Класс: 2
Тип урока: открытие новых знаний
УМК «Планета знаний»
Технологическая карта изучения темы
Вычисляем площадь | |
Цели | Предметные:
Развивающие:
Воспитательные:
Личностные: овладение способностью ставить, применять и сохранять учебную цель и задачи, осознание ответственности за общее дело, установка на необходимость применения знаний в жизни, формирование активной внутренней позиции школьника, умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Метапредметные: Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, познавательная инициатива, планирование своих действий, анализ собственной деятельности, определение цели следующего этапа и дальнейшего действия; Познавательные: мотивационная основа учебной деятельности, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия с опорой на свой опыт и знания, полученные на уроке, из учебника, умение использовать знако-символические средства, умение осуществлять информационный поиск; Коммуникативные: умение полно и чётко выражать мысль в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументация мнения, учет мнения товарищей, координирование в сотрудничестве разных позиций; Предметные: высказывать собственное суждение по проблеме, использовать на практике изученный теоретический материал, строить речевые высказывания, моделирование алгоритма, структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения, определение цели следующего этапа и дальнейшие действия, поиск информации, самостоятельное создание способов решения проблем, самостоятельный учет ориентиров действия в учебном материале, корректировать и оценивать свои действия и проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; |
Планируемые результаты | |
Образовательные технологии | Технология системно-деятельностного подхода, игровая технология, приемы технологии РКМ, личностно – ориентированные, ИКТ, здоровьесберегающие технологии
|
Методы обучения и воспитания |
|
Наглядно-демонстрационный материал | мультимедийный проектор, презентация на интерактивной доске, карточки-задания для работы в паре, карточки разного уровня для индивидуальной работы, кубики, толковый словарь. |
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Руссо: «Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Давайте возьмёмся за руки, покажем своё единство, дружбу, взаимовыручку В добрый путь за знаниями! Можете ли вы сейчас понять, — Так кем же вы хотите стать? |
Дети берутся за руки
Называют профессии, говорят кем они хотят стать | —— мотивационная основа учебной деятельности (Л); — эмпатия (Л); -самоопределение (Л); — внутренняя позиция школьника (Л); — учебно-познавательная мотивация (Л); — планирование учебного сотрудничества (К)
| |||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний и умений | — Вы знаете много профессий. — А как вы думаете, какой предмет необходимо знать в любой профессии? Почему? — А роль Фомы неверующего будет играть ______ — Об этом нам рассказывал Тимур в своем проекте «Математика в любой профессии» — Сегодня попробуем стать специалистами разных профессиях, чтобы убедиться, действительно специалистам разных профессий нужна математика. — А чтобы чего-то добиться в жизни что необходимо ставить перед собой? — Перед вами задание. Что это и для чего? (См. приложение 1) Работа в парах — Расположите полученные данные в порядке возрастания. Сопоставьте числа с буквами. (См. приложение1) Какую профессию автор предполагает осваивать первой? Молодцы. Оцените себя, если правильно поставьте знак «+», если неправильно «-». В конце урока вы проведёте самооценку своей работы. — Кто знает, чем занимаются люди этой профессии? — Давайте посмотрим точное толкование этого слова. Архите’ктор — специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений. — Поднимите руки, если у вашей семьи есть знакомые архитекторы.
— Какое отношение имеют эти предметы к профессии архитектор? (архитектор занимается созданием проектов, именно строительных)
— Перед вами проекты трех архитекторов, разные по сложности. — У вас есть право выбора, выберите проект и посчитайте, сколько прямоугольников и треугольников потребовалось архитектору для создания своего проекта. — Зафиксируйте свой результат рядом с выбранным проектом. — Сверьте с эталоном и оцените себя с помощью математических знаков «+» или «-». — Если вы выбрали проект Кирпичникова Ивана Петровича и справились с поставленной задачей правильно, то поставьте два знака «+».
|
Математика
Дети убеждают, доказывают
Надо ставить цель и идти к ней строго по намеченному плану Дети высказывают мнение
Работа в парах Решают цепочку выражений
Фронтальная работа. Дети расшифровывают название первой профессии
Самооценка
Ответы детей
Работа с толковым словарём
Ответы детей
Выбор проекта по сложности
Фиксирование результата работы
Самооценка выполненной работы
| — анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П); — структурирование знаний (П); — извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П); — использование знаково-символических средств (П); — смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П); — построение логической цепи рассуждений (П); — достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); — развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); — постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); — волевая саморегуляция (Р)
| |||||||||||||||||
Новая тема. Постановка проблемы. | — А теперь почувствуйте себя архитекторами и начертите фундамент будущего дома прямоугольной формы площадью 6м2. — Почему не чертите? — Так надо узнать?! — Тогда какова тема нашего урока? — Цель?
— Как вы понимаете слово площадь, где в своей вы с ним встречалось? Можно узнать значение этого слова в словаре. 1. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы. — Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.) 2. Площадь — это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели. Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.) 3. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.) — И так тема нашего урока? — Перед вами прямоугольник и разные мерки измерения. — Работая в паре, решите, какой меркой точнее всего можно измерить площадь?
— А могу я взять один большой, другой поменьше квадрат и ими измерять площадь. — Значит, площадь измеряют одинаковыми квадратами. Так договорились люди между собой. — Кто знает самую распространенную единицу измерения площади? Вывешиваем 1м2 — А вы слышали, когда-нибудь, чтобы говорили квадратный метр? — Для измерения огромных участков подойдет эта единица измерения? Вывешиваем 1км2, 1га — Мы можем использовать эти единицы измерения для площади геометрических фигур? — А тогда какой единицей измерения будем пользоваться? Вывешиваем 1см2 — Начертите этот квадрат в тетради. Площадь этого квадрата? (1 см2) — Начертите прямоугольник, у которого площадь равна 2 см2. Как это сделаете? — Как доказать, что площадь этого прямоугольника равна 2 см2? — Измерьте стороны фигуры.(1 см и 2 см)
Обозначение площади S=a*b
— Теперь сможете начертить фундамент будущего дома прямоугольной формы площадью 6м2? Только в тетради мы начертим в уменьшенной форме. Какой?
Под документ камеру разной формой прямоугольники — Как докажите, что площадь вашего фундамента 6см2?
— Назовите размеры фундамента дома. (3 см и 2 см или 6 см и 1 см)
— Кто же прав? — Фома: не может быть, стороны у прямоугольников разные, а площадь одинаковая? — Как же вычислить площадь?
— О чем говорит эта схема? а
S
в S = ?
— Молодцы, хорошие из вас получились архитекторы. Оцените себя.
|
Проблема, не знаем, как?
Дети читают на слайде название темы «Площадь прямоугольника», затем название цели. Узнать, как находится площадь прямоугольника
Ответы детей
Работа с толковым словарём
Площадь прямоугольника Дети рассматривают на доске разные мерки измерения Работая в парах выделяют мерку «квадрат» Нет, мерка нужна одинаковая
Это – квадрат со стороной 1 метр, или, квадратный метр
Ответы детей
Более мелкой– квадратный сантиметр. Это квадрат со сторонами 1 см. Работа в тетради
Ответы детей
1 см и 2 см
6см2
Дети доказывают правильность выполнения задания
Называют разные варианты нахождения площади (3 см и 2 см или 6 см и 1 см) Правы все
Дети говорят вывод: чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно измерить его длину и ширину, данные перемножить Ответы детей
Самооценка | — учебно-познавательный интерес (Л); — смыслообразование (Л); — эмпатия (Л); — волевая саморегуляция (Р); — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); — подведение под понятие (П); — использование знаково-символических средств (П); — определение основной и второстепенной информации (П); — постановка и формулирование проблемы (П); — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) .
(Р);- выдвижение гипотез и их обоснование (П);- познавательная инициатива (Р);- использование знаково-символических средств (П); — поиск необходимой информации (П); — моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П); — самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); — установление причинно-следственных связей, доказательство (П); — самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); — достижение договоренностей и согласование общего решения (К); — разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К); — управление поведением партнера (К); — адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
| |||||||||||||||||
Первичное закрепление | — На ваших столах у каждой пары коробки с кубиками. — Что из них можно делать? — Руки какого профессионала могут работать с этим строительным материалом?
— Строители получили заказ построить здание фундамент (основание) которого прямоугольной формы площадью 12 м2. Договоримся, что 1 м2 — это 1 кубик. Приступайте к выполнению заказа. — Молодцы! — Назовите размеры вашего фундамента и докажите, что его площадь равна 12м2. — Вы все справились с этим заданием. Хорошие из вас получились строители. Сложите кубики в коробку.
Оцените себя.
| Практическая работа в парах
Строить Строитель
Задание для практической работы
Дети демонстрируют выполненное задание и доказывают, что площадь равна 12м2
Самооценка | — контроль (Р); — коррекция (Р); — волевая саморегуляция (Р); — подведение под понятие (П); — использование общих приемов решения задач (П); — использование знаково-символических средств (П); — самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); — построение речевых высказываний (П); — выведение следствий (П); — планирование учебного сотрудничества (К); — адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
| |||||||||||||||||
Физминутка | Какую ещё профессию освоим или пора отдохнуть? Станем спортсменами? А разве спортсмены тоже должны знать математику? | Дети выполняют физминутку |
| |||||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение | На слайде появляется + Условие. Заполняйте пустые клетки, используя только первую букву ответа.
И вопросы — Чтобы это значило? 1. Компонент при сложении? (Слагаемое) Буква С. (+ — за правильный ответ) 2. Последняя буква в слове сумма? (А) 3. Сколько будет если 10 : 5 ? (Два) Буква Д 4. Сколько будет если 12:12? (Один) Буква О 5. 4 умножить на 2 . Чему равно произведение? (8) Буква В 6. Каким числом обозначается отсутствие предметов? (0) Буква Н 7. Первая буква в слове измерение? (И) 8. Равносторонний прямоугольника?( Квадрат) Буква К.
— Кто такой садовник? — Скоро наступит, какое время года? Все зацветет. — Предлагаю решить очень важную задачу. — Ведь у нас очень большая школьная территория и вот уже сейчас необходимо подумать об ее благоустройстве. — Давайте разобьем клумбу у центрального входа круглой формы. Согласны?
4м
— Ее площадь 100м2. — В середине можем посадить самые красивые весенние цветы, Какие? — Предлагаю их посадить в форме квадрата. — Возражения есть? — Стороны квадрата не менее 4 метров, иначе их просто не будет заметно на клумбе. — Оставшуюся площадь займут другие цветы. — Ваша задача определить, какую площадь займут другие цветы? — Ваши предложения по решению данной задачи? — На что указывает число 100? — Из скольких частей оно состоит? — Как узнать неизвестную часть?
— А известная часть есть? — Какую из частей можете узнать? Запишите решение самостоятельно. 1) 4 * 4 = 16 (м2) – площадь под тюльпаны. 2) 100-16 = 84 (м2)- площадь занимают другие цветы. Ответ: площадь 84 м2 занимают другие цветы.
Самопроверка по эталону. Оцените себя. 2 знака «+» за верное решение
Молодцы, ребята! Из вас получатся хорошие садовники.
|
Нужно отгадать слово Фронтальная работа
Тот, кто работает в саду, сажает растения
Тюльпаны
Ответы детей
Предложения детей
Целое Двух Из целого вычесть известную часть
Нет Площадь квадрата Самостоятельная работа
Самопроверка и самооценка | — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); — анализ, синтез, сравнение, классификация (П); — поиск и выделение необходимой информации (П); — моделирование, преобразование модели (П); — умение структурировать знания (П); — смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); — использование знаково-символических средств (П); — свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); — выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); — использование общих приемов решения задач (П); — построение речевых высказываний (П); — подведение под понятие (П); — выведение следствий (П); — доказательство (П); — планирование учебного сотрудничества (К); — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — постановка вопросов (К); — адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); — управление поведением партнера (К) | |||||||||||||||||
Обобщение |
— Люди каких профессий помогли нам разобраться в новой теме? — Так как же найти площадь прямоугольника? — Чтобы еще раз проверить как вы научились находить площадь прямоугольника, поработайте на нетбуках, выберите вкладку относительно сложности. (см. приложение 3) — Молодцы! Оцените себя и зафиксируйте результат в тетрадях.
|
Ответы детей
Работа с нетбуками
Самооценка по предложенным вкладкам | — использование знаково-символических средств (П); — свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); — выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); — использование общих приемов решения задач (П); — построение речевых высказываний (П); — подведение под понятие (П); — выведение следствий (П); — доказательство (П);
| |||||||||||||||||
Рефлексия
| Ребята, послушайте одну притчу. Шёл мудрец и встретил 3 работников. «Что ты сегодня делал?» — спросил он каждого. Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни». Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу». Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение». — Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания.
|
Дети слушают притчу
Дети поднимают руки
| — внутренняя позиция школьника (Л); — самооценка на основе критерия успешности (Л); — рефлексия способов и условий действия (П); — эмпатия (Л); — адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); — контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); — формулирование и аргументация своего мнения (К); — планирование учебного сотрудничества (К) | |||||||||||||||||
Самооценка и фиксирование результата | Если за урок набрали 10 знаков «+» — получаете оценку «10» 9 знаков «+» — получаете оценку «9» 8 знаков «+» — получаете оценку «8» 7 знаков «+» — получаете оценку «7» 6 знаков «+» — получаете оценку «6» 5 знаков «+» — получаете оценку «5» 4 знака «+» — получаете оценку «4» 3 знака «+» — получаете оценку «3»
| Дети ведут подсчёт своих результатов деятельности на уроке | -самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности(Л) -рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) — адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); — контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); — формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) | |||||||||||||||||
Домашнее задание трёхуровневое | — У вас есть право выбора. Стр. 38, Задача 2. 3 уровень – отвечает на 1 вопрос; 2 уровень – отвечает на 1 и 2 вопрос; 1 уровень – узнают сколько линолеума и обоев потребуется для вашей комнаты.
| Выбор домашнего задания по уровням | — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); — использование знаково-символических средств (П); — свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); — выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); — использование общих приемов решения задач (П) — волевая саморегуляция (Р);
|