Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» села Корткерос
Учитель — Вольф Зоя Михайловна
Тема урока математики в 1 классе: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»
Образовательная программа «Школа России».
Цель урока: создать условия для знакомства с названиями компонентов вычитания, для формирования умения читать выражения, используя эти термины.
Задачи: развивать вычислительные навыки, внимание, мышление, память;
закреплять умение решать задачи изученных видов; формировать навыки самостоятельной работы; воспитывать толерантное отношение друг к другу, воспитывать интерес к уроку математики.
Оборудование: Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С.В. Математика учебник для 1 класса, часть 2 М.: Просвещение 2011г. с. 29. Тетрадь.
Плакат «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность». Сигнальные карточки со смайликами. Конверты с карточками: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Индивидуальные карточки-задания. Мультимедийный проектор, ноутбук, диск с презентацией. Лента чисел.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Ребята, а хотите отправиться в зоопарк?!
Ученики: Да!
Учитель: Ваше желание сегодня исполнится. Мы отправимся в зоопарк.
Но это будет не обыкновенный зоопарк, а математический. Вы не только посмотрите на животных, но и будете выполнять задания, которые они принесут вам.
— Добро пожаловать в математический зоопарк! (Слайд 2 — зоопарк).
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: С чего начнём?
Ученики: С устного счёта, с повторения.
Учитель: Кого же мы видим первым в зоопарке?
(Слайд 3 — бегемот).
Ученики: Бегемота!
Учитель: Он приготовил вам задачи в стихах. Нужно устно решить задачу и показать на доске, какая карточка с решением к ней подходит.
(На доске слева висят вперемешку карточки с примерами – решениями задач и лишние примеры).
1. Мама жарит на обед
Своим детям 7 котлет.
За обедом съели детки
Лишь всего 3 котлетки.
А сколько котлет
Не съели дети в обед?(7-3=4)
2. У малышки – мартышки
На столе лежали книжки:
5 книжек про зверей,
А 4 про детей.
Кто из наших ребятишек
Скажет, сколько у мартышек книжек?(5+4=9)
3. На лужайке у реки
Расселились мотыльки;
2 сидели на ромашках,
5- на душистых кашках.
Кто из вас сказать готов,
Сколько было мотыльков?(2+5=7)
Учитель: Каким одним словом можно назвать эти решения задач на карточках?
Ученики: Равенства.
Учитель: На какие 2 группы можно разделить эти равенства?
Ученики: Равенства на сложение и вычитание.
(Прикрепляются таблицы «Сложение. Вычитание» на доску).
Учитель: Что можете сказать о равенствах первой группы?
Дети: Мы знаем, что если числа складываем, то это равенство можно назвать суммой. Результат при сложении называется значением суммы. Числа при сложении можно называть слагаемыми.
(Слайд 4 – Слагаемое. Слагаемое. Сумма.).
Учитель: Как можно назвать равенства во второй группе?
Дети: Мы ещё не знаем!
3. Выявление причины затруднения.
Учитель: Какое у вас затруднение?
Ученики: Не смогли назвать примеры на вычитание. Мы ещё это не изучали.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня? Какое затруднение нам нужно преодолеть?
Дети: Узнать, как называются числа при вычитании.(Слайд 6 – цель урока).
Учитель: Предложите способ узнать.
Ученики: Спросить у Вас, посмотреть в учебнике.
Учитель: Давайте посмотрим в учебнике – с.29.
(Дети открывают учебники на с.29).
Учитель: Прочитайте и назовите тему урока.
Ученики: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.(Слайд 7 – тема урока).
Учитель: Прочитайте, чему будем учиться.
Дети: Узнаем, как называются числа при вычитании. Будем учиться составлять, читать и записывать разности.
5. Реализация построенного проекта.
Учитель: Отправляемся дальше по зоопарку. Кого видите? Узнали?(Слайд 8 — рысь).
Дети: Это рысь.
Учитель: Он предлагает составить задачу к рисунку в учебнике.(Слайд 9 – рисунок из учебника).
Ученики: На ветке сидели 5 снегирей. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
Учитель: Как нужно решить задачу?
Дети: 5-2=3
Учитель: Почему нужно вычесть?
Ученики: Птицы улетели, значит, их стало меньше.
(Прикрепляется на доску карточка с решением задачи: 5-2=3).
Учитель: Прочитайте в учебнике, как называются числа при вычитании.
Ученики: 5 — уменьшаемое. 2 — вычитаемое. 3 — разность.
(Слайд 10 с компонентами при вычитании).
Учитель: Как вы думаете, почему 5 в записи 5 – 2 называют уменьшаемым, а 2 — вычитаемым?
(Небольшое затруднение у детей).
Дети: Снегири улетели, то их станет меньше.
Откуда мы убираем что-нибудь, там становится, всегда меньше. Значит, число уменьшается.
Мы два вычитали, поэтому его назвали вычитаемое.
Учитель: Молодцы! Иногда необходимо сокращённо записать компоненты при вычитании. Предложите, пожалуйста, ваши варианты сокращённой записи.
Дети: Уменьшаемое – ум., вычитаемое – в., разность – р.
Учитель: Кого ещё увидели в зоопарке?(Слайд 11 – гепард).
Ученики: Гепарда.
Учитель: Он приготовил задание на доске.
(На доске (посередине) висят карточки с примерами с «окошечками»:
— Как называется число, которое закрыли в «окошечке»?
9 — __ = 6 __ — 2 = 7 6 – 4 = __ __ — 3 = 4 8 — __ = 7).
(Дети называют и прикрепляют карточки – сокращённые компоненты при вычитании:
9 – в. =6 ум. – 2 = 7 6 – 4 = р. ум. – 3 = 4 8 – в. = 7).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель: Найдите в учебнике №1. Прочитайте.
(Дети читают задание: Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запишите разность этих чисел и вычислите.).
Учитель: Какое задание?
Ученики: Составить и записать разность чисел.
Учитель: Работа в парах. На ваших партах лежит тетрадный лист. Вы в парах обсудите, как получить разность, если известны уменьшаемое и вычитаемое. Запишите разность данных чисел.
Учитель: Проверка по образцу. (Слайд 12 – образец).(Самопроверка. Самооценивание.)
Учитель: Поставьте +, если записано правильно. Если есть ошибка, то ?
Учитель: Пойдёмте дальше, посмотрим на животных. Кого узнали?(Слайд 13 — тигр).
Дети: Это тигр.
Учитель: Он просит по-разному прочитать пример.(Дети читают разным способом).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель: Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый смог проверить свои знания. Будете работать на карточках, которые принёс следующее животное из зоопарка. Кто это?
(Слайд 14 – медведь). (У детей лежат карточки:
На поляне играли 7 медвежат, убежали два медвежонка. Осталось 5 медвежат.
-
— Какие из данных равенств могут подойти к рассказу?
7 = 7 2 + 5 = 7 2 + 7 = 9
7 – 5 = 2 5 + 2 = 7 7 – 2 = 5
2)- Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим, а значение разности – зелёным.
(На доску прикрепляется карточка – образец).
8. Включение в систему знаний.
Учитель: Отправляемся дальше. Кто же нас ждёт?(Слайд 15 – обезьяны).
Дети: Обезьяны.
Учитель: Они приготовили задание для работы в группе по 4 человека (мини-исследование.)
Вам предстоит провести небольшое исследование:
Найти закономерность в записях чисел. Записать ещё два примера, учитывая закономерность и решить все примеры.
10-1=
10-3= 4
10-5=
……
Учитель: Какую закономерность вы обнаружили? Какое правило можно сформулировать?
Ученики: Если уменьшаемое постоянно, а вычитаемое увеличивается через один, то разность будет уменьшаться через один.
Учитель: Сравните первый и последний примеры. Что интересного вы заметили?
Ученики: Чем больше вычитаем, тем меньше остаётся (тем меньше разность).
Учитель: Молодцы, вы очень внимательны!
Итог урока, рефлексия:
Учитель: Итак, чего вы не знали в начале урока?
Ученики: Как называются числа при вычитании.
Учитель: Как они называются?
Ученики: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Учитель: Чему вы научились?
Дети: Называть числа при вычитании. Научились составлять, читать и записывать разности.
У. Понравилось путешествовать по зоопарку?
Учитель: Вы – молодцы! Спасибо за работу!