Автор: учитель начальных классов Люкшина А.П.

МБОУ «СОШ № 18 п. Теплоозёрск»

Учитель начальных классов.

Тема урока:
«Решение задач на движение в противоположных направлениях».

Цели урока:

  • научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;

  • научить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях;

  • формировать вычислительные навыки;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать внимание и оперативную память;

  • развивать математическую речь

  • формировать навыки работы в малых группах.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, учебник М.И. Моро «Математика. 4 класс»

Ход урока:

  1. Организационный момент.
    Сегодня мы продолжаем знакомиться с темой движения. Тема нашего урока: «Движение в противоположном направлении». Но для начала нам надо подкрепить наш вычислительный аппарат. (Слайд – 1)

  2. Устная работа.

  • Найди значение выражений. (Записать только ответы)

Взаимопроверка

  • Счет «Цепочка»: (Слайд – 2)

480 : 6 : 20 х 50 х 4 : 20 х 7 : 10 х 2 х 10
Взаимопроверка

  • (80; 4; 200; 800; 40; 280; 28; 56; 560) (Слайд – 3)

  • Выделите буквы которыми обозначаются величины

скорость, время, расстояние (Слайд – 4)

3.Актуализация.

Какие величины не используют в задачах на движение? (Слайд – 5)

По какому признаку можно разделить данные величины на 3 группы?

(Слайд – 6)

Задача – эстафета: (Слайды 7 – 12)

  • Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?

  • Вывод:

  • Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?

Вывод:

  • Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?

Вывод:

  • Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?

Вывод:

  • Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?

Вывод:

Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м?
Вывод:

4.Объяснение нового материала. Учебник :с.27 №135

  • Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 3 ч?


4 км/ч 5 км/ч

?

  • Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?

  • Ученики: Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

  • Учитель: Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?

  • Ученики: Скорость удаления.

  • Учитель: Записываем решение.

  • Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 3 = 27 (км) – расстояние

Ответ: расстояние – 27 километров.

  • Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?


4 км/ч 5 км/ч

27 км

  • Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим время?

  • Ученики: Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

  • Учитель: Чтобы найти время, что находим 1-ым действием?

  • Ученики: Скорость удаления.

  • Учитель: Записываем решение.

  • Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

27 : 9 = 3 (ч)

Ответ: время – 3 часа.

  • Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?

? 5 км/ч

27 км

  • Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость?

  • Ученики: Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.

  • Учитель: Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием?

  • Ученики: Скорость удаления.

  • Учитель: Записываем решение.

  • Ученики: 27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 – 5 = 4 (км/ч)

Ответ: скорость – 4 километра в час.

  • Учитель: Похожи ли эти задачи?

  • Ученики: Это задачи на движение в противоположном направлении.

  • Учитель: Чем отличаются эти задачи?

  • Ученики: Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче № 2.

  • Учитель: Как называются такие задачи?

  • Ученики: Обратные.

5.Мультимедийная физминутка «Школьные помощники»

6.Первичное закрепление материала (Слайды 13 – 18)

Найти расстояние между автомобилями через 2 часа?

Проверка решения задачи.

  • Составляем обратную задачу.
    С какой скоростью двигался второй автомобилист?

  • Проверка решения задачи.

  • Составляем обратную задачу.

Через какое время расстояние станет равным 220 км?

  • Проверка решения задачи.

7.Работа над пройденным материалом. (Слайд – 19 )

8.Работа по учебнику: № 138.

  • Решение выражений: 1 вариант – 1 строка, 2 вариант – 2 строка.

  1. Итог урока:

  • С каким видом движения познакомились?

  • С какой скоростью движутся объекты при движении в противоположных направлениях?

  • Домашнее задание: стр. 27 № 137, стр. 26 № 134.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here