Урок 10

Тип урока: открытие нового знания

Тема: «Число и цифра 9».

Основные цели:

1) сформировать представление о числе 9 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;

2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 9, фиксировать движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;

3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 8.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) девиз урока:

С хорошим настроением принимайся за работу!

2) изображение дороги:

3) ворота:

4) изображение корабликов:

5) изображение кораблика для задания на пробное действие:

6) модель числового отрезка;

7) графическая модель числа 8 (см. урок 7, часть 2, М-1);

8) образец цифры 9 на квадратном листе (1/2 А-4) без стрелок и звездочки:

9) состав числа 9:

10) иллюстрация Водяного:

11) образец для самопроверки работы в парах:

12) образец выполнения задания 2 , стр. 18:

Раздаточный материал:

1) карточка с заданием для пробного действия:

2) 9 двусторонних кругов;

3) эталоны к уроку 10, часть 2, М-1, из пособия 2Построй свою математику»;

4) карточка с заданием 3 для этапа 6:

5) сигналы для самооценивания 3-х цветов: красный, желтый, зеленый.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске открыт девиз урока Д-1:

С хорошим настроением принимайся за работу!

  • Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.

  • Как вы его понимаете?

  • Почему работу надо начинать с хорошим настроением?

  • А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)

  • Чему вы учитесь на любом уроке? (Мы учимся учиться.)

  • Напомните, что это значит? (Учиться – это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)

  • Что изучали вы на прошлых уроках? (Мы изучали число 8.)

  • Сегодня на уроке вы продолжите изучать числа. Настройтесь на работу.

  • Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.

  • Я вдруг подумала, а не засиделись ли мы в классе? Может, стоит нам немного попутешествовать? Давайте отправимся не в простое путешествие, а в морское математическое путешествие! Готовы? Хотите?

  • В путь!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 — 8 и цифрой;

2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 8, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 8, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом;

3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

  • С чего начнёте путешествие? (С повторения.)

  • Для чего вы будете повторять? (Это нам необходимо для открытия нового.)

  • Итак, для начала вам надо попасть в порт. Это не так просто сделать, ведь это секретный объект. Но я думаю, что вы разгадаете все секреты и добьётесь успеха.

1) Актуализировать умение устанавливать порядок на множестве чисел от 1 до 8, соотносить графические модели с числом и находить числа, смежные с заданным числом.

Учитель открывает на доске изображение дороги (Д-2), ведущей к воротам (Д-3) (ворота пока закрыты листом бумаги).

  • Посмотрите, дорога в порт зашифрована. Подберите ключи к шифру.

  • Разгадайте запись. (Между числами 1 и 3 стоит многоточие. Оно обозначает пропуск числа, значит, надо назвать число, которые при счёте стоит между 1 и 3. Это число 2. Оно состоит из двух единиц, его графическая модель две точки.)

Пропущенные числа объясняются аналогично и соотносятся с графической моделью.

  • Назовите предыдущее число 7. (6.)

  • Назовите последующее число 3. (4.)

  • Какое число стоит между числами 2 и 4? (3.)

  • Какое число стоит слева от 3? (2.)

  • Какое число стоит справа от 4? (5.)

  • Назовите соседей числа 6. (5 и 7.)

Работа организуется фронтально.

  • Отлично! Молодцы! Вот вы добрались до ворот в порт.

Учитель открывает изображение ворот Д-3 (снимает лист бумаги).

2) Актуализировать вычислительные навыки в пределах 8.

  • Но на воротах – кодовый замок. Чтобы добраться до корабликов, надо открыть этот замок. Для этого надо найти значение выражений.

Работа проводится фронтально, ответы фиксируются на доске и записываются в тетрадь.

  • Установите закономерность и назовите следующие три числа.

  • Вы успешно справились с заданием, и вас не только пропускают в порт, но и дают право быть штурманами на корабликах.

Учитель «раскрывает» ворота (разводит в стороны, как двери лифта). За воротами (или на крыле доски) открывается изображение 4 кораблей (Д-4).

3) Состав числа 8.

  • Ваша задача – правильно разместить пассажиров в кораблях. В каждый может поместиться только 8 человек. Часть пассажиров уже нашли свои места. Помогите разместиться остальным пассажирам. (8 – это 7 и 1; 8 – это 2 и 6, и т.д.)

По ходу ответов детей учитель прикрепляет к пустым окошкам карточки с соответствующими числами.

4) Задание для пробного действия.

  • Всё, что вам необходимо для продолжения математического путешествия, вы повторили.

  • Что дальше? (Будет задание с чем-то новым.)

  • Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.)

  • Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.)

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-1, аналогичное задание «открывает» на доске Д-5.

  • Вы продолжите путешествие на особом корабле. Чем этот корабль отличается от предыдущих? (В предыдущих кораблях было известно все число пассажиров, а для этого корабля это число надо найти.)

  • Попробуйте определить число пассажиров для этого корабля.

Задание выполняется в течение 1-2 мин.

  • Итак, у кого нет ответа?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что показало вам пробное действие? (Мы не смогли определить число пассажиров.)

  • У кого есть ответ?

Учитель фиксирует варианты ответов. В случае наличия неверных, учитель проводит анализ с целью указания на их неверность.

  • Кто получил число 9, обоснуйте свой ответ.

Учащиеся обосновать не могут, так как нет эталона.

  • Что показало вам пробное действие? (Мы не можем обосновать свои результаты.)

  • На вашем пути встретилась трудность. Что вы предпримете? (Остановимся и подумаем.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание выполняли? (Мы должны были найти число пассажиров на корабле.)

  • Каким действием? (Сложением.)

  • В чем возникло затруднение? (В поиске ответа, в обосновании ответа.)

  • Почему возникло затруднение? (Мы не изучали число 9, у нас нет эталона.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставим перед собой на уроке? (Изучить число 9.)

  • Назовите тему урока. (Число и цифра 9.)

Учитель открывает тему урока на доске.

  • Вспомните, как вы изучали числа. Как вы будете изучать число 9? (Мы сначала определим место его на числовом отрезке, потом определимся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 9, а потом откроем состав числа 9.)

  • Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник, геометрическое лото, числовой отрезок.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи и состав числа 9 на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Дальнейшую работу можно организовать в группах. Группам предлагается задание:

1. Определить место числа на числовом отрезке.

2. Дать характеристику числу 9.

3. Построить графическую модель числа 9.

4. Изобразить число 9 цифрой.

5. Записать состав числа 9.

На работу отвести 5 минут. Каждая группа отвечает на один из вопросов, остальные группы дополняют. В случае, если группы затрудняются выполнить, какое-либо задание, организовать подводящий диалог.

1) Обозначение места числа 9 на числовом отрезке.

  • Что вы знаете о числе 9? (Это число стоит после 8, оно больше 8 на 1.)

  • Как получить число 9 на числовом отрезке? (Нужно продлить имеющийся числовой отрезок на один единичный отрезок.)

  • Как покажите? (Стрелочкой +1.)

Учитель достраивает числовой отрезок до числа 9 (Д-6.)

2) Согласование графической модели числа 9.

  • Какой наш следующий шаг? (Построить графическую модель числа.)

  • Что вам поможет? (Графическая модель числа 8.)

Учитель открывает на доске графическую модель числа 8 (Д-7).

  • Как же получить графическую модель числа 9? (Надо добавить еще одну точку.)

Один из учащихся достраивает графическую модель.

3) Согласование записи цифры 9.

  • Какой следующий шаг? (Узнать, как правильно писать цифру 9.)

  • Что вам надо сделать, чтобы научиться писать эту цифру? (Внимательно рассмотреть эту цифру в учебнике, как она пишется в клетке, вспомнить, где встречались с этой цифрой, на что она похожа…)

Учитель прикрепляет к доске цифру 9 (Д-8), написанную на квадратном листе и просит детей рассказать, как пишется цифра 9. Дети устно проговаривают последовательность действий, учитель фиксирует шаги звездочкой и стрелочками:

4) Работа над составом числа 9.

  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Выяснить состав числа 9.)

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)

  • Положите перед собой 9 двусторонних кругов.

Учащиеся выкладывают перед собой круги Р-2.

  • Определите состав числа 9.

Учащиеся в парах составляют пары чисел и записывают на индивидуальных планшетках.

  • Как получили число 9?

Дети предлагают свои варианты. Учитель на доске фиксирует состав числа с помощью карточек Д-9.

  • Как проверить свое открытие? (Посмотреть в эталон.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.

  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно открыли.)

  • Можете ли вы сейчас выполнить задание на карточках? (Да.)

  • Какое число нужно записать на корабле? (Число 9.)

  • Можете ли вы обосновать, почему 9?

  • Знаете ли вы, как правильно писать цифру 9?

  • Запишите цифру 9.

Учащиеся записывают цифру 9 на карточках Р-1.

  • Что теперь вы сможете делать? (Решать примеры на состав числа 9, …)

  • Какой следующий шаг в нашем путешествии? (Тренироваться.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 9 и состав числа 9.

Организация учебного процесса на этапе 6:

  • Посмотрите, нас встречает Водяной.

Учитель открывает изображение Водяного (Д-10).

  • Поприветствуем его и расскажем о цели путешествия. Что вы узнали сегодня о числе 9? (Число 9 стоит на 9 месте в числовом ряду, «соседи» числа 9 — это 8 и 10, число 9 на письме обозначается цифрой 9 и т. д.)

Пропись, стр. 19

  • Кто хочет по образцу рассказать, как пишется цифра 9?

Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру на ладошке.

Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.

  • Найдите друг у друга и подчеркните самую красивую цифру.

Работа в парах.

  • Давайте Водяному на память подарим букет цветов. Возьмите карточку с цветком.

Учащиеся достают из конвертов карточку Р-4.

  • Раскрасьте пары чисел, составляющие 9, одинаковым цветом.

Учащиеся в парах выполняют задание. Проверка организуется по образцу Д-11.

  • Кто из вас допустил ошибки?

  • В чем ваша ошибка?

  • Исправьте ошибки.

  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность представления о составе числа 9.

Организация учебного процесса на этапе 7:

№ 2, стр. 18

  • Найдите 2 на странице 18 учебника. Выполните это задание самостоятельно.

На работу отводится 3 — 4 минуты.

  • Сравните свою запись с образцом.

Учитель открывает на доске образец Д–12.

  • Если ошиблись, подчеркните место ошибки зеленой ручкой.

  • Кто исправил свою ошибку?

Дети поднимают руки.

  • Молодцы! Вы очень внимательны!

  • У кого верно выполнены все задания?

  • Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Где пригодятся нам знания о числе 9? (При решении примеров и т. д.)

№ 3, стр. 19

  • Найдите 3 на странице 19. Что нужно сделать в этом задании? (Найти значение выражений.)

  • Что вам поможет? (Числовой отрезок.)

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

  • Удобнее к 8 прибавить 1, для этого на числовом отрезке делаем один шаг вправо от числа 8, получаем число 9, затем делаем 5 шагов влево, получаем число 4.

Остальные выражения комментируются аналогично.

№ 4, стр. 19

  • Молодцы! Вы хорошо потрудились, можно отправляться в обратный путь. Для этого выполните задание 4, стр.19.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

  • Что у вас получилось? (Кораблик.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

5) определить и согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какова была цель вашего путешествия? (Мы должны были научиться писать цифру 9, узнать состав числа 9.)

  • Достигли ли вы цели? Докажите. (…)

  • Чем воспользовались на уроке для образования нового числа? (Числовым отрезком.)

  • Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.

  • Оцените вашу работу на уроке. Если у вас все получилось, поднимите зеленый сигнал, если у вас были сомнения — желтый, а если вам требуется помощь – красный.

Учитель проводит рефлексию оценивания.

  • Кто больше всех выручал вас во время путешествия? Кому бы вы сказали «спасибо»?

  • Какие еще затруднения остались на конец урока?

Д

Домашнее задание:

 № 1, стр. 18

☺ пропись (2 строка), стр. 19.

алее учитель комментирует домашнее задание:

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here