Урок математики в 1 классе МОУ ГООШ ( отделение коррекционного обучения)г.Калязин
Учитель: Колобушкина А.В.
Тема: «Число и цифра 4»
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить учащихся с новым числом 4 и научить обозначать его цифрой 4.
-
Познакомить с печатной и письменной цифрой 4.
Коррекционно-развивающие:
-
Корригировать мышление.
-
Развивать речь учащихся.
Воспитательные:
-
Воспитывать прилежание.
-
Повысить мотивацию учащихся за счёт игровых форм.
Наглядные пособия, дидактический материал. Кубики двух цветов. круги, зайцы, цифровая касса, наборное полотно, игрушки.
Ход урок
I.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
— Какой сейчас будет урок?
— Какой это урок по счёту?
— Что вы приготовили к уроку математики?
II.Повторение образования чисел 2,3 с помощью игры «Один да один».
— Какие числа вы знаете?
— Посчитайте до 3.
Игра «Один да один»(К доске выходят 3 ученика, они становятся в шеренгу.Первый делает шаг вперёд и говорит: «Я один».Второй делает шаг вперёд и говорит: «Один да один будет два» и т.д.
III.Закрепление соотношения числа, количества, цифры.
1.К заданному количеству предметов подобрать нужную цифру.
-Мама купила 3 апельсина. Покажите цифрой, сколько апельсинов купила мама. Проверим. Посчитаем вместе хором и прикрепим цифру 3.»
2. К цифре подобрать соответствующее количество предметов.
— Эта кукла не умеет говорить, но знает цифры. Смотрите, какую цифру она показала(3). Это она просит конфеты. Сколько конфет она просит? Дадим кукле 3 конфеты».
3. Игра «Найди нужные картинки» (ученики получают коробочки с набором картинок и цифру. К цифре надо подобрать все картинки с соответствующим количеством предметов .Затем к каждой картинке подобрать нужную цифру.
4. На абаке открой 3 окошка. Какое число получилось? Запиши цифрой. Сколько окон открыли? Отсыпь из пачки 3 ложки соли, напиши цифрой. Сколько соли отсыпали? И т.д.
5.Геометрический материал.
Из каких геометрических фигур состоят эти поросята?
Где больше кругов?
Сколько геометрических фигур в каждом поросенке?
Физкультминутка.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Выше руки! Щире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
Я иду и ты идешь,
Раз, два, три.
Я пою и ты поешь,
Раз, два, три.
Мы идем и мы поем,
Раз, два, три!
(ПО 2 РАЗА)
(Дети бегают, резвятся, потом садятся на места.)
IV. Сообщение темы урока.
— Поставьте 3 зайчика и ещё одного. Сосчитаем, сколько стало зайцев?
-Сегодня на уроке мы будем изучать число 4, будем учиться писать цифру 4.
V.Знакомство с новым материалом.
1).-Обведите в тетради 3 квадрата. Сколько квадратов ещё надо обвести, чтобы их стало 4?
Сколько надо закрасить, чтобы их стало 3?
Вывод: «Чтобы получить число 4, нужно к 3 прибавить один. Если от 4 отсчитывать один, то получится 3».
2).Счёт элементов конкретных множеств (4 тетради, 4 ручки, 4 карандаша и т.д.)
Отсчитывание 4 предметов(возьми из коробки 4 карандаша и т.д.)
3).Знакомство с печатной цифрой 4. Место числа 4 в числовом ряду.
— На что похожа цифра 4?
Гляди, четыре — это стул,
Который я перевернул.
(Г.Виеру)
«Числовая лестница» (Одну ступеньку обозначаем числом 1, две ступеньки -числом 2, три ступеньки -числом 3, четыре ступеньки числом – 4.Поднимитесь и опуститесь по лестнице, считая ступеньки»
— Найдите в своём наборном полотне цифру 4 и расставьте все известные числа по порядку, т.е. в порядке последовательности числового ряда, в обратном порядке, найдите соседей числа.
Игра «Найди своё место».
Загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет.
(Времена года)
На четырех ногах стою,
Ходить же вовсе не могу.
На мне ты станешь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
(Стул)
Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце.
(Поросенок)
Живет между камнями
Голова с четырьмя ногами.
(Черепаха)
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.
(Подушка)
— Кто может предложить больше разных способов расположить 4 палочки?
VI.Коррекция и закрепление нового: работа с учебником. По рисункам закрепить получение числа 4, соотнести число, количество и цифру 4.
VII.Знакомство с письмом цифры 4.
1)показ рукописного образца цифры, показ и письмо элементов цифры;
2)показ письма цифры на доске(обращается внимание на направление движения мела);
3)обводка (пальцем , указкой) модели цифры;
4)письмо цифры в воздухе;
5)письмо цифры на доске несколькими учениками;
6)письмо цифр в тетрадях по образцу (слабые ученики пишут по обводке).
VIII.Подведение итогов урока.
-Какое новое число узнали?
-Как можно получить число 4?
Использованная литература:
М.Н. Петрова Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М.: Владос, 2001.
В. Волина. Праздник Числа. Занимательная математика для детей– М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.