Урок 10
Тип урока: открытие нового знания
Тема: «Число и цифра 9».
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 9 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 9, фиксировать движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 8.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока:
С хорошим настроением принимайся за работу!
2) изображение дороги:
3) ворота:
4) изображение корабликов:
5) изображение кораблика для задания на пробное действие:
6) модель числового отрезка;
7) графическая модель числа 8 (см. урок 7, часть 2, М-1);
8) образец цифры 9 на квадратном листе (1/2 А-4) без стрелок и звездочки:
9) состав числа 9:
10) иллюстрация Водяного:
11) образец для самопроверки работы в парах:
12) образец выполнения задания № 2 , стр. 18:
Раздаточный материал:
1) карточка с заданием для пробного действия:
2) 9 двусторонних кругов;
3) эталоны к уроку 10, часть 2, М-1, из пособия 2Построй свою математику»;
4) карточка с заданием 3 для этапа 6:
5) сигналы для самооценивания 3-х цветов: красный, желтый, зеленый.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске открыт девиз урока Д-1:
С хорошим настроением принимайся за работу!
-
Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
-
Как вы его понимаете?
-
Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
-
А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)
-
Чему вы учитесь на любом уроке? (Мы учимся учиться.)
-
Напомните, что это значит? (Учиться – это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)
-
Что изучали вы на прошлых уроках? (Мы изучали число 8.)
-
Сегодня на уроке вы продолжите изучать числа. Настройтесь на работу.
-
Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
-
Я вдруг подумала, а не засиделись ли мы в классе? Может, стоит нам немного попутешествовать? Давайте отправимся не в простое путешествие, а в морское математическое путешествие! Готовы? Хотите?
-
В путь!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 — 8 и цифрой;
2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 8, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 8, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
-
С чего начнёте путешествие? (С повторения.)
-
Для чего вы будете повторять? (Это нам необходимо для открытия нового.)
-
Итак, для начала вам надо попасть в порт. Это не так просто сделать, ведь это секретный объект. Но я думаю, что вы разгадаете все секреты и добьётесь успеха.
1) Актуализировать умение устанавливать порядок на множестве чисел от 1 до 8, соотносить графические модели с числом и находить числа, смежные с заданным числом.
Учитель открывает на доске изображение дороги (Д-2), ведущей к воротам (Д-3) (ворота пока закрыты листом бумаги).
-
Посмотрите, дорога в порт зашифрована. Подберите ключи к шифру.
-
Разгадайте запись. (Между числами 1 и 3 стоит многоточие. Оно обозначает пропуск числа, значит, надо назвать число, которые при счёте стоит между 1 и 3. Это число 2. Оно состоит из двух единиц, его графическая модель две точки.)
Пропущенные числа объясняются аналогично и соотносятся с графической моделью.
-
Назовите предыдущее число 7. (6.)
-
Назовите последующее число 3. (4.)
-
Какое число стоит между числами 2 и 4? (3.)
-
Какое число стоит слева от 3? (2.)
-
Какое число стоит справа от 4? (5.)
-
Назовите соседей числа 6. (5 и 7.)
Работа организуется фронтально.
-
Отлично! Молодцы! Вот вы добрались до ворот в порт.
Учитель открывает изображение ворот Д-3 (снимает лист бумаги).
2) Актуализировать вычислительные навыки в пределах 8.
-
Но на воротах – кодовый замок. Чтобы добраться до корабликов, надо открыть этот замок. Для этого надо найти значение выражений.
Работа проводится фронтально, ответы фиксируются на доске и записываются в тетрадь.
-
Установите закономерность и назовите следующие три числа.
-
Вы успешно справились с заданием, и вас не только пропускают в порт, но и дают право быть штурманами на корабликах.
Учитель «раскрывает» ворота (разводит в стороны, как двери лифта). За воротами (или на крыле доски) открывается изображение 4 кораблей (Д-4).
3) Состав числа 8.
-
Ваша задача – правильно разместить пассажиров в кораблях. В каждый может поместиться только 8 человек. Часть пассажиров уже нашли свои места. Помогите разместиться остальным пассажирам. (8 – это 7 и 1; 8 – это 2 и 6, и т.д.)
По ходу ответов детей учитель прикрепляет к пустым окошкам карточки с соответствующими числами.
4) Задание для пробного действия.
-
Всё, что вам необходимо для продолжения математического путешествия, вы повторили.
-
Что дальше? (Будет задание с чем-то новым.)
-
Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.)
-
Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.)
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-1, аналогичное задание «открывает» на доске Д-5.
-
Вы продолжите путешествие на особом корабле. Чем этот корабль отличается от предыдущих? (В предыдущих кораблях было известно все число пассажиров, а для этого корабля это число надо найти.)
-
Попробуйте определить число пассажиров для этого корабля.
Задание выполняется в течение 1-2 мин.
-
Итак, у кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
-
Что показало вам пробное действие? (Мы не смогли определить число пассажиров.)
-
У кого есть ответ?
Учитель фиксирует варианты ответов. В случае наличия неверных, учитель проводит анализ с целью указания на их неверность.
-
Кто получил число 9, обоснуйте свой ответ.
Учащиеся обосновать не могут, так как нет эталона.
-
Что показало вам пробное действие? (Мы не можем обосновать свои результаты.)
-
На вашем пути встретилась трудность. Что вы предпримете? (Остановимся и подумаем.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
-
Какое задание выполняли? (Мы должны были найти число пассажиров на корабле.)
-
Каким действием? (Сложением.)
-
В чем возникло затруднение? (В поиске ответа, в обосновании ответа.)
-
Почему возникло затруднение? (Мы не изучали число 9, у нас нет эталона.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
-
Какую цель поставим перед собой на уроке? (Изучить число 9.)
-
Назовите тему урока. (Число и цифра 9.)
Учитель открывает тему урока на доске.
-
Вспомните, как вы изучали числа. Как вы будете изучать число 9? (Мы сначала определим место его на числовом отрезке, потом определимся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 9, а потом откроем состав числа 9.)
-
Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник, геометрическое лото, числовой отрезок.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи и состав числа 9 на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Дальнейшую работу можно организовать в группах. Группам предлагается задание:
1. Определить место числа на числовом отрезке.
2. Дать характеристику числу 9.
3. Построить графическую модель числа 9.
4. Изобразить число 9 цифрой.
5. Записать состав числа 9.
На работу отвести 5 минут. Каждая группа отвечает на один из вопросов, остальные группы дополняют. В случае, если группы затрудняются выполнить, какое-либо задание, организовать подводящий диалог.
1) Обозначение места числа 9 на числовом отрезке.
-
Что вы знаете о числе 9? (Это число стоит после 8, оно больше 8 на 1.)
-
Как получить число 9 на числовом отрезке? (Нужно продлить имеющийся числовой отрезок на один единичный отрезок.)
-
Как покажите? (Стрелочкой +1.)
Учитель достраивает числовой отрезок до числа 9 (Д-6.)
2) Согласование графической модели числа 9.
-
Какой наш следующий шаг? (Построить графическую модель числа.)
-
Что вам поможет? (Графическая модель числа 8.)
Учитель открывает на доске графическую модель числа 8 (Д-7).
-
Как же получить графическую модель числа 9? (Надо добавить еще одну точку.)
Один из учащихся достраивает графическую модель.
3) Согласование записи цифры 9.
-
Какой следующий шаг? (Узнать, как правильно писать цифру 9.)
-
Что вам надо сделать, чтобы научиться писать эту цифру? (Внимательно рассмотреть эту цифру в учебнике, как она пишется в клетке, вспомнить, где встречались с этой цифрой, на что она похожа…)
Учитель прикрепляет к доске цифру 9 (Д-8), написанную на квадратном листе и просит детей рассказать, как пишется цифра 9. Дети устно проговаривают последовательность действий, учитель фиксирует шаги звездочкой и стрелочками:
4) Работа над составом числа 9.
-
Какой следующий шаг вы должны сделать? (Выяснить состав числа 9.)
-
Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
-
Положите перед собой 9 двусторонних кругов.
Учащиеся выкладывают перед собой круги Р-2.
-
Определите состав числа 9.
Учащиеся в парах составляют пары чисел и записывают на индивидуальных планшетках.
-
Как получили число 9?
Дети предлагают свои варианты. Учитель на доске фиксирует состав числа с помощью карточек Д-9.
-
Как проверить свое открытие? (Посмотреть в эталон.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
-
Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно открыли.)
-
Можете ли вы сейчас выполнить задание на карточках? (Да.)
-
Какое число нужно записать на корабле? (Число 9.)
-
Можете ли вы обосновать, почему 9?
-
Знаете ли вы, как правильно писать цифру 9?
-
Запишите цифру 9.
Учащиеся записывают цифру 9 на карточках Р-1.
-
Что теперь вы сможете делать? (Решать примеры на состав числа 9, …)
-
Какой следующий шаг в нашем путешествии? (Тренироваться.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 9 и состав числа 9.
Организация учебного процесса на этапе 6:
-
Посмотрите, нас встречает Водяной.
Учитель открывает изображение Водяного (Д-10).
-
Поприветствуем его и расскажем о цели путешествия. Что вы узнали сегодня о числе 9? (Число 9 стоит на 9 месте в числовом ряду, «соседи» числа 9 — это 8 и 10, число 9 на письме обозначается цифрой 9 и т. д.)
Пропись, стр. 19
-
Кто хочет по образцу рассказать, как пишется цифра 9?
Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру на ладошке.
Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.
-
Найдите друг у друга и подчеркните самую красивую цифру.
Работа в парах.
-
Давайте Водяному на память подарим букет цветов. Возьмите карточку с цветком.
Учащиеся достают из конвертов карточку Р-4.
-
Раскрасьте пары чисел, составляющие 9, одинаковым цветом.
Учащиеся в парах выполняют задание. Проверка организуется по образцу Д-11.
-
Кто из вас допустил ошибки?
-
В чем ваша ошибка?
-
Исправьте ошибки.
-
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность представления о составе числа 9.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 2, стр. 18
-
Найдите № 2 на странице 18 учебника. Выполните это задание самостоятельно.
На работу отводится 3 — 4 минуты.
-
Сравните свою запись с образцом.
Учитель открывает на доске образец Д–12.
-
Если ошиблись, подчеркните место ошибки зеленой ручкой.
-
Кто исправил свою ошибку?
Дети поднимают руки.
-
Молодцы! Вы очень внимательны!
-
У кого верно выполнены все задания?
-
Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами.
Организация учебного процесса на этапе 8:
-
Где пригодятся нам знания о числе 9? (При решении примеров и т. д.)
№ 3, стр. 19
-
Найдите № 3 на странице 19. Что нужно сделать в этом задании? (Найти значение выражений.)
-
Что вам поможет? (Числовой отрезок.)
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
-
Удобнее к 8 прибавить 1, для этого на числовом отрезке делаем один шаг вправо от числа 8, получаем число 9, затем делаем 5 шагов влево, получаем число 4.
Остальные выражения комментируются аналогично.
№ 4, стр. 19
-
Молодцы! Вы хорошо потрудились, можно отправляться в обратный путь. Для этого выполните задание № 4, стр.19.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
-
Что у вас получилось? (Кораблик.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;
2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
5) определить и согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
-
Какова была цель вашего путешествия? (Мы должны были научиться писать цифру 9, узнать состав числа 9.)
-
Достигли ли вы цели? Докажите. (…)
-
Чем воспользовались на уроке для образования нового числа? (Числовым отрезком.)
-
Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
-
Оцените вашу работу на уроке. Если у вас все получилось, поднимите зеленый сигнал, если у вас были сомнения — желтый, а если вам требуется помощь – красный.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
-
Кто больше всех выручал вас во время путешествия? Кому бы вы сказали «спасибо»?
-
Какие еще затруднения остались на конец урока?
Д
Домашнее задание:
№ 1, стр. 18
☺ пропись (2 строка), стр. 19.
алее учитель комментирует домашнее задание: