Учитель: Очирова Мидыгма Гомбоевна
Предмет: математика
Класс: 5.
Тема урока: Деление десятичной дроби на десятичную дробь (1-ый урок).
Цель урока:
1.Обучающая:
Научить делить десятичную дробь на десятичную дробь.
2. Развивающая:
развивать математическую речь, навыки вычислительной культуры и логику мышления учащихся.
3. Воспитывающая:
Совершенствовать у учащихся умение работать в коллективе: в парах, в группах.
Воспитывать стремление к сознательному самостоятельному труду.
Тип урока: урок изучения и закрепления новой темы.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашней работы.
-
Актуализация знаний учащихся.
-
Изучение новой темы.
-
Закрепление.
-
Домашнее задание.
-
Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
-
Организационный момент: цель урока, установка к предстоящей работе.
-
Проверка домашней работы:
вызвать двоих учеников к доске с домашней работой, они делают запись решения на доске, объясняют свои решения, ученики задают интересующие их вопросы.
-
Актуализация знаний учащихся (создать ситуацию успеха):
— Выполните действия: (работа у доски: 3 желающих)
а) 4620 : 15
б) 4, 856 : 8
в) 146, 54 : 34
Остальные учащиеся в это время делают самостоятельно эти же примеры, затем — анализ и сравнение.
— На какое число надо умножить данную десятичную дробь, чтобы превратить ее в натуральное число? (устная фронтальная работа с четкой фиксацией правильного ответа – работает на новую тему).
Например:
а) 3,2
б) 4, 15
в) 15, 01
г) 17, 345
д) 0,005
Правильно, молодцы!
— Решите уравнение (снимает некоторые проблемы, которые возникают у ряда учащихся):
а) 3,8 х + 1,2х = 3, 2
б) 4, 72 + х =53, 5
-
Изучение новой темы:
Решите задачу: Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 м2. Найдите ширину участка, если его длина равна 49 м.
Решение: 1225 = 49х
х =1225 : 49
х = 25
Ответ: 25 м.
(решение этой задачи один ученик показывает на доске)
Теперь решите следующую задачу: (на доске сделана запись этой задачи, создание проблемной ситуации). Возможно, некоторые учащиеся догадаются о правильном ответе и без решения, так как на это была направлена работа на этапе актуализации знаний.
Задача:
Площадь школьного коридора 122, 5 м2. Найти длину коридора, если его ширина равна 4, 9 м.
Как решим эту задачу? Ваши предложения? На доске делаем запись:
122, 5 : 4, 9 = ?
Ответ: ?
Как же все-таки будем делить десятичную дробь на десятичную дробь? Что мы умеем делать, и делали до сих пор? Жду возможных ответов со стороны детей:
-делили десятичную дробь на натуральное число,
-умножим десятичные дроби. Хорошо. Вновь возвратимся к уравнению:
122,5 = 4,9 х
х = 122,5 : 4,9
Какие изменения произошли с числами?
Ответ: делимое и делитель уменьшили в 10 раз.
Как изменится частное ?
Ответ: не изменится.
Каким будет частное десятичных дробей?
Ответ: частное не изменится.
Вывод: при увеличении и уменьшении делимого и делителя в несколько раз частное не изменяется.
(каждого ученика опросить, согласны ли вы с решениями или нет? Важно получить вывод)
5.Закрепление: (работа в парах и последующая защита – закрепляется умение работать в парах и умение отстаивать свое решение).
Решить № 823:
а) 1, 5 : 0, 3 =15 : 3 = 5
б) 4,2 6 : 0, 06 =70
в) 0, 35 : 0, 5= 0, 7
г) 9 : 4, 5 = 2
д) 0, 072 : 0, 1=0, 72
е) 1, 634 : 0, 0001 = 16340
Решить № 824 (самостоятельно в группах: затем защита)
а) 6 : 0, 8
б) 160 : 0 ,016
в) 32 : 1, 28
г) 24 : 6, 25
Решить №813 (б ), № 815 ( а, в ) ( работа с комментированием ).
-
Домашнее задание: п.46. № 827, № 828
-
Итог урока: что нового узнали сегодня на уроке? Отвечают дети. Оценивание учеников.
Рефлексия: Ребята, поднимите правую руку те, кто сегодня понял, как делить десятичную дробь на десятичную дробь, поднимите левую руку те, кто гордится своими успехами, а теперь похлопайте в ладоши, если вам понравилось работать сегодня на уроке. И я вами горжусь, вы – молодцы! До следующего урока!