Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России Игоря Ржавитина»
Конспект
урока математики
4 класс, УМК «Планета знаний»
Выполнила:
Толстогузова Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
Ревда, 2013
Тема урока: умножение круглых чисел
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с правилом записи письменного приема умножения круглых чисел.
Задачи:
-
повторить алгоритм умножения двух -, трехзначного чисел на однозначное;
-
повторить умножение чисел на 10, 100, 1000;
-
закрепить умение решать задачи изученных видов;
-
развивать речь, внимание, общеучебные умения: понимать задание, работать самостоятельно, организовывать самопроверку и взаимопроверку;
-
воспитывать интерес к математике как предмету, социальные навыки и умения: уважать мнение других, слушать и слышать.
Планируемые результаты:
-
знание правила записи письменного приема умножения круглых чисел;
-
умение применять данное правило в новой нестандартной ситуации;
-
понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению;
-
осуществление самоконтроля и самооценки.
Методы и приемы работы: словесный метод обучения, объяснительно-иллюстративный метод, практический метод, информационно-коммуникативные технологии, создание проблемной ситуации, групповая и фронтальная формы работы, прием взаимопроверки, самоконтроля и самопроверки по эталону, индивидуальный и дифференцированный подходы при выполнении заданий.
Оборудование урока: учебник «Математика» — 4 класс, М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова, Москва, «Астрель», 2012г. (УМК «Планета знаний»); рабочая тетрадь учащихся; интерактивная доска Smart; презентация к уроку; карточки для самопроверки.
Этапы урока:
-
организационный этап (2 минуты)
-
актуализация знаний (7 минут)
-
изучение нового материала (9 минут)
-
закрепление материала (4 минуты)
-
физминутка (2 минуты)
-
закрепление материала (продолжение) (12 минут)
-
рефлексия (4 минуты)
Время урока: 40 минут
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время этапа | Методы, приемы, средства и технологии обучения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I Организационный этап | Установление психологического комфорта, настрой детей на работу без страха перед аудиторией гостей. | — ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте повернемся к ним и с улыбкой поздороваемся. Мы рады приветствовать вас в нашем классе. Возможно, есть классы и лучше, и краше. Пусть всем нам сегодня здесь будет светло: Гостям — уютно, а нам – легко. — А теперь повернитесь ко мне, настроимся на урок. Тихонечко сели, открыли тетради, записали дату, классная работа.
| Поворачиваются к гостям и улыбаются им.
Один ученик читаем стихотворение.
Садятся. Открывают тетради. Записывают дату, слова «Классная работа» | 2 | Словесный метод | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II Актуализация знаний | Повторение правил умножения на однозначное число и умножение чисел на 10, 100, 1000. Отработка изученных правил. Подготовка к восприятию нового материала.
| – Для того чтобы определить тему урока, мы должны выполнить несколько заданий. 1 задание “Определи истинность и ложность высказываний”. – Если высказывание истинное, то поднимаете правую руку, если высказывание ложное – поднимите левую руку.
— Молодцы, ребята. С одним задание справились. А сейчас вас ждет следующее задание. — Посмотрите на выражения. 8*10 32*100 64:8*100 5*6*10 45:5*1000 — что общего у этих выражений?
— а как умножить число на 10, 100, 1000?
— давайте найдем значения этих выражений вместе. Работаем с доской. По одному у доски с объяснениями. — а сейчас выполните аналогичное задание, но самостоятельно. Вы выбираете тот столбик выражений, который по вашим силам. Если возникают вопросы, поднимаете руку, я подхожу и отвечаю на него. Даю на это задание 4 минуты. Записываете только ответы в строчку через клетку. 7*10 63:9*100 25*100 6*4*10 45*1000 15:5*1000 789*100 5*4*10 457*1000 81:9*1000 — а сейчас поменяйтесь тетрадями. И проверьте вашего соседа. Все ответы на доске. Если у вашего соседа 1 ошибка – поставьте 4, 2 ошибки – 3 и больше 3 ошибок – 2. — встаньте те ребята, кто справился с данной работой на отлично. — встаньте те ребята, кто допустил в данном задании ошибки. У нескольких ребят спрашиваю, в чем они затруднились.
— эти знания нам сегодня пригодятся в ходе урока. |
Поднимают правую руку
Поднимают левую руку
Поднимают правую руку
Поднимают левую руку
— во всех выражениях есть умножение на 10. 100, 1000 (на круглое число) — выполнить умножение не обращая внимания на нули, а потом в ответ приписать столько нулей, сколько в числе 10, 100, 1000. Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют вычисления с объяснениями.
В тетрадь записывают только ответы через клетку.
Меняются тетрадями и проверяют друг друга по эталону на экране.
Выставляют отметки.
Встают
Встают Ответы: не хватило времени, плохое знание таблицы умножения
| 7 | Словесный метод: воспроизводящая беседа.
Фронтальный «Мозговой штурм»
Объяснение
Дифференцированное задание по количеству выполненных действий Взаимопроверка
Самооценка
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III Изучение нового материала | Организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения. Познакомить учащихся с рациональным приемом записи и вычислений при умножении круглых чисел.
| — а сейчас ребята, мы поработаем с вами в группах. У каждой группы листок с выражением. Ваша задача за 2 минуты найти значение данного выражения, записав его в столбик.
— время вышло. Первые три группы оформите свой вариант записи ваших выражений в столбик. — посмотрите на выражения. Что можете сказать? — как вы думаете, кто быстрей выполнил это задание? — почему вы справились быстрей?
— как считаете, а вобще все записи верные или нет? — действительно, все записи считаются верными по оформлению, но для удобства вычислений лучше записывать таким вариантом (указываю на рациональный способ). — а сейчас другие три команды представьте свои варианты.
— что сейчас скажете?
— действительно, значения выражений как мы видим, получились одинаковыми и верными. Но формление записи удобней выполнять без промежуточных вычислений. И поэтому, чтобы вам было удобней выполнять умножение круглых чисел и, чтобы вы не запутались, существует правило: умножение круглых чисел выполняем, не обращая внимания на нули, а в ответе приписываем все нули из обоих множителей (показываю эталон умножения круглых чисел)
| Учащиеся разделены на 6 групп. 3 группы находят значение выражения 14200·40, другие 3 группы — 28000·500 В течение 2 минут учащиеся выполняют задание.
— записали по-разному, а ответы получились одинаковые. — другие команды выполняли лишние вычисления.
— все верные.
По одному человеку записывают свои выражения на доске. — две группы выполнили много лишних вычислений.
| 9 | Объяснение задания. Проблемная ситуация.
Работа в группе.
Анализ проблемной ситуации Поиск рационального способа умножения круглых чисел
Объяснительно – иллюстративный метод
Диалогическое проблемное изложение; анализ проблемной ситуации; метод иллюстраций. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV Закрепление материала | Отработка алгоритма умножения круглых чисел.
| — А сейчас для тренировки выполним два аналогичных выражения, которые предложите вы.
| 2 ребенка предлагают свои выражения по данному образцу и выполняют вычисления у доски с объяснением. | 4 | Объяснительно – иллюстративный метод
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V Физминутка |
|
| Учащиеся встают из-за парт и повторяют танцевальные движения мультяшных героев под музыку. | 2 | Наглядный метод. Техническое средство обучения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV Закрепление материала (продолжение) | Подготовка учащихся к работе с алгоритмом Отработка алгоритма умножения круглых чисел. Зафиксировать правило умножения круглых чисел во внешней речи
Фиксация правила во внутренней речи
Тренировка способности к самопроверке и самооценке.
Проверка умения умножать круглые числа. | — до физминутки вы составили алгоритм, как умножать круглые числа. А где мы можем проверить, правильный ли алгоритм мы составили? — откройте учебники на странице 78 и посмотрите на алгоритм умножения круглых чисел. — что скажете?
— молодцы. — сейчас вы как настоящие учителя найдете ошибки во 2 задании и объясните их.
— чтобы вы не допускали таких ошибок, я предлагаю вам задание №3. Что нужно сделать?
— ваше время 4 минуты. Если кто-то выполнит работу раньше, вы можете начать выполнять №5. — Встаньте те, кто успел за отведенное время выполнить все 4 выражения? — мы с вами можем увидеть, что некоторые ребята еще испытывают трудности. У 2-3 узнаю, в чем их трудность. Почему ты не смог выполнить все выражения, в чем твоя трудность? Что тебе помешало?
— я проверю ваши работы и поставлю отметки. Положительные отметки будут в журнале. — а сейчас чтобы еще раз потренироваться в теме нашего урока и заняться немного другой деятельностью, я вам предлагаю решать задачу №4. Ответьте на первый вопрос. Даю вам 4 минут. — те, кто справится быстрей, может ответить на второй вопрос задачи. — давайте поиграем в игру и проверим, как вы усвоили данную тему. — у вас на партах у каждого лежит карточка с числами. Я показываю выражение, а вы закрашиваете клетку с верным ответом. 60*30 800*20 300*500 40*20 210*40 160*600 3100*30 170*20
— что у вас получилось?
|
— в учебнике Открывают учебник. Хорошо читающий ученик читает алгоритм вслух. — составленный нами алгоритм верный и совпал с алгоритмом в учебнике.
По одному ученику выходят к доске и объясняют, какие ошибки в записи выражений, затем записывают выражения без ошибок.
— записать вычисления в столбик и найти их значения.
Не все ребята встают
Ответы ребят: не хватило времени, выполнял лишние операции.
Самостоятельно решают задачу. Есть ребята, которые начинают отвечать на второй вопрос задачи.
Некоторые ребята не смогли справиться с заданием, и поэтому у них не получилась цифра «5». Те ребята, кто делал все верно, уже заранее начали догадываться, что у них получается.
— пятёрка | 12 | Словесный метод: беседа.
Работа с учебником.
Работа с учебником. Создание нестандартной ситуации «Найди ошибку»
Самостоятельная работа Индивидуальный подход к учащимся
Самооценка
Включение изученного правила в решение задачи
Игра «Лото». Самоконтроль. Самооценка.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V Рефлексия | Фиксация достижений поставленных целей. Выявление уровня трудности, эмоционального отношения к уроку.
Обсуждение домашнего задания. | — над какой темой работали сегодня? — чему учились?
— давайте оценим свою работу на уроке, свое настроение от урока. У вас на партах у каждого лежит шаблон смайлика, но у него не хватает улыбки. Давайте дорисуем. Если вы считаете, что на уроке вам было трудно нарисуйте грустную улыбку, если не очень было трудно, то прямую, а если совсем не было трудно, то нарисуйте большую и красивую улыбку. — поделитесь своими улыбками с нашими гостями. — чтобы результат был еще лучше, нужно заниматься не только на уроке, но и поработать дома. Домашнее задание:
| — умножение круглых чисел — умножали на 10, 100, 1000; умножали круглые числа.
Работают с шаблонами смайликов – рисуют улыбки.
| 4 | Систематизирующая беседа.
Самооценка. |