Автор: Ершова Ольга Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ «КСОШ № 2»
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
-
Тема
Уравнение.
Цели
Образовательные: Формировать представление об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым).
Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Уравнение, решить уравнение, часть, целое
Межпредметные связи
Математика
Ресурсы:
— основные
— дополнительные
— Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 60, 61
— индивидуальные карточки, маркеры
— презентация «Уравнение»
— тетрадь
— электронные физкультминутки
— алгоритм самооценки.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
-
Организационный момент
Слайд 1
У. — Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, протяните друг другу ладонь.
У., Д. – Желаю (большой)
— Успеха (указательный)
— Большого (средний)
— Во всем (безымянный)
— И везде (мизинец)
— Удачи (вся ладонь)
-
Мотивационный момент
У. – Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо:
Слайд 2
— Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах этого философа. Удачи! В добрый путь за знаниями.
— Сегодня на уроке нам будут помогать герои ваших любимых мультфильмов.
(Слайд 3)
— Для некоторых детей они приготовили индивидуальные задания.
-
Актуализация знаний
1.Индивидуальные карты путешествий на местах (4человека)
1 ученик
Состав числа
2 ученик
Сравни:
3-4 ученик
Вычисли:
2.Устный счет
Слайд 4-8
Слайд 9
— Какие геометрические фигуры вы видите?(круг, прямая, луч, точка, четырёхугольник)
— Что такое прямая, луч.
—Какой из четырёхугольников можно назвать по другому?(прямоугольник)
— Что такое прямоугольник?
Слайд 10-11
Решение задач
Слайд 12
Проверка. Самооценка индивидуальной работы.
— Молодцы!
-
Чистописание
Слайд 13
(Число и классная работа записаны раньше.)
Сели прямо. Открыли тетради. Проверили наклон.
Чтобы дальше путешествовать, нужно уметь ориентироваться:
-
Поднимите правую руку
-
Какое время года сейчас?
-
Какой день недели?
-
Число?
-
Сколько дней в неделе?
-
Какое число больше 7 на 2?(9)
Слайд 14 (образец написания цифры)
-
Какие числа меньше 9, но больше 3?(4 5 6 7 8)
-
Клетку вниз. Запишите эти числа в последовательности на убывание.(1 ученик комментирует)
Физкультминутка для глаз
Слайд 15
-
Повторение .
Слайд 16
— Прочитайте текст. Что это? Докажите.( прочитайте УЛОВИЕ и ВОПРОС задачи)
Какие слова задач, по которым можно определить знак действия мы знаем?
(«ВСЕГО» +; «ОСТАЛОСЬ» -; «НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ» -; «УВЕЛИЧИТЬ НА» +; «УМЕНЬШИТЬ НА» -; «это на больше» -; «это на меньше» +;) 1 ученик идёт к доске.
— Запишем слово ЗАДАЧА
— Заполните схему. Что нужно найти: целое или часть? (целое +)
Запишите решение.( 1 ученик у доски)
Проверка. Самооценка.
-Составьте обратные задачи.
-Мы узнали, что-то новое? (повторяли решение задач)
-Какие знания для этого нужны? ( знать что такое задача, слова задач, как найти целое и часть, уметь вычислять, составлять обратные задачи)
-
«Открытие» нового знания
Слайд 17
-
Создание проблемной ситуации.
— Какие математические записи мы знаем? Назовите их. Вывешиваю карточки: выражение, неравенство,
4 + 5, 6 — 3 (выражения) равенство, ?
— Как прочитать эти выражения? (сумма чисел …, первое слагаемое…, второе слагаемое…; разность чисел …, уменьшаемое …, вычитаемое …)
3 < 9, 10 > 6 (неравенства)
— прочитайте их
2 + 8 = 9 (равенство)
— Верное это равенство? (Нет)
— Превратите это равенство в верное.
-
Х + 4 = 9 8 – у =5
— Как называются данные математические записи? (Равенства)
— Как ещё можно назвать эти записи?
-В каком месте возникло затруднение? (При назывании математических записей).
— Почему возникло затруднение? (Не знаем, что это за записи). Ставлю ?
— Какую цель ставим? (Узнать, как называется эти математические записи).
2. Подводящий диалог:
— Что здесь необычного? (Какие-то иностранные буквы).
— Что обозначают данные буквы? (Наверное, какие-то числа).
— Вы знаете, какие числа нужно подставить вместо букв, чтобы получилось верное равенство?
3. — Давайте найдём по учебнику, как же называются эти математические записи.
Стр. 60! Введение понятий: «уравнение».
— Какая тема урока сегодня? (Уравнение).
Слайд 18.
-Цель:
-
Научиться решать уравнения.
— А чтобы научиться решать уравнения, мы должны знать и понимать, что такое УРАВНЕНИЕ.
Физкультминутка
Слайд 19-31
-
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Слайд 32
— Прочитайте уравнения.
— Что нужно найти: целое или часть?
— Подберите вместо Х и У такие числа, чтобы получились верные равенства.
Слайд 33
Слайд 34 (правило)
Слайд 35 ( стр. 60 №3)
1 уравнение – сама
4+y=5
y=1
Ответ: 1
2 уравнение — сильный ученик у доски
х-2=8
х=10
Ответ: 10
3-4 уравнение – самостоятельно (у доски двое учеников)
y-3=3 x+6=9
y=6 x=3
Ответ: 6 Ответ: 3
— Поменялись тетрадями, проверяем.
Проверка и самооценка.
Слайд 36
-
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— С каким новым понятием мы познакомились сегодня на уроке? ( Уравнение.) заменяю ? на карточку УРАВНЕНИЕ
— Какая тема урока была?
— Что такое уравнение?
— Цель урока?
— Что называется решением уравнения?
— Достигли мы цели?
— Дайте самооценку деятельности всего класса.
— Самооценка работы себя.
— Наш урок подходит к концу.
— Покажите своё настроение.
-Молодцы!
Слайд 38
— Спасибо за урок. Моё настроение на этом слайде.
Домашнее задание:
Придумайте уравнение и решите его.
-