Разработка урока
Тема урока: « Умножение двузначного числа на однозначное»
Класс: 3
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Задачи урока: усвоить новый вычислительный приём умножения двузначного числа на однозначное; вывести новый алгоритм на основе распределительного свойства умножения.
Планируемый результат обучения:
Предметный результат: учащиеся освоят новый прием внетабличного умножения двузначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать, сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.
Коммуникативные УУД: развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Регулятивные УУД: формируют умения следующих действий
-
Целеполагание – учатся формулировать и удерживать учебную задачу;
-
Планирование – учатся выполнять инструкции, точно следуя алгоритму, учатся самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
-
Прогнозирование – формировать умения превосходить результат своей деятельности, умения определять возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний;
-
Контроль и самоконтроль – формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму;
-
Коррекция – формировать умения вносить необходимые изменения и дополнения на основе оценки и учёта сделанных ошибок;
-
Оценка – формировать умения определять качество и уровень работы, знаний, понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, уметь соотносить правильность своего выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи;
-
Саморегуляция – развивать умение сконцентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Личностные УУД: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.
Основные понятия: распределительное свойство умножения, двузначное число, однозначное число
Место урока в календарно-тематическом плане: 4 урок
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.
-
Оборудование для учителя: Н. Б. Истомина «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; Н. Б. Истомина, З. Б. Редько «Математика. Рабочая тетрадь. ТПО для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; интерактивная доска для демонстрации презентации, компьютер, мультимедийный проектор; слайдовая презентация по теме урока; незаконченные предложения для проведения игры «Решето»
-
Оборудование для обучающихся: Н. Б. Истомина «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; Н. Б. Истомина, З. Б. Редько «Математика. Рабочая тетрадь. ТПО для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; карточки для работы в группах, карточки для приёма «Светофор».
План урока с хронометражем:
-
Организационный момент – 2 мин.
-
Этап самоопределения к деятельности – 2 мин.
-
Этап ситуации успеха – 5 мин.
-
Этап постановки учебной задачи – 5 мин.
-
Этап открытия нового знания – 5 мин.
-
Физкультминутка – 2 мин.
-
Этап фиксации места разрыва в знаково-символической форме – 5 мин.
-
Этап решения практической задачи – 10 мин.
-
Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение – 10 мин.
-
Рефлексия – 5 мин.
Конспект урока с теоретическим обоснованием
Действия учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое основание, формирование УУД и средства их формирования | ||||||||||||||||||
1.Организационный момент Цель — включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
| Вы пришли сюда … Не лениться, а … Работать как? Слушать как? Если хочешь отвечать… Если спросят…
— Ребята, а вы все любите сюрпризы? — Тогда для вас я приготовила сюрприз – учитель из шкатулочки достаёт буквы. — Что с ними можно сделать? | — учиться — трудиться — старательно — внимательно — руку не забудь поднять — надо встать, громко, чётко отвечать
— Да
— Можно собрать слово. Учащиеся собирают слово УРОК
| Личностные: смыслообразование, самоопределение (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).
Регулятивные: — управление своей деятельностью
Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.
| |||||||||||||||||
2. Этап самоопределения к деятельности (прогнозирование и планирование урока)
Цель – выявить ожидания учащихся от урока, планировать свою деятельность на уроке
|
Приём «Фруктовый сад»
— Какой у нас сейчас урок? — Свои ожидания от урока я вам предлагаю записать на яблоках, а опасения – на лимонах. А потом подойдите к доске и прикрепите фрукты к ветвям.
— А для того, чтобы наш урок прошёл результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу.
— Давайте составим план нашего урока: И так, на уроке мы должны: У –
Р –
О –
К —
|
— Математика
Учащиеся записывают ожидания от урока на яблоках, а опасения – на лимонах. Всё это вывешивается на доске.
— узнать цель и тему урока — рассказать об новом открытии — объяснить, где можно применить открытие
— коллективно, дружно работать | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию.
| |||||||||||||||||
3. Этап ситуации успеха
Цель – обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
| Приём «Мозговой штурм» — работа в группах
— Чтобы узнать тему нашего урока – а она зашифрована, вы должны поработать в группах: в каждой группе есть бланк для теста – контроля, в который вы должны записать ответы на мои задания: Задания для групп: — Увеличьте 5 в 4 раза. -Уменьшите 27 в 9 раз. -Во сколько раз 6 меньше 30? -Чему равно произведение чисел 8 и 5? -Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42? -По 8 взять 2 раза. -Найдите произведение чисел 7 и 2. -На сколько, 80 меньше 20? -Увеличьте 6 в 2 раза.
Проверка по слайду: 20 3 5 40 7 16 14 60 12.
Приём оценивания «Светофор»
— Оцените работу в группах, «зажгите» цветные огоньки.
-Кто успешно справился с заданием – хлопните в ладоши; -У кого были затруднения – топните ножками
— Продолжаем работу в группе. — Если вы расположите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано.
— С умножением мы сегодня и будем работать на уроке.
| Учащиеся делятся на группы Работа в группах
Каждая группа записывает числа в бланк: (первая строчка)
Учащиеся слушают вопросы учителя и в группах записывают числа в бланк
Ребята в группах зажигают огоньки: Зелёный кружок –— работа на уроке прошла успешно; Жёлтый кружок – были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялись с работой; Красный кружок – были значительные затруднения, не смогли самостоятельно справиться с заданиями Учащиеся располагают числа в порядке возрастания и получают слово «УМНОЖЕНИЕ»
| Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, самоконтроль Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию.
| |||||||||||||||||
4.Постановка учебной задачи
Цель — включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы, цели урока
| Приём постановки проблемного диалога
На какие группы можно разбить данные числа?
— Представьте числа 3 группы в виде суммы разрядных слагаемых.
— Найдите произведения чисел 2 и 1 группы.
— Умножьте числа 3 группы и 1.
Ситуация разрыва – чёткая граница «знаю – не знаю»
— Сможем ли мы выполнить задание? Почему?
— Какой у вас возникает вопрос?
— Так как теперь будет звучать тема нашего урока? — Какая будет цель нашего урока?
|
1 группа: 3 5 7 — однозначные числа 2 группа: 20 40 60 – круглые числа 3 группа: 16 14 12 — двузначные числа
16 = 10 + 6 14 = 10 + 4 12 = 10 + 2
20х3, 40х3, 60х3 20х5, 40х5, 60х5 20х7, 40х7, 60х7- легко выполняют вычисления
16х3, 14х3,12х3 16х5, 14х5, 12х5 16х7, 14х7, 12х7 — затруднения
— Не сможем, потому что те приемы, которые мы знаем, не подходят.
— Как умножить двузначное число на однозначное?
— Нужно умножить некруглое двузначное число на однозначное.
| Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу, соотносить те знания, которые есть и те, которых недостаточно; Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию.
| |||||||||||||||||
5. Открытие нового знания
Цель – сформировать представление об умножении двузначных чисел на однозначное; вывести новый способ умножения.
| Приём постановки проблемного диалога — Найдите значение выражения: 16 х 3
— Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти значение этого выражения?
— Как будем выходить из сложившейся ситуации?
— Какое математическое свойство нам поможет?
— Подумайте и предложите свой вариант решения в парах.
— Давайте посмотрим, какие способы вы нашли? — Кто готов поделиться открытием? Способы решения записывают на доске: 16+16+16 16х3=(8+8)х3 16х3=(9+7)х3 16х3=(10+6)х3
— Как рассуждали? — Какой способ самый удобный?
— Знание какого свойства умножения, позволило выполнить задание? — Сформулируйте это свойство и сделайте вывод.
— Давайте прочитаем, как это правило сформулировано в учебнике.
| Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.
— Будем находить новый способ умножения, чтобы решать такие примеры.
— Распределительное свойство умножения.
Работа в парах — решение примера, взаимопроверка и выступление по очереди.
Дети предлагают различные варианты.
Выполняют проверку различных способов решения.
— Легче считать тогда, когда двузначное число представлено суммой разрядных слагаемых.
— Распределительное свойство умножения.
— При умножении двузначного числа на однозначное, нужно двузначное число представить суммой разрядных слагаемых, а потом каждый разряд умножить на это число.
Учебник – стр. 18 | Коммуникативные: в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения. Коммуникативные: достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
| |||||||||||||||||
6. Физкультминутка
Цель — |
Поработали мы дружно,
|
Ребята выполняют физкультминутку |
| |||||||||||||||||
7. Этап фиксации нового знания в знаково-символической форме
Цель — спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения обозначенной проблемы, составить алгоритм по новой теме | Приём «Кластер» — Давайте составим кластер, по которому мы будем находить умножение двузначного числа на однозначное. 1. Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых. 2. Применяю распределительный закон умножения относительно сложения. 3. Умножаю десятки. 4. Умножаю единицы. 5. Складываю.
|
Составляют кластер: представить двузначное число в виде суммы разрядного слагаемого, затем применить распределительное свойство умножения.
| Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения. Коммуникативные: достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
| |||||||||||||||||
8. Этап решения практической задачи Цель — решение учебной проблемы проговаривание нового знания.
Цель — каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет | — Вычислите, рассуждая таким же образом: 14х3 и 12х3 — Объясните, как вычисляли. — Как можно сократить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное?
Метод «Учимся вместе» — работа в группах Учебник – стр. 18 № 44 – самостоятельно в группах отметьте «лишнее» выражение.
Давайте проверим – — Какое выражение будет лишним в 1 группе?
Аналогично проверяются все группы
Используя карточки сомнений, поднимите знак, кто понял всё, кто немного сомневается, кто ничего не понял.
|
Умножаю десятки на число. Умножаю единицы на число. Складываю…
Работа в группах
Учащиеся работают в группах, отмечая лишнее выражение, объясняя в группах – почему оно лишнее
— 1 группа — «лишнее» выражение то, которое нельзя привести к виду ( 8 + 6) х 4 – это выражение – 4 х 8 + 8
+ “Я понял все — “ Не совсем усвоил, сомневаюсь” ? “Не понял”
| Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные: умение слушать, участие в коллективном обсуждение проблем.
| |||||||||||||||||
9. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет
| — Где нам может пригодиться умение умножать двузначное число на однозначное?
Учебник – стр. 19 № 48
— О чём эта задача? — Что известно?
— Что нужно узнать?
Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.
| — Можно использовать при решении задач.
— Эта задача про луковицы — Посадили 7 рядов по 12 луковиц в каждом и ещё осталось 4 луковицы
— Сколько луковиц приготовили для посадки?
После разбора задачи дети записывают решение задачи | Познавательные: моделирование, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выбор эффективных способов решения задач.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
| |||||||||||||||||
10. Рефлексия
Цель — сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы | Наш урок подходит к концу.
Давайте вернёмся к плану нашего урока: У –
Р –
О –
К —
Объяснение домашнего задания
Приём «Три уровня домашнего задания»
— Дома вы можете выбрать задание из 2-х уровней:
1 уровень — обязательный минимум
2 уровень — тренировочный
Игра «Решето»
-Каждому из вас нужно закончить любое предложение, используя полученные знания на уроке:
|
— узнали — как умножать двузначное число на однозначное. — рассказать — алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, добавить его в копилку мудрости (повторяют ещё раз алгоритм) — объяснить — где можно применять умножение двузначного числа на однозначное.
— коллективно, дружно создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение двузначных чисел на однозначное число.
Учащиеся заканчивают предложения, используя полученные знания на уроке. | Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; смыслообразование— сформированность мотивации к дальнейшему обучению; самоопределение —формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности. Познавательные: использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция. Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности.
|