1. 10 мин. 2. 25 мин. 3. 05 мин | 1. Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока. 2. Разновидности ходьбы: 3. Бег с преодолением препятствий 4. Ходьба с восстановлением дыхания. Спец.беговые с мячом 1. Стойки и передвижения нападающего 1 Обучение стойке готовности. -
Объяснение и показ. -
Выполнение стойки готовности на месте. -
Принятие стойки по сигналу педагога после бега или прыжков на месте. -
Выполнение стойки готовности в сочетании с передвижениями и остановками произвольным способом: -
по ориентирам; -
по сигналу педагога. -
То же, что в упр. 4, но после старта из различных и. п.: стоя спиной, боком к направлению движения; сидя, лежа на полу и т. п. -
То же, что в упр. 4, 5, но с изменением направления и скорости передвижений. -
То же, что в упр. 6, но в эстафетах и подвижных играх типа «Пятнашки», «Ловушки», «Два мороза» и т.п. -
Выполнение разновидностей стойки в целом в сочетании с другими игровыми приемами: остановками двумя шагами и прыжком, ловлей и передачами мяча и т.д. (по мере освоения техники игры). Обучение стойке игрока, владеющего мячом. -
Объяснение и показ. -
И. п. — стойка готовности, мяч лежит перед занимающимся: присесть, наложить кисти на мяч сзади—сверху, затем прийти в стойку игрока, владеющего мячом. -
То же, что в упр. 2, но после прихода в стойку игрока, владеющего мячом, выполнить разнообразные движения руками: поднять мяч к груди, к голове, над головой, завести его за голову, отвести в сторону и т. п. -
Эстафеты с переносом мяча по дистанции и передачами из рук в руки между партнерами. -
Подвижные игры типа «Салки», «Гуси-лебеди», «Третий лишний» и т.п., но по измененным правилам, регламентирующим овладение мячом и выполнение изучаемого приема играющими на отдельных участках площадки или по сигналу педагога. -
Выполнение стойки с тройной угрозой и стойки для начала ведения в различных позициях по отношению к корзине. -
Укрывание мяча от условного (пассивного) и активного защитника, стоя на месте. -
Выполнение разновидностей стойки в целом в сочетании с другими игровыми приемами: ловлей и передачами мяча, бросками и т.д. (по мере освоения техники игры). 2. Обучение разновидностям бега в нападении. -
Объяснение и показ. -
Передвижение изучаемым способом (специфическим бегом баскетболиста, бегом единой вперед или рывком) по прямой и с изменением направления движения по разметке площадки. -
То же, что в упр. 2, но со сменой направления и с чередованием способов передвижения на отдельных отрезках дистанции по ориентирам (набивные мячи, переносные стойки, баскетбольные щиты и т.п.). -
То же, что в упр. 3, но меняя направления и способы передвижения по зрительным или звуковым сигналам педагога (поднятая рука или мяч, количество или характер свистков и т.п.). -
То же, что в упр. 2 —4, но со сменой скорости передвижений на отдельных участках площадки («рваный ритм»). 6. Сочетание разновидностей передвижений, стартуя из раз личных исходных положений (стоя, сидя или лежа; лицом, спи ной или боком по направлению движения и т.п.) в эстафетах. -
То же, что в упр. 6, но с чередованием способов передвижений баскетболиста в нападении и других двигательных действий без мяча (прыжков, приседаний, сгибаний и разгибаний рук в положении упора лежа, кувырков и т.п.) в подвижных играх типа «День и ночь», «Вызов номеров», «Воробьи и вороны» и т.д. -
Выполнение разновидностей передвижений в сочетании с другими игровыми приемами: стойками, ловлей и передачей мяча и т.п. (по мере освоения техники игры). Обучение стойкам защитника. -
Объяснение и показ. -
Повторноевыполнение разновидностей стоек на месте. -
То же, но по сигналу педагога после бега или прыжков на месте. -
То же, но после семенящего бега на месте в параллельной стойке с максимальной частотой и ударным характером беговых шагов. -
То же, что в упр. 2, но после перемещений заданным способом и остановок произвольным способом в указанных точках площадки. -
То же, что в упр. 4, но после перемещений с изменением направления движения и в сочетании с выполнением разновидностей остановок по звуковому или зрительному сигналу. -
Выполнение разновидностей стоек для обозначения условного защитника при изучении ловли, передач, ведения и дистанционных бросков мяча. -
Эстафеты и подвижные игры, включающие выполнение изучаемых стоек в и. п., в конце перемещений по сигналу водящего или педагога. -
Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими действиями в защите в ситуации численного меньшинства перед нападающими: игровые упражнения 1 х 2, 1 х 3, 2 х 3 и т.п. -
То же, что в упр. 8, но в ситуации численного равенства защитников и нападающих в условиях игрового противоборства: 1 х 1, 2×2, Зх 3 и т.п. -
Вариативное выполнение разновидностей защитных стоек в сочетании с приемами противодействия и овладения мячом (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх. Обучение передвижениям приставными шагами. -
Объяснение и показ. -
Выполнение приема в соответствующих стойках защитника: вперед, назад, в сторону по разделениям (с подсчетом педагога). -
Выполнение разновидностей приема в целом при прямолинейном движении. -
То же, но в сочетании со скрестным шагом-скачком по ходу передвижений или в их завершение. -
То же, что в упр. 3 — 4, но с изменением направления движения по ориентирам (разметка площадки и т. п.). -
То же, но чередуя направление и способы передвижений на отдельных участках площадки. -
То же, но по звуковым и зрительным сигналам. -
То же, но с изменением скорости перемещений. -
Челночные перемещения в стойках защитника по ориентирам с изменением направления и скорости движения. -
Зигзагообразные перемещения вдоль площадки в коридоре шириной 2,5 — 3 м с касанием ограничительных линий ближней о отношению к ним рукой. -
Выполнение разновидностей приема в целом в ситуации противодействия пассивным перемещениям нападающего без мяча с мячом. 12. То же, но в ситуациях активного противоборства с нападающим, владеющим мячом, в игровых заданиях: «1×1 в коридоре», «2 х 1 по всей площадке» и т.п. -
Выполнение разновидностей приема в различных сочетаниях с другими способами передвижений в эстафетах и подвижных играх: «Не пропусти дриблера», «Вратарь» и т.п. -
То же, но в условиях игрового противоборства на одну или две корзины: 1×1, 2×2, 3×3 и т.д. -
Воспроизведение вариантов передвижений в сочетании с другими защитными приемами (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх. 1. Упражнения на восстановление 2. Построение, подведение итогов урока. 3. Домашнее задание: 4. Прощание | 1,5 мин 1 мин 3 мин 1 мин 3,5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 7 мин 8 мин 2-3 мин. 1.5 мин 1 мин | Внимание на внешний вид учащихся. -
Выполнение стоек на месте осуществлять в шереножном строю, а затем в любых построениях. -
После опробования стойки готовности на месте дальнейшее ее изучение и закрепление проводить в сочетании с передвижениями; использовать преимущественно игровой метод. -
В эстафетах акцентировать внимание занимающихся на расположении основных звеньев тела в и.п., за ошибки команды штрафовать очками или непопулярными упражнениями (например, приседаниями). -
В подвижных играх без мяча вводить дополнительное правило: по сигналу учителя всем играющим «замереть» в стойке готовности; за грубые ошибки провинившихся игроков назначать водящими. -
В подвижных играх с мячами: водящим выдавать отличные от других (заметные) мячи; салить мячом спину убегающего; можно снабдить играющих несколькими мячами-«выручалками» и ввести правило: игрока, владеющего мячом, салить запрещается, при этом передавать мяч можно только из рук в руки; в этих играх также целесообразно использование правила с «замиранием» играющих в изучаемых стойках по сигналу педагога. -
При выполнении стоек: -
стопы располагать на ширине плеч, впередистоящую ногу направлять носком вперед, сзадистоящую разворачивать несколько в сторону; -
сохранять устойчивое положение, прочно удерживать равновесие: стопы не смыкать и широко не расставлять; ноги не выпрямлять; массу тела равномерно распределять на переднюю часть обеих стоп («сидеть на ногах»); при держании мяча кистями образовывать «воронку»; прижимать мяч подушечками пальцев (надавливать на мяч), ладонями мяча не касаться; пальцы на мяче не сводить; лучезапястные су ставы не закрепощать — они должны быть оптимально подвижными; мяч «взять» на себя, т. е. слегка согнуть кисти вверх; большие пальцы не соединять, направлять их в стороны-вверх; -
высоту поднимания мяча варьировать в зависимости от конкретной игровой ситуации: расположения нападающего относительно щита соперников и характера противодействия защитника; -
локти сильно не разводить и к туловищу не прижимать — они должны занимать естественное положение, т. е. быть слегка отведенными в стороны; -
в стойке с тройной угрозой располагаться лицом к щиту; смотреть на корзину; мяч, сильнейшую руку и одноименную ногу удерживать в одной вертикальной плоскости; фиксировать мяч на уровне плеча на небольшом расстоянии от туловища; -
в стойке для начала ведения мяч опускать до уровня пояса, контролировать его положение над коленом одноименной ноги рабочей кистью, располагать ее сзади-сверху на мяче, другой кистью поддерживать мяч сбоку; локоть рабочей руки отводить назад вдоль туловища; зеркально менять положение звеньев тела для начала ведения другой рукой; -
смену рабочей руки производить дугообразным проносом мяча через сторону над головой с одновременным вышагиванием неопорной ногой; -
при укрывании мяча от близко расположенного или активно атакующего соперника максимально разводить в стороны локти, поворачивать туловище в сторону мяча и выставлять разноименную ногу для защиты мяча. Основные ошибки при выполнении стоек нападающего. 1. Полностью выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги — удержание равновесия и быстрое начало передвижения затруднены. -
Неустойчивое расположение стоп: сильно сомкнуты или расставлены, масса тела перенесена на носки или пятки — в любой момент возможна потеря равновесия. -
Согнутая спина, опущенная вперед голова, туловище и голова отклонены назад или в сторону — неустойчивое положение. -
Взгляд направлен в пол или отведен в сторону — потеря контроля над игровой ситуацией. -
Излишне закрепощены верхние конечности, опущены или сильно подняты руки — чрезмерная скованность, мешающая своевременному перемещению или надежному владению мячом. 6. При держании мяча пальцы сомкнуты, ладони касаются мяча, ли он удерживается кончиками пальцев, большие пальцы сильно отведены в стороны (направлены навстречу друг другу), кисти сильно напряжены («деревянные»), локти прижаты к туловищу, мяч слишком высоко поднят или низко опущен — игрок не готов к быстрому и эффективному выполнению игрового действия с мячом. 7. В стойке с тройной угрозой: -
неверное расположение мяча — чрезмерно удален от туловища или прижат к плечу, сильно опущен вниз или неоправданно высоко поднят вверх, отведен в сторону или смещен перед грудью; -
отклонение в сторону от вертикали одного из определяющих результативность бросковых движений суставов: лучезапястного, локтевого, плечевого, тазобедренного, коленного или голеностопного; -
нерациональное положение рабочей кисти на мяче — «не взведена» (отсутствует тыльное сгибание в лучезапястном суставе), находится на боковой поверхности мяча (слишком «скручена» в сторону), излишне закрепощена; -
несоответствующее нацеленности на бросок положение ног — выставленная вперед разноименная с сильнейшей рукой нога. 8. Неэффективное укрывание мяча от защитника: держание мяча перед собой, отсутствие укрывающего поворота туловища, вы ставления вперед локтя поддерживающей руки или вышагивания ближней к защитнику ногой — создается угроза потери мяча. ОМУ разновидностям бега -
Обучение технике передвижений в нападении начинать фронтальным методом с выполнением заданий в разомкнутом шере-ножном строю; на последующих этапах использовать построения в колонну или любые другие и постепенно варьировать методы организации занимающихся. -
Разновидности передвижений в нападении изучать в сочетании со стойками. -
Избегать монотонных, однотипных передвижений по кругу; широко использовать для изменения способов, направления и скорости движения всевозможные ориентиры: разметку площадки, набивные мячи, гимнастические скамейки и т.п.; разнообразные зрительные и звуковые сигналы: положения рук педагога или партнера, расположение удерживаемого ими мяча относительно плечевого пояса; свистки, различные по стилю подачи, количеству или характеру сочетаний: короткий, длинный, резкий, протяжный, сдвоенный, один, два и т.п. -
Постоянно чередовать сочетания способов перемещений. -
На этапе совершенствования активно использовать игровой метод. -
По мере овладения техникой изучаемого приема вводить в упражнения защитника, постепенно увеличивая степень противодействия. -
При выполнении передвижений специфическим бегом баскетболиста: -
ногу ставить мягко на всю стопу; -
туловище держать прямым; -
смотреть перед собой, голову не опускать; -
плечевой пояс и руки не закрепощать; -
руками совершать ритмичные движения вдоль туловища в такт работы ног. 8. При выполнении передвижений спиной вперед: -
передвигаться часто на носках; -
прямое туловище и поднятую голову слегка наклонять вперед (в сторону, противоположную направлению движения); -
ритмично работать согнутыми руками; -
поворотом головы осуществлять визуальный контроль над положением партнеров, изменением игровой ситуации. 9. При выполнении передвижений легкоатлетическим бегом (рыв ком): -
стартовать за счет акцентированного наклона туловища и головы вперед; -
развивать максимальную частоту движений на первых метрах ускорения; -
беговые шаги выполнять ударными движениями с носка, синхронно работая руками; -
поднимать туловище на 5 —6-м шаге, постепенно увеличивая их длину, но сохраняя частоту движений ног и рук; -
верхние конечности излишне не закрепощать. 10. Изменение направления движения производить неожидан но, со сменой ритма (предыдущее движение — медленно; начало движения в новом направлении — быстро) и мгновенным пере носом веса тела с одной ноги на другую. Основные ошибки при выполнении разновидностей бега в нападении. -
Прямые ноги или отсутствие наклона туловища вперед в и. п. -
Одноименное (симметричное) движение рук и ног во время бега. -
Чрезмерное закрепощение плечевого пояса и рук. -
Во время специфического бега баскетболиста излишне наклонено туловище или опущена голова; бег на носках или с пятки; жесткая или расслабленная постановка стопы (тяжелый или шлепающий бег). -
При передвижении спиной вперед прямое (без наклона вперед) положение туловища и головы — возможно падение на спину; бег на всей стопе. 6. При стартовом ускорении отсутствие акцентированного наклона туловища вперед; при переходе к дистанционному ускорению несвоевременное (с опозданием) выпрямление туловища; остановка ноги на всю стопу, низкая частота движений конечностями. Организационно-методические указания. -
При объяснении и показе сообщить занимающимся о целесообразности применения каждой стойки в той или иной игровой ситуации; указать на сильные и слабые зоны и стороны в изучаемой стойке при противодействии передачам соперника, ведению мяча или броскам по корзине. -
Начинать обучение разновидностям стоек защитника одновременно с изучением приемов нападения, противодействию которым они предназначены. Выполнение приема на месте осуществлять в одношереножном строю фронтально, а в сочетании с передвижениями (при построениях в колонну по одному, по три и т.п.) — поточным или проходным методом. 4. При выполнении стоек: -
верхние и нижние конечности располагать в соответствии с разновидностью изучаемого приема; -
занимать устойчивое положение на площадке: ноги располагать на ширине плеч и сгибать до нужного угла, туловище незначительно наклонять вперед; массу тела равномерно распределять на обе стопы в параллельной стойке или перемещать на сзадистоящую ногу в стойке с выставленной вперед ногой; -
избегать закрепощенности в различных звеньях тела. 5. При выполнении стойки с выставленной вперед ногой: -
своевременно переносить массу тела с сзадистоящей ноги в и. п. на впередистоящую в момент движения игрока для накрывания броска и обратно для начала маневрирования по площадке; -
не допускать расположения ступней на одной линии или отсутствия разворота сзадистоящей ноги носком наружу. -
В эстафетах и подвижных играх выполнение разновидностей стоек осуществлять в и. п., по ходу либо в конце перемещений в ответ на звуковые сигналы водящего или педагога (например,по команде: «Замри!», по свистку и т.п.), а также по ориентирам (разметка площадки, обручи и т.п.). -
При определении победителей в игровом соперничестве учитывать качество и непринужденность исполнения совершенствуемого приема. -
В заданиях, включающих использование стоек в сочетании с другими приемами техники защиты в условиях игрового противоборства, подчеркивать и показывать зависимость эффективности защитных действий от верного и. п. (рациональной стойки) и добиваться его принятия. Основные ошибки при выполнении стоек защитника. -
Несоответствие в расположении рук и ног: в стойке с выставленной вперед ногой поднята вверх разноименная с впереди-стоящей ногой рука, в параллельной стойке руки опущены вниз. -
Неустойчивое положение игрока: выпрямленные ноги; близкое (узкое) или слишком удаленное (широкое) расположение стоп по отношению друг к другу; в стойке с выставленной вперед ногой стопы располагаются на одной линии и отсутствует разворот сзадистоящей ноги носком наружу, а в параллельной стойке — не на одной линии и отсутствует разворот обеих стоп носками наружу. -
Излишне закрепощены конечности: игрок лишен свободы маневренности. -
Нерациональное расположение туловища и головы: туловище вертикально (без адекватного ситуации наклона вперед), голова запрокинута назад или опущена; проекция плеч и головы находится за пределами точек опоры. 5. Опущен взгляд, или повернута в сторону голова: защитник не контролирует игровую ситуацию. Организационно-методические указания. -
Выполнение приема по разделениям осуществлять с использованием фронтального или проходного метода по команде педагога: «И — раз, и — два» (на «и» — переступанием отставить одну ногу, на «раз» — прийти в и.п., приставляя другую, и т.д.). -
В качестве ориентиров для смены направления и скорости передвижений использовать разметку площадки: трехочковую дугу и т.п.; в качестве звуковых сигналов — свисток, хлопок в ладони, голос педагога или партнера; а в качестве зрительных — различное положение рук педагога или мяча, начало движения партнера, соперника или мяча. -
При выполнении разновидностей передвижений приставными шагами в целом: -
начинать движение из соответствующей стойки защитника: вправо или влево — из параллельной стойки; вперед или назад — из стойки с выставленной вперед ногой; -
первый шаг осуществлять впередистоящей по направлению движения ногой; -
после выполнения приставного шага приходить в устойчивое двухопорное положение, соответствующее исходной стойке защитника; -
передвигаться на согнутых ногах без чрезмерного закрепощения, массу тела располагать на передней части стоп; -
«скользить» по площадке без подпрыгиваний и вертикального колебания общего центра тяжести; -
смотреть перед собой; сохранять положение головы, туловища, рук, характерное для данной стойки защитника. 4. При выполнении скрестного шага-скачка: — в и. п. находиться на согнутых и «заряженных» ногах, обеспечивающих последующий взрывной характер отталкивания; -
своевременно и быстро начинать отталкивание, упреждая действия соперников; -
совершать «стелющийся» скачок на согнутых ногах, без значительных колебаний над площадкой общего центра тяжести; -
максимально быстро приходить в устойчивое двухопорное положение в готовности к дальнейшим защитным действиям; сохранять оптимальную дистанцию с опекаемым нападающим после приземления (не нарушать правила блокировки). -
При противодействии нападающим ориентировать занимающихся на своевременное начало движения и сохранение необходимой дистанции: игрока без мяча на стороне мяча опекать плотно; игрока с мячом, не использовавшего ведение, держать на дистанции вытянутой вперед руки, как и дриблера. -
Для закрепления техники передвижений включать сочетания их разновидностей в эстафеты и подвижные игры: «Салки», «Пятнашки с мячом» и т. п., регламентировать и постепенно увеличивать активность противодействия в парах. -
В подготовительных и учебных играх требовать от занимающихся воспроизведения сочетаний передвижений, адекватных занимаемой защитной позиции и конкретным игровым ситуациям. Основные ошибки при выполнении передвижений приставными шагами. -
Нерациональное положение звеньев тела в и. п. или после приставного шага: опущена голова или руки, туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги. -
Передвижения осуществляются на всей стопе, а не на передней ее части: игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений. -
Большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке. -
Скрещивание ног: игрок начинает приставной шаг дальней по направлению движения ногой, что ведет к приходу в неустойчивое положение и последующему позиционному проигрышу нападающему. -
Потеря равновесия: стопы после выполнения приставного шага располагаются слишком близко друг к другу или приставляющаяся нога переставляется за вышагивающую. Организованный уход |