МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Школа-гимназия №64 имени Ж. Аймауытова
Научная работа
Тема: Звукопись в стихах А.А.Фета и Ф.И. Тютчева
Учащегося 11 класса
Даулетбая Бекарыса; Руководитель: Кан К.Т.
Введение
Мне нравится поэзия, я люблю не просто читать стихи, а вчитываться в них, вслушиваться, представлять себе яркие образы, созданные автором. Для этого нужно быть внимательным к поэтическому слову, к его музыкальности, к звучанию. Я заинтересовался звукописью, как художественным приемом. Он помогает «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах. О звукописи на уроках литературы говорили совсем мало, нас лишь ознакомили с приемом, показали на примерах и всё. Мне стало интересно, какие ещё существуют виды звукописи, какие поэты обращались к этому приему и для чего. Мне захотелось найти примеры звукописи в известных художественных произведениях Афанасия Фета и Федора Тютчева (поскольку мы знакомились с их творчеством на уроке литературы) и проследить, что происходит с данным приемом при переводе стихотворений данных поэтов на казахский язык.
Звукописью пользовались и пользуются многие поэты, писатели. Что же такое звукопись? Этот термин имеет несколько определений.
В БСЭ сказано, что «звукопись в стихосложении: то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.
В поэтическом словаре А.П.Квятковского говорится, что звукопись – условный термин
для одного из видов инструментовки стиха; соответствие фонетического состава изображенной картине или последовательно проведенная система аллитераций, которая подчеркивает образную законченность поэтической фразы. Прием звукозаписи был известен в античной поэзии, он встречается в фольклоре всех народов.
В литературном энциклопедическом словаре говорится, что звукопись в стихосложении, то же, что система звуковых повторов в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.
Звуковой повтор является основным элементом фоники (эвфонии). Среди звуковых повторов различаются:
А) по характеру звуков – аллитерации (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных)
Б) по количеству звуков – двойные, тройные и т.д., простые и сложные, полные и неполные
В) по расположению звуков в повторе
Г) по расположению повторов в словах, в стихах и т и.д. – анафора, эпифора, стык, кольцо и их комбинации.
Таким образом, поэтическую фонетику использование звуковых сочетаний в поэтической речи) мы можем представить так:
Описание | Пример | |
Звукопись | Повторение похожих звуковых сочетаний в художественной речи | Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод …( А.Фет) |
Аллитерация | Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе | Люблю грозу в начале мая, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые (Ф.Тютчев) |
Ассонанс | Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки | Есть в светлости осенних вечеров (Е) Умильная, таинственная прелесть; Зловещий блеск и пестрота дерев, (Е) Багряных листьев томный, легкий шелест… (Ф.Тютчев) |
Анафора | Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале последующих строк | Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… ( Ф.Тютчев) |
Эпифора | Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк | Сквозь лазурный сумрак ночи Альпы снежные глядят; Помертвелые их очи Льдистым ужасом разят. (Ф. Тютчев) |
Также известны другие понятия слова Ассонанс:
• ассонанс — Неполная рифма, основанная на тождестве ударных гласных при несовпадении согласных звуков стиховых окончаний.
• ассонанс — Неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки.
• ассонанс — Неточная, неполная рифма в стихосложении.
• ассонанс — Повтор гласного или группы согласных; неполная рифма.
• ассонанс — Повторение в стихе сходных гласных звуков.
• ассонанс — Повторение однородных гласных в строке, строфе, фразе (в стихосложении).
• ассонанс — Созвучие гласных звуков.
Основная часть
Звукопись – одно из свойств выразительной речи, совокупность приемов, позволяющих сделать речь (в частности поэтическую) выразительной. Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в её способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.
Великие писатели всегда добиваются музыкального звучания своих произведений, стремясь уже самими звуками изобразить то, о чем пишут. Они тщательно подбирают слова с повторяющимися шипящими, свистящими, дрожащими, «гремящими» звуками.
Одним из наиболее интересных стихотворений 19 века со стороны лингвистического анализа считают произведение Афанасия Афанасьевича Фета «Шепот. Робкое дыханье…».
Шепот. Робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!.. (1850)
Оно позволяет найти практически все принципы поэтической фонетики. Его изучают не только в школах, но и университетах с филолого-лингвистическим уклоном. Но, несмотря на всю свою программность, это не бездушный текст, а очень тонкое и лирическое произведение. Все поэтические тропы лишь помогают сделать стихотворение проникновенным и душевным. Одну тему стихотворения выделить трудно, скорее всего, это сочетание любовной лирики и пейзажной зарисовки. Ночью практически на рассвете двое влюбленных сплелись воедино и наслаждаются своими чувствами и окружающей природой. При этом природа изображена живой, она сочувствует и наслаждается вместе с людьми, отражает их чувства и переживания.
Тишина взрывается трелью соловья, но этот шум настолько гармоничен, что не влияет на всеобщее благоденствие. Фет без помощи глаголов создал отдельные картинки, которые складываются в общую живописную картину.
Стихотворение написано четырехстопным хореем. Всего в нем три строфы, каждая из которых состоит из четырех строчек. Рифма перекрестная. Много эпитетов: робкое дыханье, волшебные изменения, дымные тучки. Олицетворение: сонный ручей. Метафоры: колыханье ручья, тени без конца.
Особой эмоциональность наполнено окончание стихотворения, здесь есть и повторение союза и, восклицательный знак. Много глухих согласных использует Фет для создания более плавной, напевной речи. Все предложения в тексте назывные, но это придает не просто краткость, а заставляет читателя самому «додумать» действия, свойственные героям.Стихотворение очень лиричное, его хочется спеть, ведь оно о чувствах. Когда читаешь его, как будто переносишься на деревенский луг ночью, вдыхаешь ароматы, слушаешь пение соловья. Хочется наслаждаться природой и не мешать влюбленным, которые расположились здесь же.
Фет считается истинным певцом природы, он виртуозно описывает не только пейзажи, но и прекрасно передает чувства людей. Ведь каждый человек это частица всего живого на Земле. Поэтому автор пытается передать основную мысль, что любовь — одно из основополагающих чувств на нашей планете. Все должно дышать ею. Люди не должны растрачивать себя на мелочи, ругаться или спорить, нужно просто наслаждаться окружающей природой и своими чувствами.
Стихотворение посвящено баронессе Амалии Крюденер, с которой Ф.И.Тютчев познакомился, когда ей было 14 лет. Пораженный ее красотой, он почувствовал себя околдованным и влюбленным. Впечатления от этой встречи легли в основу стихотворения «Я помню время золотое…» Последняя встреча с Амалией Крюденер в 1870 г. вызвала в душе поэта не только светлые воспоминания о прошлом, но и потребность излить свои чувства в новом стихотворении, которое было написано «на одном дыхании» 26 июля
1870 г.
Как в свое время А.С.Пушкин (вспомним его «Я помню чудное мгновенье…»), Ф.И.Тютчев выбирает форму обращения к любимому и дорогому другу, которого автор уже давно не видел и встреча с которым пробуждает в нем нежные, светлые, радостные чувства, память о давно ушедших «золотых днях» его молодости. Все это создает особую доверительность повествования, придает спокойное, размеренное звучание всему стихотворению, что поддерживается и ритмической, и звуковой, и образной организацией стиха.
Так, поэт использует обилие гласных в сочетании с согласными «л», «н», «р». Четырехстопный ямб с многочисленными пиррихиями, приближающий стихотворение к прозаической речи, традиционные четырехстрочники с перекрестной рифмовкой, точная рифма, свойственная классической русской поэзии, — все это делает стихотворение простым и ясным по форме.
Мотивы нежной и радостной памяти вырастают из настойчивых инверсий: «как поздней осени порою«,»когда повеет вдруг весною«, «с давно забытым упоеньем смотрю на милые черты», «я вспомнил время золотое» — которые усиливают образную выразительность наиболее значимых слов.
С помощью повторов в заключительной строфе усиливается эмоциональность стихотворения, ощущение радости от встречи с давно знакомым другом. Именно к этой женщине он обращается в своей памяти, с ней связывает наиболее замечательное время в своей молодости. Поэтому в стихотворении большую роль играют эпитеты («золотое время», «отжившее сердце») и гипербола («вековая разлука»), которые помогают почувствовать настроение внутренней приподнятости, радости, приятного возбуждения от встречи с любимым человеком. Это настроение передается также с помощью метафорического сравнения пробудившихся чувств с весенним дуновением посреди поздней осени (2-3 строфы).
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Третья строфа заканчивается смысловым фокусом стихотворения: «С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты…» Эта ключевая фраза помогает понять художественную идею стихотворения: значимость новой встречи, которая пробудила в человеке прежние чувства, напомнила о «золотом» времени молодости и любви.
Многоточие в конце этой и других строф выполняет роль функциональной паузы, отражающей избыток чувств и эмоций в душе поэта. Интонационный фокус в заключительной строфе («И то же в вас очарованье, и та ж в душе моей любовь!..»), оформленный восклицательным знаком с многоточием, передает ощущение «невысказанности», поскольку все, что переполняет душу поэта, невозможно передать словами.
Это стихотворение — подлинный шедевр любовной лирики Ф.И.Тютчева, не только свидетельствующий о художественном мастерстве поэта, но и позволяющий понять, что «любви все возрасты покорны», что и в 67 лет можно испытать такие же пылкие чувства, что и в 20…
Сравним стихотворение Ф.Тютчева «Неохотно и несмело…» и стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой..», проследим за звукозаписью в стихотворениях.
Ф.Тютчев А. Фет
Неохотно и несмело Зреет рожь над жаркой нивой.
Солнце смотрит на поля. И от нивы и до нивы
Чу, за тучей прогремело, Гонит ветер прихотливый
Принахмурилась земля. Золотые переливы.
Ветра теплого порывы, Робко месяц смотрит в очи,
Дальний гром и дождь порой… Изумлен, что день не минул,
Зеленеющие нивы Но широко в область ночи
Зеленее под грозой. День объятия раскинул.
Вот пробилась из-за тучи Над безбрежной жатвой хлеба
Синей молнии струя – Меж заката и востока
Пламень белый и летучий Лишь на миг смежает небо
Окаймил её края. Огнедышащее око.
Чаще капли дождевые, (конец 50-х годов)
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
( 6 июня 1849 г.)
Повторяющиеся звуки передают шелест поспевающих ржаных колосьев, помогают увидеть плавные волны ржи, создают картину золотого моря.
Звук [Р] помогает услышать грозовые раскаты.
Проблема звука и смысла, их взаимосвязь и взаимодействие постоянно привлекают внимание не только лингвистов и литературоведов, но и читателей. Смысловая символика звука создает у читателя психологическую ассоциацию.
Так уже было сказано выше, среди средств выражения звукосмысловых связей издавна выделяют звукопись: аллитерацию, ассонанс, звукоподражание, рифму. К способам звуковой организации текста относят повторы, звуковые отражения слов в тексте.
На примерах стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева рассмотрим звукозапись.
А.Фет |
| Ф.Тютчев |
|
Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне, Травы степные унизаны влагой вечерней, Речи отрывистей, сердце опять суеверней, Длинные тени вдали потонули в ложбине | [л,н,р] рифма — пустыне-ложбине, кручине- пустыне | Заревел голодный лев, И на месяц волк завыл; День с трудом преодолев, Бедный пахарь опочил. | [л,в,д] рифма- лев-преодолев завыл-опочил |
Травы степные сверкают росою вечерней, Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне | вечерней- суеверней, терний- вечерней | Все кладбища, сей порой, Из зияющих гробов, В сумрак месяца сырой Высылают мертвецов!.. | порой-сырой гробов – мертвецов |
А.Фет |
| Ф.Тютчев |
|
В дымке-невидимке Выплыл месяц вешний, Цвет садовый дышит Яблонью, черешней. Так и льнет, целуя Тайно и нескромно. И тебе не грустно? И тебе не томно? | [ы,е,о, и] рифма- вешний-черешней нескромно-томно | Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест,
| [е,о,и,а,я] рифма- вечеров-дерев прелесть-шелест |
Истерзался песней Соловей без розы. Плачет старый камень, В пруд роняя слезы. Уронила косы Голова невольно. И тебе не томно? И тебе не больно? | [е,о,а] рифма- розы-слезы невольно-больно | Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою | [а,я,о,е,у] рифма- лазурь- бурь землею- порою |
А.Фет |
| Ф.Тютчев |
|
Я громом их в отчаянье застигну, Я молнией их пальмы сокрушу, И месть на месть и кровь на кровь воздвигну, И злобою гортань их искушу… | [я,и] рифма- застигну-воздвигну сокрушу-искушу | И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе | [и]
|
Я члены их орлятам раскидаю, Я кости их в песках испепелю, И семя их в потомках покараю, И силу их во внуках погублю. | [я,и, ю ] рифма- раскидаю- покараю испепелю — погублю | Мужайся, сердце, до конца: И нет в творении творца! И смысла нет в мольбе! | [и] |
А.Фет |
| Ф.Тютчев |
|
Правда, ночь при свете лунном Холодна, тиха, ясна; … Бриллианты в свете лунном, Бриллианты в небесах, Бриллианты на деревьях, Бриллианты на снегах | Ассоциация- тишины, ночного сияния | Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон, Как шорох стаи журавлиной, — И в шуме листьев замер он. | Ассоциация- Звон- шум листьев |
Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо? С криком летят через дом к теплым полям журавли, Желтые листья шумят, в березнике свищет синица, Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны… | Ассоциация- приход осени – осенняя суета в природе и тоска в душе | Как море вешнее в разливе, Светлея, не колыхнет день, — И торопливей, молчаливей Ложится по долине тень. | Ассоциация- Море- тень Звон- тень- вечер |
Русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одаренных мастеров. Фет писал: «Поэзия и музыка не только родственны, но неразделимы. Все вековечные поэтические произведения – от пророков до Гете и Пушкина включительно, — в сущности, музыкальные произведения – песни…гармония – также истина…меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих»1
Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена».2
Начертанная на бумаге буквами лирика А. А. Фета звучит подобно нотам, правда, для тех, кто эти ноты умеет читать. А композитор видит в фетовских строках чудесную канву, в которую так интересно вплетать мелодические нити. На слова А. А. Фета сочиняли музыку Чайковский и Танеев, Римский-Корсаков и Гречаников, Балакирев и Рахманинов, Направник и Калинников и многие другие. Но стихи Фета звучат песенно и романсово еще до того, как к ним прикоснется музыкант. Разнообразие ритмов и звуков, точные рифмы и звукопись делают его поэзию звучащей.
Поэтому многие слышат в Фете главным образом напевность его стихов, мелодику, звуки. Другие же подчеркивают живописное начало, стремление передать в слове краски, линии, формы внешнего мира. Обаяние А. А. Фета как раз в том и заключается, что живопись у него растворена в музыке, а мелодическое начало пластично воплощено в зрительные образы. Поэзия
А. А. Фета и живописна, и музыкальна одновременно. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками, и красками, и пластическими формами. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера.
Ухо и глаз А. А. Фета одинаково чутки, и их действие синхронно:
Последний звук умолк в лесу глухом,
Последний луч погаснул за горою…3
Поэт одинаково слышит последний звук и видит последний луч. Нет, скажу точнее, приближеннее к восприятию А. А. Фета: он видит последний звук и слышит последний луч.
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, —
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал…не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор…4
На мой взгляд, «связь родилась» и установилась не только между звездами и поэтом, но и между мерцанием и звучанием небесных светил. «Звезды дрожали» — в этом сочетании есть и изображение и звучание. Это создается употреблением звуков З и Др. сочетание звуков ДР и Ж помогает читателю не только услышать, но и почувствовать тихую дрожь звезд. Звук З, повторяющийся на протяжении всего стихотворения восемь раз, создает впечатление звона. Поэтому поэт и слышит «таинственный хор».
Самое звучание слова становится у Фета образом: звезды звенят – слышится звон золота – значит, звезды золотые.( Легкий звон золота рождают звуки зв, зд, звн)
В степной глуши, над влагой молчаливой,
Где круглые раскинулись листы,
Любуюсь я давно, пловец пугливый,
На яркие плавучие цветы …5
Сочетания звуков гл, вл, м-л, гл рисуют здесь картину пруда, рождают ощущение влаги, свежести, создают контрастный образ – степь-вода.
Слово А. А. Фета знает свое значение и свое звучание. Поэт не выходит за пределы слова, не изменяет его живую структуру в угоду мелодике, он использует внутренне присущие слову качества, находит в нем самом новые возможности и сочетания. В его лирике торжествует полногласие.
И под изрытою корою /ою, оро, ою
Ты полон силой молодою…6 /оло, оло, ою
Тихо вечер погорает, /оро
Горы золотя; /оло
Знойный воздух холодает – / оло
Спи, мое дитя…7
Прозвучало над ясной рекою, /ою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою, /ою
Засветилось на том берегу…8 /ере
«Стих густой, как смола»9 — эти слова Н. В. Гоголя о пушкинском стихе можно с полным правом отнести и к А. А. Фету.
Смотри, красавица, — на матовом фарфоре
Румяный русский плод/т и южный виноград/т.
Как ярко яблоко на лиственном узоре!
Как влагой ягоды на солнышке горят!..
Поэт рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, словно густая струя золотистого зрелого меда.
Густота достигается внутренней, вязкой, звуковой инструментовкой. При сильном напоре чувств открываются шлюзы языка, «звуковые» шлюзы.
(По)д т(ен)ью (с)л(адо)стной (по)луд(ен)ного (сада)
В широколист(вено)м (вен)ке из (вино)града…
Если записать эти стихи так, как они звучат, то обнаружатся удивительные закономерности:
По ен с-ада по ен сада
Вено вен вино.
Или вот строка:
Прох(ладно)го она иска(ла д)у(но)венья.
Если записать ее, как она слышится, то получится:
Ладно лад-но .10
Подобными повторами, музыкальными, звуковыми «ходами» полны стихи
А. А. Фета. Это внутренняя механика его стихов. У каждого из них своя мелодия, свой ритмический рисунок, не повторяющийся в другом.
Сия(ла но)чь. (Луно)й был по(лон) сад. Лежали
(Лу)чи у наших (но)г в гости(но)й без огней.11
Запишем эти строки так, как они звучат:
Ла но луно лон
Лу но но
А вот еще строка:
В за(ли)ве дрем(лю)т кораб(ли)12
Записав эту строку, как она звучит, мы можем услышать убаюкивающий плеск волн:
Ли лю ли.
Волны словно поют: «Люли люли люленьки».
В стихотворении
Чуждые о(гласки),
Слышу речи (ласки),
Вижу эти (глазки,)
Чую сердца (др)ожь…
В трех строчках звучат нежные ласки, а в последней слышится дрожь, которая создается звуками Р и ДР .
Михаил Светлов говорил: «Каждый поэт мечтает написать такое стихотворение, которое хотелось бы читать шепотом».13 У А. А.Фета таких стихотворений десятки, если не сотни. Его шепот имеет амплитуду: от пианиссимо, напоминающего едва уловимый шелест, до ропота и гула. Сравним два стихотворения, в которых многократно повторяются глухие звуки. Поздним летом в окна спальной
Тихо шепчет лист печальный,
Шепчет не слова…14
Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем цветов благовонья слышны;
Кудри твои так обильны и пышны,
Свеж и душист твой роскошный венок…15
В этих стихах многократно повторяющиеся глухие звуки ч и ш произносятся шепотом, но амплитуда шепота различна: в первом шепот – это шелест листьев, второй шепот – это восторженный крик. В создании шелеста листьев участвуют глухие звуки п (их в трех строчках 5), с, ст и х. Во втором стихотворении глухой звук ш соседствует с сонорным н (8!), что и позволяет шепоту перейти в восторженный крик.
В стихотворении
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе…16
в первых двух строчках звучит мягкое мурлыканье, создаваемое мягким согласным р , (ри – ря – ре – ре), а вот в третьей строке в мягкое р , вплетается твердое гр , и читатель ощущает напряжение, создаваемое бурей, а в четвертой звуки св, щ позволяют уже услышать свист ветра.
В стихотворении
Я потрясен, когда кругом
Гудят леса, грохочет гром…17
Фет с помощью аллитерации передает звуками р, г, гр рокот грома. (Аллитерация (лат. Alliteratio, от лат. аd к + littera – буква) – повтор одинаковых или сходных по звучанию согласных звуков, усиливающий звуковую выразительность художественной речи).
Сравним несколько стихотворений, в которых можно наблюдать прием аллитерации. Многие звуки, повторяющиеся в двух стихотворениях, обозначают различные явления.
Как сладко труженик смущен,
Весны заслыша зов единый!
Как улыбнулся он сквозь сон
Под яркий посвист соловьиный!..18
Здесь читатель слышит свист птицы, а в стихотворении «Осенняя роза», где тоже повторяется звук с, появляется впечатление какой-то сухости и осыпания.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело…19
В стихотворении «Хандра»:
Не ворчи, мой кот-мурлыка,… 20
Звук р помогает читателю услышать успокаивающее, убаюкивающее мурлыканье кота, а в стихотворении
Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою….21
Звук р передает рокот ручья, который, наоборот, будит читателя, заставляет его встрепенуться и , быть может, вздрогнуть.
А вот в стихотворении «Буря на небе вечернем…» ощущение напряжения и какой-то тревоги передается не только аллитерацией, но и ассонансом.
(Ассонанс франц. аssonance – созвучие, от лат. аssono – откликаюсь) – повторение гласных звуков, чаще всего ударных)
Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум –
Буря на море и думы,
Много мучительных дум —
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум –
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум. 22
Звук р в этом стихотворении передает рокот бурлящего моря; звук у – завывание ветра. Это завывание ветра и создает ощущение напряженности.
Мы можем обнаружить ассонанс и в стихотворении
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно и жутко, и грустно и весело, —
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог…23,
Звук у, повторяющийся здесь тринадцать раз, передает завывание ветра, которое усиливается с помощью звуков ы, о. Получается, что ветер воет «у-о- ы-у-у-ы-о».
«Людские так грубы слова, их даже нашептывать стыдно» 24. — признается
А. А. Фет. Он говорит: «Я звука душою ищу, что в душе обитает» 25 И поэт не столько пишет о соловьином пении, о зыби ручья, ночной светотени, утренней заре, сколько говорит с читателем соловьиным пением, зыбью ручья, ночной светотенью, утренней зарей. Здесь мы встречаем звукоподражание – один из видов звукописи в поэтической речи: использование слов, звучание которых напоминает звуковые особенности, характерные для изображаемых явлений.
В стихотворении «Я жду… Соловьиное эхо…»отражены рулады и переливы соловьиного пения, которыми поэт говорит с читателем:
Я жду… Соловьиное эхо
Несется (ца) с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки…26
Вот она, песня соловья: ца-с-ст тр-пр-брилли ря-ля.
В стихотворении «Кричат перепела, трещат коростели…» слышатся трели, свист и треск птиц:
Кричат перепела, трещат коростели,
Ночные бабочки взлетели,
И поздних соловьев над речкою вдали
Звучат порывистые трели…27
Сочетания звуков кр, п-р, тр, щ, к-р передают трещанье коростелей, а в третьей и четвертой строках звуки л , п-р, ст, тр, л помогают услышать свист и щелканье соловья.
В стихотворении «Кукушка»
Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали у опушки
Будто бы слышно: ку-ку…28
Фет не просто говорит о кукушке, он передает ее кукование: ку-ку у-у ку-ку.
В стихотворении «Благовонная ночь, благодатная ночь…» можно наблюдать, как звуки помогают создать, а точнее, создают картину ночи, помогают услышать тишину, плеск ручья, шепот струй. Недаром поэт говорит, что тишина этой ночи «говорящая»:
Сверкает и плещется (ца) ключ…
Ласкательно шепчутся струи…
Словно робкие струны воркует гитар…
Словно все и горит, и звенит заодно
Словно дрогнув слегка, распахнется окно…29
Звуки пл, щ , ц, кл передают плеск волн; звуки с, ш, ч, ст – шепот струй; звуки р – перебор струн; зв, з создают звон; а звуки др, р рождают дрожь.
Образы природы, нарисованные А. А. Фетом , завораживают. Они безупречны. И это происходит потому, что для создания этих поэтических образов автор находил не только проникновенные слова, но и чарующие звуки. Он «крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и темный бред души, и трав неясный запах»30, и красоту звездной ночи, и пение птиц, и удары грома, и еще многие картины и явления природы, которые волнуют наш ум, воображение и чувства. Звукопись в стихах А. А. Фета помогает утверждению красоты каждого мгновения жизни, неповторимости бытия. За этим мы видим образ лирика, влюбленного в чудо жизни и красоты.
В казахской поэзии я заметил также звукозапись.
Например, у Шангерея Бокеева
Ағасың, ақылың артық асқармен тең, ассонанс [а, ы]
Асылдың арқар ұранды тіреуі сен.
Ала ту Абылайдың ала аттансаң, аллитерация [ғ, қ, р, л, м, ж ]
Аламан артыңдағы біреуі мен.
Адамның аманатын алла алады, рифма
Ажалға ақыл, ажар не қылады?
Алабы алыс сулар суалғанда,
Аңғарын айдын көлдің шаң алады.
Алайда аңсыраған алғыр тұйғын
Абайсыз аңқып ауға шырмалады.
У Касыма Аманжолова «Жыр жазамын жүрегімнен»
Сенің нұрлы жүзіңнен ассонанс [і, е, ұ-ү,ө ]
Көрем бақыт өмірді.
Сенің әрбір сөзіңнен аллитерация [ң, м, р, к]
Күй естілер көңілді.
Сол себепті мен саған
Ғашықтайын құмартам, рифма
Жүрегімнен,жанымнан
Жыр жазамын, сыр айтам.
Күндей шалқып күле бер,
Ақ маңдайлы, алма жүз.
Саған, сірә, тең келер
Жер жаһанда бар ма қыз?
Пример из поэзии Акана Серы Корамсакулы
«Қараторғай»
Келеді қараторғай қанат қағып, — ассонанс [а, ы , і]
Астына қанатының маржан тағып.
Бірге өскен кішкентайдан сәулем едің,
Айырылдым қапылыста сенен неғып.
Қараторғай, аллитерация [ к-қ, н- ң , т]
Ұштың зорға-ай.
Бейшара, шырылдайсың
Жерге қонбай.
Ертістің ар жағында бір терең сай,
Сүйреткен жібек арқан тел қоңыр тай.
Ағаштың бұтағына қонып алып,
Савйрайды таң алдында қараторғай.
Мы решили проследить за звукописью А.Фета и Ф. Тютчева в переводах на казахский язык.
Казахский | |
Это утро, радость эта, Эти ивы и берёзы, Эти зори без затменья, | Бұл таң, бұл бақыт Бұл күннің мен жарықтың қуаты. Бұл көк аспан Бұл айқай мен ———- Бұл үйір, бұл құстардың леті. Бұл судың сыбырлауы Бұл мал мен қайың Бұл тамшы – бұл жас Бұл түбіт – жапырқ емес. Бұл таулар, бұл кең дала Бұл шіркей, бұл аралар Бұл дыбыс мен ызын Бұл қаранғысыз таң Бұл түнгі ауылдың күрсінуі Бұл ұйқысыз түн Бұл мұнар, төсектің ыстығы Бұл —— мен бұл —- Бұл бәрі – көктем. /аллитерация и ассонанс сохранились/ |
Слезы людские, о слезы людские, | Адамның көз жасы, о адамның көз жасы, Ерте мен кеш мезгілде төгілеснін. Тыныш күзде, қаранғы кезінде белгісіз, көрінбейтін, сарқылмайтын сарқылмас, сансыз төгілесін. (ассонанс /е, і, ы/) |
Я помню время золотое, И на холму, там, где, белея, Ногой младенческой касаясь |
|
Литература
-
Благой Д. Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. — М., 1981 (серия «Литературные памятники»).
-
Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. — Изд. 2-е — Л., 1990.
-
Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы. В 4-х томах. — Том 3. — Л.: Наука, 1980.
-
Трубачев С. Фет, Афанасий Афанасьевич // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918.
-
Чешихин В. Е. Шеншин, Афанасий Афанасьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
-
Эйхенбаум Б. М. Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. — Л., 1969.
Издания
-
Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Вст. ст. Б. Я. Бухштаба. — М.: Советский писатель, 1957. — 424 с. (Библиотека поэта. Большая серия)
-
Тютчев Ф. И. Стихотворения / Сост., статья и примеч. В. В. Кожинова. — М.: Сов. Россия, 1976. — 334 с. (Поэтическая Россия)
-
Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А. А. Николаева. — Л.: Сов. писатель, 1987. — 448 с. Тираж 100 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье)
-
Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений в двух томах. / Ред. и коммент. П. Чулкова. — М.: Издательский центр «Терра», 1994. — 960 с.
-
Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений. Письма: В 6 т. / М.: Издательский центр «Классика», 2005. — 3504 с.
Исследования
-
Пигарев К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 376 с.
-
Пицкель Ф.H. Поэт-диалектик (о своеобразии поэзии Ф. И. Тютчева) // Русская литература. — 1986. — N 2. — С. 93-109.
-
Карпенко А. Н. Эзотерика Фёдора Тютчева. — Поэзия.ру — Лавровая роща. Эссе.
1 Фет А. А. Стихотворения. – М.: Художественная литература 1976, стр. 10
2 Там же
3 Фет А. А. улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 28
4Фет А. А. Стихотворения. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 35.
5Фет А. А. улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 264
6Фет А. А. Стихотворения. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 83
7 Там же, стр. 36.
8 Там же, стр. 82.
9 Фет А. А. Стихотворения. 1976, стр. 11
10 Фет А. А. Стихотворения. 1976, стр. 11
11 Там же, стр. 146
12Фет А. А. улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 140.
13 Фет А. А. улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 30
14Фет А. А. Стихотворения. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 91.
15 Там же, стр. 42.
16 Там же, стр. 27
17Фет А. А. Стихотворения, 1976, стр. 186.
18 Фет А. А. Стихотворения. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 121
19 Там же, стр. 141.
20 Там же, стр. 64.
21 Фет А. А. Стихотворения, 1976, стр. 140
22Фет А. А. Стихотворения. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 91
23Фет А. А. Стихотворения, 1976, стр. 220
24 Фет А. А. Улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 285
25 Там же, стр. 110.
26 Фет А. А. Стихотворения. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 45.
27 Там же, стр. 94.
28Фет А. А. Улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 260
29 Фет А. А. Улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 268
30Фет А. А. Стихотворения, 1976, стр.203