Управление образования Исполнительного комитета

Заинского муниципального района

Конспект урока математики для 1 класса

«Муха-цокотуху»

подготовила

воспитатель

Гришина Ирина Ивановна

2013 г.

Цели и задачи:

— закрепление у детей представления о геометрических фигурах – различение на ощупь, умение выделять несколько признаков (цвет, форма, размер);

— закрепление порядкового и количественного счета в пределах пяти, узнавать и называть цифры от 1 до 5, соотносить количество и цифру;

— продолжать учить детей складывать целую фигуру (круг) из частей;

— воспитывать у детей доброе отношение друг к другу;

— формировать у детей желание взаимопомощи.

Оборудование: столы и стулья, чайная посуда – блюдца, чашки и ложки, конверт с письмом, чудесный мешочек, Логические блоки Дьенеша, листы с заданиями, карточки с цифрами от 1 до 5, на каждого ребенка игра «Сложи целое из частей», пенек, игрушка паучок, кукла Муха-Цокотуха, ширма, листы белой бумаги для рисования, краски, кисти, салфетки, стаканчики для воды.

Методы и приемы:

НАГЛЯДНЫЕ: использование наглядного материала, показ способа действия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ: выполнение практических заданий – счет от 1 до 5 с соотношением количества предметов и цифры, рисование красками.

ИГРОВЫЕ: создание игровой ситуации, появление игрушки, игра «Сложи целое из частей», физминутка, психогимнастика.

СЛОВЕСНЫЕ: письмо-обращение, указания, объяснения, поощрение, вопросы, требующие простых ответов (кто? что?).

Предварительная работа:

— чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», игры с Логическими блоками Дьенеша.

Структура занятия:

  1. Вводная часть – длительность 1 -2 минуты.

Цель: создание интереса, эмоционального интереса к занятию.

  1. Основная часть – длительность 15 минут.

Цель: реализация задач программного содержания.

  1. Заключительная часть – 1 – 2 минуты.

Цель: подведение итогов занятия.

Ход занятия:

— Ребята, вы помните сказку Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха»?

Дети: Да, помним.

— Сегодня Муха-Цокотуха пригласила нас в гости. У нее день рождения, на которое соберется много друзей. Давайте тихонько пройдем и посмотрим, что там происходит.

(дети проходят в «гостиную» Мухи-Цокотухи; на столе самовар, блюдца, чашки, ложки, угощение)

— Посмотрите, стол накрыт, а гостей нет. Давайте узнаем, сколько гостей она пригласила. Как можно это сделать? Может быть мы посчитаем блюдца, чашки и ложки, так узнаем количество гостей.

(дети считают посуду на столе)

-Дети, сколько чашек на столе?

Дети: Чашек пять.

— А сколько блюдец и ложек приготовила Муха-Цокотуха?

Дети: Пять блюдец и пять ложек.

— Чашек – 5, блюдец – 5, ложек – 5. Значит, сколько гостей пригласила Муха?

Дети: Муха-Цокотуха пригласила пять гостей.

— Где же все гости и сама Муха-Цокотуха? Посмотрите, здесь какой-то конверт, а в нем письмо:

«Ребятам второй младшей группы

детского сада «Светлячок» от букашек и таракашек.

— Дорогие дети помогите!

Муху-Цокотуху спасите!

Какой-то старичок-Паучок

Нашу Муху в уголок поволок –

Хочет бедную убить, цокотуху погубить.

Но отпустит он ее только тогда, когда вы выполните все его задания. Идите по стрелочкам».

— Ну, что ребята, поможем бедняжке?

Дети: Да, поможем.

— Тогда идемте искать задания, которые нам приготовил Паук.

(дети вместе с воспитателем следуют по стрелочкам)

— Вот первое задание. Слушайте внимательно:

— Угадайте фигуру на ощупь, которая спряталась в «Чудесном мешочке» и расскажите о ней.

(дети должны, не заглядывая в мешочек, на ощупь узнать геометрическую фигуру, достать и рассказать про нее – Логические блоки Дьенеша)

Примерные ответы детей:

— Это треугольник, он большой, красный.

— Это квадрат, он синего цвета , большой.

-У меня круг, он желтый и маленький.

-Отлично, вы быстро справились с этим заданием. Посмотрим, куда приведет нас следующая стрелка.

(стрелка привела к поляне, на которой лежат «осколки» разбитых разноцветных тарелок)

-Ребята, посмотрите, здесь разбитые тарелки. Задание такое: сложите из частей целую тарелку.

(перед каждым ребенком на столе игра «Сложи целое»)

— Молодцы, задание выполнено. Нам нужно поторопиться. Муха-Цокотуха ждет нашей помощи. Следуем по другой стрелочке.

(эта стрелочка привела к пеньку)

— На пеньке лежит задание № 3 – это:

Физкульминутка

Три медведя шли домой,

Папа был большой-большой,

Мама чуть пониже ростом,

А сынок малютка просто –

Очень маленький он был,

С погремушками ходил:

— Дзинь-дзинь-дзинь!

— Отдохнули, сейчас подойдем к следующему заданию. Подойдите к столу. Задание такое: нужно посчитать предметы и положить напротив них соответствующую цифру.

(на столах перед детьми лежат листы с заданием и карточки с цифрами – дети считают предметы и выкладывают перед ними цифру: 5 грибочков, 4 листочка, 3 морковки, 2 яблочка и 1 солнышко)

— Петя, какую цифру ты положил перед морковками и почему?

Петя: Я положил цифру 3, потому что морковок здесь три.

— Марина, сколько у тебя грибочков?

Марина: У меня пять грибочков.

— Давайте вместе посчитаем листочки.

(дети вместе с воспитателем считают грибочки, выясняют, что их четыре)

— Найдите цифру четыре и положите ее около грибочков.

(дети выполняют задание)

— Хорошо, быстро справились с заданием. Вот мы и добрались до места, где старичок-Паучок прячет Муху-Цокотуху

Психогимнастика

«Сердитый и веселый паучок»

— Ребята, посмотрите, какой сердитый паучок сидит на столе с последним заданием.

(посередине стола сидит большой черный паучок)

— Покажите мне, какой он сердитый.

(дети изображают сердитого злого паука: хмурят брови, смотрят сердито)

— Как вы думаете, почему он сердитый?

Дети: Паучок сердитый, потому что он черного цвета.

— Я знаю, что можно сделать, чтобы он стал добрым. Нужно раскрасить его «добрыми» красками. Как вы думаете, какие краски могут быть «добрыми»?

Дети: красные, желтые, синие, зеленые.

— Я предлагаю вам нарисовать разноцветных паучков. Он подобреет и отпустит Муху-Цокотуху, ведь мы выполнили все его задания.

(дети рисуют разноцветных паучков)

— Посмотрите, а паучок-то улыбается. Он стал добрее. Покажите , какой паучок стал добрый.

(дети улыбаются)

— А вот и Муха-Цокотуха.

(из-за ширмы появляется кукла Муха-Цокотуха, она приглашает детей отпраздновать ее освобождение и день рождения – дети поют ей «Каравай»; занятие плавно переходит в сюжетно-ролевую игру «День рождения Мухи –Цокотухи»)

Использованная литература:

  1. Программа «Математические ступеньки», авт. Е.В.Колесникова, М.: ТЦ Сфера, 2008.

  2. «Математика для дошкольников», авт. Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.Н.Новикова, М.: Просвещение, 1992. -5 191 с.

  3. «Математика от трех до семи», авт. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе, СПб.: Детство-пресс, 2003. – 176 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here