Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новолядинская средняя
общеобразовательная школа
Тамбовского района Тамбовской области
392515 п. Новая Ляда, ул. Школьная, 22
тел. 8(4752) 65-31-53
E—mail:rcschool@yandex.ru
Конспект урока математики
Для 3 класса по теме «Решение составных уравнений»
Автор разработки: Курочкина Л.И.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2010
Тема. Решение составных уравнений.
Цель:- познакомить с алгоритмом решения уравнений нового вида (составных уравнений);
-систематизировать знания по теме «Уравнения»;
-закрепить навыки устных и письменных вычислений;
-закрепить умения решать задачи, содержащие единицы времени;
— развивать навыки самостоятельной работы.
Ход урока
I.Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»
II. Актуализация знаний
1. «Зарядка для ума»
—Заполните таблицу, расположите значения Х в порядке убывания и вы узнаете какой сегодня день.
а[[»’l;lаавелосипедааипед
∙ 2
˃100
ооо нет
+ 15
— 62
X
-
а
0
1
3
16
22
55
62
70
х
15
17
21
47
59
48
62
78
н
и
н
я
т
ь
а
т
62 | 59 | 48 | 47 | 21 | 17 | 15 | |
т | а | т | ь | я | н | и | н |
—12 января 1755 года императрица Елизавета Петровна по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова подписала указ «Об учреждении Московского университета» и 12(25) января стало официальным университетским днем основания Московского университета. С тех пор святая Татьяна считается покровительницей студентов.
— Почему я назвала два числа (12 и 25)?
( До 16 века пользовались юлианским календарем, по которому в году было 365 суток, а потом перешли на григорианский календарь, по которому в году 365 суток, ачетвертый год – високосный – 366.
В 16 веке перешли на новый календарь, а Россия перешла только в 20 веке.)
III. Постановка цели урока
1.— На какие группы можно разбить записи?(слайд)
в – с 92-х=86
85 – х> 70 76-х>
125+75=200 80-50-20
28:х=2 (4+в:9).4=48
99:х=50-39 у+7<у+17
-Что можно сказать о равенствах?
(Верные, неверные; числовые, равенства с переменной – уравнения)
2. Закончите определение:
уравнение – это …
корень уравнения – это …
решить уравнение – значит …
3.Решитеуравнения.
-Какое уравнение не смогли решить?
-Почему?
-Подходит ли наш алгоритм для решения этого уравнения?
— Почему?
-Давайте проверим.
— Какую же цель мы для себя определим на этом уроке?
— Итак, тема урока «Решение составных уравнений» (слайд)
IV. «Открытие» детьми нового знания.
1.Работа в парах.
Блок-предписание
по теме «Решение составных уравнений»
Содержание заданий |
| |
1 |
Сравни данное уравнение с уравнениями, которые уже решали Вариант 1 ( 4 · b — 16): 2 = 10
Вариант 2 ( 2 + x: 7 ) · 8 = 72
Сделай вывод.
|
Работа в парах |
2 |
Внеси изменение в блок-схему. При затруднении обратись к учителю
|
Работа по карточке
|
3 |
Реши данное уравнение
|
Проверь по ключу |
4 |
Обобщи полученные результаты
|
Поделись с товарищем |
5 |
Работа по учебнику: Вариант1 № 2 (в) стр.83
Вариант 2 № 2 (г) стр.83
|
Взаимопроверка |
| Спасибо за работу! |
|
2.Составление алгоритма решения составных уравнений
Алгоритм решения составных уравнений
Упрости
правую часть
Найти
последнее действие
Выдели
неизвестный компонент
Примени правило нахождения неизвестного компонента
Сделай проверку
Да
Корень
уравнения
найден?
— Какие изменения внесли в алгоритм? Почему?
V. Первичное закрепление.
1.Анализ решения уравнений.
— Правильно ли решены уравнения?
(4+в : 9) · 4 = 48 (4+в : 9) · 4 = 48
(в: 9) · 4 = 48 – 4 4+в : 9= 48: 4
(в: 9) · 4 = 44 4+в : 9= 12
в: 9= 44 : 4 в : 9= 12– 4
в: 9=11 в : 9= 8
в=11· 9 в = 9· 8
в=9 9в = 72
7. Физкультминутка
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохнем,
Сядем тихо, отдохнем,
Все в порядок приведем,
Вновь трудиться мы начнем.
2.№1(а) – с комментированием у доски и в тетрадях
№1(в) – самостоятельно
Проверка по ключу
3.№12 с.85
4.Блиц – турнир №5 с.84
Проверка (слайд)
VI. Повторение и систематизация изученного
1.Фронтальная работа
а) Заполнить схему(слайд)
-Сколько часов в 1сутках?
-Сколько минут в часе?
-Сколько секунд в минуте?
Раз секунда пролетела,
Оглянуться не успела,
Шестьдесят секунд промчались
И минуткой оказались.
Ну, а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Двадцать раз
И четыре про запас
Сутки полные проходят
День и ночь с собой уводят
2.Самостоятельная работа
(Работа по карточкам, работа проверяется по ключу – взаимопроверка)
Вариант 1
-
Укажите правильное значение произведения чисел 807 и 43.
а) 807 б) 807 в) 807
43 43 43
2421 2451 2421
3228 3268 3228
5649 35131 34701
2.Заполните таблицу, используя формулу пути.
-
S
V
t
420 км
2800 км
км
70 км/ч
км/ч
250 км/ч
ч
7 ч
4 ч
S = V = t =
-
Реши уравнение:
720 : (9 · x – 27) = 80
-
Блиц-опрос
а) б) в)
P = 20 см S = 45 дм2 P = 24 м
S = _____ Р = ________ S = ______
-
Периметр квадрата 12 см. Из двух таких квадратов сложили прямоугольник так, что квадраты касаются друг друга сторонами.
Периметр полученного прямоугольника равен _____________ см.
Вариант 2
-
Укажите правильное значение произведения чисел 708 и 62.
а) 708 б) 708 в) 708
62 62 62
1416 1436 1416
4248 4308 4248
5664 44516 43876
2.Заполните таблицу, используя формулу пути.
-
S
V
t
540 км
3200 км
км
60 км/ч
км/ч
150 км/ч
ч
4 ч
6 ч
S = V = t =
-
Реши уравнение:
35 — (x + 9) : 5 = 29
-
Блиц-опрос
а) б) в)
P = 28 см S = 54 см2 P = 32 дм
S = _____ Р = ________ S = ______
-
Периметр квадрата равен 8 см. Из двух таких квадратов сложили прямоугольник так, что квадраты касаются друг друга сторонами.
Периметр полученного прямоугольника равен _____________ см.
VII. Итог урока
— Обратимся к теме урока.
— Что необходимо знать, чтобы быстро и правильно решить составное уравнение?
Использованные ресурсы:
-
Петерсон Л.Г. Математика 3 класс. – М.: Издательство «Ювента», 2009
-
Петерсон Л.Г. , А.А. Невретдинова, Т.Ю. Поникарова. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 3. – М.: Издательство «Ювента», 2009
Иллюстративный материал
-
Императрица Елизавета Петровна http://www.bibliotekar.ru/k88-Argunov_Ivan/8.files/image002.jpg
-
Михаил Васильевич Ломоносов http://cnx.org/content/m34993/latest/graphics6.jpg
-
Сова с книгой http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/4/84/4084148_Buho20biblioteca.gif