Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 года и с учетом авторской программы по музыке с учетом авторской программы по музыке — «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Авторская программа разработана на 33 часа. Согласно БУПу 2003 года на изучение музыке отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
-
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-
воспитание эмоционально — ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
-
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально — пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела —
2 четверть: 8 урок – «Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины»
4 четверть: 32 урок — «Ничего на свете лучше нету». В конце учебного года в форме заключительного урока-концерта (33 урок)
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство первоклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Севера и составляет 10% учебного времени.
В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
I класс.
-
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
-
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
-
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
-
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
-
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
-
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
-
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
-
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса
обучающиеся научатся:
-
воспринимать музыку различных жанров;
-
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
-
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
-
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
-
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Формы организации учебного процесса:
— групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
— экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
— входной, текущий, итоговый
— фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
— наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
-
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
-
Действие смыслообразования,
-
Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные ууд
-
Умение выражать свои мысли,
-
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
-
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд
-
Целеполагание,
-
волевая саморегуляция,
-
коррекция,
-
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
-
Умение структурировать знания,
-
Смысловое чтение,
-
Знаково – символическое моделирование,
-
Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
-
Анализ объектов;
-
Синтез, как составление целого из частей
-
Классификация объектов.
-
Доказательство
-
Выдвижение гипотез и их обоснование
-
Построение логической цепи рассуждения
Тематическое планирование по музыке в 1 классе по
учебнику Критской Е.Д.
Разделы и темы | Кол-во часов | План | Факт | |
| Музыка вокруг нас |
|
|
|
1 | «И муза вечная со мной» | 1 | 13.09 |
|
2 | Хоровод муз | 1 | 27.09 |
|
3 | Повсюду музыка слышна | 1 | 11.10 |
|
4 | Душа музыки — мелодия | 1 | 25.10 |
|
5-6 | Музыка осени | 2 | 15.11 22.11 |
|
7 | Сочини мелодию | 1 | 29.11 |
|
8 | «Азбука, азбука каждому нужна» | 1 | 06.12 |
|
9 | «Музыкальная азбука» | 1 | 13.12 |
|
10 | Музыкальные инструменты | 1 | 20.12 |
|
11 | «Садко» | 1 | 27.12 |
|
12 | Музыкальные инструменты | 1 | 17.01 |
|
13 | Звучащие картины | 1 | 24.01 |
|
14 | Разыграй песню | 1 | 31.01 |
|
15 | «Пришло Рождество – начинается торжество» | 1 | 07.02 |
|
16 | Добрый праздник среди зимы | 1 | 14.02 |
|
| Музыка и ты |
|
|
|
17 | Край, в котором ты живешь | 1 | 28.02 |
|
18 | Поэт, художник, композитор | 1 | 07.03 |
|
19 | Музыка утра | 1 | 14.03 |
|
20 | Музыка вечера | 1 | 21.03 |
|
21 | Музыкальные портреты | 1 | 04.04 |
|
22 | Разыграй сказку | 1 | 11.04 |
|
23 | «Музы не молчали» | 1 | 18.04 |
|
24 | Музыкальные инструменты | 1 | 25.04 |
|
25 | Мамин праздник | 1 | 02.05 |
|
26 | Музыка в цирке | 1 | 16.05 |
|
27-28 | Дом, который звучит. Опера — сказка | 2 | 23.05 30.05 |
|
29 | «Ничего на свете лучше нету» | 1 | 06.06 |
|
|
|
|
|
|
Литература
Для ученика:
1.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 1класс. Учебник. – М.; Просвещение, 2013.
2.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Музыка. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М.; Просвещение, 2013.
Для учителя:
1.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Музыка. 1 класс. Учебник. – М.; Просвещение, 2013.
2.Музыка 1 класс. Поурочные планы по программе Критской Е. Д./ Сост. Новодворская Н. В. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 80 с.