Конспект урока по математике в 1 – б классе
учителя начальных классов МБОУ «СОШ №14»
г. Донской Тульской области
Агаповой Светланы Серафимовны.
Тема: «Угол и его виды». (Тип: изучение нового)
Цель: познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый»
Задачи: Образовательные:
-
систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах;
-
формировать познавательный интерес к математике.
Развивающие:
-
развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление);
-
развить эмоциональную сферу;
-
развить коммуникативные умения
-
развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).
Воспитательные:
-
воспитать умение слушать;
-
воспитание умения работать в парах;
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять с помощью модели угольника виды углов (острый, тупой, прямой); распознавать геометрические фигуры (многоугольники, углы, лучи, точки); объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование: Линейка, угольник, карандаш, геометрические фигуры, лист бумаги, карточки с заданием, презентация.
Ход урока.
׀.Организационный момент. Создание условий для поддержания интереса к учёбе.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее —
Начнём скорей урок.
Урок математики. И начнём мы наш урок по традиции с устного счёта.
׀ ׀. Актуализация знаний. Устный счет.
1) Задачи на внимание.
-
Сколько в лесу растёт хвойных деревьев, если там 19 елей, 7 осин и 3 сосны. (22 дерева)
— Осина за день поглощает 60 л воды, а берёза на 30 л меньше. Сколько литров воды поглощает берёза? ( 30 литров) А сколько вместе?
—Долго растёт ель – 35 лет и только тогда начинают появляться на ней плоды, а кедр даёт плоды, когда ему исполняется 100 лет. На сколько позже появляются плоды у кедра, чем у ели? (на 65 лет)
2) Арифметический диктант:
-
Я задумала число, прибавила к нему 39 и получила 42. Какое число я задумала?
-
Я задумала число, вычла его из 21 и получила 15. Какое число я задумала?
-
На сколько 67 меньше 76?
-
На сколько 50 больше 38?
-
Уменьшаемое 41, разность – 26. Чему равно вычитаемое?
3) «Не ошибись» — раскодировать; установить закономерность и дополнить таблицу:
Г 7 ∙ 3 Р 6 : 3 Л 3 ∙ 3 У 3 ∙ 9 Я 3 : 1
Й 24: 3 О 3 ∙ 5 М 15: 3 О 18: 3 П 0 ∙ 3
2 | 3 | 5 | 6 | 8 |
| 27 | 21 | 15 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
׀ ׀ ׀ . Подготовка к изучению нового. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии с последующей постановкой проблемы.
— Что вы знаете о прямом угле? Давайте вспомним, как правильно построить прямой угол. Какие инструменты нам сегодня потребуются? (Находить и строить прямые углы удобно с помощью угольника). Где можно встретить углы в окружающем нас мире?
Однажды Точка
Пошла на охоту.
Взяла она лук,
Две стрелы подлинней.
Подумала точка:
«Что будет, когда я
Пущу от себя
Две стрелы подлинней?»
Подумала точка
И сделала это,
И вот получился
У нас уголок.
Красивый, веселый,
Две стенки имеет
И в точке игривый,
Смешной хохолок.
— Что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.)
— Как называется общая точка двух лучей, образовавших угол ? (Вершина угла)
— Как называются лучи, образующие угол? (Стороны угла)
— Итак, с какой темой мы продолжим заниматься на уроке? (Тема угол.)
— Какие цели мы поставим перед собой? (Узнать новую информацию о понятии «угол», познакомиться с тем, что мы еще не знаем.)
— Запомните ваши предположения, проверим их в конце урока.
׀ V. Работа с новой темой. Развитие деятельностных способностей.
— У каждого из вас на парте лежат цветные листочки.
— Возьмем каждый лист и вырежем тот угол, который на нем изображен.
Зеленый лист – прямой угол.
Розовый лист – острый угол.
Желтый лист – тупой угол.
— Найдите среди этих трех углов прямой угол. (Дети показывают зеленый угол)
нам сегодня на уроке запомнить названия наших углов.
Мама взяла мой листок,
И загнула уголок,
Угол вот такой у взрослых
Называется ПРЯМЫМ.
(Показ картинки прямого угла).
— А как же назовем остальные углы? (Дети высказывают свои мнения, возможно, они и угадают один из углов. Возникновение коллизии)
— Давайте сравним наши углы. С помощью наложения друг на друга.
— Первым положим прямой угол – зеленая модель.
Сверху положим розовую модель.
— Какой вывод можете сделать? (Розовый угол – меньше, чем прямой угол)
— Как можно назвать этот угол? (Острый угол)
Я ОСТРЫЙ – начертить хочу,
Сейчас возьму и начерчу.
Веду из точки две прямых,
Как будто два луча,
И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,
Как острие меча.
(Показ картинки острого угла).
— А теперь положим на зеленый угол желтый угол.
— Какой вывод можете сделать? (Желтый угол – больше зеленого).
— Как же мы будем называть этот угол?
А для УГЛА ТУПОГО
Всё повторяем снова:
Из точки две прямых ведём,
Но их пошире разведём.
На чертёж мой посмотри,
Он, как ножницы внутри,
Если их за два кольца
Мы раздвинем до конца.
(Показ картинки тупого угла).
— Итак, с какими тремя углами мы познакомились?
V. Работа с учебником. Первичное закрепление понятия «угол».
— Откроем учебник на с. 58.
— Прочитаем правило в первой рамочке. (Читаем 1-2 раза)
Угол меньше прямого угла называется острым углом.
— Что мы узнали из этого правила? (Учитель спрашивает 2-3 х учеников)
— Прочитаем следующее правило.
Угол больше прямого угла называется тупым углом.
— Что мы узнали из этого правила? (Учитель спрашивает 2-3 х учеников)
— Рассмотрим чертеж на с. 58 (низ страницы).
— В каком порядке на этом чертеже расположены углы – в порядке увеличения или в порядке уменьшения? (В порядке увеличения, так как сначала расположен острый угол, а он меньше прямого, а после прямого расположен тупой угол).
V ׀. Физминутка
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
V .׀ ׀ Продолжение работы по новой теме. Включение в систему новых знаний и повторение.
(Просмотр презентации)
-Выполнение № 144.
— Прочитаем задание. Что нужно выполнить в этом номере? (Найти на чертеже прямой угол)
— А где на чертеже острый угол? Где тупой?
— Начертим у себя в тетради два прямых угла.
— Вернёмся к карточкам, на которых изображены фигуры. Разделите их на фигуры, у которых есть углы острые, тупые, прямые.
Связь с жизнью
Какие профессии связаны с построением углов?
Как понимаете пословицу: «Построить здание – надо иметь знание»? или
«Дом возвести – не плетень сплести»?
А, чтобы проверить ровные ли стены возводят строители, они используют – отвес.
А, как известно перед тем, как построить здание, нужно составить его проект.
Этим занимается – архитектор. Он должен высчитать всё до мельчайших деталей, чтобы здание простояло долго. Вот здания, которые построили строители по проекту архитектора. Кто из вас, когда вырастет, хочет стать строителем или архитектором, чтобы строить дома на радость людям.
Решение задачи
Для выполнения заказа архитектор построил 97 углов. Тупых углов получилось – 19, острых – на 7 больше, чем тупых, а остальные углы – прямые. Сколько прямых углов построил архитектор?
-Кто может сам решить эту задачу?
-Кому нужна помощь?
-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
-Что мы уже знаем?
-Что не знаем?
-Можем сразу найти?
-Почему?
-Узнав сколько острых углов, построил архитектор, можем найти, сколько он построил тупых и острых углов вместе?
-А теперь можем ответить на главный вопрос задачи?
V . ׀ ׀ ׀ Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Давайте вспомним : С какой фигурой познакомились на уроке?
Что такое угол? Что такое вершина угла? Какие бывают углы? С помощью какого инструмента можно построить прямой угол? Чем острый угол отличается от прямого? Чем тупой угол отличается от прямого?
— Понравился ли вам урок? Что было интересным? Что не понравилось?
Оцените свою работу на уроке! Возьмите кружок – это смайлик. Нарисуйте личико смайлику в соответствии с тем настроением, которое у вас осталось от урока.
Спасибо за урок!
— Рассмотрите рисунок