Учитель начальных классов

КГУ «ОСШ №32» г.Темиртау

Реберг Ольга Михайловна.

В гостях у сказки на уроке математики.

2 класс

Тема:

Устные способы сложения и вычитания с переходом через десяток.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

Цель:

Формирование умений выполнять устное сложение и вычитание с переходом через десяток.

Расширение литературного кругозора учащихся.

Задачи:

  1. Закреплять умение выполнять действия сложения и вычитания с переходом через десяток, решать простые и составные задачи, уравнения,закрепить знания о геометрических фигурах ( прямоугольник, квадрат).

  2. Развивать речь, словесно – логическое мышление, познавательную активность, любознательность, творческие способности учащихся.

  3. Воспитывать любовь к поэтическому слову А.С. Пушкина, интерес к предметам через дидактическую игру и логические задания, самостоятельность, доброту, справедливость, воображение.

Методы:

Словесный, индивидуально – фронтальный, самостоятельный, наглядный, проблемно – поисковый, игровой, взаимоконтроля, самооценки.

Вид:

Интегрированный урок.

Тип:

Закрепление знаний.

Формы работы:

Индивидуальный, групповой, коллективный.

Оборудование:

Слайды к сказке « Сказка о царе Салтане…», тесты, карточки, рисунки дворца, лебедя ; нити, платья и короны для сестёр, интерактивная доска, компьютеры.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Учитель:

— Мы начинаем наш урок, для чего? (слайд)

Дети:

-Чтобы многое познать от него.

— Чтобы умели мы решать, считать, сочинять

И никогда не унывать.

-Какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием – урок математики?

-Цифры, труд, отрезок, книга, знания, сказка.

— Действительно уроки математики – это сказка, т.к. на них вы узнаёте о самых различных тайнах. А сегодня хотите побывать в сказке?

— Да.

-И так сказка начинается. (слайд)

Инсценировка 1 главы сказки.

Автор: Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (слайд)

1-я: Кабы я была царица,-

Автор: говорит одна девица –

-Т о на весь крещёный мир приготовила б я пир.

2-я: — Кабы я была царица,-

Автор: говорит её сестрица,-

— То на весь бы мир одна наткала я полотна.

3-я: Кабы я была царица,-

Автор: третья молвила сестрица,-

— Я б для батюшки — царя родила богатыря.

Автор:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Царь:

Здравствуй, красная девица, будь царица,

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки – сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Автор: В сени вышел царь – отец,

Все пустились во дворец.

Учитель: В гостях какой сказки мы побываем? (слайд)

Дети:

— «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

— Кто автор этой сказки? (слайд)

-А.С.Пушкин – великий русский писатель, его все любят и ценят. Его творчеством восхищаются миллионы людей во многих уголках нашей планеты.

2006 год в Казахстане был объявлен годом Александра Сергеевича .

Наш урок, посвящённый сказке Пушкина проходит в феврале не случайно, февраль – месяц памяти великого поэта.

-Какие сказки А.С.Пушкина вы читали или слушали? (слайд)

-Сколько стихотворных сказок было написано великим поэтом? (5).

-«Сказка о царе Салтане…» самая жизнерадостная, с ней интересно на уроках математики, об этом мы узнаем, а пока проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания. (слайд)

— Объясните, как нашли значения выражений, какие способы сложения и вычитания применяли?

70 – 6 48 + 5

42 + 8 96 — 9

40 – 36 62 – 7

3.Сообщение темы урока. (слайд)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока ? чем мы будем заниматься?

-Тема : Устные способы сложения и вычитания с переходом через десяток.

Чем мы будем заниматься?

— На уроке мы закрепим умение выполнять действия сложения и вычитания с переходом через десяток.

— Ребята, а что же сейчас происходит во дворце? Давайте узнаем.

4. Устный счёт. (слайд)

Задачи:

А) Царь Салтан попросил повариху испечь на пир пироги с мясом и с капустой: одних на 5 больше, чем других. С мясом испекли 95 штук. Сколько пирогов испекли с капустой?

(95 + 5 = 100п. – с капустой)

Б) Ткачихе царь поручил за три дня наткать полотна. В первый день она наткала 14м, а во второй день 19м, а в третий день столько, сколько в первый и во второй вместе. Сколько метров полотна наткала ткачиха в третий день?

(14 + 19 = 33 м) – наткала в третий день

— А что же происходит в нашем дворце?

В) 1-ый ученик:

По краткой записи я составил задачу и устно решил её:

Таня – 17 сказок на ? больше

Катя – 5 сказок

-Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась действием сложения.

2-ой ученик:

Я нашёл значения выражений и, оказалось, они все равны 29.

( читает их)

(24+11) -6 =29

17+ (32 – 20) =29

-Какое правило ты использовал?

-В выражениях со скобками первое действие выполняем в скобках, а затем все действия по порядку слева направо.

-Что же это за загадочное число 29?

-Сегодня 29 февраля, это число в феврале месяце бывает в високосном году, через 4 года. 2012 год – високосный, в нём не 365, а 366 дней.

( Запись числа и классная работа в тетрадях). (слайд)

5.Каллиграфическая минутка.

-Запишите сколько десятков и единиц в числе 29.

— Представьте число 29 в виде суммы разрядных слагаемых.

Сказка дальше продолжается.

Пока мы с вами работали, а в те поры…

(Демонстрация отрывка из мультфильма «Сказка о царе Салтане..» 2 часть) от слов: В те поры война была … (слайд)

  • Что стало причиной несчастий молодой царицы и её сына? (зависть)

  • В чем состоял план завистниц – ткачихи и поварихи?

-Узнаем, если отгадаем слово.

6.Работа над темой урока.

Отгадай слово. Расшифруй. ( ІІІ глава) (слайд)

6 + 37 94 — 9

23 — 7 16 + ( 24 – 5 )

8 + 85

85

16

43

93

35

к

о

б

ч

а

-Их план состоял в том, чтобы угостить гонца, заменить грамоту и посадить царицу с сыном в бочку, и пустить в океан.

Учитель: Плывёт бочка по морю, и растёт ребёнок там не по дням, а по часам. К чему обратился он , чтобы бочка оказалась на суше (К волне.)

— А обратился он к волне с такими словами, повторяйте их, пожалуйста, за Лерой.

7.Физминутка (шум моря) (слайд)

Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна:

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли…

-Поможем волне выплеснуть бочку на сушу.

8.Математический диктант. (слайд)

-Найдите сумму чисел 37 и 6 (43)

-Уменьшите на 4 число 60 (56)

-Дополните 9 до 17 (8)

-Какое число надо вычесть из 21, чтобы получить 12? (9)

-На сколько 75 больше, чем 5? (70)

-Уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 7 , разность 14 ,найдите уменьшаемое. (21)

(взаимопроверка)

— Если вы расшифруете слово, то узнаете ,кого увидит царевич на берегу моря . (слайд)

Разгадывание ребуса.

( Увидит лебедя. )

— От кого спас царевич лебедя?

1.Работа в группах по карточкам. Выбирай по силам. (слайд)

— Проверь, опираясь на плакат – фундамент.

— Расположите числа в порядке возрастания.

/ Открываются карточки при проверке/

  • От кого спас царевич лебедя?

70 , 42, 63, 45, 46, 30

30, 42, 45, 46, 63, 70

К о р ш у н

-Что сказала спасенная птица царевичу?

Давайте об этом прочитаем (от слов -ты царевич, мой спаситель…..до слов — не горюй и спать ложись)

Творческая работа.

Построение геометрических фигур. ( слайд)

-Какой дворец увидели царевич и царица, когда проснулись? Попытайтесь создать его сами, работая в паре. У вас на партах геометрические фигуры.

-Какие геометрические фигуры вы использовали?

-Чем отличается прямоугольник от квадрат а?

Сказка продолжается.

  • О каких чудесах рассказали корабельщики, узнаем, выполнив задание.

  • (Тесты по вариантам). (слайд)

— С заданием справились. Итак, о каких чудесах рассказали корабельщики? (слайд)

/Чтение отрывка цепочкой, 3 человека. /

Во дворце хрустальный дом,

Белка чудная есть в нём.

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд,

Слуги белку стерегут.

-Кого имеет в виду автор? Узнаем, решив задачу.

8.Решение задачи. (33 богатыря, с ними дядька Черномор) (слайд)

В начале вышло из вод морских 11 богатырей, потом на 12 богатырей больше. Сколько всего богатырей вышло из вод морских сторожить царство Гвидона?

В 1 раз – 11 б. ? богатырей

Во 2 раз – ? на 12 богатырей больше

  1. 11+12= 23 (Б.) – вышло во 2 раз

  2. 11+23=34 (Б.)- вышло всего сторожить дворец

11+(11+12)=34/ б./

Ответ: 34 богатыря.

-Имел в виду 33 богатыря и с ними дядьку Черномора.

-О каком чуде ещё рассказали корабельщики?

— Узнаем, если решим уравнения и отгадаем загадку. (слайд)

/Решение уравнений по рядам и отгадывание загадки./

Стр. 142 № 4

Загадка о царевне. (слайд)

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

(царевна — лебедь)

9.Итог урока. (слайд)

-Чем мы занимались на уроке?

-Мы работали над развитием вычислительных навыков, решали примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток.

-Решали простые, составные задачи, закрепляли умение решать уравнения.

-Какая сказка нам помогла в решении этих задач?

Понравилась ли вам сказка?

10.Домашнее задание. ( по группам) ( слайд)

11.Рефлексия. (слайд)

-Понравился вам урок?

— Покажите, какое у вас настроение? Выберите облачко,которое вам нравится больше всего и соответствует вашему настроению.

— Выставление оценок.

Очень жаль, что путь не долог,

Возвращаться нам пора,

Но на следующем уроке

Вновь продолжится игра.

Спасибо всем за работу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here