Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 13 г. Орши»
Учитель начальных классов
Лазбенёва Марина Фёдоровна.
Цель: найти приём быстрого (рационального) сложения
многозначных чисел.
Задачи: — создать условия для самостоятельного открытия правила
письменного сложения многозначных чисел;
— формирование умения воспроизводить полученные знания
в практической работе;
— создавать условия для применения алгоритма в изменённой
ситуации (при решении задач);
— создавать ситуации для повышения познавательной активности
учащихся;
— создать ситуацию рефлексии;
— содействовать развития логического мышления, внимания,
умения строить высказывания с использованием
математической терминологии;
— создавать условия для воспитания интереса к истории своей
страны, чувства патриотизма.
Ход урока.
1. Организационный этап.
* Готовность к уроку.
* Приветствие: — уверенность в силах учеников;
— спокойствие и смелость;
— вдумчивость и рассудительность.
Поезжай за моря – океаны.
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая заводы,
И шумят, расцветая поля…
М. Исаковский.
— На уроке математики вы узнаете много интересного о нашей стране – Беларуси: статистические и географические сведения, интересные научные факты.
2. Устный счёт.
*** Страны – соседи Беларуси.
Работа в группах: решить примеры на карточках. Расположить ответы
в порядке возрастания. Прочитать, какое слово получилось.
7000∙2 | |
О | 5000+13000 |
Л | 40000-11000 |
Ь | 36000+8000 |
Ш | 60000-15000 |
А | 90000-31000 |
18000+5000 | |
О | 100000-75000 |
С | 27000+14000 |
С | 90000-49000 |
И | 24000∙2 |
Я | 38000+12000 |
21000-13000 | |
А | 5000+13000 |
Т | 19000+11000 |
В | 72000-12000 |
И | 45000∙2 |
Я | 128000-25000 |
48000-40000 | |
И | 100000-7000 |
Т | 95000+7000 |
В | 100000+3000 |
А | 90000+60000 |
22000+6000 | |
К | 13000+17000 |
Р | 42000+5000 |
А | 50000-2000 |
И | 30000∙2 |
Н | 100000-30000 |
А | 50000+30000 |
— Какие слова получились? Что они означают?
— Правильно, это страны – соседи Беларуси. Поместим названия стран на карту, ориентируясь по цветным знакам.
*** Города Беларуси.
1) Чтение и запись многозначных чисел.
Повторение разрядов и классов.
Записать числа, в которых:
1) 1 ед. кл. тысяч, 67 ед. кл.единиц;
2) 9с., 7 д., 4 ед.
3) 8 ед. 3разряда, 6 ед. 2 разряда, 2 ед. 1 разряда;
4) 12 сотен, 67 единиц;
5) 1 тысяча, 19 единиц;
6) 1 ед. 4 разр., 1 ед. 3 разр., 4 ед. 2 разр., 2 ед. 1 разр.
7) 1 тысяча, 1 сотня, дес. в 2 раза больше, чем сотен, единиц в 4 раза больше, чем десятков.
1067, 974, 862, 1267, 1019, 1142, 1128.
— Что могут означать эти числа?
— Это года образования белорусских городов.
1067 г. — Минск, Орша
974 г. — Витебск
862 г. — Полоцк
1267 г. — Могилёв
1019 г. – Брест
1142 г. — Гомель
1128 г. — Гродно.
— У городов, как и людей, есть возраст. На территории Беларуси есть очень древние города, а есть очень молодые. Как узнать возраст города?
— Сосчитаем, сколько лет этим городам.
Коллективно: 1067 =
2013 — 974 =
862 =
Карточки:
Узнай возраст городов: Гомеля 2013 – 1142 = Гродно 2013 – 1128 = |
— Назовите возраст городов.
Минску – 946 лет Витебску – 1039 лет Полоцку – 1151 год
Могилёву – 746 лет Бресту – 994 года Гомелю — 871 год
Гродно – 885 лет
— Какой из этих городов самый древний?
— Почему число 1151 самое большое?
3. Постановка целей урока.
* Население Беларуси.
— На территории Беларуси проживают люди различных национальностей: белорусы, русские, украинцы, евреи, молдаване…
— Самый большой по численности населения — это город Минск. В этом городе проживает 1729000 человек. Второе место занимает город Гомель – 515000 человек.
Карточки с числами – на доске.
— Сколько всего человек проживает в этих двух городах? Каким действием это узнаем? Сосчитаем устно.
1000000
700000 + 500000 = 1200000
——————-
2200000
20000 + 10000 = 30000
——————-
2230000
5000 + 9000 = 14000
———————
2 244 000 человек.
— Быстро ли мы нашли сумму этих чисел? Почему?
— Что же делать?
Цель урока: найти приём быстрого (рационального) сложения
многозначных чисел.
4. «Открытие» нового знания.
— Есть ли в вашем арсенале знаний такие, которые помогают производить вычисления более быстрым путём?
Письменное сложение многозначных чисел.
— Повторим алгоритм письменного сложения многозначных чисел.
— Перенесите этот приём на многозначные числа.
Решаем тот же пример в столбик с объяснением у доски.
5. Первичное закрепление.
*** Работа по учебнику.
— Проверим, правильный ли способ мы нашли по учебнику: стр. 139 №2(таблица).
Решение примеров по рядам:
1 ряд — 1 пример; 2 ряд — 2 пример; 3 ряд — 3 пример.
Один ученик работает у доски. Остальные примеры проверяем с места.
***
— Беларусь находится в Европе. Она занимает 2100 части всей площади Европы. Много это или мало? Сколько это квадратных километров?
— Узнать площадь Беларуси можно путём сложения площадей областей.
Каждый ряд находит общую площадь двух областей:
1 ряд – Могилёвской и Минской (69 800 км²)
2 ряд — Гомельской и Гродненской (65 400 км²)
3 ряд — Брестской и Витебской (72 400 км²)
— Если сложить эти три числа, то получится общая площадь Беларуси. Она составляет 207 600 км².
Карточка с числом – на доске.
— По размерам территории Беларусь – средняя европейская страна. Есть страны, большие её по площади (Украина, Испания), а есть меньшие (Венгрия, Австрия).
**** ФИЗКУЛЬТМИНУТКА***
Для глаз: — пройти глазами по границе нашей страны, следя за флажком на
указке;
— найти города: Минск, Витебск, Могилёв, Гомель, Брест, Гродно.
Разминка: Давайте, ребята, учиться считать.
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Хорошее дело – смелей прибавляйте,
Плохие дела – поскорей вычитайте!
Урок наш научит вас точному счёту,
Скорее, ребята, скорей за работу!
6. Решение задач.
— Какие формы земной поверхности встречаются на территории Беларуси?
— Вам предстоит выяснить, какую площадь занимает каждая их них.
На доске – текст задачи.
Возвышенности занимают 41 520 км², низменности – на 27 580 км² больше, чем возвышенности, а равнины – на 27 780 км² больше, чем низменности. Какую площадь занимают равнины?
Один ученик делает анализ задачи у доски. Решение задачи – самостоятельно в тетради. Проверка – с места.
Возвышенности — 41 520 км²
Низменности — 69 100 км²
Равнины — 96 880 км²
Все эти сведения вывешиваются на доску.
7. Игра «Неизвестное число».
х + 100 = 200 х — 100 = 400
— Какое число я задумала? Как его нашли? Почему?
— Знание этих правил пригодится вам при решении уравнения.
8. Решение уравнения.
— Какие реки протекают на территории Беларуси? В нашем городе? А кто из вас знает длину реки Днепр? Вы узнаете это, правильно решив уравнение.
Если к длине реки Днепр прибавить разность чисел 3 750 и 2 640, то получим 3 311. Найдите длину реки Днепр.
х + (3750 – 2640) = 3311
— Общая длина реки Днепр составляет 2 201 км.
Сведения вывешиваются на доску.
8. ТЕСТ.
— Чтобы проверить, как вы усвоили правило письменного сложения многозначных чисел, я предлагаю вам выполнить тест.
У каждого ученика тест лежит на парте.
1. С какого разряда начинаем сложение многозначных чисел?
а) с любого б) с единиц в) с самого большого
2. Какой пример удобнее решить в столбик?
а) 50000+15000 б) 100000+1000 в) 13751+12467
3. В каком примере допущена ошибка в записи?
а) 27175 б) 24012 в) 307307
+ + +
31221 3713 120134
— Проверьте правильность выполнения по образцу (на доске).
— Кто выполнил тест без ошибок? С одной ошибкой?
9. Домашнее задание.
— Умение складывать в столбик вы будете отрабатывать и дома.
Стр. 140 № 8 (задача)
Стр. 139 № 3 (1 и 2 уравнения)
10. Итоги урока.
11. Рефлексия.
— Анализируем работу на уроке по вопросам на карточках
-
Какие элементы урока, задания, способы деятельности понравились?
-
Что получилось?
-
Где и почему возникли трудности?
-
Как преодолели их?
— Подойдите к лесенке самооценки и поместите квадратик со своим именем на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на уроке, после него.