Урок по математике в 3 «б» классе.
Кайдалова Татьяна Валерьевна,
учитель начальных классов.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Тема раздела: Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Тема урока: Виды треугольников.
Цель урока: Дать представление о таких геометрических фигурах, как треугольники.
Задачи:
Образовательные:
— научить детей классифицировать треугольники по признаку «длина сторон» (равносторонние, равнобедренные, разносторонние) и «виду углов» (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные);
— учить решать задачи на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
— разбивать фигуры на заданные части;
Развивающие:
— продолжить развивать навыки устного счета;
— совершенствовать умение решать задачи и примеры;
— развивать психические процессы – память, мышление, внимание;
Воспитательные:
— воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма;
— воспитать интерес к предмету;
— воспитывать у ребенка требовательность к осмысленности своей и чужой речи.
Учащихся в классе – 27 (18 мальчиков, 9 девочек).
Используемые учебники и учебные пособия:
«Математика» М.и. Моро в 2х частях.
Используемое оборудование:
Угольники, сигнальные карточки, дидактический материал, таблицы.
Структура урока:
-
Организационный момент – 2 мин.
-
Проверка домашней работы – 2 мин.
-
Минутка чистописания – 3 мин.
-
Устный счёт – 7 мин.
-
Формулировка темы и цели урока – 2 мин.
-
Работа по теме – 25 мин.
-
Задание на дом – 2 мин.
-
Подведение урока – 2 мин.
Ход урока:
Организационный момент (проверка готовности к уроку по рядам). 2 мин
— Сегодня на уроке у нас присутствуют уважаемые гости. Давайте повернёмся к ним и поприветствуем их кивком головы. Повернулись, встали красиво, здравствуйте, садитесь.
— Ребята, зачем вы сегодня пришли в школу?
Дети:
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
У каждого из вас на столе сигнальные карточки, вы знаете, что обозначает красный цвет – нет, не согласен с ответом, желтый цвет – не знаю, затрудняюсь ответить, зелёный цвет – да, согласен.
2. Начнём урок с проверки домашнего задания 2 мин (по одному ученику, работа с сигнальными карточками).
3. Минутка чистописания – 3 мин.
Отступаем от последней записи в тетради 4 клетки и пишем сегодняшнее число, 13.04., классная работа.
На доске: написано число 108.
Учитель: Ребята, назовите число. Дайте характеристику этому числу. Дети называют, что это число трехзначное, его соседей, количество единиц каждого разряда. Что оно нечётное, некруглое, время полета первого космонавта земли. Если перевести его на часы получится 1 час 48 мин.
Поменяйте цифры, обозначающие десятки и единицы. (180) Запишите образовавшееся число через клеточку и допишите эти числа до конца строки. Кто заканчивает, ставит руку на внимание.
4. Устный счёт – 7 мин.
— Перед вами Цифрозавр, вспомним таблицу умножения. (11,3,6,4,1,2,8,9,7,5,10, 12)
Дети устно решают примеры на табличное умножение и узнают тему урока. «Треугольники».
(Дополнительно) Математический диктант. Приготовили карточки. (2 и 3 ряд)
(Дети обозначают ответы сигнальными карточками) верны ли утверждения?
1. число 400 больше 40 на 360. (да)
2. если число 350 увеличить на 50, получится 300. (нет)
3. сумма чисел 170 и 30 равна двум сотням. (да)
4. уменьшаемое – 580, вычитаемое 20, разность – 600. (нет)
5. если к числу 240 прибавить 300, получится 270. (нет)
6. если число 890 уменьшить на 40, получится 490. (нет)
7. сумма чисел 330 и 70 равна 400.(да)
8. первое слагаемое – 230, второе – 300, сумма – 530. (да)
9. если из 970 вычесть 200, получится 770. (да)
(Дополнительно, 1 ряд, записывает в тетради только ответ)
930-300=630 750+50= 800 480+50=530 340+60=400 340+500=840 720-40=680 560+70=630 270-50=220 980-80=900 180-90=90 360-70=290 620 – 40=580 350+90=440 900-400=500 670-600=70 560+80=640
Физминутка.
5. Формулировка темы и цели урока — 2 мин.
— Для урока ребята приготовили стихотворение о треугольнике. Ученики рассказывают стихотворение, держа в руках по 1 треугольнику.
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три. (Егор).
Три стороны и три угла
И столько же вершин
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим. (Наташа)
Все в нашем городе друзья,
Дружнее не сыскать,
Мы треугольников семья
Нас каждый должен знать.(Диана)
— Тема нашего урока – виды треугольников. Сегодня мы познакомимся с разными видами треугольников, научимся распознавать их по видам углов и длиной сторон.
6. Работа по теме – 25 мин.
Практическая работа №1. Работа в парах с набором из 5 палочек.
(Дети складывают треугольники.)
—Палочки, какой длины вы использовали? (Одинаковые, две длинные, одну короткую.)
—А из каких палочек никогда не сможем построить треугольник? (Из двух коротких и одной длинной.)
Действительно, в этом случае ломаная линия не сможет замкнуться и треугольник просто не получится. В геометрии существует такое правило: какие бы две стороны мы не взяли из трех, две всегда должны быть длиннее третьей.
Проверьте это правило, используя палочки. (Дети строят треугольники.)
а) Возьмите три одинаковые палочки.
—Что скажете о длинах сторон этого треугольника? (Они одинаковые.)
—Или как сказать по-другому? (Равные.)
—Как вы думаете, какое у него «имя»? (Равносторонний треугольник.)
б) Возьмите две одинаковые палочки, а третью короче.
(Дети строят треугольник.)
— Что скажете о сторонах треугольника? (Две стороны длинные одинаковые.)
Такие треугольники принято называть — равнобедренными,
в) А сейчас возьмите три разных палочки, но помните о правиле. Постройте треугольник.
—Какой длины его стороны? (Разные.)
—Как вы думаете у него какое «имя». (Разносторонний треугольник.)
—Можно эти треугольники назвать братьями? (Да.)
—По какому признаку? (По длинам сторон.)
Проверим наши выводы. Прочитайте параграф учебника, с.61.
У. — Назовите виды треугольников по названию углов.
Д. — Остроугольные.
— Тупоугольные.
— Прямоугольные.
Работа с таблицами.
— Найдите среди этих фигур разностороннего, равнобедренного, равностороннего треугольников. (62 и 63).
Работа с учебником. №2, с.61 (задача).
— Что вам непонятно в задаче?
Припек — это прибыль по весу, ведь в тесто добавляют различные ингредиенты.
—Как удобнее записать задачу кратко? (В таблицу.)
—Какие графы будут в таблице?
хлеб | припек | |
10 кг | 4 кг ? | 14 кг |
? | 28 кг | ? |
— Ответить на вопрос задачи мы сможем? (Да.) Как? (Вычтем.)
— Внимательно посмотрите таблицу и дополните ее числом, которое, мы получили.
—Что можете сказать о первой строке? (В ней сейчас все известно.)
—О второй? (Известен только припек.)
— Мы что-то сможем узнать, если будем рассматривать задачу в таком направлении? (Нет.)
Попробуем рассмотреть графы.
—Первая нам что даст? (Ничео не сможем сделать только одно число 4кг и 28кг.)
—Третья? (Тоже одно число.)
—Что мы можем узнать, работая со второй графой? Сравним эти два числа 4 и 28.
—Во сколько раз 28 больше 4? (В 7раз.)
Оказывается, 7 раз по 4 кг содержится в 28 кг. Значит, муки и хлеба тоже будет в 7 раз больше.
—Сколько килограммов муки надо взять? (10∙7 =70 (кг) муки)
—Сколько из этой муки получат хлеба? —(70 + 28 = 98 (кг) — хлеба.)
№ 1, №3 с. 61 — выполнить самостоятельно.
Самопроверка.
Дополнительное задание (дидактические карточки для сильных).
7. Домашнее задание — 2
1.Учебник: № 3,4, лабиринт, с. 61.
2.Тетрадь: № 15, с. 52.
8. Итог урока — 2 мин.
Выставление оценок (с комментариями).
Учащиеся делают вывод урока:
— С чем мы сегодня познакомились на уроке?
Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Что было хорошего на уроке?
-Что было плохого?
-Что помогало на уроке?
-Что мешало?
-Хотели бы вы иначе изучать материал?