ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
МАТЕМАТИКА( алгебра и начала анализа) | ||||
класс | 10 | |||
ТЕМА | Формулы суммы (разности) синусов и косинусов двух аргументов | |||
Тип урока | Урок постановки учебной задачи, отработка умений и рефлексии | |||
Технология | сотрудничества | |||
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент Самоопределение к деятельности. | Создание благоприятного психологического климата. Положительный настрой на работу, | Приветствие, мотивация к учебной деятельности
На столе у каждого учащегося есть памятка по тригонометрии, бланк, в котором вы сами будете отмечать степень своего участия в работе на уроке на каждом этапе урока. | Самоопределение к учебной цели | Личностные: Самоопределение
Регулятивные: Целеполагание
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | создание условий для осознанного восприятия нового материала. Актуализация опорных знаний и способов действий |
Вам было предложено домашнее задание найти ответ на вопрос : «Где же применяется тригонометрия, в каких профессиях она важна? Что означает слово тригонометрия?» Показать несколько слайдов на применение тригонометрии.
На слайде высказывание «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)»
Через проектор показываются задания двух вариантов Выполнение диктанта (2 вар-та, 5 мин) 3) На слайде решение заданий диктанта (3 мин) 4) На слайде критерии оценивания диктанта. 5) Выставите, пожалуйста оценки в таблицу за данный этап урока. Поднимите, пожалуйста руки, у кого нет ни одной ошибки? |
Отвечают на поставленные вопросы.
Выполняют задание (на 2 варианта) самопроверка Вариант1
Sin150 (cos27030’-sin27030’)
Вариант2
2(sin237030’-cos2 37030’) sin750
Взаимопроверка диктанта. Учащиеся обмениваются своими листами с диктантом. Оценивают работу одноклассника, выставляют оценки в таблицы результатов за данный этап урока | Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и сверстниками
Познавательные: Логические-анализ объектов с целью выделения признаков Уметь использовать формулы суммы и разности одноименных функций при решении уравнений, упрощении выражений.
Личностные: Навыки самопроверки и самооценки
|
Этап выявления места и причины затруднения Постановка учебной задачи
| Мотивация изучения Постановка проблемной задачи:в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Давайте составим алгоритм решения тригонометрических уравнений. Назовите формулу понижения степени дляcos2 x Назовите формулу понижения для sin2 x Назовите формулу для тангенса двойного угла. Назовите формулу для косинуса двойного угла.
Используя составленный алгоритм решения уравнений, решите уравнения.
Проверка решенных уравнений ( на слайде решение) Какую формулу применили для приведения уравнения к простейшему тригонометрическому уравнению?
Возможность применения формул двойного аргумента при решении тригонометрических уравнений: cos2 x – sin2 x =1
решить уравнение: sin5x + sinx=0
какой метод напрашивается? Назовите методы решения тригонометрических уравнений, приводящие уравнение к простейшему тригонометрическому уравнению? Хотя бы один из методов позволяет нам решить это уравнение? Хватает ли нам знания тех формул, которые мы знаем и алгоритма решения тригонометрических уравнений для решения данного уравнения?
Докажем , что Доказательство на слайде: Пусть (2) Сложим (1) и (2) выражения, Получим: Вычтем (1) –(2) Подставим значения и в исходную формулу
|
Выявление проблемы Работа в группах:
Решите уравнение: 1 группа Cos22x–Sin22x=1 2 группа
Проверим решение ваших уравнений. предлагают способы решения, выявляют
Оцените степень своего участия в групповой работе. Выставите себе оценки за данный этап урока в таблицу.
Решите уравнение Sin5x+Sinx=0
проблему: необходима соответствующая формула
формулировка и запись темы урока, постановка дальнейших задач.
Цель урока:знакомство с формулами, позволяющими решать тригонометрические уравнения, содержащие сумму и разность одноименных функций
Записывают формулы и проговаривают их вслух.
Доказательство одной из формул
| Регулятивные: Умение формулировать проблему
Коммуникативные: предлагать пути её решения
Познавательные: Самостоятельное формулирование познавательной цели,ориентировка на разнообразные способы решения уравнений Структурирование знаний |
Осмысление, систематизация полученных знаний | Изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей между тригонометрическими функциями | ПРИМЕРЫ: записаны на слайде
| Работа в парах с проговариванием формул
Самопроверка по записи на слайде | Коммуникативные: Умение работать в парах. Логические: Повышение грамотности устной и письменной речи Познавательные:самостоятельное создание способов решения,
|
Первичное закрепление знаний | Отработка умений применения формул при решении уравнений,установление осознанности изучения темы, Коррекция выявленных пробелов
| Решение предложенного уравнения.
Задания для групповой работы: Задания 1 группы: на прямое усвоение формул( ср-ср) 9.35 в, стр267
| Выполнение заданий в тетради. Ученик решает на доске это уравнение | Регулятивные: Контроль,коррекция Познавательные: Рефлексия выбора формул, условий действий. Умение принимать решение при выборе задания, развитие самостоятельности Коммуникативные: Сотрудничество с партнером,коррекция,оценка действий партнера |
Постановка домашнего задания | Обеспечение понимания цели,содержания и способов выполнения домашнего задания: Выучить формулы суммы и разности синусов и косинусов. Домашняя самостоятельная работа (дифференцированная) Для сильных, средних, слабых уч-ся
| Вариант 1 1. Найдите sincostg, еслиCos2α=0,2 и
Вариант2 1. Найдите sincostg, если Cos2α=0,6и
Вариант3 1. Найдите если и
| Записывают домашнее задание. Домашнее задание отправлено учащимся на их электронную почту в прикрепленном к письму файле.
Каждый учащийся самостоятельно определяет, какой вариант он сможет выполнить.
На слайде высвечиваются самостоятельные работы. Выяснение непонятных моментов. | Определение границ собственных знаний Уметь работать с тренажерами |
Итог урока, рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Воспроизводится слайд с формулами, которые проговариваются.
Оценивание: Каждый учащийся заполняет таблицу
| Самоанализ учащимися своих результатов, своей деятельности.
Общий вывод о работе в парах Представьте в виде произведения
| Регулятивные: Оценка-осознание уровня и качества усвоения темы, Познавательные: рефлексия |
составитель | Васильева Н.М. |
|
|
|
ресурсы | С.М.Никольский. «Алгебра и начала математического анализа»,10 кл |
М-10
Домашняя самостоятельная работа
«Сумма и разность синусов и косинусов»
Вариант 1
-
НайдитееслиCos2α=0,2и
-
Выполните задание из учебника № 9.35 д,ж, стр 267
-
Докажите справедливость формулы разности синусов.
Вариант2
-
Найдите, если Cos2α=0,6 и
-
Выполните задание из учебника № 9.39 а,г стр 268
-
Докажите справедливость формулы суммы косинусов.
Вариант3
1. Найдите , если и
2. Выполните задание из учебника № 9.37 а,б стр 268
3. Докажите справедливость формулы суммы косинусов