цель урока, разработать план действий. | Сегодня мы будем учиться решать задачи нового типа: на нахождение неизвестного слагаемого. На доску вывешивается тема урока: Сколько всего? Сколько из них? Какая цель нашего урока?
Чему мы будем учиться на уроке? Какой план действий наметим для поиска решения?
Молодцы! Всё верно, посмотрите на доску и скажите, все ли задачи на месте? Нет ли лишней? (Лишняя задача – научиться находить периметр прямоугольника).
Какую задачу мы уже решили?
Какая наша следующая задача?
Но сначала мы с вами немного отдохнём. |
Мы должны узнать, как решаются текстовые задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Дети вместе с учителем обсуждают учебные действия и принимают план:
Называют лишнюю задачу урока.
(1.Закрепить умения решать задачи на нахождение суммы).
(2.Научиться решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого).
| Коммуникативные УУД: монологические высказывания.
Познавательные УУД: информационные: извлечение информации
Личностные УУД: Мотивация к изучению нового учебного материала.
Регулятивные УУД: Принятие цели и постановка задач урока. Регулятивные УУД: Планирование действий. |
5. Физ. минутка | Ребята, тихонечко встаньте. 1, 2,3, 4, 5! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше, И легко-легко подышим. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. | Выполняют упражнения. |
|
6. Реализация построенного проекта. Обсуждение вариантов и выбор оптимального способа действий. | Ребята, нам с вами нужно решить задачу по схеме. Что нам известно? Что нужно найти?
Как будем решать эту задачу? Что в этой задаче целое? А что части?
Какая задача стояла перед нами?
Какую задачу урока нам нужно еще решить?
Прочитаем задание № 2 на стр. учебника 88. В секции по плаванию 16 человек. Среди них пять девочек. Нарисуй схему. Сколько в секции мальчиков? Составь и запиши равенство. Можно нарисовать и другую схему:
Какую схему удобнее рисовать? Какая тебе понятнее? | Нам известно, что белка собрала 10 корзин. Из них 8 корзин с орехами. Мы не знаем, сколько корзин с шишками собрала белка. Целое – 10 корзин. Части – 8 корзин и ? корзин. Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого 10 вычесть известную часть 8 и получим 2 корзины с шишками. Научиться решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Познакомиться с разным видом составления схем к задачам.
Читают задание про себя, вдумываются.
Поиск решения. Рассуждают и составляют равенство устно: 16 – 5=11 | Регулятивные УУД: Удержание цели и задач урока. Познавательные УУД: Анализирование условия задачи.
Коммуникативные УУД: монологические высказывания.
|
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Закрепить новый способ действий. | Работа по вариантам.
Ребята, схему каждый выбирает для себя ту, с которой удобней и понятнее вам работать. На доску вывешиваю новую схему.
По какому критерию будете себя оценивать? Обменяйтесь тетрадями. Оцените друг друга.
4 схемы на доске: оцените себя.
|
Самооценка, контроль и взаимооценка. а) 37 – 6=31 (б.) Ответ: 31 бабочка. б) 4 + 25=29 (г.) Ответ: 29 грибов.
Критерии: умение составлять схему.
|
Познавательные УУД: Моделирование условия задачи.
Коммуникативные УУД: взаимодействие, готовность слушать собеседника, вести диалог.
Регулятивные УУД: Оценка выполненных действий. Познавательные УУД: общеучебные: следование инструкции. |
8. Рефлексия учебной деятельности. Формировать умения оценивать себя | Какой вывод мы можем сделать по уроку? Решили мы поставленные задачи в начале урока? Сумели мы выполнить весь план действий? Оцените свою работу на уроке. Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение… |
Несколько человек отвечают, оценивают сою работу на уроке. | Регулятивные УУД: удержание цели и задач урока. Регулятивные УУД: Умение производить контроль и самооценку.
|