Разработка урока

Тема урока: « Умножение двузначного числа на однозначное»

Класс: 3

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Задачи урока: усвоить новый вычислительный приём умножения двузначного числа на однозначное; вывести новый алгоритм на основе распределительного свойства умножения.

Планируемый результат обучения:

Предметный результат: учащиеся освоят новый прием  внетабличного умножения двузначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать,  сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные УУД: развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Регулятивные УУД: формируют умения следующих действий

  • Целеполагание – учатся формулировать и удерживать учебную задачу;

  • Планирование – учатся выполнять инструкции, точно следуя алгоритму, учатся самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;

  • Прогнозирование – формировать умения превосходить результат своей деятельности, умения определять возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний;

  • Контроль и самоконтроль – формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму;

  • Коррекция – формировать умения вносить необходимые изменения и дополнения на основе оценки и учёта сделанных ошибок;

  • Оценка – формировать умения определять качество и уровень работы, знаний, понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, уметь соотносить правильность своего выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи;

  • Саморегуляция – развивать умение сконцентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Личностные УУД: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.

Основные понятия: распределительное свойство умножения, двузначное число, однозначное число

Место урока в календарно-тематическом плане: 4 урок

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

  1. Оборудование для учителя: Н. Б. Истомина «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; Н. Б. Истомина, З. Б. Редько «Математика. Рабочая тетрадь. ТПО для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; интерактивная доска для демонстрации презентации, компьютер, мультимедийный проектор; слайдовая презентация по теме урока; незаконченные предложения для проведения игры «Решето»

  2. Оборудование для обучающихся: Н. Б. Истомина «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; Н. Б. Истомина, З. Б. Редько «Математика. Рабочая тетрадь. ТПО для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; карточки для работы в группах, карточки для приёма «Светофор».

План урока с хронометражем:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Этап самоопределения к деятельности – 2 мин.

  3. Этап ситуации успеха – 5 мин.

  4. Этап постановки учебной задачи – 5 мин.

  5. Этап открытия нового знания – 5 мин.

  6. Физкультминутка – 2 мин.

  7. Этап фиксации места разрыва в знаково-символической форме – 5 мин.

  8. Этап решения практической задачи – 10 мин.

  9. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение – 10 мин.

  10. Рефлексия – 5 мин.

Конспект урока с теоретическим обоснованием

Этап

урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое основание, формирование УУД и средства их формирования

1.Организационный момент 

 Цель — включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Вы пришли сюда …

Не лениться, а …

Работать как?

Слушать как?

Если хочешь отвечать…

Если спросят…

— Ребята, а вы все любите сюрпризы?

— Тогда для вас я приготовила сюрприз – учитель из шкатулочки достаёт буквы.

— Что с ними можно сделать?

— учиться

— трудиться

— старательно

— внимательно

— руку не забудь поднять

— надо встать, громко, чётко отвечать

— Да

— Можно собрать слово.

Учащиеся собирают слово УРОК

Личностные:

смыслообразование,

самоопределение

(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Регулятивные:управление своей деятельностью

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.

2. Этап самоопределения к деятельности

(прогнозирование и планирование урока)

Цель – выявить ожидания учащихся от урока, планировать свою деятельность на уроке

Приём «Фруктовый сад»

Какой у нас сейчас урок?

— Свои ожидания от урока я вам предлагаю записать на яблоках, а опасения – на лимонах. А потом подойдите к доске и прикрепите фрукты к ветвям.

— А для того, чтобы наш урок прошёл результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу.

— Давайте составим план нашего урока: 

И так, на уроке мы должны:

У –

Р –

О –

К —

— Математика

Учащиеся записывают ожидания от урока на яблоках, а опасения – на лимонах. Всё это вывешивается на доске.

узнать цель и тему урока

рассказать об новом открытии

объяснить, где можно применить открытие

коллективно, дружно работать

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

планирование,   прогнозирование, волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

3. Этап ситуации успеха

Цель – обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Приём «Мозговой

штурм» — работа в

группах

— Чтобы узнать тему нашего урока – а она зашифрована, вы должны поработать в группах: в каждой группе есть бланк для теста – контроля, в который вы должны записать ответы на мои задания:

Задания для групп:

Увеличьте 5 в 4 раза.

-Уменьшите 27 в 9 раз.

-Во сколько раз 6 меньше 30?

-Чему равно произведение чисел 8 и 5?

-Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42?

-По 8 взять 2 раза.

-Найдите произведение чисел 7 и 2.

-На сколько, 80 меньше 20?

-Увеличьте 6 в 2 раза.

Проверка по слайду: 20  3  5  40  7  16 14 60  12.

Приём оценивания «Светофор»

— Оцените работу в группах, «зажгите» цветные огоньки.

-Кто успешно справился с заданием – хлопните в ладоши;

-У кого были затруднения – топните ножками

— Продолжаем работу в группе.

Если вы расположите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано.

— С умножением мы сегодня и будем работать на уроке.

Учащиеся делятся на группы

Работа в группах

Каждая группа записывает числа в бланк: (первая строчка)

Учащиеся слушают вопросы учителя и в группах записывают числа в бланк

Ребята в группах зажигают огоньки:

Зелёный кружок –— работа на уроке прошла успешно;

Жёлтый кружок – были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялись с работой;

Красный кружок – были значительные затруднения, не смогли самостоятельно справиться с заданиями

Учащиеся располагают числа в порядке возрастания и получают слово «УМНОЖЕНИЕ»

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

волевая саморегуляция, контроль, самоконтроль

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

4.Постановка учебной задачи

Цель — включить учащихся  в обсуждение проблемных вопросов и определения темы, цели урока

Приём постановки проблемного диалога

На какие группы можно разбить данные числа?

— Представьте числа 3 группы в виде суммы разрядных слагаемых.

— Найдите произведения чисел 2 и 1 группы.

Умножьте числа  3 группы и 1.

Ситуация разрыва – чёткая граница «знаю – не знаю»

— Сможем ли мы выполнить задание? Почему? 

Какой у вас возникает вопрос?

— Так как теперь будет звучать тема нашего урока?

— Какая будет цель нашего урока?

1 группа: 3 5 7  — однозначные числа

2 группа: 20 40 60 – круглые числа

3 группа: 16 14 12 — двузначные числа

16 = 10 + 6

14 = 10 + 4

12 = 10 + 2

20х3, 40х3, 60х3

20х5, 40х5, 60х5

20х7, 40х7, 60х7- легко выполняют вычисления

16х3, 14х3,12х3

 16х5, 14х5, 12х5

16х7, 14х7, 12х7 — затруднения

Не сможем, потому что те приемы, которые мы знаем, не подходят. 

Как умножить двузначное число на однозначное?

Нужно умножить некруглое двузначное число на однозначное.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу, соотносить те знания, которые есть и те, которых недостаточно;

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

5. Открытие нового знания

Цельсформировать представление об умножении двузначных чисел на однозначное; вывести новый способ умножения.

Приём постановки проблемного диалога

Найдите значение выражения: 16 х 3

— Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти значение этого выражения?

— Как будем выходить из сложившейся ситуации?

Какое математическое свойство нам поможет?

— Подумайте и предложите свой вариант решения в парах.

— Давайте посмотрим, какие способы вы нашли? 

— Кто готов поделиться открытием? 

Способы решения записывают на доске:

16+16+16

16х3=(8+8)х3

16х3=(9+7)х3

16х3=(10+6)х3

— Как рассуждали?

— Какой способ самый удобный? 

— Знание какого свойства умножения,  позволило выполнить задание?

— Сформулируйте это свойство и сделайте вывод.

— Давайте прочитаем, как это правило сформулировано в учебнике.

Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.

Будем находить новый способ умножения, чтобы решать такие примеры.

— Распределительное свойство умножения.

Работа в парах — решение примера, взаимопроверка и выступление по очереди.

Дети предлагают различные варианты.

Выполняют проверку различных способов решения.

Легче считать тогда, когда двузначное число представлено суммой разрядных слагаемых.

— Распределительное свойство умножения.

— При умножении двузначного числа на однозначное, нужно двузначное число представить суммой разрядных слагаемых, а потом каждый разряд умножить на это число.

Учебник – стр. 18

Коммуникативные:

в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные:

достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

контроль, коррекция,

оценка, волевая саморегуляция.

6. Физкультминутка

Цель —

Поработали мы дружно, 
А теперь поспать нам нужно, (Кладут голову на парту, закрыв глаза). 
Тише, тише, тишина. 
В нашу комнату пришла. 
Умножали, умножали,
Очень, очень мы устали. 
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире. 
Пять, шесть – тихо сесть. 
Посидим, отдохнем
И опять считать начнем.

Ребята выполняют физкультминутку

7. Этап фиксации нового знания в знаково-символической форме

Цель — спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения обозначенной проблемы, составить алгоритм по новой теме

Приём «Кластер»

— Давайте составим кластер, по которому мы будем находить умножение двузначного числа на однозначное.

1. Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Применяю распределительный закон умножения относительно сложения. 

3. Умножаю десятки. 

4. Умножаю единицы. 

5. Складываю.

Составляют кластер: представить двузначное число в виде суммы разрядного слагаемого, затем применить распределительное свойство умножения.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные:

достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

контроль, коррекция,

оценка, волевая саморегуляция.

8. Этап решения практической задачи

Цель — решение учебной проблемы

проговаривание нового знания.

Цель — каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет

— Вычислите, рассуждая таким же образом: 14х3   и    12х3

— Объясните, как вычисляли.

— Как можно сократить алгоритм  умножения двузначного числа на однозначное?

Метод «Учимся вместе» — работа в группах

Учебник – стр. 18 № 44 – самостоятельно в группах отметьте «лишнее» выражение.

Давайте проверим –

— Какое выражение будет лишним в 1 группе?

Аналогично проверяются все группы

Используя карточки сомнений, поднимите знак, кто понял всё, кто немного сомневается, кто ничего не понял.

Умножаю десятки на число.

Умножаю единицы на число.

Складываю

Работа в группах

Учащиеся работают в группах, отмечая лишнее выражение, объясняя в группах – почему оно лишнее

1 группа — «лишнее» выражение то, которое нельзя привести к виду ( 8 + 6) х 4 – это выражение – 4 х 8 + 8

+ “Я понял все

— “ Не совсем усвоил, сомневаюсь”

? “Не понял”

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

контроль, коррекция,

оценка

Коммуникативные:

умение слушать, 

участие в коллективном обсуждение проблем.

9. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение

Цель: 

каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет

— Где нам может пригодиться умение умножать двузначное число на однозначное?

Учебник – стр. 19 № 48

— О чём эта задача?

— Что известно?

— Что нужно узнать?

Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.

— Можно использовать при решении задач.

— Эта задача про луковицы

— Посадили 7 рядов по 12 луковиц в каждом и ещё осталось 4 луковицы

— Сколько луковиц приготовили для посадки?

После разбора задачи дети записывают решение задачи

Познавательные:

моделирование, установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений, выбор

эффективных способов решения задач. 

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

10. Рефлексия

Цель — сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы

Наш урок подходит к концу.

Давайте вернёмся к плану нашего урока:

У –

Р –

О –

К —

Объяснение домашнего задания

Приём «Три уровня домашнего задания»

— Дома вы можете выбрать задание из 2-х уровней:

1 уровень — обязательный минимум

2 уровень — тренировочный

Игра «Решето»

-Каждому из вас нужно закончить любое предложение, используя полученные знания на уроке:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задание…

  • Я понял, что…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…

  • Я попробую…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Я смог…

узнали — как умножать двузначное число на однозначное.

рассказать — алгоритм умножения двузначного числа на однозначное,  добавить  его в копилку мудрости (повторяют ещё раз алгоритм)

объяснить — где можно  применять  умножение двузначного числа на однозначное.

коллективно, дружно создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение двузначных чисел на однозначное число.

Учащиеся заканчивают предложения, используя полученные знания на уроке.

Личностные:

адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

смыслообразование— сформированность мотивации к дальнейшему обучению; 

самоопределениеформирование ценностных ориентаций

(саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности.

Познавательные:

использование индуктивного умозаключения,

рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция.

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here