Республика Казахстан, Северо — Казахстанская область,

город Петропавловск

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13»

Уроки по математике

( для учащихся 4 класса)

Автор: учитель начальных классов

Шабарова Ботакоз Жаксылыковна

Предмет: математика Дата _________ № урока___________

Тема: Закрепление изученного.

ЦЕЛЬ:

закрепить умение решать задачи на движение, решать примеры на умножение и деление с числами, оканчивающимися нулями; умение находить радиус, диаметр окружности; совершенствовать вычислительные навыки, развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, эмоционально — мотивационную сферу, коммуникативных навыков.

Ход урока.

Организационный момент

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Сообщение темы урока

-Сегодня на уроке закрепим умение решать задачи на движение, решать примеры на умножение, деление с 0, находить радиус, диаметр окружности.

Открываем тетради.

Записываем число, классная работа.

Для настроения нарисуем солнышко, чтобы всем было тепло и уютно на уроке.

Тренинг ”Волна”

Дети берутся за руки по 4 человека и произносят слова:

«Давайте будем дружить друг с другом, как дружит солнце со всем кругом».

Работа в группах:

Задание №1 (карточки)

Работа с геометрическими фигурами

Задание №2 «Кто быстрее!» (карточки)

Решение примеров на время, скорость.

Задание №3. (карточки)

Решение задач на движение.

Итог работы групп.

Молодцы! Хорошо потрудились, выполнили все задания.

Представители каждой группы работают у доски.

— Оцените работу своего товарища.

Физ. Минутка (звучит музыка, дети танцуют)

Открываем учебник с. 105. Задача № 6а).

— один ученик читает задачу, другой у доски чертит чертеж.

— Второй ученик работает над задачей.

— Третий решает задачу у доски.

Что узнали первым действием? (скорость сближения)60+75=135 км/ч

Что узнали вторым действием? (расстояние, которое проехали за 2ч)135*2=270км

Что узнали третьим действием? (расстояние первоначальное)345-270= 75км

Ответ: 75км.

Дома составите и решите обратные задачи этой.

Итог урока:

А теперь давайте подведем итог.

какого вида задачи решали на уроке?

Учитель:

Чтобы вы хотели пожелать себе, своим товарищам, гостям.

Д/з с.105 №6 б)

Предмет: математика Дата ___________ № уро________

Тема: «Доли и дроби».

Цель урока: дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли

Задачи урока: обучающие – ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»; — развивающие – развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление;

— воспитывающие – воспитывать коллективизм, аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент

— Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

II. Актуализация знаний.

Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак, начнём с разминки.

Устный счёт

270 * 2 =540 33 : 5 = 6(ост 3)

640: 320= 2 600 * 9 = 54

(46 + 14 ): 5=12 1 : 2= ?

-Как 1 разделить на 2? Ответы детей

Проблема?

-Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему:

II Сообщение темы урока

Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби»

III. Знакомство с темой урока.

Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.

— Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки).

Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).

Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина).

— Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части? (Да).

— Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).

VI. Постановка учебных задач.

— Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)

— Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

— В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

V. Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».

— Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин

— Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).

— Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).

— Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

— Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)

(На доске появляется запись: 1 часть из 5).

В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.

— Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).

— Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» — соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

— Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).

— Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.

— Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).

— Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).

VI. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.

1) Практическая работа.

-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? (Две равных части).

— Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.

-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).

-Закрасьте одну такую долю полоски.

— Кто догадался, как можно найти длину половины полоски? (Измерить линейкой.

6 : 2 = 3 см).

Запись в тетради.

-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)

— Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.

Запись в тетради.

ФИЗМИНУТКА.

2) Сравнение дробей.

— Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.

— На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части).

— Какую долю получит каждый гость? (1/3)

— Запишите дробь.

V II. Закрепление нового материала.

Самостоятельная работа с ноутбуками. Один ученик работает у доски.

2. Работа по учебнику

1. Стр. 106 №1а) б) (уст), в) пис ¾, 2/3, 3/8, 8/9

2. Стр. 106 № 2а) (пис)

Задание.

Какую фигуру надо начертить? (Квадрат ).

Чему равна сторона квадрата?

— Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 3см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну вторую его часть, одну четвёртую.

— Почему именно равных?

— Нужна доля, значит, части должны быть равными.

— На сколько частей будем делить, чтобы получить 1/16? (На 16 частей.)

_ Сколько клеточек будет в одной шестнадцатой доле? Какой формы будет эта доля?

(Квадрат).

— Раскрасьте ее, подпишите внизу эту долю.

VIII. Домашнее задание с.107 №6 (1 столбик),№7

IX. Итог урока

Предмет: Математика Дата _________ № урока______________

Тема: «Задачи на совместную работу»

Цель урока: научить решать задачи на совместную работу.

Задачи урока:обучение учащихся решению текстовых задач;усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами;формирование умения строить математические модели; показать прикладную значимость математики в практической деятельности;

повысить интерес учащихся к математике, повысить эффективность уроков математики.

Ход урока.

I.Актуализация опорных знаний.

Терпенье и труд все перетрут.

Что означает черта дроби.

Замени частное дробью: 1 : 20 6 : 30 7 : 15 99 : 100

II. Постановка целей урока.

Сегодня мы будем учиться решать задачи на совместную работу

III. Изучение нового материала.

Каждый день после уроков вы делаете уборку в классе. Вы предпочитаете выполнять эту работу в одиночестве или с друзьями? Когда человек работает не один, говорят, что люди выполняют совместную работу.

Шестиклассник Петя придумал задачу на совместную работу про уборку класса: “Коля убирает кабинет за 20 мин, а Саша – за 30 мин. За сколько минут они уберут кабинет, работая вместе? На доске – краткая запись. (слайд1)

Петя решил задачу так: 20+30=50(мин) Ответ: работая вместе, ребята уберут кабинет за 50 минут. Верно ли Петя решил задачу? Работая вместе, ребята быстрее или дольше будут убирать кабинет? В результате обсуждения выясняем, что времени при совместной работе потребуется меньше, т. е. Петя решил задачу неверно. (слайд 2)

Вспомним этапы решения текстовых задач: (слайд 4)

анализ;

схематическая запись;

поиск способа решения;

Решение задачи:

проверка решения;

исследование задачи;

формулировка ответа;

Решим задачу, предложенную Петей, изменив немного вопрос: “Какую часть кабинета уберут мальчики, работая вместе?”

Проанализируем задачу: (слайд 5)

За каждую минуту кабинет Петей убирается 1: 20 = часть кабинета, а Сашей 1:30=часть кабинета. А вместе они уберут += = часть класса.

Какую величину и почему обозначили единицей?

Каждый раз оговаривается, что объем работы (выполненная работа) принимается за единицу.

IV. Формирование умений и навыков.

Перед учащимися задача 2. Прочитайте задачи и обсудите в парах.

Если предположим, что всю работу, то есть изготовить детали, они смогут за 8 часов.

Вся работа будет равна производительности, умноженной на время ее выполнения.

(25+15)*8. Отсюда время совместного выполнения работы.

А сейчас пишем самостоятельную работу.

V. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

С.112 №2 б,в

VI. Развитие творческих способностей учащихся.

Учащимся предлагается самостоятельно составить задачу на работу и решить ее. Заслушивается несколько вариантов.

VII. Итог урока

Какие задачи учились решать?
Каким числом выражали неизвестный объем работы?
Что было самым легким?
Что было самым трудным?
Продолжите фразу: “Сегодня на уроке я понял, что…”

VIII. Домашнее задание.

С.112 №3в)

Предмет: Математика Дата _________ № урока______________

Тема: Уравнения. Решение задач с помощью уравнений. 
Цели урока:  Учащиеся должны знать компоненты действий, правила нахождения неизвестных компонентов; уметь решать задачи с помощью уравнений. 
Способствовать развитию вычислительных навыков, логического мышления, памяти, внимания, математической речи, контроля и самоконтроля. 
Воспитывать познавательный интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений. 
ХОД УРОКА 
I. Организационный момент 
— Один великий учёный сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным». (Блез Паскаль)
Задача, конечно не слишком простая 
Играя учить и учиться играя. 
Но если с учёбой сложить развлеченье, 
То праздником станет наше ученье. 
Откройте тетради, запишите на полях число, классная работа. 
Минутка чистописания: 
— Представьте сегодняшнюю дату в виде цифровой записи. 
6122010 
— Прочитайте число, дайте характеристику. (памятки, таблица разрядов) 
— Сколько разрядных слагаемых в числе? Почему? ( 5, 2разряда отсутствуют) 
— Назовите полное количество единиц тысяч (6122); 
Единиц десятков (612201); 
Десятков тысяч (612). 
— Какое число получится, если его увеличить в 100 раз, увеличить на 15, уменьшить в 10 раз, уменьшить на 7. 
2. Устный счёт. 
Повторяем порядок действий и называем правильные значения выражений.
 
(122 + 18) : 70 = 2 
(64 : 8 + 20) : 7 = 4 
20 • (26 + 14) : 100 = 8 
1 • (30 + 2) – 4 • 4 = 16 
5 • 4 + 12 = 32 
(400 – 300) – 36 = 64 
У нас получился ряд чисел. 
2, 4, 8, 16, 32, 64 
Какую закономерность в составлении этого ряда заметили? (каждое следующее число увеличено в два раза) 
Продолжите этот ряд чисел и назовите не менее трех следующих чисел. (128, 256, 512…) 
За каждым числом зашифрована буква. Перевернем их и прочитаем тему сегодняшнего урока. 
2 4 8 16 32 64 128 256 512 
У Р А В Н Е Н И Е 
— Для чего нам нужно уметь решать уравнение? (решать задачи с помощью уравнений) 
— Сформулируйте тему урока? 
3. Повторение изученного материала (слайды) 
— Что называется уравнением? 
— Что называют корнем уравнения? 
— Что значит решить уравнение? 
Когда уравненье решаешь дружок, 
Ты должен найти у него корешок. 
Значение буквы проверить не сложно, 
Поставь в уравненье его осторожно. 
Коль верное равенство выйдет у вас, 
То корнем значенье зовите тот час. 
На какие группы можно разделить все эти уравнения? (уравнения распределяются в 3 столбика) Слайд 
1) Х*5=630 
432+ В=900 
— Почему мы выделили эти уравнения в первую группу? (простые уравнения с одинаковым уменьшаемым) — — Можем мы их решить ? 
— Найдите среди них уравнение с наибольшим корнем и решите его (один ученик за доской) 
2) Х+12=72:2 
А:10=960:2 ( это уравнения, в правой части которых выражение) 
— Можем ли мы решить уравнения второго столбика? 
— Решите любое из уравнений, но замените в правой части сумму на разность. Корень уравнения при этом должен остаться прежним. (два ученика у доски) 
3) (Х + 29) — 35 = 5 (Х+20):5=6 
— Чтобы найти корень уравнения, что необходимо знать? (названия компонентов и способы их решения) Слайды. 
— Как найти неизвестное слагаемое? 
— Как найти неизвестное уменьшаемое? 
— Как найти неизвестное вычитаемое? 
— Как найти неизвестный множитель? (делимое, делитель) 
4. Математический диктант: (2 ученика за доской) 
1. Делимое 120, значение частного 20. Найди делитель. 
2. Разность чисел 500, вычитаемое 70. Найди уменьшаемое. 
3. 1 множитель 100, значение произведения 1400. Найди 2 множитель. 
4. Делитель 7, значение частного 7000, Найти делимое. 
5. 1 слагаемое 190, значение суммы 300. Найди второе слагаемое. 
6. Значение разности равно 52000, уменьшаемое 10000. Найди вычитаемое. 
( 6, 570, 14, 49000, 110, 42000) 
Взаимопроверка 
4. Работа по теме урока. 
1)- Вернёмся к нашим уравнениям. 
— Какие уравнения у вас вызывают затруднения? (Х + 29) — 35 = 5 (Х+20):5=6 
— Давайте вспомним, как решаются сложные уравнения. 
1 уравнение — у компьютера с объяснением. Слайд. 
2 уравнение – в парах. 
Вывод: — Что нужно сделать, чтобы решить усложненное уравнение? 
2) «Построим дом» — самостоятельная работа по рядам. Слайд. Взаимопроверка 
* Дополнительное задание: (на доске) 
Вместо окошка подставить такое число, чтобы получилось уравнение , корнем которого было бы число 4. 
а) 2 * Х + 1 =  + 5 ( = 4) 
б) 3 * Х – 7 =  – 2; ( = 7) 
Физкультурная пауза – валеологическая. 
5. Решение задач с помощью уравнений. Слайд. 
1) — Посмотрите на модель, составьте задачу 
(Мама на базаре купила арбуз. Продавец положил на весы арбуз и гирю в 3 кг. А на другую чашу весов — гирю весом в 8 кг, то весы уравновесились. Сколько кг весит арбуз?) 
— Каким способом удобнее решить эту задачу? (уравнением) 
— Что возьмём за неизвестное? 
— Подумайте, как составить уравнение. Обсудите в парах. Запишите в тетрадь уравнение. 
Х + 3 = 8 
Х= 5(кг) 
2) Работа по учебнику: стр. 119 №3 
— прочитайте задачу, один вслух. 
— Что известно в задаче? 
— Что надо узнать? 
— Что возьмём за Х? (сколько кур всего было) 
— Чтобы составить уравнение, что нужно сделать? (уравнять кур и цыплят) 
— Что сказано про кур, что сказано про цыплят? 
— Сколько было кур? (Х * 3) 
— Сколько было цыплят? (12 : 2) 
— Составьте уравнение. 
Самостоятельная работа, Самопроверка. 
6. Домашнее задание. Стр.119 №4, 
***Попробуйте сами составить задачу, чтобы её можно было решить с помощью уравнения. 
7. Итог урока. 
Что удалось вам на уроке? 
В чём испытали затруднения? 
Над чем надо еще поработать?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here