Технологическая карта урока математики

Ф.И.О. учителя: Воронцова Вера Васильевна

Класс: 2 класс

УМК «Планета знаний»

Предмет: математика

Учебник: «Математика» 2 класс

М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдова Москва, «Астрель»

Тема урока: «Среди величин»

Цели и задачи:

Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных)через реализацию монопроекта по теме: «Среди величин»

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

— развитие умения работать с информацией;

— развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

— развитие умения использовать различные способы поиска информации;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

— формирование умения грамотно преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы;

— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

.3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— освоение первоначальных знаний о величинах (время, расстояние, объём, масса);

— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к предмету, пробуждение познавательного интереса к математике.

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше, добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час»!

-Желаю, вам ребята, чтобы урок и день был добрым.

— Откройте рабочие поля, запишите дату, классная работа и на полях нарисуйте смайлик, изображающий ваше настроение.

( на доске-изображения смайликов, учитель указывает на один из них, дети поднимают руку, чье настроение совпало с указанным)

 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

(смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом) формирование внутренней позиции школьника, понимания необходимости учения. Коммуникативные:

— формирование умения слушать и слышать, умение оформлять свои мысли в устной форме.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

 

 7
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

 На доске написаны слова:

 сложение 

 объём 

вычитание  

 умножение   

масса  

деление
расстояние
время

— Подумайте и скажите, на какие группы вы их распределили?

— Почему вы распределили именно так? Объясните.

(Дети называют одну группу слов-это арифметические действия, название второй группы вызывает затруднения).

-Как же назвать группу этих понятий?

-Вам помогут эти слоги.

(Учитель показывает табличку с напечатанными в вразброс слогами: ЛИ, НЫ, ВЕ, ЧИ.

-Кто сможет сказать, что такое ВЕЛИЧИНЫ?

-А хотели бы узнать о них

побольше?

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Ф
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «Величины», формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

 Распределяют в группы, производят взаимооценку, сравнивают. Объясняют, почему сформировали группы именно так. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

— постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

-классифицировать объекты ( объединять в группы по существенному признаку), анализировать объекты и выявлять сходство и различие объектов.

Личностные:

— развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 

 5
 

Выход на тему урока

 — Сегодняшний урок поможет нам узнать, какие бывают величины и единицы их измерения, что такое именованные числа.

— К концу урока у каждого из нас появятся ответы на вопросы: «Как составлять и решать задачи с величинами? Можно ли выполнять арифметические действия с именованными числами? Какова роль величин в жизни человека?»

-Для этого нам предстоит «расшифровать» и разгадать загадку, узнать новые виды записи выражений и решить задачу.

-Работать нам предстоит и самостоятельно, и в парах, и в группах. Настроились?

(Памятка на столах «Работа в группах»)

 Наблюдение.
 

 Ф
 

Указывает объект наблюдения
 

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

— классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 Работа над темой.
 

 11
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

-Откройте учебник на стр. 32

 ( работа в парах)

-Прочитайте задание.

-В стихотворение вам встретится слово «верста». Кто сможет сказать, что означает это слово?

(Дети могут вспомнить, что встречали это слово в сказке, например: царевич ушёл за 1000 вёрст)

— А вот индивидуальное задание было у …………….., она в словаре Ожогова нашла, что верста-это расстояние, чуть больше 1 км (1, 066км)

-Попробуйте себе представить: полный шаг мужчины приблизительно равен 1 метру. Чтобы пройти версту, ему понадобится сделать тысячу шагов).

— Обсудите каждое четверостишие и заполните таблички, лежащие у вас на партах.

Самопроверка: правильные ответы вывешиваются на доску.

— Проверьте себя и оцените свою работу.

(Приложение №1)

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

 Ф, П
 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

Регулятивные:

осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные:

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

— знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать своё мнение.

 Проверка понимания способа действия.
 

 — Подумайте и ответьте на мои вопросы:

— Можно ли время измерить ковшом?

— Можно ли сахар измерить часами?

— А килограммами- расстояние?

— Чем же все это нам измерять? Найти ответ на эти вопросы нам поможет следующее задание. (Работа в группах).

Каждой группе предлагается табличка с индивидуальным заданием. Необходимо вычеркнуть «лишние» слова.

1 группа: ВРЕМЯ: литр, час, минута, секунда, пирог.

2 группа: МАССА: ночь, тонна, килограмм, близко, грамм.

3 группа: РАССТОЯНИЕ: километр, секунда, метр.

4 группа: ОБЪЕМ: литр, год, месяц, градус.

(Приложение №2)

 Доказатель-ство
 

 Ф
 

 Дает образец короткого доказательства.
 Организует выступление групп, обмен мнениями.

 Объясняют единицы измерения времени, массы, температуры, расстояния.
 

Познавательные:

— выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

Регулятивные:

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

 Первичное закрепление нового материала
 

 7
 

 Развитие умения распозна-вать и подбирать однокоренные слова, 
 

Двигательная активность.

-Я называю единицы измерения, а вы мне показываете жестом, к какой величине они относятся. (Учитель показывает жесты для обозначения величин.)

Например: время – прямые руки вверх над головой, ладошки прижаты друг к другу (стрелка); масса – руки чуть согнуты, в стороны, ладошками вверх (весы); расстояние – прямые руки в стороны; объем – руки в кольцо перед грудью).

1) килограмм яблок;

2) литр сока;

3) 15 минут до конца урока;

4) пройти 2 километра.. и т.п.

Самостоятель-ная работа, рефлексия, контроль.
 

 Г, П, И
 

 Проводит инструктаж обучающихся.
 

Обучающиеся доказывают единицы измерения величин.

Регулятивные:

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ставить, и решать проблемы, поиск и выделение необходимой информации на основе ранее открытого знания.

Личностные:

— оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Работа с новым материалом: как записать величины?
 

— Каждая величина измеряется в определенных единицах. А как нам записывать единицы измерения?

— Для записи используют краткое написание единиц измерения (учитель показывает таблицу).

(Приложение №3)

– Обратите внимание: при записи величины сначала пишется число, а потом сокращенное название единицы, в которой она измеряется (учитель проговаривает каждую единицу измерения).

— Единицы измерения записываются в виде числа с именем, поэтому еще мы их можем называть «именованные числа».

– Точки после наименований НЕ ставятся. Это не полная табличка, есть еще и другие величины, и другие единицы измерения, о которых нам еще предстоит узнать. А, может быть, кто-то из вас заинтересуется этой темой и задумает выполнить проект, рассказывающий о многообразии величин и их истории?

 Работа с учебником (106, стр 51)
 

 Г, П
 

 Помещает слова 
на доску
 

 Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы

Регулятивные:

— умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

— построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

— формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

— управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

1

Действия с величинами.

— Как вы думаете, а можем ли мы выполнять с величинами арифметические действия? (ответы детей). Давайте проверим наши предположения.

На доске даны примеры:

(Приложение №4)

— Помогут ли примеры первого столбца решить выражения второго столбца? Как, объясните.

— Как выполнять действия с именованными числами? (как с простыми числами, но не забывать дописывать наименование единиц измерения).

Коллективная работа.

П

Организация психофизической тренировки

Выражения проверяют «сильные» ученики, первые правильно выполнившие задание.

Коммуникативные:

— умение работать коллективно, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие.

Закрепление. Решение задач.

1

Отгадайте загадку:

На руке,

И на стене,
И на башне в вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом —
От восхода до захода.

(Часы)

— Вы знаете, что существуют около 20 видов часов, среди них такие часы, как солнечные, песочные, водные, механические, электронные и другие (учитель показывает изображения названных видов часов).

— Как вы думаете, зачем человек придумал часы?

— Давайте будем бережно относиться ко времени, учиться правильно его распределять на важные дела и отдых, на игру и учебу.

-Кто-нибудь из вас вспомнит, какие крылатые высказывания, пословицы есть о важности, ценности времени?

(Делу время, потехе час. Порядок время бережет. Всему свое время. Пропущенный час годом не нагонишь. и др.)

На доске краткая запись к задаче.

— Давайте попробуем придумать задачу о времени. Придумайте задачу по краткой записи:

Гулял — 2 часа

Спал — ?, в два раза больше, чем

Ел — ?, на три часа меньше

Ф

Проводит проверку по шаблону.

Учащиеся размышляют, пытаясь ответить на вопрос «Как вы думаете, зачем человек придумал часы?»

Дети после разбора решают ее самостоятель-но.

Личностные: уважительное отношение ко времени, к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Познавательные: проявить интерес к предмету, самостоятельно находить необходимую информацию.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Обобщение, повторение изученного.
 

 3
 

— С какими новыми понятиями вы познакомились?

— В каких единицах измеряются величины?

— Можно ли выполнять арифметические действия с именованными числами?

Используют ли единицы измерения при составлении и решении задач?

— Какова роль величин в жизни человека?

 

 

 И,
 Г,

 Учитель возвращается к вопросам, которые были заданы в начале урока.

 Обучающие-ся делают выводы, производят предварительную оценку работы.

Познавательные:

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

— ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

— умение выделить нравственный аспект поведения;

— готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

— умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Подведение итогов
 

 2
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 — Какая работа вам показалась наиболее легкой? Возьмите липкую ленту (желтая) и наклейте ее на ту часть доски, где находятся задания, с которыми вы справились легко.

— Какая работа для вас показалась трудной? Возьмите красную ленточку и приклейте на ту часть доски, где работа вызвала затруднение.

(Доска в ходе урока условно делится на три части: 1 – таблица с величинами, единицами измерения; 2 – работа с примерами; 3 – решение задачи. Дети приклеивают липкие ленточки, хорошо видны «слабые» моменты урока, над которыми нужно будет поработать на следующих уроках).

— Изменилось у вас настроение к концу урока?

— У кого настроение стало таким (учитель показывает на грустный, спокойный, радостный смайлики, дети поднимают руки при указании на смайлик — его настроение).

 

 Рефлексия, контроль.
 

 Ф,П, Г
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Регулятивные:

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

— выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

— оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Этап разъяснения домашнего задания

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

— Найдите в справочниках:

какие еще величины существуют, в каких единицах они измеряются.

Работа с учебником №3, стр. 33

Задание по выбору

Ф,И

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

— выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

— преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

— самостоятельное формулирование познавательной цели;

— построение логической цепи рассуждений;

— самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— умение слушать и вступать в диалог;

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Приложение №1

Время

Объем

Расстояние

Масса

Оценка работы

Стихотворение № ___

Стихотворение № ___

Стихотворение № ___

Стихотворение № ___

Приложение №2

Время

Масса

Расстояние

Объем

час

минута

секунда

килограмм

грамм

километр

метр

литр

Приложение №3

Время

Масса

Расстояние

Объем

Час – 1 ч

Минута – 1 мин

Секунда – 1 с

Килограмм- 1 кг

Грамм – 1 г

Километр – 1 км

Метр – 1 м

Литр – 1 л

Приложение №4

2 + 3

23 – 3

33 + 12

2 кг + 3 кг

23 л — 3 л

33 т + 12 т

45 л – 15 л

22 кг – 10 кг

46 мин — 6 мин

Решаются устно

Коллективная работа

Решаются самостоятельно

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here