Управление образования Исполнительного комитета
Заинского муниципального района
Конспект урока математики для 1 класса
«Муха-цокотуху»
подготовила
воспитатель
Гришина Ирина Ивановна
2013 г.
Цели и задачи:
— закрепление у детей представления о геометрических фигурах – различение на ощупь, умение выделять несколько признаков (цвет, форма, размер);
— закрепление порядкового и количественного счета в пределах пяти, узнавать и называть цифры от 1 до 5, соотносить количество и цифру;
— продолжать учить детей складывать целую фигуру (круг) из частей;
— воспитывать у детей доброе отношение друг к другу;
— формировать у детей желание взаимопомощи.
Оборудование: столы и стулья, чайная посуда – блюдца, чашки и ложки, конверт с письмом, чудесный мешочек, Логические блоки Дьенеша, листы с заданиями, карточки с цифрами от 1 до 5, на каждого ребенка игра «Сложи целое из частей», пенек, игрушка паучок, кукла Муха-Цокотуха, ширма, листы белой бумаги для рисования, краски, кисти, салфетки, стаканчики для воды.
Методы и приемы:
НАГЛЯДНЫЕ: использование наглядного материала, показ способа действия.
ПРАКТИЧЕСКИЕ: выполнение практических заданий – счет от 1 до 5 с соотношением количества предметов и цифры, рисование красками.
ИГРОВЫЕ: создание игровой ситуации, появление игрушки, игра «Сложи целое из частей», физминутка, психогимнастика.
СЛОВЕСНЫЕ: письмо-обращение, указания, объяснения, поощрение, вопросы, требующие простых ответов (кто? что?).
Предварительная работа:
— чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», игры с Логическими блоками Дьенеша.
Структура занятия:
-
Вводная часть – длительность 1 -2 минуты.
Цель: создание интереса, эмоционального интереса к занятию.
-
Основная часть – длительность 15 минут.
Цель: реализация задач программного содержания.
-
Заключительная часть – 1 – 2 минуты.
Цель: подведение итогов занятия.
Ход занятия:
— Ребята, вы помните сказку Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха»?
Дети: Да, помним.
— Сегодня Муха-Цокотуха пригласила нас в гости. У нее день рождения, на которое соберется много друзей. Давайте тихонько пройдем и посмотрим, что там происходит.
(дети проходят в «гостиную» Мухи-Цокотухи; на столе самовар, блюдца, чашки, ложки, угощение)
— Посмотрите, стол накрыт, а гостей нет. Давайте узнаем, сколько гостей она пригласила. Как можно это сделать? Может быть мы посчитаем блюдца, чашки и ложки, так узнаем количество гостей.
(дети считают посуду на столе)
-Дети, сколько чашек на столе?
Дети: Чашек пять.
— А сколько блюдец и ложек приготовила Муха-Цокотуха?
Дети: Пять блюдец и пять ложек.
— Чашек – 5, блюдец – 5, ложек – 5. Значит, сколько гостей пригласила Муха?
Дети: Муха-Цокотуха пригласила пять гостей.
— Где же все гости и сама Муха-Цокотуха? Посмотрите, здесь какой-то конверт, а в нем письмо:
«Ребятам второй младшей группы
детского сада «Светлячок» от букашек и таракашек.
— Дорогие дети помогите!
Муху-Цокотуху спасите!
Какой-то старичок-Паучок
Нашу Муху в уголок поволок –
Хочет бедную убить, цокотуху погубить.
Но отпустит он ее только тогда, когда вы выполните все его задания. Идите по стрелочкам».
— Ну, что ребята, поможем бедняжке?
Дети: Да, поможем.
— Тогда идемте искать задания, которые нам приготовил Паук.
(дети вместе с воспитателем следуют по стрелочкам)
— Вот первое задание. Слушайте внимательно:
— Угадайте фигуру на ощупь, которая спряталась в «Чудесном мешочке» и расскажите о ней.
(дети должны, не заглядывая в мешочек, на ощупь узнать геометрическую фигуру, достать и рассказать про нее – Логические блоки Дьенеша)
Примерные ответы детей:
— Это треугольник, он большой, красный.
— Это квадрат, он синего цвета , большой.
-У меня круг, он желтый и маленький.
-Отлично, вы быстро справились с этим заданием. Посмотрим, куда приведет нас следующая стрелка.
(стрелка привела к поляне, на которой лежат «осколки» разбитых разноцветных тарелок)
-Ребята, посмотрите, здесь разбитые тарелки. Задание такое: сложите из частей целую тарелку.
(перед каждым ребенком на столе игра «Сложи целое»)
— Молодцы, задание выполнено. Нам нужно поторопиться. Муха-Цокотуха ждет нашей помощи. Следуем по другой стрелочке.
(эта стрелочка привела к пеньку)
— На пеньке лежит задание № 3 – это:
Физкульминутка
Три медведя шли домой,
Папа был большой-большой,
Мама чуть пониже ростом,
А сынок малютка просто –
Очень маленький он был,
С погремушками ходил:
— Дзинь-дзинь-дзинь!
— Отдохнули, сейчас подойдем к следующему заданию. Подойдите к столу. Задание такое: нужно посчитать предметы и положить напротив них соответствующую цифру.
(на столах перед детьми лежат листы с заданием и карточки с цифрами – дети считают предметы и выкладывают перед ними цифру: 5 грибочков, 4 листочка, 3 морковки, 2 яблочка и 1 солнышко)
— Петя, какую цифру ты положил перед морковками и почему?
Петя: Я положил цифру 3, потому что морковок здесь три.
— Марина, сколько у тебя грибочков?
Марина: У меня пять грибочков.
— Давайте вместе посчитаем листочки.
(дети вместе с воспитателем считают грибочки, выясняют, что их четыре)
— Найдите цифру четыре и положите ее около грибочков.
(дети выполняют задание)
— Хорошо, быстро справились с заданием. Вот мы и добрались до места, где старичок-Паучок прячет Муху-Цокотуху
Психогимнастика
«Сердитый и веселый паучок»
— Ребята, посмотрите, какой сердитый паучок сидит на столе с последним заданием.
(посередине стола сидит большой черный паучок)
— Покажите мне, какой он сердитый.
(дети изображают сердитого злого паука: хмурят брови, смотрят сердито)
— Как вы думаете, почему он сердитый?
Дети: Паучок сердитый, потому что он черного цвета.
— Я знаю, что можно сделать, чтобы он стал добрым. Нужно раскрасить его «добрыми» красками. Как вы думаете, какие краски могут быть «добрыми»?
Дети: красные, желтые, синие, зеленые.
— Я предлагаю вам нарисовать разноцветных паучков. Он подобреет и отпустит Муху-Цокотуху, ведь мы выполнили все его задания.
(дети рисуют разноцветных паучков)
— Посмотрите, а паучок-то улыбается. Он стал добрее. Покажите , какой паучок стал добрый.
(дети улыбаются)
— А вот и Муха-Цокотуха.
(из-за ширмы появляется кукла Муха-Цокотуха, она приглашает детей отпраздновать ее освобождение и день рождения – дети поют ей «Каравай»; занятие плавно переходит в сюжетно-ролевую игру «День рождения Мухи –Цокотухи»)
Использованная литература:
-
Программа «Математические ступеньки», авт. Е.В.Колесникова, М.: ТЦ Сфера, 2008.
-
«Математика для дошкольников», авт. Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.Н.Новикова, М.: Просвещение, 1992. -5 191 с.
-
«Математика от трех до семи», авт. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе, СПб.: Детство-пресс, 2003. – 176 с.