ТЕМА: «Использование ИКТ на уроках математики»
Автор: Шувалова Е.И., учитель математики МОУ Тверская гимназия №10
Содержание.
1.Введение.
2.Тема: Проценты в 5 классе.
3.Заключение.
4.Литература.
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
на примере темы: « Проценты в 5 классе».
ЦЕЛЬ: Применение ИКТ на уроках математики в 5 классе.
ЗАДАЧИ: изучить литературу по данной теме,
ознакомиться с накопленным опытом,
провести анализ применения ИКТ в данном классе,
разработать УМК с применением ИКТ для темы: «Проценты»,
опробировать эту разработку в 5классе,
провести анализ и сделать вывод.
Введение.
Выбранная тема не случайна. Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. Использование их позволяет в кратчайшие сроки решать широкий круг задач, недоступных ранее. В настоящее время происходит внедрение современных компьютерных технологий в преподавании естественных учебных дисциплин, в том числе и в математике. Преподавание математики немыслимо без использования различных методов и средств обучения. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения способствует развитию самостоятельности.
Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
1. Достижение социальной компетентности обучающихся.
2. Гарантия прав граждан на качественное образование.
3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.
4. Обеспечение компьютерной грамотности.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.
Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
2. Информационных – владение информационными технологиями.
3. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.
Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того, чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, применяются новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.
Данная технология способствует:
—Активизации познавательной деятельности учащихся.
—Развитию вариативности мышления, математической логики.
— Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности.
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
— Использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;
— Деятельности учителя, управляющего этими средствами;
— Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций на уроке позволяет мне:
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
эффективнее использовать время на уроке,
создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Для повышения эффективности обучения необходимо освоение школой современных форм организации учебного процесса. Одним из способов экономии времени, сил, средств, как показывают исследования педагогов и психологов, является внедрение информационных технологий в сферу школьного образования. Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Компьютер на уроках математики становится реальной необходимостью. Обучать на основе прогрессивных методов — значит обучать методам приобретения знаний. Внедрение последних достижений в области мультимедийных технологий в образование позволяют повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Не секрет, что изучение геометрии вызывает у многих учащихся затруднения, усвоение материала обычно строится на заучивании. Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения геометрии через реализацию одного из принципов обучения — наглядность. Наглядность — «золотое правило дидактики» (Я. А. Коменский) составляет содержание одного из ведущих принципов обучения. Стереометрия в большей степени, чем другие разделы математики, требует наглядности, что влечёт за собой использование большого количества выносных чертежей и пояснительных рисунков. Одно из основных задач при изучении стереометрии в школе является развитие пространственного воображения у учащихся. Поэтому целесообразно применять компьютер на уроках геометрии в обучающем режиме и в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Следующим шагом в применении компьютера на уроках стал переход к созданию пособий в среде подготовки электронных презентаций. Демонстрационные слайды, используются при объяснении нового материала, решении задач, повторении. Использование ИКТ позволяет увеличить объём излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися. Так на уроках геометрии продуктивная работа повышается за счёт сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников. В результате быстрее проходит повторение опорных знаний и решается большее количество задач.
Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока, цели, которую учитель ставит перед собой и обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:
• при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
• при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
• при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;
• при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
Итак, нельзя отрицать, что ИКТ – реальность современного урока .Таким образом, очевидны приоритетные направления в работе с использованием информационных технологий по любому предмету:
• сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
• увеличивается количество тренировочных заданий;
• достигается оптимальный темп работы ученика;
• обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
• диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Таким образом ИКТ становятся неотъемлимой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования.
Я работаю в МОУ Тверская гимназия №10 учителем математики в 5, 9, 10 классах. В нашей гимназии во многих кабинетах установлены компьютеры и мультимедиа проектор. Это позволяет создать доступность и наглядность изложения материала через использование презентаций на уроках, эффективнее использовать время на уроках.
Применение ИКТ на уроке я продемонстрирую на примере уроков в 5 классе по теме: «Проценты».
Я выбрала эту тему потому, что это очень важная тема пятого класса, которая получает дальнейшее развитие в следующих классах и присутствует в тестах ЭГЕ. В 5 классе она усваивается достаточно тяжело.
Кроме этого учащимся 5 класса необходима частая смена вида деятельности. Использование ИКТ позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету, сохранять их активность на протяжении всего урока.
Тематическое планирование.
Тема: «Проценты».- 8 часов.
Тема урока. | Кол-во часов | |
1 | Понятие процента. Перевод процентов в десятичную дробь и десятичной дроби в проценты. | 1 час |
2 | Нахождение процента от числа. | 1 час |
3 | Нахождение числа по его проценту. | 1 час |
4 | Нахождение процентного отношения. | 1 час |
5 | Систематизация и обобщение знаний. | 2 час |
6 | Контрольная работа. | 1 час |
7 | Анализ контрольной работы, коррекция знаний. | 1 час |
Проценты.
Цели:
-
сообщить историю появления процентов, провести примеры повседневного использования процентных вычислений в настоящее время;
-
научить решать основные задачи на проценты: нахождение процента от величины, нахождение величины по её проценту, нахождение процента одной величины от другой;
-
содействовать воспитанию чувства коллективизма, умения работать в парах;
-
способствовать развитию творческой активности учащихся;
-
развивать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий;
-
способствовать развитию математической речи.
Метод обучения, лекция, объяснение, устные выражения, письменные упражнения, тестирование.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Изучение нового материала.
1)Историческая справка. (слайд №1)
Слово процент происходит от латинского слова pro cent, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части.
2)Устная работа (на закрепление понятия «процент»)
Заполнить таблицу: (слайд №4)
1/2 |
|
| 1/5 |
|
| 4/5 |
|
| 3/8 |
| |
Десятичная дробь |
| 0,25 |
|
| 0,4 |
|
| 0,75 |
|
| 0,625 |
Проценты |
|
| 10% |
|
| 60% |
|
| 12.5% |
|
|
3). Простейшие задачи на проценты.
1.Нахождение процентного отношения чисел. (слайд №7)
Чтобы найти процентное отношение чисел надо отношение этих чисел умножить на 100%.
Пример: сколько процентов составляет 2 розы от 16 роз?
26:16*100%=12,5%(роз).
2.Нахождение процентов данного числа. (слайд №8)
Чтобы найти а% от в, надо в*0,01а.
Пример: найти 25% от 16 роз.
16*0,25=4 (розы)
3. Нахождение числа по его процентам. (слайд №9)
Если известно, что а % числа х равно в, то х = в:0,01а.
Пример: 2 розы-12.5%. Сколько всего роз было?
2*0,125=16 (роз).
4). Быстро оформляется «витрина магазина» : выставляются игрушки и вывешиваются объявление. (слайд № 10)
К товару прикрепляются ценники. Нужно внести изменения в ценники.
180р |
160р
|
42р |
92р | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5)Самостоятельная работа (обучающая, можно посадить парами «сильный- слабый») (слайд №11-12)
Задача №1.
Из овса получается 40% муки. Сколько муки получится из 26,5 т овса?
Решение. 26,5*0,4=10,6 т.
Ответ: 10,6 т.
Задача № 2.
Засеяли 65% поля, что составляет 325 га. Найти площадь всего поля.
Решение.
325: 0,65=500 га.
Ответ: 500 га.
Задача №3.
В старших классах 120 учащихся. Из них 102 ученика работали летом на ферме. Сколько процентов учащихся старших классов работали летом на ферме?
Решение.
102 * 100%= 85%
120
Ответ: 85%.
Закрепление изученного материала.
1). Выполнить тест. (слайд №13)
Вариант№1.
-
4%- это:
1) 0,4 2) 0,004 3)0,04 4)0,0004.
2. 0,103 – это:
1)1,03% 2)10,3% 3)103% 4)0,103%
3. 20% избирателей – это:
1)двадцатая часть избирателей 2) половина избирателей
3)четвертая часть избирателей 4) пятая часть избирателей.
4. за первую половину урока Петя выполнил 60% задания, а за
вторую-27%. Сколько процентов задания не выполнил Петя?
1)13% 2)33% 3)23% 4) 87%.
5. найти число, если 12% от него составляет 30.
1)42 2)3,6 3)2,5 4)250.
Вариант №2.
1 .7%- это:
1) 0,07 2) 0,7 3)0,007 4)0,0007.
2. 0,204 – это:
1)204 % 2)2,04 % 3)20,4 % 4)0,204 %
3. 25% учеников класса – это:
1) половина учеников класса 2) четверть учеников класса
3) пятая часть учеников класса 4)двадцать пятая часть учеников.
4. За первую минуту спортсмен пробежал 18% дистанции, а во вторую- 30%. Сколько процентов дистанции осталось преодолеть бегуну?
1)48% 2)12% 3)62% 4) 52%.
5. В шкафу было 60 учебников, что составляет 40 % имеющихся там книг. Сколько было книг в шкафу?
1) 24 2)100 3)150 4)15.
Контрольная работа.
Заключение.
Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно учителя и учениками, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем. Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвященные материалу, выходящему за рамки школьных учебников. А для этого возможностей использования компьютера и проектора уже недостаточно – необходимо в кабинете иметь интерактивные доски и достаточное программное обеспечение электронными ресурсами. Однако, нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся значительно повысятся благодаря использованию ИКТ, но они будут больше интересоваться тем, что происходит на уроке, будут активнее работать и быстрее запоминать материал. Важно понимать, что использование ИКТ не решит всех проблем моментально.
Используемая литература
1. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
2. «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике» Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ № 20 Кнышенко Л.Н., г.Старый Оскол
3. Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.
4. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, 1995. — 220 с.
5. Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. // М.: МГИЭМ, – 1999. 28 с.
6. Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. — Барнаул, 1996. — 95 с