Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области
с углублённым изучением отдельных предметов»
Конспект урока математики
2 класс
Тема. Виды углов
Подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сиянко Наталья Вячеславовна
п. Дубовое
Белгородского района Белгородской области
2012 год
Тема: «Виды углов»
Цель:
Познакомить учащихся с новыми понятиями: угол, вершина угла, стороны угла, тупой угол, острый угол, прямой угол.
Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать задачи.
Развивать умение читать, записывать многозначные числа, выделять классы и разряды.
Планируемые результаты урока:
— личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений друг к другу. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание.
—метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, планирования. Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.
-предметные результаты: усвоить понятие угол, виды угла. Научиться чертить угол, сравнивать углы, определять вид угла.
УУД:
-общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
— логические: анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений, использование знаково-символической записи математического понятия
— личностные: оценивать свои и чужие поступки, проявление доверия внимательности, доброжелательности, умение работать в группе, выражать положительное отношение к процессу познания
— личностные и регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата;– планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений(«убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;– анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
— познавательные: Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде
-
Орг. момент: сегодня на уроке мы вспомним трехзначные числа, повторим изученные случаи таблицы умножения и совершим путешествие в мир геометрии.
-
Актуализация: Великий русский полководец Суворов сказал: «Математика – гимнастика ума», вот и начнем мы урок с математической разминки.
-
Индивидуальная работа: ответившему на вопрос даю карточку:
-
С одного берега на другой собираются переплыть утята и цыплята. Кто первым доплывет до берега?
-
Сколько лапок у 5 цыплят?
-
На столе лежали 4 моркови и 8 огурцов. Сколько фруктов лежит на столе?
-
Петух на одной ноге весит 3 кг. Сколько он будет весить если встанет на обе ноги?
-
Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы?
-
Дети, получившие карточки участвуют в соревновании: кто больше и правильнее решит примеров за отведенное время. Начали работу.
-
Фронтально: — остальным ребятам я предлагаю поработать со мной. Внимание на экран. По экрану разбросаны числа, чтобы это значило? Попробуем разобраться. При правильном ответе на вопрос рядом с числом появится буква:
— назовите число, в котором 3с. 2д. 5ед.
— назовите последующее число для числа 325
— назовите предыдущее число для числа 325
— назовите число, в котором 7с. и 4ед.
— сколько десятков в числе 543?
— уменьшаемое 657, вычитаемое неизвестно, разность 557.
— чему равна сумма чисел 250 и 150?
— на сколько 900 больше, чем 300? Как узнали?
— объект операции неизвестен, операция + 77, результат операции 900. Как найти объект операции?
— дайте общее название числам на экране
— назовите наименьшее число
— наибольшее число
— расставьте числа в порядке возрастания и прочитайте получившееся слово
Детям, работающим по карточкам, говорю «Стоп». Победитель будет объявлен после проверки мной ваших работ.
-
– Я уверена, что вы представляете себе, что это за страна такая – геометрия. Назовите её жителей. (геом. фигуры)
— верно, а ученые, которые изучают эту науку, умеют ещё и измерять эти фигуры. И учат нас этому.
СЛАЙД 2
— На какие две группы можно разделить геометрические фигуры? (плоские и объемные)
— Какие объёмные фигуры вам известны? (Показать из набора)
— Назовите плоские фигуры, представленные на слайде.
СЛАЙД 3
— Сегодня в стране геометрии нам будет помогать Волшебный карандаш. Что поставил карандаш на слайде? (точку)
— А вот и подруга карандаша – линейка. Как вы думаете, для чего карандаш пригласил линейку? (провести прямую линию)
— Провел карандаш прямую линию, выходящую из нарисованной им точки. Как называется фигура? (луч)
— А вот инструменты провели ещё один луч. Какую фигуру построили наши помощники? (угол)
— Что такое угол? (два луча, выходящие из одной точки)
— Как называется точка пересечения лучей? (вершина угла)
— Сейчас карандаш и линейка провели линию. Как она называется? (прямая)
— Они провели ещё одну прямую следующим образом. Как называются такие прямые? (перпендикулярные)
— Что образуют перпендикулярные прямые? (прямые углы)
— С помощью какого инструмента мы можем доказать, что углы действительно прямые? (прямоугольный треугольник)
— Каким образом? (должны совместить сторону треугольника и сторону угла и посмотреть, совпала ли вторая сторона угла и сторона треугольника)
— Как называется геометрическая фигура, у которой все углы прямые?
СЛАЙД 4
— Найдите прямоугольники, назовите их номера.
— Дайте определение прямоугольника?
— Какое название в геометрии имеет прямоугольник под номером 1? (квадрат)
— Что такое квадрат?
— Сегодня я хочу вам рассказать интересную и познавательную историю о квадратах.
СЛАЙД 5
— Существует предание, согласно которому китайский император Ию, живший примерно 4000 – 5000 лет до нашей эры, однажды увидел на берегу реки священную черепаху с узором из черных и белых кружков на панцире. Сообразительный император сразу понял смысл этого рисунка. Черными кружками в этом квадрате были изображены (женские) четные числа, белыми – нечетные (мужские) числа.
Чтобы и нам стал понятен смысл рисунка, заменим каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кружков. (ЩЕЛЧЕК)
— Какие числа называются четными? Назовите «женские» числа.
— Какие числа называются нечетными? Назовите сточки зрения китайцев «мужские» числа.
— Символ, изображенный на черепахе, китайцы назвали Ло Шу и считали магическим – он использовался при заклинаниях. Поэтому квадратные таблицы чисел подобного рода называют магическими квадратами.
Что же в нем магического? Девять порядковых чисел размещены в девяти клетках так, что суммы чисел вдоль каждой строки, каждого столбца и по диагонали одинаковы.
Так чему равна сумма чисел в данном квадрате? (15)
-
Чистописание
— Написание этого числа мы и повторим на математической минутке чистописания.
СЛАЙД 6
ФИЗМИНУТКА
-
Новый материал
СЛАЙД 7
— Давайте вернемся к магическому квадрату, поскольку этот квадрат ещё и с секретом. С его помощью мы попробуем определить тему урока. Для этого вы должны найти в квадрате ответы на мои вопросы:
1) как называется запись? – показываю карточку с выражением 3х2 (выражение). Найдите значение этого выражения.
2) прочитайте разными способами выражение – карточка 2х2
Чему равно значение выражения?
3) Чему равно произведение чисел 2 и 4?
4) первый множитель 11, второй неизвестен, произведение 11. чему равен второй множитель?
5) на одну страницу альбома дети приклеили 3 фотографии. Сколько фотографий будет приклеено на 3 такие же страницы? Как узнали?
6) прочитайте выражение: карточка 14:2. Найдите его значение.
7) делимое 15, делитель 3, найти частное.
8) На сколько нужно разделить 18, чтобы получилось 9?
9) 21 пирожное разложили поровну на 7 тарелок. Сколько пирожных лежало на каждой тарелке?
— Какие геометрические фигуры нам открылись?
— Углы разные или одинаковые?
— Попробуйте назвать тему урока. (щелкаю и тема на слайде)
— Какому углу мы можем дать название? (прямому)
— Давайте еще раз вспомним, как определить, что угол прямой? (показ на слайде)
— Давайте проделаем ту же работу со следующим углом. Что вы увидели?
— Этот угол больше или меньше прямого угла?
— Такие углы называются острыми.
То же с тупым углом
Вывод: какие виды углов нам теперь известны? Какой угол называется острым? Какой угол называется тупым?
V. Закрепление.
1) — Давайте потренируемся в определении вида угла. Откройте учебник на стр. 108. 1 вариант находит острые углы,
2 вариант – тупые углы. (я хожу, помогаю)
2) – Сейчас задание посложнее. Будем учиться строить острые и тупые углы. Какие инструменты понадобятся?
— С нами снова наши помощники. Действуем строго в соответствии с инструкционной картой.
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
— Кому было трудно построить новые углы? Эту работу мы продолжим на следующих уроках.
— Какой угол называется острым? Какой угол называется тупым?
-
Рефлексия
— Время нашего урока подходит к концу. Насколько он был продуктивным, покажет правильно разгаданный кроссворд. Внимание на экран.
1. Раздел математики, который изучает фигуры и законы их измерения.
2. Как называется угол, образованный перпендикулярными прямыми?
3. Какая фигура является стороной любого угла?
4. Как называется угол, который больше прямого?
6. Как называется величина, которая измеряется в кв. см, кв. дм, кв. м?
7. Какой народ дал название квадратам с определённой последовательностью чисел?
8. Как называется угол, который меньше прямого?
— Прочитайте слово в выделенном поле.
— Можете вы так оценить свою работу?
— Что было самым интересным?
— Что было самым трудным?
-
Д/З
Дифференцированное домашнее задание:
1 группа — с.108 № 3
2 группа — №4. Посмотрите, есть ли у вас вопросы, задайте.
Список использованной литературы
-
Л.Г. Петерсон. Математика. 2 класс, учебник-тетрадь. – М.: Ювента, «Перспектива»
-
Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. 1000 загадок. Ярославль, «Академия развития», 1997
Интернет-ресурсы:
-
http://festival.1september.ru/articles/527456/
-
5000 забавных изображений. www .CD .BOOM .COM
-
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/urok-matematiki-16
-
http://arm-math.rkc-74.ru/DswMedia/ugolizmerenieuglov.pps