Математика 4 класс

Тема: Задачи на движение.

Вид урока: урок закрепления новых знаний.

Цель урока: научить учащихся решать задачи на движение.

Задачи:

Образовательная:

  1. формировать умение решать задачи на движение;

  2. вырабатывать  и совершенствовать прочные вычислительные навыки;

  3. учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.

Развивающая:

  1. развивать внимание и оперативную память;

  2. развивать логическое мышление;

  3. развивать математическую речь учащихся.

Воспитательная:

  1. формировать навыки работы  в группе.

Начать урок мне хочется со слов Бернарда Шоу, будьте внимательны, мне понадобится ваша помощь
«Если у Вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по …… (одному) яблоку.
Если у Вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет …. (много) идей».
— Я уверена, что на уроке мы будем обмениваться идеями.

Устно

— Представьте, что вы кругосветные путешественники. «Почему?» — спросите вы. Да, потому, что каждый из вас успел в своей жизни, сам того не подозревая, пройти пешком путь, равный окружности земного шара. Не верите? Давайте вместе и проверим.

На доске:

t = 5 ч 1 день – 25 км V = 8000 км/год

V = 5 км/ч 360 дней — ? км S = 40000 км

S — ? км t — ? лет

— В течение дня вы проводите на ногах не менее 5 часов. При средней ходьбе человек проходит 5 км/ч. Сколько километров проходит человек за день? (25 км)

— Определите, какой путь проходит каждый из нас в течение года.

(25 * 360 = 9000 (км))

— Какое правило используем для вычисления? (умножение суммы на число)

— Человек, никогда не покидавший родного города, ежегодно проходит пешком 8000 – 9000 километров. Окружность Земного шара имеет длину 40000 километров. Вычислите, во сколько лет совершаем мы пешеходное путешествие, равное кругосветному? (40000 : 8000 = 5 (лет))

— Будем считать, что человек начинает ходить с 2-х летнего возраста. Во сколько лет вы совершите 2 таких кругосветных путешествия? (В 12 лет)

— Дожив до 60 лет, мы 10 раз обойдем вокруг Земного шара, т.е. пройдем путь, более длинный, чем расстояние от Земли до Луны.

-Какими понятиями мы пользовались? (Скорость, время, расстояние).

1. Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга один час, а обратно из Санкт-Петербурга 60 минут. Почему такая разница? (1 час = 60 мин)

 2.Сколько концов у десяти палок? (20)

 3.При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по 2 метра. Какова длина забора? (8 метров)

4.  Я задумала число, которое находится в отрезке натурального ряда от 1 до 22. А)нет в нем цифр-1,2,5. Б)четное В)не делится на 4

 

5.Игра «Арифметическая мозаика»

Я диктую пример, вы считаете и заштриховываете квадратик с правильным ответом.

— Найдите произведение чисел 9 и 8.

— Найдите частное чисел 81 и 9.

— Первый множитель 6, второй-7. Чему равно произведение?

— Увеличьте 2 в 8 раз.

— Найдите произведение чисел 8 и 8.

— Найдите произведение чисел 7 и 3.

— Первый множитель 5, второй – 6. Определите произведение чисел.

— Увеличьте 7 в 9 раз.

— Если все примеры решены правильно, на карточке получается цифра 5.

  1. Заполни таблицу (у доски)

  2. — Что нужно знать и уметь, чтобы правильно решать задачи на движения

  3. (Знать как находить скорость, время, расстояние, уметь правильно считать)

1- Как найти время? (ответы детей)

-2 Как найти расстояние? (ответы детей)

3 Как найти скорость? (ответы детей)

скорость

время

расстояние

60 км/ч

180 км

30 км/ч

7 ч

5 ч

450 км

Беседа по ПДД

— Машины во многом облегчили нашу жизнь, помощь их бесспорна.

Но я хочу привести и печальные факты.

По данным за 2012  год в  нашей стране  было совершено 199 868

случаев  дорожно-транспортных происшествий.  Из них  27 953  человек погибли. Поэтому всем: и автомобилистам, и пешеходам надо быть очень внимательными на дорогах,  обязательно соблюдать ПДД.

Тема

— Вы знаете, что когда-то был один большой материк Пангея. Он раскололся на несколько частей – плит. И сейчас они находятся в постоянном движении. Плиты сходятся друг к другу и расходятся. На примере тектонических плит мы с вами разберем новый вид задач на движение и решим задачу.(кто на карте покажет Тихий океан)

В Тихом океане расходятся две плиты. Скорость одной из них 8 см/год, второй – 12 см/год. На каком расстоянии друг от друга они будут находиться через 100 лет?

На доске: по ходу анализа задачи выполняется схема

t = 100 лет

8 см/год 12 см/год

? м

— Решите задачу.

Двое учеников работают у доски.

— Как решили задачу?

8*100 + 12*100 = 2000 (см) = 20 (м)

— Можем ли мы решить эту задачу иначе?

— Какое понятие нам поможет в этом? (скорость удаления)

(8 + 12) * 100 = 2000 (см) = 20 (м)

Запись решения в тетради.

— Составьте задачу, обратную данной.

Две плиты удаляются друг от друга со скоростями: первая – 8 см/год, вторая – 12 см/год. Через сколько лет они будут находиться на расстоянии друг от друга в 20 метров?

t = ? лет

8 см/год 12 см/год

20 м

— Записать решение, используя понятие, с которым познакомились на уроке.

2000 : (8 + 12) = 100 (лет)

V.Устный счет и физминутка.

— Как вы думаете, из-за чего плиты расходятся?

— В местах их соединения происходит интенсивное извержение вулканов.

— Вот и мы сейчас займемся счетом, который разогреет наши головы, даст возможность отдохнуть глазам и подготовит к самостоятельной работе.

На стенах на разной высоте заранее развешаны карточки с числами:

60, 30, 2, 100,

Учащиеся решают задачи, ищут правильный ответ на стенах и поворачиваются к нему, показывая на него рукой.

      • Решите задачу:

1.Зебра бежит со скоростью 30 км/ч. В пути она была 2 часа. Сколько километров пробежала зебра?

2.Составьте обратную задачу.

3.Гепард пробежал за 3 часа 300км. Найдите его скорость. (100)

4.Иглохвостый стриж .летает со скоростью 160 км/ч, он пролетел 320 км. Сколько времени ему потребовалось? (2ч)

  1. «А знаете ли вы?»Кто плавает и летает быстрее всех? Чемпион по скорости плавания – меч-рыба. В момент броска её скорость более 100км/ч. Быстрее всех бегает гепард, его скорость достигает 100км/ч.Быстрее всех летает иглохвостый стриж, его скорость достигает 160-170 км/ч.Самое медлительное животное – ленивец. С одной на другую ветку он может переползать полчаса ,а то и больше. Кстати черепаха на суше передвигается очень медленно, а в воде её скорость не уступает рыбам.

Работа с учебником

138

1)628*5=310(км)-прошел 1 поезд

2)74*5=370(км)-прошел 2 поезд

3)310+370=680(км)-прошли оба

4)892-680=212(км)

Далее, ещё труднее. Как в сказке, чем дальше, тем страшнее.

Самостаятельная работа Оценки: 1-5, 2-4,3-3.

  1. Поезд идет со скоростью 120 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 5 часов? (120*5=600км)

  2. Два поезда вышли навстречу друг другу и встретились через 4 часа. Скорость первого поезда 100км/ч, а другого 120км/ч. Найти расстояние между городами.

  3. Два поезда вышли навстречу друг другу и встретились через 4 часа. Скорость первого поезда 100км/ч, а другого на 20 км/ч больше .Найти расстояние между городами.

Итог:-Какие виды задач на движение вы знаете?

Сегодня урок математики мне хочется закончить словами английского философа Роджера Бэкона: «Тот, кто не знает математики, не может узнать другие науки и не может познать мир». (Как вы понимаете его слова)


60 30 2

100

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here