МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 109» г.Перми.
Дубровина Ирина Викторовна
1 класс. Программа «Школа 2100»
Урок математики
Тема: Величины. Масса. Килограмм.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: формирование представления о массе как величине, о единице массы и способе её измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом).
Планируемые результаты:
Предметные
-
Знать способы измерения массы , единицы измерения.
-
Уметь выражать результаты измерения массы числом; сравнивать единицы измерения массы.
Метапредметные
-
Регулятивные:1 уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, 2проговаривать последовательность действий на уроке, 3 учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
4 Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные:1 уметь оформлять свои мысли в устной форме;2 слушать и понимать речь других.
Познавательные: 1уметь ориентироваться в своей системе знаний,2 отличать новое от уже известного с помощью учителя; 3добывать новые знания;4 находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные
1уметь проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности;2 уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник «Моя математика» для 1 класса авторы Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П Тонких — М. : Баласс, 2011г.,компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуальной, парной, групповой работы, лист самооценки, , оборудование для демонстрации опыта.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат | ||||
1.Организационный этап. Цель: создание условий для вхождения учащихся в пространство. 1 мин Слайд 2.(приложение 1)
2. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для <<открытия нового знания>>. 7мин.
Слайд 3.
Самостоятельная работа с последующей проверкой по образцу
Слайд 4. Приложение 2.
Работа в паре ( проговаривание по образцу).
3.Постановка учебной задачи. Цель: мотивация к пробному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности. 3мин.
Слайд 5.
Работа в группах.
4. Открытие << нового>> знания и первоначального закрепления знаний. Цель: организация коммуникативного воздействия для построения нового способа действия. 15мин. Слайд 6.
Выход на тему урока
Работа с учебником.
Слайд 7.
Целеполагание.
Приложение 2.
Слайд 8.
5. Физминутка. Слайд 9. Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Слайд 10. Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. 2мин.
Демонстрация опыта
Работа в группах. Практическая работа
Работа с учебником.
Слайд 11.
Работа в паре.
Слайд 12.
Учебник
6. Самостоятельная работа Приложение3 6мин. 7 . Самооценка и самоконтроль. Проверка по эталону 4мин. Слайд 13.
Слайд 14.
Слайд 15.
8.Итог урока . 2мин.
Слайд 16.
| — Проверим готовность к уроку Математика нужна. Математика важна. Потому что для ума Как гимнастика она.
-Сегодня на уроке мы будем открывать новое знание. Как мы это будем делать?
-Как мы поймём, чего не знаем?
-Что понадобится, чтобы самим найти способ. На основе чего мы его ищем. -С чего начнём урок? — О чём говорили на прошлых уроках?
—Что такое величина?
— Кто уверен , что знает, какие свойства предметов являются величиной? Поднимите руку.
-Как это проверить?
-Если это самостоятельная работа, какие качества вам понадобятся ?
-На парте лежит карточка . Зачеркните те свойства, которые не являются величинами.
— Как понять ,правильно вы выполнили задание или нет?
-Проверяем по образцу. Оцените свою работу на листке самооценки.(приложение2) — Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок. — Кто задание сделал, но допустил 1 ошибку? — Кто допустил больше одной ошибки ? -Кто желает проанализировать свою работу?
— Докажите, что длина –это величина.
-Работаем в паре. Напомните, как мы должны работать в парах?
— Первый вариант проговаривает второму варианту ,почему количество -это величина. Второй вариант проговаривает первому варианту ,почему размер -это величина. — Кто из ребят правильно ответил? Похвалите его! -Отметьте в листах самооценки.
-Сколько свойств предметов мы знаем?
-А величин?
-Как вы думаете, есть ли у предметов ещё свойства и являются ли они величинами?
— Разные мнения. Хотите разобраться ? Тогда, я предлагаю выполнить задание, связанное с новым материалом. Будем выполнять пробное действие. Что оно нам покажет?
Работать будем в группах, используя те знания, которые у нас есть. Объединяемся в группы. Какие правила работы в группе вы знаете?
—На столе у вас коробки. Ваша задача: записать в таблицу одинаковые свойства и те свойства, которыми эти коробки отличаются.
Пусть каждая группа расскажет , что вы записали в таблицу. В чём сходство этих коробок ?
-А в чём различие?
-Есть ещё мнения?
— Встречались ли мы раньше с этим свойством?
— Быть тяжелее или легче— это новое свойство. Возможно , кто-то знает, как оно называется?
-Названия разные, а как это свойство называется в математике ,где мы об этом можем узнать?
—Открываем учебнике на с. 78. Читаем.
— Какова тема нашего урока? (на доске записывается: Масса ) — Какова цель урока?
-Как?
— Чтобы нам достичь результата к концу урока я предлагаю вам вот такие цели. Они написаны на листке самооценки. Выберите самую значимую для вас и обведите в кружок её номер. Можно выбрать 1 или несколько целей. — Узнать, что такое масса. -Научиться сравнивать меры массы. -Называть единицы измерения массы.
— Отдохнём, ребята! Найдём глазками цифры по порядку от 1 до 25.
-А теперь смотрим и выполняем движения .
— Где вы видели, как измеряют массу? — А с помощью чего ?
-Посмотрите, это – весы. У вас на партах тоже весы. Когда чашечки весов находятся в таком положении, оно называется равновесие. — Работаем в группах . Отметим коробку, чья масса больше, галочкой. Положим наши коробки на весы? Что означает ,если чашечка опустилась вниз ? — А если чашечка весов поднялась вверх?
— Вывод: кор.1 < кор.2 (запись на доске) Что мы сейчас делали ?
-Давайте понаблюдаем это на других предметах.
-В учебнике найдите № 1. Что можно сказать о массе яблока и лимона? Почему?
-Что можно сказать о массе яблока и груши? Почему?
Что можно сказать о массе яблока и клубники? Почему?
-Что мы сейчас делали , когда говорили , что масса одного фрукта больше или меньше массы другого фрукта?
-Правильно , сравнивали !
—Посмотрите на данную запись. Доказали, что массу можно сравнить? — Ставим + .
— Теперь , что надо доказать?
— Чем измеряют ? -Найдите № 2. Что является меркой для определения массы яблока? — Выразите массу яблока в клубничках. — Уточки –носик к носику – в равновесии , значит масса яблока равна массе 5 клубничек. Записываю : Я = 5 к. -Найдите № 3. – Что теперь является меркой яблока ? — Выразите массу яблока в шоколадках.. — записываю: Я= 2 ш.
— Что мы сейчас делали с помощью мерок? — Измеряли массу. Посмотрите на план. Какой пункт плана мы доказали? Ставим +.
— Массу можно измерить. Можно сравнить . Какой вывод о массе можно сделать?
— Масса – величина. Как можно проверить наш вывод? — Читаем эталон с.78 — Вернёмся к измерению яблока .Какова его масса в клубниках? ( 5) Записываю: Я = 5к.
— А в шоколадках? ( 2)
Записываю: Я = 2ш. -Это разные яблоки?
-Но оно весит 5 и 2 , так может быть?
— В чём проблема?
-Какой сделаем вывод? Посовещайтесь в паре.
— Какую мерку придумал человек, чтобы избежать путаницы? Кто знает, в чём измеряется масса, н-р этой пачки соли?
— Вот эта мерка измерения массы — 1 кг. ( показываю гирю ) Кладём на одну чашу весов 1 кг , а на другую пачку соли. Что произошло?
-Значит? П=1кг
—Мы измерили и можем записать результат числом. Запоминаем : 1кг – это единица измерения , мера -массы.
-А если я купила ещё такую же пачку соли, то как узнать , сколько всего кг я купила?
1кг+1кг равно?
— Что мы смогли сделать ? — -А если я купила 2 кг соли и 1 кг израсходовала? Как это записать? -Значит, что можно делать с мерами массы? — Как это можно проверить ?
— с.79 Читаем вывод.
-Вернёмся к поставленным целям. Как можно понять, достигли ли результат ?
— Выполняем самостоятельную работу.
—Сейчас мы поработаем с нашим листком самооценки. -Проверьте ваши работы по слайду. -Проверяем первое задание. Оцените свою работу (приложение 2). -Кто выполнил задание без ошибок? Какой цели вы достигли? Кто выполнил задание с ошибкой? Вам будет предложено поработать со мной индивидуально.
Проверяем второе задание -Кто выполнил задание без ошибок? -Какой цели вы достигли? -Кто выполнил задание с ошибкой? -Оцените свою работу. -Вам я предложу сделать подобную работу, чтобы вы могли исправить свои ошибки.
Проверяем третье задание -Кто выполнил задание без ошибок? -Какой цели вы достигли? -Кто выполнил задание с ошибкой? Оцените свою работу. -Вам я предложу сделать подобную работу, чтобы вы могли исправить свои ошибки.
— Ребята, как вы думаете, мы сегодня плодотворно работали? — Довольны вы результатами своей работы? — Чем же был полезен сегодняшний урок? — Что нового вы узнали? — Какие выводы нам удалось сделать? — Что было интересно? -Спасибо за работу!
| Произносят стихотворение хором.
Поймём, чего мы не знаем и сами найдём способ решения.
Совершим пробное действие.
На основе тех знаний, которые у нас есть.
С повторения.
О величинах.
Величина –свойство предмета, которое можно измерить , сравнить с помощью знаков <, >, = и результат записать цифрой.
Поднимают руку
Выполнить самостоятельную работу.
Честность и внимание
Самостоятельно выполняют работу
Проверим по образцу.
Размер, количество, длина
У меня ещё не всё получилось, мне надо потренироваться. У меня получилось , я умею находить величину.
Длина – это такое свойство предмета, которое можно измерить и сравнить с помощью знаков < , > или = .
Говорим шёпотом, высказываемся только по делу, Прислушиваемся к мнению соседа. Количество – это такое свойство предмета, которое можно измерить и сравнить с помощью знаков < , > , =.
Размер – это такое свойство предмета, которое можно измерить и сравнить с помощью знаков <, > , =.
Высказывают своё одобрение соседу по парте.
Цвет, форма, материал, назначение, размер, количество, длина
Размер, количество, длина.
Выслушиваются мнения детей
Да
То, чего мы не знаем.
Не перебивать , уметь слушать друг друга, принимать лидера .
Работают в группах. На столах лежат две коробки. Заполняют таблицу:
Сходство: цвет, форма, размер, материал
Различие: одна тяжелее другой
Выслушиваются
На уроках- нет, а в жизни- да. У меня портфель тяжелее сегодня , чем у моего друга.
Тяжесть , масса , лёгкость
Спросить у учителя, у одноклассников, можно посмотреть в учебнике.
Это свойство называют массой.
Тема урока – масса.
Узнать, что такое масса , доказать: является ли она величиной.
Мы должны её 1)измерить и 2). сравнить.
Работают на листках самооценки (приложение2).
Выполняют упражнения
Упражнения:
Ёжик весёлый: плечи назад, голову назад
В магазине
С помощью весов
Наблюдают за положением весов
Масса предмета на ней тяжелее
Здесь масса предмета легче , чем на другой чашечке.
Сравнивали массы коробок.
Дети кладут на весы разные школьные принадлежности.
Масса яблока равна массе лимона Чашечки весов в равновесии.
Масса яблока меньше массы груши, а масса груши больше массы яблока. Чашка весов с грушей опустилась.
Масса яблока больше массы клубники, а масса клубники меньше массы яблока.
Сравнивали массы
План:
Можно ли измерить?
Меркой
Мерка — клубничка
Масса яблока = 5 клубничкам.
Мерка – шоколадка
Масса яблока равна 2 шоколадкам
Измеряли массу. План
Масса это величина.
Проверить по эталону в учебнике. Масса яблока равна 5 клубничкам.
Масса яблока равна 2 шоколадкам.
Нет, яблоко одно и тоже .
Не может. Мерки разные и из –за этого путаница
Надо сделать мерку одинаковой.
Я видел в магазине гирю, на которой написано1 кг. На пачке написано 1 кг.
Чашки уравновесились.
Масса пачки соли – 1кг
1кг + 1 кг
2кг
Сложить единицы измерения.
Вычесть меры массы : 2кг-1rкг=1кг
Складывать и вычитать
Прочитать эталон
Читают вывод.
Выполнить самостоятельную работу
Работают по листку самооценки
Знаю определение массы и единицы его измерения
Умею сравнивать величины.
Умею складывать, вычитать и сравнивать величины
| Готовность детей ,положительная эмоциональная направленность.
Вспоминают последовательность работы над открытием нового знания 2, 1
Вспомнили определение . 1
Настроены на добросовестную работу.
1
Самостоятельное выполнение задания
1,
3 ,
4
2 2 2
Вспоминают правила работы в паре. Умение работать по образцу
1, Делают предположения, высказывают своё мнение.
4
Вспоминают правила работы в группе.
2, 3 2 2
4
4
1
Снятие напряжения, усталости
2
2 3
4, 3 1
2
4
1 4,1 3
Проверяют свою работу, Оценивают результат.
Индивидуальный подход
1
4 Совместно с учителем подводят итог работы, высказывают мнение о своей работе на уроке, делают выводы. |
Список использованной литературы
-
Математика. 1 класс.: методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики/авт.-сост.: С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев/изд.: БАЛАСС 2010.
-
Моя математика. 1 класс.: учебник / авт.-сост.: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких/изд.: БАЛАСС 2011.