Конспект урока математики
в 1 классе по теме:
«Знакомство с задачей»
Учитель Потапкина Елена Михайловна
Тема урока: «Знакомство с задачей»
ЦЕЛЬ: Научить детей отличать задачу от текстового материала.
ЗАДАЧИ:
-
ввести термины, связанные с понятием «задача», рассматривая условие и вопрос как обязательный элемент задачи.
-
познакомить с этапами исследования задачи;
-
развивать мышление, внимание, вычислительные навыки;
-
учить ставить вопросы и находить на них ответы;
-
воспитывать познавательный интерес у учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран
Слайд 1
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
У:- Ребята, кто из вас любит сказки?
— Какие сказки вы знаете, связанные с нашим предметом? В их названии встречаются числа.
Д: — «Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «12 месяцев», «Три поросенка»
-
Устный счет
У: — Я не зря заговорила о сказках, сегодня мы с вами проведем урок вместе со сказочными героями. Узнайте их:
Слайд 2
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьет он из корытца.
Д: — Поросенок.
У: Правильно, встречайте:
Слайд 3
Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.
— Кто помнит сказку? Какую работу выполнили поросята?
Д: — Построили домики.
У: Мы тоже сегодня присоединимся к ним и построим домик, но только для задачи. А кто мне может объяснить, что такое задача?
У: Задача, обозначает упражнение, требующее нахождения решения по известным данным с помощью определённых действий при соблюдении определённых правил совершения этих действий.
— Но вернемся к нашим поросятам. Мы у них в гостях. Нас в классе 19 человек, со мной 20.
5 человек пошли к Ниф-Нифу, 7 человек пошли к Наф –Нафу и 8 человек пошли к Нуф –Нуфу. И задумались поросята: Как нас расселить, если в каждом домике только по 2 комнаты. Давайте поможем им:
Слайд 4
-
Знакомство с новым материалом.
У: — Какие домики были у поросят?
Слайд 5
Д:- У Ниф-Нифа – из соломы,
Слайд 6
у Наф-Нафа – из веток и тонких прутьев,
Слайд 7
У Нуф-Нуфа – из кирпича.
У:- Чей домик вам понравился больше всего? Почему?
— Итак, приступаем к строительству нашего дома. С чего начнем?
Д: С фундамента.
У: Верно.
Фундамет — это основной конструктивный элемент здания. Фундамент — это основная опорная часть всей конструкции здания. Его цель выдержать вес всей наружной постройки.
Слайд 8
Фундаментом задачи служит УСЛОВИЕ и ВОПРОС. Условие, то, что мы знаем, что нам известно. Например: «На строительство дома было истрачено 4 мешка цемента и 3 мешка песка. Сколько всего мешков с песком и цементом было потрачено на строительство дома? »
Слайд 8(щелчок)
УСЛОВИЕ
ВОПРОС
У: — Что в этой задаче является условием?
Д: — На строительство дома было истрачено 4 мешка цемента и 3 мешка песка.
У: — Верно. Мы знаем, что на строительство дома было истрачено 4 мешка цемента и 3 мешка песка. Это условие задачи.
У: — Назовите вопрос задачи.
Д: — Сколько всего мешков с песком и цементом было потрачено на строительство дома?
У: Верно. Нам надо узнать сколько всего мешков с песком и цементом было потрачено на строительство дома? Это вопрос задачи.
УСЛОВИЕ: На строительство дома было истрачено 4 мешка цемента и 3 мешка песка.
ВОПРОС: Сколько всего мешков с песком и цементом было потрачено на строительство дома?
— Теперь будем возводить стены у нашего дома или решать задачу.
— Как узнать, сколько всего мешков с песком и цементом было потрачено на строительство дома? Сложением или вычитанием?
УСЛОВИЕ: На строительство дома было истрачено 4 мешка цемента и 3 мешка песка.
ВОПРОС: Сколько всего мешков с песком и цементом было потрачено на строительство дома?
Д:- Сложением.
Слайд 8(щелчок)
У : — На что показывает число 4?
-На что показывает число +3?
— На что показывает 7?
— Чего не хватает в нашем доме?
Д: — Крыши.
У: — Верно, дом не достроен и задача не завершена. Чтобы завершить задачу необходимо записать ответ.
Слайд 8(щелчок)
УСЛОВИЕ: На строительство дома было истрачено 4 мешка цемента и 3 мешка песка.
ВОПРОС: Сколько всего мешков с песком и цементом было потрачено на строительство дома?
У: — Дом достроен, можно и отдохнуть.
Слайд 9 Физкульминутка.
-
Работа по теме.
У: — Давайте вспомним, какие домики сделали наши поросята. У кого из них дом построен правильно? Почему?
(слайд 10 с домиком Ниф-Нифа и волком)
Слайд 11
— Кто это пришел в гости к Ниф-Нифу? Ой, да это не гость. Ребята давайте спасать нашего горе-поросенка. Мы ему сможем помочь, если выполним задание на странице 66 №2.
(работа по учебнику)
Слайд 12
— Ниф-Ниф благополучно добрался до домика брата. А волк уже тут как тут. Ребята спасём несчастных поросят? Переходим к упражнению № 3 с.66.
5. Повторение пройденного. Самостоятельная работа.
Слайд 13
— Наши герои благополучно добрались до дома Нуф-Нуфа и стали ждать что же будет делать волк? А Нуф-Нуф не дремлет проверяет, все ли учел при строительстве дома. Давайте поможем ему быстро все проверить, выполнив упражнения № 1,2 по рабочей тетради на странице 13.
(работа ведется с подробным разбором и объяснением этапов решения задачи).
№ ________ самостоятельно
Слайд 14
-Так и ушел волк «не солоно хлебавши».
6. Рефлексия:
У: — Выберите фразу, которая отражает ваше настроение на уроке и нарисуйте :
-
У меня всё получилось!
-
Были небольшие трудности
-
Было трудно, надо поработать
Используемая литература:
-
Учебник: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая Математика, 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011
-
Рабочие тетради: Е.Э. Кочурова Математика №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2012.
-
Сборник загадок. Составитель М. Т. Карпенко. Москва «Просвещение»1988
-
Сказка «Три поросенка». С. В. Михалков
Использованные интернет-ресурсы:
http://www.otrezal.ru/catch-words/276.html