Республика Казахстан, Северо — Казахстанская область,
город Петропавловск
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13»
Уроки по математике
( для учащихся 4 класса)
Автор: учитель начальных классов
Шабарова Ботакоз Жаксылыковна
Предмет: математика Дата _________ № урока___________
Тема: Закрепление изученного.
ЦЕЛЬ:
закрепить умение решать задачи на движение, решать примеры на умножение и деление с числами, оканчивающимися нулями; умение находить радиус, диаметр окружности; совершенствовать вычислительные навыки, развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, эмоционально — мотивационную сферу, коммуникативных навыков.
Ход урока.
Организационный момент
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Сообщение темы урока
-Сегодня на уроке закрепим умение решать задачи на движение, решать примеры на умножение, деление с 0, находить радиус, диаметр окружности.
Открываем тетради.
Записываем число, классная работа.
Для настроения нарисуем солнышко, чтобы всем было тепло и уютно на уроке.
Тренинг ”Волна”
Дети берутся за руки по 4 человека и произносят слова:
«Давайте будем дружить друг с другом, как дружит солнце со всем кругом».
Работа в группах:
Задание №1 (карточки)
Работа с геометрическими фигурами
Задание №2 «Кто быстрее!» (карточки)
Решение примеров на время, скорость.
Задание №3. (карточки)
Решение задач на движение.
Итог работы групп.
Молодцы! Хорошо потрудились, выполнили все задания.
Представители каждой группы работают у доски.
— Оцените работу своего товарища.
Физ. Минутка (звучит музыка, дети танцуют)
Открываем учебник с. 105. Задача № 6а).
— один ученик читает задачу, другой у доски чертит чертеж.
— Второй ученик работает над задачей.
— Третий решает задачу у доски.
Что узнали первым действием? (скорость сближения)60+75=135 км/ч
Что узнали вторым действием? (расстояние, которое проехали за 2ч)135*2=270км
Что узнали третьим действием? (расстояние первоначальное)345-270= 75км
Ответ: 75км.
Дома составите и решите обратные задачи этой.
Итог урока:
А теперь давайте подведем итог.
какого вида задачи решали на уроке?
Учитель:
Чтобы вы хотели пожелать себе, своим товарищам, гостям.
Д/з с.105 №6 б)
Предмет: математика Дата ___________ № уро________
Тема: «Доли и дроби».
Цель урока: дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли
Задачи урока: — обучающие – ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»; — развивающие – развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление;
— воспитывающие – воспитывать коллективизм, аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент
— Откройте тетради и запишите дату и классная работа.
II. Актуализация знаний.
Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак, начнём с разминки.
Устный счёт
270 * 2 =540 33 : 5 = 6(ост 3)
640: 320= 2 600 * 9 = 54
(46 + 14 ): 5=12 1 : 2= ?
-Как 1 разделить на 2? Ответы детей
Проблема?
-Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему:
II Сообщение темы урока
Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби»
III. Знакомство с темой урока.
– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.
— Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки).
– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).
– Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина).
— Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части? (Да).
— Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).
VI. Постановка учебных задач.
— Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)
— Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).
— В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).
V. Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».
— Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин
— Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).
— Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).
— Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.
— Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)
(На доске появляется запись: 1 часть из 5).
В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.
— Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).
— Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» — соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
— Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).
— Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.
— Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).
— Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).
VI. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.
1) Практическая работа.
-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? (Две равных части).
— Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.
-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).
-Закрасьте одну такую долю полоски.
— Кто догадался, как можно найти длину половины полоски? (Измерить линейкой.
6 : 2 = 3 см).
Запись в тетради.
-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)
— Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.
Запись в тетради.
ФИЗМИНУТКА.
2) Сравнение дробей.
— Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.
— На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части).
— Какую долю получит каждый гость? (1/3)
— Запишите дробь.
V II. Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа с ноутбуками. Один ученик работает у доски.
2. Работа по учебнику
1. Стр. 106 №1а) б) (уст), в) пис ¾, 2/3, 3/8, 8/9
2. Стр. 106 № 2а) (пис)
Задание.
– Какую фигуру надо начертить? (Квадрат ).
– Чему равна сторона квадрата?
— Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 3см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну вторую его часть, одну четвёртую.
— Почему именно равных?
— Нужна доля, значит, части должны быть равными.
— На сколько частей будем делить, чтобы получить 1/16? (На 16 частей.)
_ Сколько клеточек будет в одной шестнадцатой доле? Какой формы будет эта доля?
(Квадрат).
— Раскрасьте ее, подпишите внизу эту долю.
VIII. Домашнее задание с.107 №6 (1 столбик),№7
IX. Итог урока
Предмет: Математика Дата _________ № урока______________
Тема: «Задачи на совместную работу»
Цель урока: научить решать задачи на совместную работу.
Задачи урока:обучение учащихся решению текстовых задач;усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами;формирование умения строить математические модели; показать прикладную значимость математики в практической деятельности;
повысить интерес учащихся к математике, повысить эффективность уроков математики.
Ход урока.
I.Актуализация опорных знаний.
Терпенье и труд все перетрут.
Что означает черта дроби.
Замени частное дробью: 1 : 20 6 : 30 7 : 15 99 : 100
II. Постановка целей урока.
Сегодня мы будем учиться решать задачи на совместную работу
III. Изучение нового материала.
Каждый день после уроков вы делаете уборку в классе. Вы предпочитаете выполнять эту работу в одиночестве или с друзьями? Когда человек работает не один, говорят, что люди выполняют совместную работу.
Шестиклассник Петя придумал задачу на совместную работу про уборку класса: “Коля убирает кабинет за 20 мин, а Саша – за 30 мин. За сколько минут они уберут кабинет, работая вместе? На доске – краткая запись. (слайд1)
Петя решил задачу так: 20+30=50(мин) Ответ: работая вместе, ребята уберут кабинет за 50 минут. Верно ли Петя решил задачу? Работая вместе, ребята быстрее или дольше будут убирать кабинет? В результате обсуждения выясняем, что времени при совместной работе потребуется меньше, т. е. Петя решил задачу неверно. (слайд 2)
Вспомним этапы решения текстовых задач: (слайд 4)
анализ;
схематическая запись;
поиск способа решения;
Решение задачи:
проверка решения;
исследование задачи;
формулировка ответа;
Решим задачу, предложенную Петей, изменив немного вопрос: “Какую часть кабинета уберут мальчики, работая вместе?”
Проанализируем задачу: (слайд 5)
За каждую минуту кабинет Петей убирается 1: 20 = часть кабинета, а Сашей 1:30=часть кабинета. А вместе они уберут += = часть класса.
Какую величину и почему обозначили единицей?
Каждый раз оговаривается, что объем работы (выполненная работа) принимается за единицу.
IV. Формирование умений и навыков.
Перед учащимися задача 2. Прочитайте задачи и обсудите в парах.
Если предположим, что всю работу, то есть изготовить детали, они смогут за 8 часов.
Вся работа будет равна производительности, умноженной на время ее выполнения.
(25+15)*8. Отсюда время совместного выполнения работы.
А сейчас пишем самостоятельную работу.
V. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
С.112 №2 б,в
VI. Развитие творческих способностей учащихся.
Учащимся предлагается самостоятельно составить задачу на работу и решить ее. Заслушивается несколько вариантов.
VII. Итог урока
Какие задачи учились решать?
Каким числом выражали неизвестный объем работы?
Что было самым легким?
Что было самым трудным?
Продолжите фразу: “Сегодня на уроке я понял, что…”
VIII. Домашнее задание.
С.112 №3в)
Предмет: Математика Дата _________ № урока______________
Тема: Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
Цели урока: Учащиеся должны знать компоненты действий, правила нахождения неизвестных компонентов; уметь решать задачи с помощью уравнений.
Способствовать развитию вычислительных навыков, логического мышления, памяти, внимания, математической речи, контроля и самоконтроля.
Воспитывать познавательный интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
— Один великий учёный сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным». (Блез Паскаль)
Задача, конечно не слишком простая
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет наше ученье.
Откройте тетради, запишите на полях число, классная работа.
Минутка чистописания:
— Представьте сегодняшнюю дату в виде цифровой записи.
6122010
— Прочитайте число, дайте характеристику. (памятки, таблица разрядов)
— Сколько разрядных слагаемых в числе? Почему? ( 5, 2разряда отсутствуют)
— Назовите полное количество единиц тысяч (6122);
Единиц десятков (612201);
Десятков тысяч (612).
— Какое число получится, если его увеличить в 100 раз, увеличить на 15, уменьшить в 10 раз, уменьшить на 7.
2. Устный счёт.
Повторяем порядок действий и называем правильные значения выражений.
(122 + 18) : 70 = 2
(64 : 8 + 20) : 7 = 4
20 • (26 + 14) : 100 = 8
1 • (30 + 2) – 4 • 4 = 16
5 • 4 + 12 = 32
(400 – 300) – 36 = 64
У нас получился ряд чисел.
2, 4, 8, 16, 32, 64
Какую закономерность в составлении этого ряда заметили? (каждое следующее число увеличено в два раза)
Продолжите этот ряд чисел и назовите не менее трех следующих чисел. (128, 256, 512…)
За каждым числом зашифрована буква. Перевернем их и прочитаем тему сегодняшнего урока.
2 4 8 16 32 64 128 256 512
У Р А В Н Е Н И Е
— Для чего нам нужно уметь решать уравнение? (решать задачи с помощью уравнений)
— Сформулируйте тему урока?
3. Повторение изученного материала (слайды)
— Что называется уравнением?
— Что называют корнем уравнения?
— Что значит решить уравнение?
Когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.
На какие группы можно разделить все эти уравнения? (уравнения распределяются в 3 столбика) Слайд
1) Х*5=630
432+ В=900
— Почему мы выделили эти уравнения в первую группу? (простые уравнения с одинаковым уменьшаемым) — — Можем мы их решить ?
— Найдите среди них уравнение с наибольшим корнем и решите его (один ученик за доской)
2) Х+12=72:2
А:10=960:2 ( это уравнения, в правой части которых выражение)
— Можем ли мы решить уравнения второго столбика?
— Решите любое из уравнений, но замените в правой части сумму на разность. Корень уравнения при этом должен остаться прежним. (два ученика у доски)
3) (Х + 29) — 35 = 5 (Х+20):5=6
— Чтобы найти корень уравнения, что необходимо знать? (названия компонентов и способы их решения) Слайды.
— Как найти неизвестное слагаемое?
— Как найти неизвестное уменьшаемое?
— Как найти неизвестное вычитаемое?
— Как найти неизвестный множитель? (делимое, делитель)
4. Математический диктант: (2 ученика за доской)
1. Делимое 120, значение частного 20. Найди делитель.
2. Разность чисел 500, вычитаемое 70. Найди уменьшаемое.
3. 1 множитель 100, значение произведения 1400. Найди 2 множитель.
4. Делитель 7, значение частного 7000, Найти делимое.
5. 1 слагаемое 190, значение суммы 300. Найди второе слагаемое.
6. Значение разности равно 52000, уменьшаемое 10000. Найди вычитаемое.
( 6, 570, 14, 49000, 110, 42000)
Взаимопроверка
4. Работа по теме урока.
1)- Вернёмся к нашим уравнениям.
— Какие уравнения у вас вызывают затруднения? (Х + 29) — 35 = 5 (Х+20):5=6
— Давайте вспомним, как решаются сложные уравнения.
1 уравнение — у компьютера с объяснением. Слайд.
2 уравнение – в парах.
Вывод: — Что нужно сделать, чтобы решить усложненное уравнение?
2) «Построим дом» — самостоятельная работа по рядам. Слайд. Взаимопроверка
* Дополнительное задание: (на доске)
Вместо окошка подставить такое число, чтобы получилось уравнение , корнем которого было бы число 4.
а) 2 * Х + 1 = + 5 ( = 4)
б) 3 * Х – 7 = – 2; ( = 7)
Физкультурная пауза – валеологическая.
5. Решение задач с помощью уравнений. Слайд.
1) — Посмотрите на модель, составьте задачу
(Мама на базаре купила арбуз. Продавец положил на весы арбуз и гирю в 3 кг. А на другую чашу весов — гирю весом в 8 кг, то весы уравновесились. Сколько кг весит арбуз?)
— Каким способом удобнее решить эту задачу? (уравнением)
— Что возьмём за неизвестное?
— Подумайте, как составить уравнение. Обсудите в парах. Запишите в тетрадь уравнение.
Х + 3 = 8
Х= 5(кг)
2) Работа по учебнику: стр. 119 №3
— прочитайте задачу, один вслух.
— Что известно в задаче?
— Что надо узнать?
— Что возьмём за Х? (сколько кур всего было)
— Чтобы составить уравнение, что нужно сделать? (уравнять кур и цыплят)
— Что сказано про кур, что сказано про цыплят?
— Сколько было кур? (Х * 3)
— Сколько было цыплят? (12 : 2)
— Составьте уравнение.
Самостоятельная работа, Самопроверка.
6. Домашнее задание. Стр.119 №4,
***Попробуйте сами составить задачу, чтобы её можно было решить с помощью уравнения.
7. Итог урока.
Что удалось вам на уроке?
В чём испытали затруднения?
Над чем надо еще поработать?