Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» села Корткерос

Учитель — Вольф Зоя Михайловна

Тема урока математики в 1 классе: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.»

Образовательная программа «Школа России».

Цель урока: создать условия для знакомства с названиями компонентов вычитания, для формирования умения читать выражения, используя эти термины.

Задачи: развивать вычислительные навыки, внимание, мышление, память;

закреплять умение решать задачи изученных видов; формировать навыки самостоятельной работы; воспитывать толерантное отношение друг к другу, воспитывать интерес к уроку математики.

Оборудование: Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С.В. Математика учебник для 1 класса, часть 2  М.: Просвещение 2011г. с. 29. Тетрадь.

Плакат «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность». Сигнальные карточки со смайликами. Конверты с карточками: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Индивидуальные карточки-задания. Мультимедийный проектор, ноутбук, диск с презентацией. Лента чисел.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Ребята, а хотите отправиться в зоопарк?!

Ученики: Да!

Учитель: Ваше желание сегодня исполнится. Мы отправимся в зоопарк.

Но это будет не обыкновенный зоопарк, а математический. Вы не только посмотрите на животных, но и будете выполнять задания, которые они принесут вам.

— Добро пожаловать в математический зоопарк! (Слайд 2 — зоопарк).

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель: С чего начнём?

Ученики: С устного счёта, с повторения.

Учитель: Кого же мы видим первым в зоопарке?

(Слайд 3 — бегемот).

Ученики: Бегемота!

Учитель: Он приготовил вам задачи в стихах. Нужно устно решить задачу и показать на доске, какая карточка с решением к ней подходит.

(На доске слева висят вперемешку карточки с примерами – решениями задач и лишние примеры).

1. Мама жарит на обед

Своим детям 7 котлет.

За обедом съели детки

Лишь всего 3 котлетки.

А сколько котлет

Не съели дети в обед?(7-3=4)

2. У малышки – мартышки

На столе лежали книжки:

5 книжек про зверей,

А 4 про детей.

Кто из наших ребятишек

Скажет, сколько у мартышек книжек?(5+4=9)

3. На лужайке у реки

Расселились мотыльки;

2 сидели на ромашках,

5- на душистых кашках.

Кто из вас сказать готов,

Сколько было мотыльков?(2+5=7)

Учитель: Каким одним словом можно назвать эти решения задач на карточках?

Ученики: Равенства.

Учитель: На какие 2 группы можно разделить эти равенства?

Ученики: Равенства на сложение и вычитание.

(Прикрепляются таблицы «Сложение. Вычитание» на доску).

Учитель: Что можете сказать о равенствах первой группы?

Дети: Мы знаем, что если числа складываем, то это равенство можно назвать суммой. Результат при сложении называется значением суммы. Числа при сложении можно называть слагаемыми.

(Слайд 4 – Слагаемое. Слагаемое. Сумма.).

Учитель: Как можно назвать равенства во второй группе?

Дети: Мы ещё не знаем!

3. Выявление причины затруднения.

Учитель: Какое у вас затруднение?

Ученики: Не смогли назвать примеры на вычитание. Мы ещё это не изучали.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня? Какое затруднение нам нужно преодолеть?

Дети: Узнать, как называются числа при вычитании.(Слайд 6 – цель урока).

Учитель: Предложите способ узнать.

Ученики: Спросить у Вас, посмотреть в учебнике.

Учитель: Давайте посмотрим в учебнике – с.29.

(Дети открывают учебники на с.29).

Учитель: Прочитайте и назовите тему урока.

Ученики: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.(Слайд 7 – тема урока).

Учитель: Прочитайте, чему будем учиться.

Дети: Узнаем, как называются числа при вычитании. Будем учиться составлять, читать и записывать разности.

5. Реализация построенного проекта.

Учитель: Отправляемся дальше по зоопарку. Кого видите? Узнали?(Слайд 8 — рысь).

Дети: Это рысь.

Учитель: Он предлагает составить задачу к рисунку в учебнике.(Слайд 9 – рисунок из учебника).

Ученики: На ветке сидели 5 снегирей. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?

Учитель: Как нужно решить задачу?

Дети: 5-2=3

Учитель: Почему нужно вычесть?

Ученики: Птицы улетели, значит, их стало меньше.

(Прикрепляется на доску карточка с решением задачи: 5-2=3).

Учитель: Прочитайте в учебнике, как называются числа при вычитании.

Ученики: 5 — уменьшаемое. 2 — вычитаемое. 3 — разность.

(Слайд 10 с компонентами при вычитании).

Учитель: Как вы думаете, почему 5 в записи 5 – 2 называют уменьшаемым, а 2 — вычитаемым?

(Небольшое затруднение у детей).

Дети: Снегири улетели, то их станет меньше.

Откуда мы убираем что-нибудь, там становится, всегда меньше. Значит, число уменьшается.

Мы два вычитали, поэтому его назвали вычитаемое.

Учитель: Молодцы! Иногда необходимо сокращённо записать компоненты при вычитании. Предложите, пожалуйста, ваши варианты сокращённой записи.

Дети: Уменьшаемое – ум., вычитаемое – в., разность – р.

Учитель: Кого ещё увидели в зоопарке?(Слайд 11 – гепард).

Ученики: Гепарда.

Учитель: Он приготовил задание на доске.

(На доске (посередине) висят карточки с примерами с «окошечками»:

— Как называется число, которое закрыли в «окошечке»?

9 — __ = 6 __ — 2 = 7 6 – 4 = __ __ — 3 = 4 8 — __ = 7).

(Дети называют и прикрепляют карточки – сокращённые компоненты при вычитании:

9 – в. =6 ум. – 2 = 7 6 – 4 = р. ум. – 3 = 4 8 – в. = 7).

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель: Найдите в учебнике №1. Прочитайте.

(Дети читают задание: Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запишите разность этих чисел и вычислите.).

Учитель: Какое задание?

Ученики: Составить и записать разность чисел.

Учитель: Работа в парах. На ваших партах лежит тетрадный лист. Вы в парах обсудите, как получить разность, если известны уменьшаемое и вычитаемое. Запишите разность данных чисел.

Учитель: Проверка по образцу. (Слайд 12 – образец).(Самопроверка. Самооценивание.)

Учитель: Поставьте +, если записано правильно. Если есть ошибка, то ?

Учитель: Пойдёмте дальше, посмотрим на животных. Кого узнали?(Слайд 13 — тигр).

Дети: Это тигр.

Учитель: Он просит по-разному прочитать пример.(Дети читают разным способом).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель: Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый смог проверить свои знания. Будете работать на карточках, которые принёс следующее животное из зоопарка. Кто это?

(Слайд 14 – медведь). (У детей лежат карточки:

На поляне играли 7 медвежат, убежали два медвежонка. Осталось 5 медвежат.

  1. — Какие из данных равенств могут подойти к рассказу?

7 = 7 2 + 5 = 7 2 + 7 = 9

7 – 5 = 2 5 + 2 = 7 7 – 2 = 5

2)- Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим, а значение разности – зелёным.

(На доску прикрепляется карточка – образец).

8. Включение в систему знаний.

Учитель: Отправляемся дальше. Кто же нас ждёт?(Слайд 15 – обезьяны).

Дети: Обезьяны.

Учитель: Они приготовили задание для работы в группе по 4 человека (мини-исследование.)

Вам предстоит провести небольшое исследование:

Найти закономерность в записях чисел. Записать ещё два примера, учитывая закономерность и решить все примеры.

10-1=

10-3= 4

10-5=

……

Учитель: Какую закономерность вы обнаружили? Какое правило можно сформулировать?

Ученики: Если уменьшаемое постоянно, а вычитаемое увеличивается через один, то разность будет уменьшаться через один.

Учитель: Сравните первый и последний примеры. Что интересного вы заметили?

Ученики: Чем больше вычитаем, тем меньше остаётся (тем меньше разность).

Учитель: Молодцы, вы очень внимательны!

Итог урока, рефлексия:

Учитель: Итак, чего вы не знали в начале урока?

Ученики: Как называются числа при вычитании.

Учитель: Как они называются?

Ученики: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Учитель: Чему вы научились?

Дети: Называть числа при вычитании. Научились составлять, читать и записывать разности.

У. Понравилось путешествовать по зоопарку?

Учитель: Вы – молодцы! Спасибо за работу!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here