МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 109» г.Перми.

Дубровина Ирина Викторовна

1 класс. Программа «Школа 2100»

Урок математики

Тема: Величины. Масса. Килограмм.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель: формирование представления о массе как величине, о единице массы и способе её измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом).

Планируемые результаты:

Предметные

  • Знать способы измерения массы , единицы измерения.

  • Уметь выражать результаты измерения массы числом; сравнивать единицы измерения массы.

Метапредметные

  • Регулятивные:1 уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, 2проговаривать последовательность действий на уроке, 3 учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • 4 Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные:1 уметь оформлять свои мысли в устной форме;2 слушать и понимать речь других.

Познавательные: 1уметь ориентироваться в своей системе знаний,2 отличать новое от уже известного с помощью учителя; 3добывать новые знания;4 находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные

1уметь проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности;2 уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник «Моя математика» для 1 класса авторы Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П Тонких — М. : Баласс, 2011г.,компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуальной, парной, групповой работы, лист самооценки, , оборудование для демонстрации опыта.

Ход урока:

Этап; время;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Организационный этап.

Цель: создание условий для вхождения учащихся в пространство.

1 мин

Слайд 2.(приложение 1)

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для <<открытия нового знания>>.

7мин.

Слайд 3.

Самостоятельная работа

с последующей проверкой

по образцу

Слайд 4.

Приложение 2.

Работа в паре ( проговаривание по образцу).

3.Постановка учебной задачи.

Цель: мотивация к пробному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности.

3мин.

Слайд 5.

Работа в группах.

4. Открытие << нового>> знания и первоначального закрепления знаний.

Цель: организация коммуникативного воздействия для построения нового способа действия.

15мин.

Слайд 6.

Выход на тему урока

Работа с учебником.

Слайд 7.

Целеполагание.

Приложение 2.

Слайд 8.

5. Физминутка. Слайд 9.

Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений.

Слайд 10.

Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

2мин.

Демонстрация опыта

Работа в группах.

Практическая работа

Работа с учебником.

Слайд 11.

Работа в паре.

Слайд 12.

Учебник

6. Самостоятельная работа

Приложение3

6мин.

7 . Самооценка

и самоконтроль.

Проверка по эталону

4мин.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

8.Итог урока .

2мин.

Слайд 16.

Проверим готовность к уроку

Математика нужна.

Математика важна.

Потому что для ума

Как гимнастика она.

-Сегодня на уроке мы будем открывать новое знание. Как мы это будем делать?

-Как мы поймём, чего не знаем?

-Что понадобится, чтобы самим найти способ. На основе чего мы его ищем.

-С чего начнём урок?

— О чём говорили на прошлых уроках?

—Что такое величина?

— Кто уверен , что знает, какие свойства предметов являются величиной? Поднимите руку.

-Как это проверить?

-Если это самостоятельная работа, какие качества вам понадобятся ?

-На парте лежит карточка . Зачеркните те свойства, которые не являются величинами.

— Как понять ,правильно вы выполнили задание или нет?

-Проверяем по образцу. Оцените свою работу на листке самооценки.(приложение2)

— Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок.

— Кто задание сделал, но допустил 1 ошибку?

— Кто допустил больше одной ошибки ?

-Кто желает проанализировать свою работу?

— Докажите, что длина –это величина.

-Работаем в паре. Напомните, как мы должны работать в парах?

— Первый вариант проговаривает второму варианту ,почему количество -это величина.

Второй вариант проговаривает первому варианту ,почему размер -это величина.

— Кто из ребят правильно ответил? Похвалите его!

-Отметьте в листах самооценки.

-Сколько свойств предметов мы знаем?

-А величин?

-Как вы думаете, есть ли у предметов ещё свойства и являются ли они величинами?

Разные мнения. Хотите разобраться ? Тогда, я предлагаю выполнить задание, связанное с новым материалом. Будем выполнять пробное действие. Что оно нам покажет?

Работать будем в группах, используя те знания, которые у нас есть. Объединяемся в группы. Какие правила работы в группе вы знаете?

На столе у вас коробки. Ваша задача: записать в таблицу одинаковые свойства и те свойства, которыми эти коробки отличаются.

Пусть каждая группа расскажет , что вы записали в таблицу. В чём сходство этих коробок ?

-А в чём различие?

-Есть ещё мнения?

— Встречались ли мы раньше с этим свойством?

— Быть тяжелее или легче— это новое свойство.

Возможно , кто-то знает, как оно называется?

-Названия разные, а как это свойство называется в математике ,где мы об этом можем узнать?

Открываем учебнике на с. 78. Читаем.

— Какова тема нашего урока?

(на доске записывается: Масса )

Какова цель урока?

-Как?

— Чтобы нам достичь результата к концу урока я предлагаю вам вот такие цели. Они написаны на листке самооценки. Выберите самую значимую для вас и обведите в кружок её номер. Можно выбрать 1 или несколько целей.

— Узнать, что такое масса.

-Научиться сравнивать меры массы.

-Называть единицы измерения массы.

— Отдохнём, ребята! Найдём глазками цифры по порядку от 1 до 25.

-А теперь смотрим и выполняем движения .

— Где вы видели, как измеряют массу?

— А с помощью чего ?

-Посмотрите, это – весы. У вас на партах тоже весы. Когда чашечки весов находятся в таком положении, оно называется равновесие.

— Работаем в группах . Отметим коробку, чья масса больше, галочкой. Положим наши коробки на весы? Что означает ,если чашечка опустилась вниз ?

— А если чашечка весов поднялась вверх?

— Вывод: кор.1 < кор.2 (запись на доске)

Что мы сейчас делали ?

-Давайте понаблюдаем это на других предметах.

-В учебнике найдите № 1. Что можно сказать о массе яблока и лимона? Почему?

-Что можно сказать о массе яблока и груши? Почему?

Что можно сказать о массе яблока и клубники? Почему?

-Что мы сейчас делали , когда говорили , что масса одного фрукта больше или меньше массы другого фрукта?

-Правильно , сравнивали !

Посмотрите на данную запись. Доказали, что массу можно сравнить?

— Ставим + .

— Теперь , что надо доказать?

— Чем измеряют ?

-Найдите № 2. Что является меркой для определения массы яблока?

— Выразите массу яблока в клубничках.

— Уточки –носик к носику – в равновесии , значит масса яблока равна массе 5 клубничек.

Записываю : Я = 5 к.

-Найдите № 3. – Что теперь является меркой яблока ?

— Выразите массу яблока в шоколадках..

— записываю: Я= 2 ш.

— Что мы сейчас делали с помощью мерок?

— Измеряли массу. Посмотрите на план. Какой пункт плана мы доказали? Ставим +.

— Массу можно измерить. Можно сравнить . Какой вывод о массе можно сделать?

— Масса – величина. Как можно проверить наш вывод?

— Читаем эталон с.78

— Вернёмся к измерению яблока .Какова его масса в клубниках? ( 5)

Записываю: Я = 5к.

— А в шоколадках? ( 2)

Записываю: Я = 2ш.

-Это разные яблоки?

-Но оно весит 5 и 2 , так может быть?

— В чём проблема?

-Какой сделаем вывод? Посовещайтесь в паре.

— Какую мерку придумал человек, чтобы избежать путаницы? Кто знает, в чём измеряется масса, н-р этой пачки соли?

— Вот эта мерка измерения массы — 1 кг.

( показываю гирю )

Кладём на одну чашу весов 1 кг , а на другую пачку соли.

Что произошло?

-Значит?

П=1кг

Мы измерили и можем записать результат числом.

Запоминаем : 1кг – это единица измерения , мера -массы.

-А если я купила ещё такую же пачку соли, то как узнать , сколько всего кг я купила?

1кг+1кг равно?

— Что мы смогли сделать ?

— -А если я купила 2 кг соли и 1 кг израсходовала? Как это записать?

-Значит, что можно делать с мерами массы?

— Как это можно проверить ?

— с.79 Читаем вывод.

-Вернёмся к поставленным целям. Как можно понять, достигли ли результат ?

— Выполняем самостоятельную работу.

Сейчас мы поработаем с нашим листком самооценки.

-Проверьте ваши работы по слайду.

-Проверяем первое задание.

Оцените свою работу (приложение 2).

-Кто выполнил задание без ошибок?

Какой цели вы достигли?

Кто выполнил задание с ошибкой?

Вам будет предложено поработать со мной индивидуально.

Проверяем второе задание

-Кто выполнил задание без ошибок?

-Какой цели вы достигли?

-Кто выполнил задание с ошибкой?

-Оцените свою работу.

-Вам я предложу сделать подобную работу, чтобы вы могли исправить свои ошибки.

Проверяем третье задание

-Кто выполнил задание без ошибок?

-Какой цели вы достигли?

-Кто выполнил задание с ошибкой?

Оцените свою работу.

-Вам я предложу сделать подобную работу, чтобы вы могли исправить свои ошибки.

— Ребята, как вы думаете, мы сегодня плодотворно работали?

— Довольны вы результатами своей работы?

— Чем же был полезен сегодняшний урок?

— Что нового вы узнали?

— Какие выводы нам удалось сделать?

— Что было интересно?

-Спасибо за работу!

Произносят стихотворение хором.

Поймём, чего мы не знаем и сами найдём способ решения.

Совершим пробное действие.

На основе тех знаний, которые у нас есть.

С повторения.

О величинах.

Величина –свойство предмета, которое можно измерить , сравнить с помощью знаков <, >, = и результат записать цифрой.

Поднимают руку

Выполнить самостоятельную работу.

Честность и внимание

Самостоятельно выполняют работу

Проверим по образцу.

Размер, количество, длина

У меня ещё не всё получилось, мне надо потренироваться.

У меня получилось , я умею находить величину.

Длина – это такое свойство предмета, которое можно измерить и сравнить с помощью знаков < , > или = .

Говорим шёпотом, высказываемся только по делу,

Прислушиваемся к мнению соседа.

Количество – это такое свойство предмета, которое можно измерить и сравнить с помощью знаков < , > , =.

Размер – это такое свойство предмета, которое можно измерить и сравнить с помощью знаков <, > , =.

Высказывают своё одобрение соседу по парте.

Цвет, форма, материал, назначение,

размер, количество, длина

Размер, количество, длина.

Выслушиваются мнения детей

Да

То, чего мы не знаем.

Не перебивать , уметь слушать друг друга, принимать лидера .

Работают в группах. На столах лежат две коробки.

Заполняют таблицу:

Сходство свойств

Различие свойств

Сходство: цвет, форма, размер, материал

Различие: одна тяжелее другой

Выслушиваются

На уроках- нет, а в жизни- да. У меня портфель тяжелее сегодня , чем у моего друга.

Тяжесть , масса , лёгкость

Спросить у учителя, у одноклассников, можно посмотреть в учебнике.

Это свойство называют массой.

Тема урока – масса.

Узнать, что такое масса , доказать: является ли она величиной.

Мы должны её 1)измерить и

2). сравнить.

Работают на листках самооценки (приложение2).

Выполняют упражнения

Упражнения:

  1. Черепаха: наклоны головы вперёд-назад

  2. Маятник : наклоны головы вправо – влево.

  3. Собачка: вращение головы вокруг своей оси, проходящей через нос и затылок.

  4. Сова: поворот головы вправо и влево.

  5. Ёжик нахмурился: плечи вперёд, подбородок к груди.

Ёжик весёлый: плечи назад, голову назад

  1. Весы: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.

  2. Дерево: тянемся- потянемся: руки вверх, вытягиваем позвоночник.

В магазине

С помощью весов

Наблюдают за положением весов

Масса предмета на ней тяжелее

Здесь масса предмета легче , чем на другой чашечке.

Сравнивали массы коробок.

Дети кладут на весы разные школьные принадлежности.

Масса яблока равна массе лимона

Чашечки весов в равновесии.

Масса яблока меньше массы груши, а масса груши больше массы яблока. Чашка весов с грушей опустилась.

Масса яблока больше массы клубники, а масса клубники меньше массы яблока.

Сравнивали массы

План:

  1. Можно измерить?

  2. Можно сравнить? +

Можно ли измерить?

Меркой

Мерка — клубничка

Масса яблока = 5 клубничкам.

Мерка – шоколадка

Масса яблока равна 2 шоколадкам

Измеряли массу.

План

  1. Можно измерить? +

  2. Можно сравнить? +

Масса это величина.

Проверить по эталону в учебнике.

Масса яблока равна 5 клубничкам.

Масса яблока равна 2 шоколадкам.

Нет, яблоко одно и тоже .

Не может.

Мерки разные и из –за этого путаница

Надо сделать мерку одинаковой.

Я видел в магазине гирю, на которой написано1 кг.

На пачке написано 1 кг.

Чашки уравновесились.

Масса пачки соли – 1кг

1кг + 1 кг

2кг

Сложить единицы измерения.

Вычесть меры массы :

2кг-1rкг=1кг

Складывать и вычитать

Прочитать эталон

Читают вывод.

Выполнить самостоятельную работу

Работают по листку самооценки

Знаю определение массы

и единицы его измерения

Умею сравнивать величины.

Умею складывать, вычитать и сравнивать величины

Готовность детей ,положительная эмоциональная направленность.

Вспоминают последовательность работы

над открытием нового знания

2, 1

Вспомнили определение .

1

Настроены на добросовестную работу.

1

Самостоятельное выполнение задания

1,

3 ,

4

2

2

2

Вспоминают правила работы в паре.

Умение работать по образцу

1,

Делают предположения, высказывают своё мнение.

4

Вспоминают правила работы в группе.

2, 3

2

2

4

4

1

Снятие напряжения, усталости

2

2

3

4, 3

1

2

4

1

4,1

3

Проверяют свою работу, Оценивают результат.

Индивидуальный подход

1

4

Совместно с учителем подводят итог работы, высказывают мнение о своей работе на уроке, делают выводы.

Список использованной литературы

  • Математика. 1 класс.: методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики/авт.-сост.: С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев/изд.: БАЛАСС 2010.

  • Моя математика. 1 класс.: учебник / авт.-сост.: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких/изд.: БАЛАСС 2011.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here