Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Белорусский Государственный Педагогический Университет имени Максима Танка
План – конспект
урока математики в 9 «А» классе
по теме:
Выполнила:
студентка 4-го курса 404 группы
математического факультета
Качуба Надежда Сергеевна
Тема урока: «Замечательные точки треугольника».
Цели и задачи урока:
Образовательная:
-
закрепить теоремы о замечательных точках треугольника на практике при решении задач.
Развивающая:
-
развивать логическое мышление учащихся путём активизации мыслительных операций обобщения и конкретизации в ходе применения знаний.
Воспитательная:
-
стимулировать познавательный интерес учащихся путём формирования потребности в знаниях, интереса к математике
-
воспитывать ответственное отношение к учебному труду (на протяжении всего урока).
Тип урока: урок закрепления и повторения (третий урок по данной теме).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, индивидуальная работа у доски, сочетаемая с самостоятельной работой учащихся на местах.
Оборудование и средства обучения: учебное пособие для 9 класса под ред. В.В. Шлыкова, доска, мел, классная линейка, раздаточный материал, карточки для проведения рефлексии.
Структура урока:
-
Подготовительный этап
а) приветствие (0,5 мин.);
б) организационный момент (0,5 мин.);
в) актуализация опорных знаний (4 мин.);
-
Ориентировочный этап
-
подведение к теме урока (0,5 мин.);
-
постановка целей и задач (0,5 мин.);
-
-
Исполнительный этап
-
проверка домашнего задания (во время урока);
-
закрепление темы при решении задач (33 мин.);
-
физкультминутка (2 мин.).
-
-
Контрольно – оценочная часть. Подведение итогов усвоения знаний путём фронтального опроса (2 мин).
-
Комментированная постановка домашнего задания (1 мин.);
-
Рефлексия учащихся путём самооценки возможностей по выполнению домашнего задания (1 мин.).
Оформление доски (информация появляется по ходу урока)
78 Д/з.§1,2,3 Классная работа 12.10.2012
80 карточки Замечательные точки треугольника
8
Т1
Т2
Т4
4
92
82
85
91
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
— Здравствуйте, садитесь! Прежде, чем начать урок, рассядьтесь, пожалуйста, согласно рассадке, написанной в журнале. — Но прежде, чем перейти к дальнейшему закреплению данной темы при решении задач давайте вспомним теорию, которая была задана вам на дом. Закрываем учебники! — …, иди к доске. Сделай рисунок и сформулируй нам теорему о свойстве биссектрисы угла. — …, иди к доске. Сделай рисунок и сформулируй нам теорему о точке пересечения биссектрис. — …, что называется биссектрисой? — Каким свойством обладают серединные перпендикуляры, проведенные к сторонам треугольника? — Класс, кто может сформулировать теорему о свойстве прямых, содержащих высоты треугольника. -…, ты внимательно слушал, повтори теорему еще раз.
| Ученики приветствуют учителя
Внимательно слушают
Отвечают на вопросы Когда кто – то рассказывает теорему у доски – внимательно слушают, поправляют
|
На доске приведены рисунки
В то время, как кто-то выполняет рисунок, учитель повторяет основные понятия: биссектриса, медиана, высота, серединный перпендикуляр |
| ||
— Самые красивые теоремы в геометрии связаны именно с этими точкам. И вы с ними уже знакомы. Что же это за точки? — Итак, сегодня мы продолжим изучение темы: «Замечательные точки треугольника». Откройте тетради и запишите: число, классная работа. — На следующей неделе вы будете писать контрольную работу по этой теме. Любая из решенных сегодня задач может быть включена в эту контрольную. Если у вас будут возникать вопросы, тихонько подымите руку. — Обратите внимание на доску. На протяжении всего урока мы будем решать примеры, которые записаны на левой доске и отделены чертой. Те, кто будут решать задачи быстрее всех, могут переходить к решению следующих задач, если последующие задачи будут решены верно, вы заслуженно получите хорошую оценку. |
Внимательно слушают Отвечают на вопрос
Записывают в тетради: число, классная работа, тема. Внимательно слушают
Внимательно слушают |
В это время учитель проверяет наличие у уч-ся учебных принадлежностей
В классе две доски. Примеры, которые запланировано решить на уроке, записаны на второй доске и отделены чертой |
| ||
— На прошлом уроке мы начали решать задачу №78, но не довели ее до конца. Я расскажу вам идею решения, а вы самостоятельно запишите решение в тетради. — Для решения задачи нам необходимо знать формулу, по которой измеряется площадь треугольника… | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы учителя. Записывают решение в классные тетради. | №78 Рисунок заранее сделан с обратной стороны левого крыла доски для экономии времени, так как данный рисунок есть в тетрадях уч-ся
|
Решение задачи № 78 | ||
Решение:
Ответ: 5 см.
| Дано: тр. АВС, АВ = АС, ВF, AT – биссектрисы, ВF пер. AT = О, АВ = 14 см. S = 35 см(2). Найти: ОТ
|
А
F
14 cм.
Н
O
В
С
T
|
— Переходим к решению следующей задачи. Для решения следующей задачи нам понадобиться теорема о точке пересечения биссектрис. — …, сформулируй данную теорему. -…, иди к доске, напиши, что дано в задаче и выполни рисунок. | Внимательно слушают
Отвечают на наводящие вопросы Решают задачу Один ученик решает задачу у доски, остальные записывают решение рабочие тетради | №80 Учитель постоянно акцентирует внимание уч-ся на доску |
Решение задачи № 80 | ||
Решение:
АВО = 90°- ОСВ — ОАС = 90°-22°-31°= Ответ: 37°. | Дано: треугольник АВС, СF, AT – биссектрисы, СF пер. AT = О, ОАС = 31° ОСВ = 22° Найти: АВО.
|
В
F
T
O
С
А
|
— Хорошо, с этой задачкой вы справились. На дом вам была заданна задача, которую можно решить знаю теорему о точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника. Поднимите руки те, кто справился с домашним заданием. А сейчас поднимите руки те, у кого не получилась данная задача. Ну что ж разберем эту задачу. Есть желающие пойти к доске. -…, иди к доске! Во время объяснения учеником решения задачи, учитель комментирует каждую строчку, ссылаясь на свойства и признаки в геометрии, которые необходимы для решения этой задачи | Внимательно слушают, поочередно поднимают руки
Один ученик решает данную задачу на доске, остальные записывают решение в тетради Те, кто решил данную задачу дома, переходит к решению следующей задачи | Рисунок заранее сделан с обратной стороны правого крыла доски для экономии времени, так как данный рисунок есть в учебнике учащихся
|
Р T ешение задачи № 80 | ||
Решение:
АТ = ТВ => FТ – медиана тр. АFВ. => FТ – и медиана, и высота, то треугольник АFВ – равнобедренный, т.е. АF = ВF, 3. ВF = АF = АD/2 = ВС/2 = 18/2 = 9 Ответ: 9 см. | Дано: АВСD — параллелограмм, FT – серединный перпендикуляр, АF = FD, ВС = 18 см. Найти: ВF.
|
В
А
F
18 см.
С
l
D
|
— А сейчас немного передохнем. Возьмите лист бумаги и нанесите на нем девять точек так, чтобы они расположились в форме квадрата (учитель в это время изображает эти точке на доске для наглядности). Перечеркните теперь все точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги.
— Немного передохнули? Ну что ж, продолжим работу. — Запишите в тетради следующий номер — № 92. — К доске пойдет …. Запиши, что дано в задаче и приступай к решению задачи, остальные самостоятельно решают задачу в рабочих тетрадях. | Внимательно слушают
Думают, предлагают свои идеи Пробуют разрешить поставленную задачу
Самостоятельно решают задачу |
Дано: Решение:
Рисунок выполняется учителем (для экономии времени, так как данный рисунок есть в учебнике) в то время как ученик записывает дано к задаче
|
Решение задачи № 92 | ||
Решение:
Ответ: 8 см. | Дано: треугольник АВС — остроугольный, АF, СT – высоты, АF пер. СT = О, АТ/FС = 1/2, АО = 4 см. Найти: ОС.
|
В
F
T
O
С
А
|
— Для того чтобы решить данную задачу нам необходимо знать: признаки подобия треугольников и определение высоты. | Внимательно слушают | Номера задач для тех, кто решает быстрее остальных: № 82, 85, 91 |
| ||
— Итак, подведем итог сегодняшнего урока! Какие замечательные точки вы знаете? — Сформулируйте теоремы. — Верно ли, что точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника равноудалена от его вершин? — Для чего мы изучаем замечательные точки треугольника? | Отвечают на вопросы
Высказывают свое мнение |
|
| ||
— Дома вам необходимо повторить §1, 2, 3, так как на следующей неделе вы напишите контрольную работу по этой теме. Также, необходимо решить задачи, которые я вам сейчас раздам. Задачи, которые вам необходимо решить дома могут быть включены в контрольную работу. Домашнее задание написано на правом крыле доски. | Внимательно слушают, открывают дневники и записывают домашнее задание, при этом слушают внимательно комментарии учителя | Учитель раздает карточки с домашним заданием:
Домашнее задание на 15.10.2012 по темам «Касательная к окружности», « Центральные и вписанные углы», « Замечательные точки треугольника » Задача 1. Отрезок ВС – гипотенуза прямоугольного треугольника АВС (рис.1). Верно ли, что прямая АВ является касательной к окружности (С; АС)? Задача 2. Диагонали ромба АВСD пересекаются в точке О. Окружность, центром которой является точка О, касается сторон ромба, а стороны ВС – в точке К. Вычислите длину радиуса окружности, если ВD = 10 см, ВК = 4 см. Задача 3. Дана окружность, центром которой является точка О. Прямые АВ и ВС – касательные к окружности, точки А и С – точки касания. Точка Р – точка пересечения окружности с отрезком ОВ, АВТ = 30°. Докажите, что точка Р является точкой пересечения биссектрис треугольника АВС.
Учитель контролирует, чтобы домашнее задание было записано у каждого |
| ||
— Вам розданы листочки, на которых нарисованы окружности, как в игре дарц, поставьте баллы в секторах соответствующие вашей оценки указанных вопросов. После того, как заполните листочки, положите их на край стола. Урок окончен!
Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!
| Делают то, что им предложил учитель
Прощаются, уходят | Раздаточный материал:
Доволен своей работой на уроке
На уроке мне было интересно
Материал урока понятен
Домашнее задание мне кажется не тяжелым
|
Минск 2012г.