Открытый урок математики «Задачи на движение», 4-й класс
Мануйлова Евгения Анатольевна
Тема: Задачи на движение.
Вид урока: урок закрепления знаний.
Цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий
Задачи:
Образовательная:
-
формировать умение решать задачи на движение;
-
вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные навыки;
-
учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
Развивающая:
-
развивать внимание и оперативную память;
-
развивать математическую речь учащихся.
Воспитательная:
-
формировать навыки работы в группе.
Оборудование – конверты с заданиями, чистые листы для записи, фломастеры, таблица оценивания
Ход урока
I. Организационный момент.
— Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
II. Устный счёт
Раздаю детям карточки трёх видов. На карточках по три простые задачи на движения.
Карточка №1
-
Пассажирский поезд за 6 часов проехал 480 км. Узнай скорость пассажирского поезда?
-
Медуза за 2 часа проплыла 100 м. С какой скоростью плыла медуза?
-
Ленивец за 3 с прошёл 60 см. С какой скоростью передвигался ленивец?
Карточка №2
1. Скорость велосипедиста 16 км/ч. За какое время велосипедист проедет
48 км?
-
Скорость стрижа 5 км/мин. За какое время он пролетит 10 км?
-
Крот бежал со скоростью 11 м/с. За какое время крот пробежит 77 см?
Карточка №3
-
Автомобиль ехал 3 ч со скоростью 100 км/ч. Какое расстояние проехал автомобиль?
-
Мышка бежала со скоростью 2 м/с, 18 с. Какое расстояние пробежала мышка?
-
Путь между двумя деревнями мальчик проходит за 5 ч со скоростью 4 км/ч. Найди расстояние между деревнями?
Дети решают самостоятельно, после проверки, делимся на три группы:
1 группа – скорость
2 группа – время
3 группа – расстояние.
III. Актуализация знаний.
Метод «древо решений»
Каждая группа на листе ватмана записывает всё, что она знает о своей величине. Потом группы обмениваются листами, проверяют и дополняют работу другой группы.
IV. Интерактивное задание.
Метод «Карусель»
Каждая группа выступает как эксперт по своей величине.
Группы получают листы с задачами. Первую задачу группа решает как образец для двух других. Затем происходит обмен листами по кругу.
Когда к группе возвращается её лист, она проверяет задачи, решённые двумя другими группами.
Скорость.
-
Велосипедист ехал со скоростью 16 км/ч и проехал расстояние от города до дачного посёлка за 3 часа. Обратно он то же расстояние проехал за 4 часа. С какой скоростью ехал велосипедист в город?
-
Расстояние между двумя пристанями теплоход прошёл за 2 часа со скоростью 24 км/ч. Обратно он шёл 3 часа. С какой скоростью шёл теплоход обратно?
3. Скорый поезд, двигаясь со скоростью 70 км/ч, проходит расстояние между двумя городами за 4 часов. С какой скоростью пройдёт это расстояние грузовой поезд, если он находится в пути 7 часов?
Время.
-
Туристы плыли на лодке по реке со скоростью 6 км/ч и были в пути 5 часов. Обратно возвращались на катере, который шёл со скоростью 15 км/ч. Сколько времени туристы затратили на обратный путь?
-
Скорый поезд, двигаясь со скоростью 70 км/ч, проходит расстояние между двумя городами за 18 часов. За сколько часов пройдёт это расстояние пассажирский поезд, если его скорость равна 60 км/ч?
-
Расстояние между двумя пристанями теплоход прошёл за 2 часа со скоростью 24 км/ч. Обратно он шёл со скоростью 16 км/ч. Сколько часов затратил теплоход на обратную дорогу?
Расстояние.
-
Поезд прошёл 8 часов со скоростью 62 км/ч. После этого ему осталось пройти до места назначения в 3 раза больше того, что он прошёл. Сколько всего километров должен был пройти поезд?
-
Туристский маршрут состоит из пешей и конной частей. В пешей части маршрута туристы идут 4 часа со скоростью 5 км/ч, а в конной – едут 2 часа верхом на лошадях со скоростью 8 км/ч. Какова протяжённость маршрута?
-
В первый день автомобиль был в пути 6часов, двигаясь со скоростью 80 км/ч. Во второй день 7 часов – со скоростью 90 км/ч. Какое расстояние проехал автомобиль за два дня?
После проверки каждая группа объявляет результаты работы.
V. Взаимно и самооценка.
Степень участия в общей работе | Правильность предлагаемых решений | Как ты сам себя оцениваешь? | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— всё отлично — хорошо — надо чуть – чуть постараться
VI. Резервное задание.
Разноуровневые задачи.
-
Скорость современного самолёта – истребителя 2500 км/ч. Какое расстояние он может пролететь за 5 часов?
-
Машина проехала 180 км за 3 часа, а мотоцикл преодолел то же расстояние за 2 часа. Чья скорость больше и на сколько?
-
Велосипедист ехал 3 часа со скоростью 18 км/ч. Обратно он ехал другой дорогой, которая была длиннее первой на 9км, но и скорость велосипедиста на обратном пути была на 3 км/ч больше. Сколько времени велосипедист затратил на обратную дорогу?
VII. Рефлексия. Итог урока.
— Перед каждым из вас прямоугольник с числами. Рассмотрите его внимательно. Это ответы на мои задания. Возьмите красный карандаш. Я читаю задание, а вы закрашиваете квадратик с правильным ответом.
1. Таня, следуя в школу, проходит 30 метров в минуту. С какой скоростью идет Таня? (30)
2. Туристы за 4 часа прошли расстояние 24 км. С какой скоростью шли туристы? (6)
3. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа? (180)
4. Вертолет пролетел 700 км со скоростью 350 км/ч. Сколько времени вертолет был в полете? (2)
5. Какова длина дома, если кошка пробегает его за 3 минуты со скоростью 40 м/мин.? (120)
6. Велосипедист ехал 4 часа, со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проехал? (60)
7. Скорость мухи 4 м/с. Через сколько времени она пролетит 28 метров? (7)
8. Ласточка 250 метров пролетела за 10 секунд. С какой скоростью летела ласточка? (25)
2 | 30 | 15 | |
50 | 25 | 90 | 4 |
35 | 6 | 7 | 200 |
150 | 40 | 60 | 70 |
80 | 120 | 180 | 100 |
— Что у вас получилось? (цифра 5)
-Вы сегодня очень хорошо потрудились, решили много новых и интересных задач. Предлагаю вам дома продолжить работу. Составьте и запишите задачи на движение (плакат). Кто желает получить оценку «5» — ко всем формулам, «4» — к 2 формулам, «3» — к 1 формуле. Самые интересные задачи мы решим в классе на следующем уроке.
-Спасибо за урок!