Конспект урока математики 3 класс.
Тема: «Приемы устных вычислений в пределах 1000»
Цели: познакомить обучающихся с приемами умножения и деления чисел, оканчивающихся одним или двумя нулями;
способствовать развитию основ логического и алгоритмического мышления, математической речи;
применять полученные знания для решения учебно-познавательных задач;
воспитывать бережное отношение к обитателям природы.
Задачи: формировать умения вести поиск информации и работать с ней;
развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение;
развивать мотивацию учебной деятельности и заинтересованность в приобретении знаний и способов действий;
воспитывать интерес к предмету, активность.
Материалы к уроку: презентация, пособие «Танграм» на каждой парте, стихи, материалы о птицах, загадка, фонограмма «Пение соловья», карточки с заданиями, солнышки.
Тип урока: открытие новых знаний.
ХОД УРОКА.
-
Оргмомент.(Слайд 1)
— Ребята, мы начинаем урок математики, он немножко необычный. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь, посмотрите, сколько гостей на нашем уроке, поздоровайтесь с ними. Здравствуйте!
-
Психологический настрой
— Дети, сегодня замечательный день. Посмотрите, я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь мне. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А теперь повернитесь к нашим гостям и тоже улыбнитесь и они обязательно улыбнутся вам. Молодцы, садитесь за парты. Чувствуете, как тепло и светло стало в нашем классе от улыбок.
Пришла, улыбнулась –
Утихли метели,
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
«Вить гнезда пора».
— Ребята, какое это время года? (весна) (Слайд 2)
— Весной начинает пригревать теплое солнышко. У нас поднимается настроение. Выберите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. (у каждого на парте по два солнышка).
— Посмотрите, какое настроение у меня.
— Весной появляются первые проталины, звенят ручейки, возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Сегодня они заглянут к нам в гости. Вернулся в родные края наш старый друг. Угадайте, кто он?
Всех приметней птиц, черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад, вперед по пашне вскачь,
А зовется птица — …? (Грач)
(Слайд 3)
-
Игра «Танграм»
-
— Грач предлагает вам игру, которая называется «Танграм». Возьмите конверты с геометрическими фигурами и составьте из них силуэтный рисунок грача. ( работа в парах).
— Посмотрите, какой грач получился у меня. Сравните.
— Скажите, какие фигуры использовали?
— Сколько треугольников?
— А какие ещё геометрические фигуры вы знаете?
IV. Устный счет. (Слайды 4-8)
— Грач просит вспомнить, чему учились вы на прошлых уроках, так как эти знания пригодятся нам сегодня?
-
Прочитайте числа: 540, 700, 210, 900, 650, 380,400, 820
— Укажите количество сотен и десятков в каждом из них.
-
Назовите число, в котором: 87дес., 5сот., 64дес., 3сот., 25дес., 49дес.,
7 сот., 11дес.
-
Увеличьте в 10 раз числа: 42, 27, 91, 65, 73, 58.
-
Блиц опрос
-
Володя гостил у бабушки две недели и ещё 4 дня. Сколько всего дней гостил Володя у бабушки? (18 дней)
-
Витя проплыл 26 метров. Он проплыл на 4 метра меньше, чем Серёжа. Сколько метров проплыл Серёжа? (30 метров)
-
В саду 38 старых яблонь и 19 молодых. На сколько меньше молодых яблонь, чем старых? (на 19 яблонь)
— Молодцы! Хорошо поработали. Давайте отдохнем.
V.Физминутка (проводит ученик)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
VI. Проблемная ситуация. Целеполагание.
— Грач благодарит вас за работу и приглашает к нам в гости жаворонка. (Слайд 10) (рассказ ученика)
Жаворонок величиной с воробья. Его песню мы слышим с ранней весны до середины лета высоко в небе. Поют самцы, охраняющие свой гнездовой участок. Гнездо жаворонка на земле, среди посевов или густой травы.
— Жаворонок просит вас выполнить задание на карточках.
— На какие группы вы разделили эти выражения?
— С какими заданиями вы не можете справиться? (Как вы думаете, почему?)
— В чем было затруднение?
( Мы пока не решали таких примеров)
— Попробуйте сами поставить учебную задачу для сегодняшнего урока.
(Учиться умножать и делить трёхзначные числа)
VII. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Тема сегодняшнего урока: «Приемы устных вычислений в пределах 1000» (Слайд № 10)
— А что нам для этого нужно сделать, чтобы научиться решать такие примеры? (Послушать объяснение учителя, прочитать сведения в учебнике, послушать одноклассников, вспомнить таблицу умножения и деления, потренироваться решать такие примеры и т.д.)
VIII. Работа по теме урока.
-
Знакомство с новым материалом.
— Проверьте, какие ответы у вас получились в выражениях первого столбика. (Cлайд № 11)
15 ∙ 4 =60
96 : 6=16
45 : 3 =15
25 ∙ 3=75
— Попробуйте найти значение выражений второго столбика.
— Как вы будете это делать?
Решение примеров с устным объяснением.
200 ∙ 4=800
320 ∙ 2=640
280 : 7=40
900 : 3=300
— У кого получились такие же ответы, поднимите руки.
— Прочитаем сведения в учебнике на стр. 68 и сравним с нашим объяснением. Совпадают ли они? ( Да). Отлично. Тогда продолжаем нашу работу.
-
Закрепление нового материала.
— А вот следующая птица, обитающая в наших краях – кукушка.
(Слайд № 12) (рассказ ученика)
Кукушка меньше голубя. Кукованье раздается на утренней и вечерней заре. Кукуют только самцы. Кукушки поедают волосатых гусениц, которых другие птицы избегают.
— Задание от кукушки: сравнить выражения №1 (стр. 68).
(Сравниваем устно, а решение выполняем самостоятельно).
— Ребята, выберите любые два столбика, которые вы сможете решить.
— Проверим задание кукушки. ( Дети объясняют выполненное задание)
— Что заметили? (ответы второго примера увеличиваются в 10 раз)
— Настя хочет нам рассказать ещё об одной птице. Догадайтесь, о какой?
(рассказ ученика)
Прилетает эта птицы ранней весной, когда на полях появляются проталины. Гнездится в лесах, рощах, садах, парках. Охотно занимает домики, которые заботливые люди для неё готовят. Устраивая гнездо, она громко поёт. Песня состоит из подражания разным звукам. Птица запоминает услышанные звуки и в своей песне повторяет их.
(Слайд № 13)
— Скворец предлагает немного отдохнуть.
IX. Физминутка для глаз.
(Слайд № 14-16)
-Музыку, которую вы сейчас услышали, написал Эдвард Григ, произведение называется «Утро».
X. Продолжение работы.
-
— Теперь грач приглашает следующую птичку – иволгу.
(Слайд № 17) (рассказ ученика)
А вот эта красивая желтенькая птица – иволга. Песня ее мелодична, но иногда можно услышать неприятное мяуканье.
— И эта красивая птица хочет услышать, как вы умеете объяснять решение примеров у доски. Решаем примеры №2 (3 и 4 столбик стр. 68).
— Для чего нам нужно уметь решать такие примеры?
2) — Ну, а теперь послушайте пение птицы.
— Угадайте, кто это поёт? (Соловей)
(Слайд № 18) (рассказ ученика)
— Соловей давно и по праву считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы – курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне.
—Любимец различных вариаций приготовил для вас нетрудную задачу, в которой и пригодятся новые знания и умения. (Слайд № 19)
ЗАДАЧА. Один грач, следуя за плугом трактора, способен уничтожить за день 420 червей – вредителей растений. Сколько червей съест грач за 2 дня?
— Что сказано в условии задачи?
— На какой вопрос надо ответить?
— Сколько действий нужно выполнить, чтобы это сделать?
— Как узнать, сколько червей съест грач за два дня?
— Запишите решение задачи в тетрадь.
— Какой ответ у вас получился?
— Кто согласен с … покажите.
— Как считали?
— Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями, которые вам предлагали птицы.
— А теперь выполните моё задание.
IX. Самостоятельная работа.
(примеры записаны на карточках у каждого ученика)
Сравните ответы с моими ответами. Оцените себя. (выставление оценок, разбор примеров, в которых были допущены ошибки).
170 480
700 30
50 660
60 800
— Поставьте ответы примеров в порядке возрастания. (по цепочке, каждый ученик выходит и ставит 1 карточку с ответом)
30, 50, 60, 170, 480, 660, 700, 800
— А сейчас узнаем, правильно ли вы выполнили это задание. Давайте я переверну эти карточки.
— Прочитайте хором, что у нас получилось. МОЛОДЦЫ!
X. Итог урока. Рефлексия.
— Ребята, справились ли мы с поставленными задачами?
(Слайд № 20)
—Что нового узнали на уроке?
— Что было непонятно?
— Что было особенно интересно?
(Слайд № 21)
— Птички благодарят вас за работу и просят показать, сохранилось ли ваше настроение до конца урока.
XI. Домашнее задание
— На лучиках весёлого солнышка каждому из вас написано индивидуальное домашнее задание.
— А наш урок мне хочется закончить стихотворением:
Пусть птицы нам поют без нот, пускай поют без слов.
Я знаю всё, о чём поёт щегол иль реполов.
Поёт на ветке соловей, малиновка и дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей, не трогай птичьих гнёзд!»
Ты в наши гнёзда не смотри, не становись на пни,
Яичек птичьих не бери – зачем тебе они!
Через неделю или две – зайди послушать в сад —
Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.
Чтоб накормить своих птенцов, набить едою рот,
Найдут синицы червяков, ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад, на яблонях найдут.
-Я надеюсь, ребята, что вы не будете разорять птичьи гнёзда.
— Спасибо всем за урок!