Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России Игоря Ржавитина»

Конспект

урока математики

4 класс, УМК «Планета знаний»

Выполнила:

Толстогузова Наталья Витальевна,

учитель начальных классов

Ревда, 2013

Тема урока: умножение круглых чисел

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с правилом записи письменного приема умножения круглых чисел.

Задачи:

  1. повторить алгоритм умножения двух -, трехзначного чисел на однозначное;

  2. повторить умножение чисел на 10, 100, 1000;

  3. закрепить умение решать задачи изученных видов;

  4. развивать речь, внимание, общеучебные умения: понимать задание, работать самостоятельно, организовывать самопроверку и взаимопроверку;

  5. воспитывать интерес к математике как предмету, социальные навыки и умения: уважать мнение других, слушать и слышать.

Планируемые результаты:

  1. знание правила записи письменного приема умножения круглых чисел;

  2. умение применять данное правило в новой нестандартной ситуации;

  3. понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению;

  4. осуществление самоконтроля и самооценки.

Методы и приемы работы: словесный метод обучения, объяснительно-иллюстративный метод, практический метод, информационно-коммуникативные технологии, создание проблемной ситуации, групповая и фронтальная формы работы, прием взаимопроверки, самоконтроля и самопроверки по эталону, индивидуальный и дифференцированный подходы при выполнении заданий.

Оборудование урока: учебник «Математика» — 4 класс, М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова, Москва, «Астрель», 2012г. (УМК «Планета знаний»); рабочая тетрадь учащихся; интерактивная доска Smart; презентация к уроку; карточки для самопроверки.

Этапы урока:

  1. организационный этап (2 минуты)

  2. актуализация знаний (7 минут)

  3. изучение нового материала (9 минут)

  4. закрепление материала (4 минуты)

  5. физминутка (2 минуты)

  6. закрепление материала (продолжение) (12 минут)

  7. рефлексия (4 минуты)

Время урока: 40 минут

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время этапа

Методы, приемы, средства и технологии обучения

I

Организационный этап

Установление психологического комфорта, настрой детей на работу без страха перед аудиторией гостей.

— ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте повернемся к ним и с улыбкой поздороваемся.

Мы  рады  приветствовать  вас  в нашем классе.

Возможно,  есть классы  и  лучше,  и  краше.

Пусть  всем  нам  сегодня  здесь будет светло:

Гостям —  уютно, а нам –  легко.

— А теперь повернитесь ко мне, настроимся на урок. Тихонечко сели, открыли тетради, записали дату, классная работа.

Поворачиваются к гостям и улыбаются им.

Один ученик читаем стихотворение.

Садятся.

Открывают тетради.

Записывают дату, слова «Классная работа»

2

Словесный метод

II

Актуализация знаний

Повторение правил умножения на однозначное число и умножение чисел на 10, 100, 1000.

Отработка изученных правил.

Подготовка к восприятию нового материала.

Для того чтобы определить тему урока, мы должны выполнить несколько заданий.

1 задание  “Определи  истинность и ложность высказываний”.

Если высказывание истинное, то поднимаете правую руку, если высказывание ложное – поднимите левую руку.

  • Если число умножить на 10, то оно оканчивается цифрой 0.

  • Если число 5 умножить на 100, то в записи числа будет один 0.

  • Если число круглое, то оно оканчивается 0.

  • Если 200 умножить на 2, то получится 40.

— Молодцы, ребята. С одним задание справились. А сейчас вас ждет следующее задание.

— Посмотрите на выражения.

8*10

32*100

64:8*100

5*6*10

45:5*1000

— что общего у этих выражений?

— а как умножить число на 10, 100, 1000?

— давайте найдем значения этих выражений вместе. Работаем с доской. По одному у доски с объяснениями.

— а сейчас выполните аналогичное задание, но самостоятельно. Вы выбираете тот столбик выражений, который по вашим силам. Если возникают вопросы, поднимаете руку, я подхожу и отвечаю на него. Даю на это задание 4 минуты. Записываете только ответы в строчку через клетку.

7*10 63:9*100

25*100 6*4*10

45*1000 15:5*1000

789*100 5*4*10

457*1000 81:9*1000

— а сейчас поменяйтесь тетрадями. И проверьте вашего соседа. Все ответы на доске.

Если у вашего соседа 1 ошибка – поставьте 4, 2 ошибки – 3 и больше 3 ошибок – 2.

— встаньте те ребята, кто справился с данной работой на отлично.

— встаньте те ребята, кто допустил в данном задании ошибки.

У нескольких ребят спрашиваю, в чем они затруднились.

— эти знания нам сегодня пригодятся в ходе урока.

Поднимают правую руку

Поднимают левую руку

Поднимают правую руку

Поднимают левую руку

— во всех выражениях есть умножение на 10. 100, 1000 (на круглое число)

— выполнить умножение не обращая внимания на нули, а потом в ответ приписать столько нулей, сколько в числе 10, 100, 1000.

Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют вычисления с объяснениями.

В тетрадь записывают только ответы через клетку.

Меняются тетрадями и проверяют друг друга по эталону на экране.

Выставляют отметки.

Встают

Встают

Ответы: не хватило времени, плохое знание таблицы умножения

7

Словесный метод: воспроизводящая беседа.

Фронтальный «Мозговой штурм»

Объяснение

Дифференцированное задание по количеству выполненных действий

Взаимопроверка

Самооценка

III

Изучение нового материала

Организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения.

Познакомить учащихся с рациональным приемом записи и вычислений при умножении круглых чисел.

— а сейчас ребята, мы поработаем с вами в группах. У каждой группы листок с выражением. Ваша задача за 2 минуты найти значение данного выражения, записав его в столбик.

— время вышло. Первые три группы оформите свой вариант записи ваших выражений в столбик.

— посмотрите на выражения. Что можете сказать?

— как вы думаете, кто быстрей выполнил это задание?

— почему вы справились быстрей?

— как считаете, а вобще все записи верные или нет?

— действительно, все записи считаются верными по оформлению, но для удобства вычислений лучше записывать таким вариантом (указываю на рациональный способ).

— а сейчас другие три команды представьте свои варианты.

— что сейчас скажете?

— действительно, значения выражений как мы видим, получились одинаковыми и верными. Но формление записи удобней выполнять без промежуточных вычислений. И поэтому, чтобы вам было удобней выполнять умножение круглых чисел и, чтобы вы не запутались, существует правило: умножение круглых чисел выполняем, не обращая внимания на нули, а в ответе приписываем все нули из обоих множителей (показываю эталон умножения круглых чисел)

Учащиеся разделены на 6 групп.

3 группы находят значение выражения 14200·40, другие 3 группы — 28000·500

В течение 2 минут учащиеся выполняют задание.

— записали по-разному, а ответы получились одинаковые.

— другие команды выполняли лишние вычисления.

— все верные.

По одному человеку записывают свои выражения на доске.

— две группы выполнили много лишних вычислений.

9

Объяснение задания.

Проблемная ситуация.

Работа в группе.

Анализ проблемной ситуации

Поиск рационального способа умножения круглых чисел

Объяснительно – иллюстративный метод

Диалогическое проблемное изложение; анализ проблемной ситуации; метод иллюстраций.

IV

Закрепление материала

Отработка алгоритма умножения круглых чисел.

— А сейчас для тренировки выполним два аналогичных выражения, которые предложите вы.

2 ребенка предлагают свои выражения по данному образцу и выполняют вычисления у доски с объяснением.

4

Объяснительно – иллюстративный метод

V

Физминутка

Учащиеся встают из-за парт и повторяют танцевальные движения мультяшных героев под музыку.

2

Наглядный метод.

Техническое средство обучения.

IV

Закрепление материала (продолжение)

Подготовка учащихся к работе с алгоритмом

Отработка алгоритма умножения круглых чисел.

Зафиксировать правило умножения круглых чисел во внешней речи

Фиксация правила во внутренней речи

Тренировка способности к самопроверке и самооценке.

Проверка умения умножать круглые числа.

— до физминутки вы составили алгоритм, как умножать круглые числа. А где мы можем проверить, правильный ли алгоритм мы составили?

— откройте учебники на странице 78 и посмотрите на алгоритм умножения круглых чисел.

— что скажете?

— молодцы.

— сейчас вы как настоящие учителя найдете ошибки во 2 задании и объясните их.

— чтобы вы не допускали таких ошибок, я предлагаю вам задание №3. Что нужно сделать?

— ваше время 4 минуты. Если кто-то выполнит работу раньше, вы можете начать выполнять №5.

— Встаньте те, кто успел за отведенное время выполнить все 4 выражения?

— мы с вами можем увидеть, что некоторые ребята еще испытывают трудности. У 2-3 узнаю, в чем их трудность. Почему ты не смог выполнить все выражения, в чем твоя трудность? Что тебе помешало?

— я проверю ваши работы и поставлю отметки. Положительные отметки будут в журнале.

— а сейчас чтобы еще раз потренироваться в теме нашего урока и заняться немного другой деятельностью, я вам предлагаю решать задачу №4. Ответьте на первый вопрос. Даю вам 4 минут.

— те, кто справится быстрей, может ответить на второй вопрос задачи.

— давайте поиграем в игру и проверим, как вы усвоили данную тему.

— у вас на партах у каждого лежит карточка с числами. Я показываю выражение, а вы закрашиваете клетку с верным ответом.

60*30

800*20

300*500

40*20

210*40

160*600

3100*30

170*20

90

1800

16000

600

5

20

150000

190

850

400

700

800

8400

500

30

93

25

96000

500

300

920

3400

93000

270

1000

— что у вас получилось?

— в учебнике

Открывают учебник. Хорошо читающий ученик читает алгоритм вслух.

— составленный нами алгоритм верный и совпал с алгоритмом в учебнике.

По одному ученику выходят к доске и объясняют, какие ошибки в записи выражений, затем записывают выражения без ошибок.

— записать вычисления в столбик и найти их значения.

Не все ребята встают

Ответы ребят: не хватило времени, выполнял лишние операции.

Самостоятельно решают задачу.

Есть ребята, которые начинают отвечать на второй вопрос задачи.

Некоторые ребята не смогли справиться с заданием, и поэтому у них не получилась цифра «5».

Те ребята, кто делал все верно, уже заранее начали догадываться, что у них получается.

— пятёрка

12

Словесный метод: беседа.

Работа с учебником.

Работа с учебником.

Создание нестандартной ситуации «Найди ошибку»

Самостоятельная работа

Индивидуальный подход к учащимся

Самооценка

Включение изученного правила в решение задачи

Игра «Лото».

Самоконтроль.

Самооценка.

V

Рефлексия

Фиксация достижений

поставленных целей.

Выявление уровня трудности, эмоционального отношения к уроку.

Обсуждение домашнего задания.

— над какой темой работали сегодня?

— чему учились?

— давайте оценим свою работу на уроке, свое настроение от урока. У вас на партах у каждого лежит шаблон смайлика, но у него не хватает улыбки.

Давайте дорисуем. Если вы считаете, что на уроке вам было трудно нарисуйте грустную улыбку, если не очень было трудно, то прямую, а если совсем не было трудно, то нарисуйте большую и красивую улыбку.

— поделитесь своими улыбками с нашими гостями.

— чтобы результат был еще лучше, нужно заниматься не только на уроке, но и поработать дома.

Домашнее задание:

— умножение круглых чисел

— умножали на 10, 100, 1000; умножали круглые числа.

Работают с шаблонами смайликов – рисуют улыбки.

4

Систематизирующая беседа.

Самооценка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here