Тема:
Нумерация чисел в пределах 1000. Понятие о сотне как новой счетной единице. 5 класс специальной (коррекционной) школы
Цели:
-
Познакомить с новой счетной единицей- сотней, показать, как на основе счета сотен образуются новые числа, познакомить с названием этих чисел.
-
Закрепить знания правил порядка выполнения действий, вычислительные навыки.
-
Повторить решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.
Структура урока:
-
Оргмомент. Психологический настрой.
-
Сообщение темы и цели урока.
-
Устный счет.
-
Объяснение нового материала.
-практическая работа;
-закрепление изученного материала.
-
Самостоятельная работа. Решение примеров и задач.
-
Итог урока и оценка знаний.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Математику мы любим,
Обещаем не болтать.
-Чем мы будем заниматься?
(Думать, мыслить, развиваться)
2.Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к числам, которые следуют за числом 100, до числа 1000.
-Кто знает такие числа? (ответ детей)
-Прежде, чем попасть в эту страну чисел, мы должны совершить большое путешествие по стране математики, где повторим решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; повторим внетабличное деление и умножение; единицы измерения длины, а в конце путешествия познакомимся с новой счетной единицей.
Но прежде чем добраться до этой страны- куда мы попадём?
3.Устный счет.
У нас 3 экипажа космических кораблей, 3 командира. Все другие- помощники командира. Каждый летит в заданном направлении, его путь зашифрован примерами, выше которых записаны ответы, один ответ из нескольких определяет направление данного корабля. Покажите стрелкой правильный путь полета каждого космического корабля. В заданном направлении корабли стыкуются, стрелками надо показать где они встретятся. Командиры следят за полетом, участники выходят к доске по очереди и решают по 1 примеру. Побеждает тот экипаж, который не допустит ни одной вычислительной ошибки и правильно определит место стыковки космических кораблей.
Схема полета космических кораблей (на доске):
ЛУГ ЛЕС ГОРА
51:7
26:2
78:6
11 13 12
0 81 49
0+81
1*49
0*36
25*2
13*3
24*2
50 48 39
Командир докладывает, как прошел полет.
-Куда же мы приземлились? (в лес)
-Представьте себе, что мы в лесу. Стоят деревья, на дереве висит кормушка.
-Какие птицы на кормушке? (синицы, снегири)
-Кто желает им помочь? Надо решить примеры на деление с остатком.
-Что любят клевать птицы? (семечки, крошки хлеба, зерна)
(Обратная связь с помощью сигнала)
Примеры:
8:5=
10:3=
20:7=
35:8=
50:20=
-Зачем нужны птицы в лесу?
-Увидели лосей в лесу. Голодно им в лесу, чтоб они не голодали, лесники их подкармливают.
Задача:
Лесничий для подкормки лосей сделал загон из слег прямоугольной формы длиной 8 метров и шириной 5 метров. Сколько метров слег потребуется для ограждения этого загона?
(8+5)*2=26м
-Объясните, как узнали?
-Обратите внимание какие деревья растут в нашем лесу (сосны, осины, ели, дубы, березы, клены)
Показ карточек:
10 дес.
8 дес.
Сосен 8 десятков, берез 10 десятков.
-Сколько это всего?
-Каких деревьев больше?
-Каких меньше?
Беседа:
В нашем Лукояновском районе в п. Разино есть заказники, т.е. места, где охраняют редкие растения и редких животных, чтобы сохранить их. Охранять эти места и пополнять запасы леса помогают учащиеся Разинской средней школы.
Задача:
Учащиеся одного класса посадили 10 дес. елочек, а учащиеся другого класса на 4 дес. елочек больше. Сколько елочек посадили учащиеся другого класса?
10дес. +4дес. =14дес. =140елочек
-Зачем люди сажают новые леса?
-А что для нас делают из древесины?
Деревья доставляют на бумажную фабрику. С них сдирают кору, разрезают на короткие кругляши, рубят в мелкую щепу, размалывают в рыхлую массу, варят в кислотах, добавляют клей, белую глину. И наконец жидкая кашица попадает в цех, где стоит 100-метровая машина. Эта машина превращает эту кашицу в бумажный лист.
-А вы знаете, ребята, что самое высокое дерево, растущее у нас это-горный ясень, его высота-100 м, в Австралии- эвкалипт-150м. (сравнить какое выше и на сколько)
-Самый большой обхват имеет баобаб- 60 м. Сколько это десятков?
— -Ель растет 100 лет, сколько это сотен?
4.Физкультминутка.
До скорой встречи, наша книжка.
Походим, как косолапый мишка.
В сторону ручки и тетрадки –
Станем прыгать как зайчатки.
Все дела отбросим с вами,
Станем мы быстрее лани.
Попробуйте, как обезьяны, плод достать с высокой пальмы.
А теперь, как примерные ребятки, тихо садитесь, берите тетрадки
Урок наш не кончен, друзья
И лениться нам нельзя.
5.Объяснение нового материала.
-Как получить 3 сотни?
-Как получить 100?
-Покажите десятками, чтобы получилось 100.
-Сколько десятков взяли?
-Кто сосчитает?
-Покажите 100 палочек.
-Как сказать иначе? (10 дес.)
-А если я возьму 2 таких пучка? Сколько единиц в этих пучках? (200)
-Сколько десятков? (2 раза по 10 дес.)
-Сколько это? (200)
3 раза по 100 7 раз по 100
4 раза по 100 8 раз по 100
5 раз по 100 9 раз по 100
6 раз по 100 10 раз по 100
-А если я возьму 10 сотен, сколько это единиц? (1000)
(Вывешивается таблица)
1с =100 6с =600
2с =200 7с =700
3с =300 8с =800
4с =400 9с =900
5с =500 10с =1000
Игра с таблицей. Я читаю по таблице, а вы показываете на палочках.
(1с, 6с, 9с, 10с)
-Как по-другому сказать?
(6р по 100)
Вывод: Название чисел образуется в зависимости от того, сколько раз берем по 100.
7.Закрепление изученного материала.
-Сколько единиц в десятке?
-Сколько десятков в сотне?
-Посчитаем хором сотни.
-А сейчас я покажу как решать примеры на сложение и вычитание сотен (вызывается учащийся)
8с +1с = 9с
-Как иначе? (8с это 800; 1с это 100;800 да 100 = 900;9с это 900)
3с +4с =7с
9с -6с =3с
1 тыс -1с =9с
8с -7с =1с
1 тыс -5с =5с
(Расписать каждый пример)
Упражнения для глаз.
8.Самостоятельная работа учащихся.
Дифференцированные задания на карточках.
Выберите столбик примеров, которые можете решить.
9.Инструктаж Я работал домашнего задания. Разбор задачи.
10. Рефлексия.
хорошо.
-
Я работал очень хорошо.
-
Я работал отлично.