МОУ Митрофановская сош
Кантемировский муниципальный район
Воронежской области
Конспект урока-представления
по математике в 3 классе
(УМК “Начальная школа XXI века”)
«Уравнение и его корень»
Автор: Хромова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
высшей категории
муниципального общеобразовательного
учреждения Митрофановской средней
общеобразовательной школы
Кантемировского муниципального
района Воронежской области
Митрофановка
2011 год
Тема урока: «Уравнение и его корень»
Цель урока:
-
познакомить с понятиями: «уравнение», «корень уравнения»;
-
научить отличать уравнения от других математических понятий;
-
формировать умения решать уравнения способом подбора, проверять, какое из чисел является корнем уравнения;
-
развивать логическое мышление, математическую речь;
-
формировать коммуникативные навыки.
Оборудование: цифры и знаки для составления уравнений;
таблички для актуализации знаний,
карточки – опоры,
портрет Аль – Хорезми – арабского ученого,
костюмы для героев представления.
Ход урока
-
Организация на работу
Ребята, у нас сегодня необычный урок, а урок – представление про уравнение.
В жизни много интересного,
Но пока вам неизвестного.
Будем думать и считать
И о многом узнавать.
-
Актуализация знаний
Вот представьте вы картинку.
1. В кормушке сидело несколько птиц.
И к ним прилетело еще 5 синиц.
И стало 12 их в кормушке сейчас
Так сколько их было, скажет каждый
из вас. (7)
2. В хоре 40 мальчиков песни распевали
Вскоре несколько из них голос потеряли,
И осталось в хоре 36 голосов.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько потеряли голосов? (4)
3. Я задумал число,
Пополам делю его.
Вот его я разделил,
Семь в итоге получил.
Назовите вы его,
Мое первое число. (14)
4. У этого цветка 4 лепестка
Сколько росло цветков,
Если 16 таких лепестков? (4)
— Какие действия выполняли?
Выходят Волк и Заяц.
(Волк и Заяц «активно действуют» на страницах учебника.)
Волк
На табличках у меня
Знаки математики.
«Плюс», «равно», и «минус» тоже
Знаки «разделить», «умножить»
Они нужны нам, без сомнения,
Чтоб составить уравнения.
Заяц.
Молодцы, что посчитали,
Ну, а главное, узнали,
Что в этих равенствах дано
Неизвестное число.
Волк.
Можно «m», и можно «a»
Да, такие вот дела!
Нет единого решенья,
И у вас есть свое мнение.
Но чаще всего это буква «х».
-
Введение понятия «уравнение».
Появляется Мистер Икс
Заяц.
Откройте плащ свой, мудрый Мистер
Вы букву видите, друзья?
Ее сейчас представлю я.
С ней уравнения решаем,
Мы буквой той обозначаем
(Уж в мире так заведено)
Нам неизвестное число.
Мистер Икс.
Для вас развею все сомнения:
Я стану только в уравнение
(Составляется «живое уравнение» из цифр и знаков, прикрепленных на шапочках участников.)
Я встану первым,
«Плюс» — вторым,
Потом пусть будет цифра 5,
«Равно», за ним девятку взять.
х + 5 = 9
Мистер Икс.
Поставим десять впереди.
«Минус»! Где ты? Подходи!
Теперь я за ним должен стоять
Потом «равно», и цифра 5.
10 – х = 5
Вот перед вами уравнения.
-Как вы думаете, чем уравнение отличается от других математических понятий? (Это равенство. Есть переменная.)
-Придумайте свои уравнения.
-
Знакомство с определением уравнения.
Прочитайте об этом на стр. 65 учебника в рубрике «Это важно знать»
— Что такое уравнение?
(Равенство с переменной.)
— Что называют корнем уравнения? (Число, при подстановке которого в уравнение вместо переменной, получается верное равенство).
— Что значит решить уравнение? (Значит, найти все его корни или определить, что их нет.)
3 Определение уравнений
№ 248, стр. 65 учебник
Среди записей найдите и прочитайте уравнения:
3+4 9·6+7 у-4=8
7-2=5 13<20 25:5=5
12-5·2 15=15 k:2=8
х+8=16 а=7 365-129
— Какие два условия выполняются?
(карточка — опора)
2. Содержит ли она переменную? |
(Разбирая каждую из записей, ученики проверяют выполнение двух условий. Уравнения:
х + 8 = 16 y – 4 = 8
а = 7 k : 2 = 8)
4. Решение уравнений
№ 249, стр. 65 учебник – у доски
Какое из чисел 5,2,6,3 является корнем уравнения:
1) а + 7 = 10 2) 15 – х = 9?
Подставляем каждое число в уравнение вместо переменной, если получается верное равенство, то это число является корнем уравнения.
а + 7 = 10 15 – х = 9
а = 5, 5 + 7 = 10(н.) х = 5, 15 – 5 = 9(н.)
а = 2, 2 + 7 = 10(н.) х = 2, 15 – 2 = 9 (н.)
а = 6, 6 + 7 = 10 (н.) х = 6, 15 – 6 = 9(в.)
а = 3, 3 + 7 = 10 (в.) х = 3, 15 – 3 = 9 (н.)
Ответ: 3 Ответ: 6
5. Самостоятельная работа по вариантам.
№250,стр. 65 учебник
I вариант: m + 3 = 7
II вариант: 9 – t = 6
Решите каждое уравнение, перебирая по порядку числа, начиная с нуля.
Взаимопроверка.
(I вариант II вариант
m+3=7 9-t=6
m=0, 0+3=7 (н.) t=0, 9-0=6 (н.)
m=1, 0+1=7 (н.) t=1, 9-1=6 (н.)
m=2, 2+3=7 (н.) t=2, 9-2=6 (н.)
m=3, 3+3=7 (н.) t=3, 9-3=6 (в.)
m=4, 4+3=7 (в.) Ответ: 3.
Ответ: 4. )
6. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Учебник стр. 66
Мистер Икс приглашает вас на 1000 лет назад.
Давайте его послушаем.
Мистер Икс.
Та часть математики, которая рассматривает уравнения и их решения, называется алгеброй. Алгебра появилась более 1000 лет назад, и создал её арабский учёный
МУХАММЕД ИБН-МУСА АЛЬ-ХОРЕЗМИ. Аль-Хорезми написал первый учебник математики под названием «Книга о восстановлении и противопоставлении» (Китаб аль-джебр ва-л-мукабала). От слов аль-джебр и произошло слово алгебра. В этом учебнике было много примеров уравнений и их решений.
Аль-Хорезми
-
Физкультминутка
Отдых наш физкультминутка
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите.
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Ручки выше поднимаем.
Раз и два, раз и два!
Завертелись наши ручки
Раз и два, раз и два!
Мы на месте покрутились
Раз и два, раз и два!
И за парты опустились
Раз и два, раз и два!
-
Работа над пройденным материалом
-
Решение задачи самостоятельно
№ 214, стр. 52 – тетрадь
Обратите внимание на рисунок к задаче.
-Что нам известно в задаче? Расстояние между велосипедистом и мотоциклистом 1км 250м. Через несколько минут это расстояние уменьшилось на 360м.)
-Что спрашивается в задаче? (На каком расстоянии теперь находятся друг от друга велосипедист и мотоциклист?)
Работаем самостоятельно.
Проверка.
(1км 250м = 1250м
1250 – 360 = 890(м)
Ответ: 890м между велосипедистом и мотоциклистом.)
-
Построение фигуры, симметричной данной.
№ 213, стр. 52 – тетрадь
Соединить точки отрезками так, чтобы получился треугольник.
Построить фигуру симметричную треугольнику.
— Как построить фигуру симметричную данной, на клетчатом фоне?
(карточка – опора)
2. Точки находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии, которое легко определяется и отмеряется по клеткам фона. |
Учащиеся группы А — консультанты проверяют правильность построения, используя кальку.
-
Домашнее задание
-
Составить уравнение для своего друга.
-
Учебник, стр. 66 № 256.
-
Прочитайте задачу. Сможем сразу ответить на первый вопрос? (Сможем.) А на второй вопрос? (Нет.)
VII.Рефлексия
— Кому было интересно на уроке?
— Кто считает, что понял новый материал, поднимите синий карандаш?
— Кто затруднялся при определении уравнений, нахождении корня – красный?
И актеры в заключение
Сочинили стихотворение.
Мистер Икс.
Я познакомил вас с уравнением!
Теперь с ними справитесь
Все без сомнения.
Волк.
Научились уравнения отличать
И выполнение двух условий проверять!
Заяц.
Знаете, как уравнение решить,
Корень уравнения подбором определить!
Спасибо за урок!
Список использованной литературы
-
Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы/ Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Вентана-Граф, 2002.
-
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 3 класс: Методика обучения.- М.: Вентана-Граф, 2004.
-
Картинка «птицы на кормушке» http://makosh.ru/shop/?schID=3&do=book&schID=3&item=2562
-
Картинка «хор» http://mskd.ru/?989
-
Картинка «цветок» http://agu-shop.ru/images/pink_flower_512x512.png
-
Картинка «заяц» http://im2-tub.yandex.net/i?id=66325502-10
-
Картинка «волк» http://im8-tub.yandex.net/i?id=55664977-06
-
Картинка «Мистер Икс» http://barbymoda.narod.ru/1/m_x18s.jpg
-
Картинка «Аль Хорезми» http://im4-tub.yandex.net/i?id=156196698-02