Самоанализ урока математики в 6 классе
По теме «Сокращение дробей»
Учитель математики Дьякова Г.М.
Стаж работы в должности учителя 31 год.
Урок проводился в 6 классе. В классе обучается 25 учащихся. Работаем вместе второй год. Дети по уровню развития способные и творческие. Из них 50 % учатся на 4 и 5, но есть и слабые ученики, которые не усваивают материал.
Учащиеся 6 класса работоспособные, активные.
Цель: Сформулировать правило сокращения дробей. Научить учащихся сокращать дроби.
Задачи урока:
-
обучающие: подвести учащихся к «открытию» способа сокращения дробей, разработать алгоритм действий и научиться пользоваться им;
-
развивающие: развивать логическое мышление, внимательность, самостоятельность, умение рассуждать, делать выводы;
-
воспитательные: воспитывать умение сотрудничать в паре.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме урока, карточки для работы в паре
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В классе обучается 25 учащихся.
В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования шестиклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учащихся шестого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Я считаю, что учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся.
На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности. На уроке применялись здоровье сберегающие технологии ( физминутка общего воздействия). Применялись задания, направленные именно на развитие детей. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, детям оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока была использована презентация, как компьютерная поддержка. При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников и схема — кластер. Урок проведён в доброжелательной рабочей обстановке.
По скольку была поставлена цель показать в процессе проведения урока формирование УУД, то я считаю, что урок поставленной цели достиг. Хотелось бы подробнее остановиться на каждом этапе урока.
Метапредметные результаты обучения | |
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
| Обучающиеся получат возможность развивать:
|
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
| Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Мотивация к учебной деятельности (организационный момент.)
| 1) включение учащихся в учебную деятельность; 2) организовать деятельность учащихся 3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, мотивация детей на познавательную деятельность под девизом “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” | Включаются в деловой ритм урока, психологически настраиваются на познание нового, отвечают на вводные вопросы учителя.
| -организация своей учебной деятельности (Р); -самоопределение, мотивация учения (Л) |
2. | Актуализация опорных знаний
| 1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания; 2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи; 3) мотивировать к выполнению пробного действия; 4) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
| Организует устную дифференцированную работу, направленную на актуализацию знаний, самоконтроль и самооценку правильности выполнения заданий; на формулировку знакомого алгоритма нахождения НОД чисел; основного свойства дроби пробное учебное действие по применению данного алгоритма к относительно сложному случаю | Выполняют устные упражнения на повторение, понятий простые и составные числа, разложение натуральных чисел на простые множители, нахождение НОД, проверяют и оценивают себя, формулируют затруднение в пробном учебном действии | — подведение под понятие (П); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — учет разных мнений (К); -самоконтроль и самооценка (Р); — выполнение пробного учебного действия (Р); — фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); -здоровьесбережение (Л) |
3 | Выявление места и причины затруднения | 1) организовать восстановление выполненных операций; 2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение; 3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.); 4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
| Организует выявление причины затруднения | Отвечают на вопросы учителя, пошагово восстанавливают свои действия во внешней речи и устанавливают причину затруднений | умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса (К); логические УУД (П); |
4. | Построение проекта выхода из затруднения
| организовать построение проекта выхода из затруднения:
| Организует постановку учебной задачи и выбор способов её достижения | Ставят цель деятельности, выбирают средства и способы её достижения | -самоопределение (Л); —целеполагание, планирование, прогнозирование (предвосхищение) результата деятельности (Р) |
5. | Реализация построенного проекта
Физкультминутка | 1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом; 2) организовать фиксацию нового способа действия в речи; 3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона); 4) организовать фиксацию преодоления затруднения; 5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа) | Организует работу, направленную на «открытие» нового способа сокращения дробей, фиксацию его в устной речи и в новом алгоритме
Организует активный отдых
| «Открывают» новое знание – алгоритм сокращения дробей
Выполняют задания на внимание | -учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К); -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — поиск и выделение необходимой информации (П); анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); контроль и коррекция полученного результата (Р), здоровьесбережение (Л) |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.
| Организует работу с учебником:
| Выполняют упражнения на доске с комментарием | — аналогия (П), — использование знаково-символических средств (П); — выполнение действий по алгоритму (П); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
| 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; 2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки; 3) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия | Организует самостоятельную работу (смотри презентацию); проверку и самооценку её результатов, рефлексию | Выполняют самостоятельную работу, проверяют её по образцу на слайде | — самоконтроль и самооценка (Р); — коррекция (Р); |
8. | Включение в систему знаний и повторение | 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: использование основного свойства дроби | Организует выполнение у доски
| Выполняют задания на включение нового знания в систему уже имеющихся ЗУН.
| — выполнение действий по алгоритму (П); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); анализ, сравнение, обобщение (П);
|
9. | Рефлексия. Домашнее задание
| Цель: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; 2) организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке; 3) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности; 4) организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Организует подведение итогов урока, дает комментарий к домашнему заданию | Делают вывод о достижении поставленной цели, оценивают свою работу на уроке, высказывают своё отношение к прошедшему уроку | — рефлексия (Р); — самооценка на основе критерия успешности (Л); — адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |