ГУ «Средняя школа№ 7 отдела образования акимата г. Костаная»
Конспект урока математики
в 1 классе
«Сравнение задач»
подготовила
учитель начальных классов
Мельникова Елена Федотовна
г. Костанай
2013
Урок – сказка «Теремок».
Тема: Сравнение задач.
Цель:
обучающая: овладение умением различать задачи на нахождение остатка и уменьшение числа на несколько единиц, закрепление умения составлять задачи по рисунку и выражению, различать сообщение и задачу, дополнять условие;
развивающая: развитие связной речи, вычислительных навыков, познавательных способностей;
воспитывающая: способствовать воспитанию положительных качеств личности.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: Урок – сказка «Теремок».
Оборудование: компьютер, презентация, звукозапись «Голоса птиц», веер с цифрами у каждого ученика, цветные карандаши.
Ход урока
-
Орг. момент. Сообщение темы, постановка цели урока.
— Сегодня на уроке мы будем учиться решать, сравнивать, анализировать, составлять задачи. Что мы должны знать и уметь? А поможет нам в этом сказка «Теремок».
II. Повторение и закрепление пройденного материала.
-
Чтобы попасть в сказку, надо решить логическую задачу.
Росли 2 березы. На каждой березе по 2 ветки. На каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
(На берёзе груши не растут.)
2. Устный счёт.
— Закройте глазки. Представьте лето, лесную полянку, на которой растут цветы и поют птицы. (Слайд: теремок, деревья, солнце, ромашки. Звучит музыка «Голоса птиц».)
В чистом поле теремок,
Он не низок не высок.
Шла лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
В теремочек тот войдёт,
Тот замочек отопрёт,
Кто решит примеры эти.
Лягушка:
« Где же ключик мне найти?
Без него мне не войти!
Подойду я близко-близко.
Тут в замке торчит записка».
— Вы помочь хотите, дети?
III. Работа по теме. Решение и сравнение задач с.71.
Мышка.
Только свет зажгла лягушка,
Постучалась мышь – норушка:
« Пусти меня в дом».
— Согласна лягушка открыть теремок,
Но только попала ты, мышь, на урок.
Чтобы с лягушкой в тереме жить,
Надо сначала задачу решить.
Так и быть, поможем мышке.
Открывайте, дети, книжки.
На странице 71
Две задачи мы сравним.
1. Составные части задачи.
— Из каких частей состоит задача?
(Слайд: условие, вопрос, решение, ответ)
2. Чтение и сравнение задач.
— Чем задачи похожи? (Одинаковыми цифровыми данными: 9,3.)
— Чем задачи отличаются? (В первой задаче говорится о мальчиках, во второй — о мальчиках и девочках. В I — надо узнать, сколько осталось мальчиков, во 2 — сколько было девочек.)
3. Анализ и решение первой задачи с.71
— 0 ком говорится в задаче?
— Что известно о мальчиках?
— О чем спрашивают в задаче?
Заполнение таблицы:
Было -9 м.
Ушли — 3 м.
Осталось — ? м.
Решение задачи.
— Покажите (веером), каким действием решается задача.
— Почему надо решать вычитанием? (Ушли — стало меньше.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка)
— Скажите ответ задачи. (Ответ: осталось 6 мальчиков.)
Проверка.
— Что надо сделать еще? Как будем проверять?
— Нарисуйте столько кружочков, сколько было мальчиков.
— Что надо сделать теперь? Почему зачеркнуть 3 кружочка? (Ушли)
— Посчитайте, сколько кружочков осталось. Поднимите руку, у кого получилось 6 кружочков? Сравните с ответом задачи. Кто считает, что задача решена верно?
4. Анализ и решение второй задачи с.71
Петушок
Поселились мышь с лягушкой,
Лупоглазою подружкой.
Вдруг стучится на рассвете
Петушок горластый — Петя.
« Это что за теремок?
Он не низок, не высок
Эй, откройте петушку!
Ко-ко-ко, кукареку!»
Мышь с лягушкой не пускают,
В один голос отвечают:
«Если задачу ты сможешь решить,
В тереме нашем будешь ты жить».
— Что ты, Петенька, не весел?
Что ты голову повесил?
В школу Петя не ходил,
И задачи не учил.
Чтение и анализ задачи.
— О ком говорится в задаче?
— Что обозначает число 9? (Столько было мальчиков.)
— Что известно о девочках? (Их на 3 меньше.)
— Что значит на 3 меньше? (Столько же, но без трёх.)
Краткая запись задачи.
М. — 9
Д .- ? на 3 <
Решение задачи.
— Покажите, каким действием надо решать задачу.
— Почему надо решать вычитанием?
— Запишите решение задачи.
— Прочитайте решение. (9 — 3 = 6 (д.)
— Скажите ответ задачи. (Ответ: было 6 девочек.)
Проверка решения.
— Как проверить задачу?
— Нарисуйте столько кружков красного цвета, сколько было мальчиков.
— Сколько кружков нарисовали? ( 9)
— Ниже нарисуйте синим карандашом столько кружочков, сколько было девочек?
— Сколько кружков нарисовали? (6)
— Каких кружочков меньше? На сколько меньше? Сравните с условием. Кого меньше, на сколько меньше?
5. Сравнение решений I и 2 задач.
9 — 3 = 6 (м.) Ответ: осталось 6 мальчиков.
9 — 3 = 6 (д.) Ответ: было 6 девочек.
— Чем решения задач похожи, а чем отличаются?
— Почему решения задач одинаковые?
— Почему ответы разные? (Что узнавали в первой задаче? Что узнавали во второй задаче?)
-
Преобразование сообщения в задачу.
Решение задачи на нахождение суммы.
Вот живут они —
Лягушка, петушок и мышь-норушка.
Их водой не разольёшь.
Вдруг стучится серый ёж.
Ёж: «Я серый ёжик,
Ни головы, ни ножек.
Буду терем сторожить.
Разрешите здесь пожить»?
Вот друзья посовещались
И открыть пообещали,
Если ёжик даст ответ —
Здесь задача или нет.
— Ладно, ёжик, не грусти,
На пенёчке посиди,
Посиди, послушай нас.
Ну, ребята, в добрый час!
Слайд
На столе стояло 5 чашек.
Поставили еще 3 чашки.
Дополнение условия вопросом.
— Задача это или нет? Почему? Поставьте вопрос.
Сколько чашек стало на столе? (Добавляют на слайд.)
Анализ и решение задачи.
— О чём говорится в задаче?
— Что известно о чашках?
— О чем спрашивают в задаче?
— Каким действием решается задача? Почему?
— Прочитайте решение. (5 + 3 = 8 (ч.))
— Скажите ответ задачи. (Стало 8 чашек.)
Проверка решения.
— Сделаем проверку. Сколько кружочков надо нарисовать?
— Почему 5? Что еще надо сделать? Почему нарисовать еще 3 кружочка?
— Сколько всего кружочков нарисовали? Сколько получилось в ответе?
-
Составление задачи по рисунку.
Волк
Вот живут они – лягушка,
Ёж, петух и мышь-норушка.
Только вдруг из чащи тёмной
Притащился волк бездомный.
Уходи, зубастый зверь,
Не ломись ты в нашу дверь!
Крепко заперт теремок
На засов и на замок!
Рыщет серый волк в лесу.
Ищет кумушку – лису.
Чтоб спросить её совета,
Как решить задачу эту.
А лиса идёт навстречу –
Рыжий хвост, глаза как свечи.
Ей страшны такие муки –
Не сильна она в науке.
— Чтобы крепче запереть теремок, надо срочно составить и решить задачу.
? на 2 больше
Анализ и решение задачи.
У ёжика — 6 к.
В коробке — ? на 2 к. больше
— 0 чём говорится в задаче?
— Что известно о кубиках?
— Что надо узнать в задаче?
— Каким действием решается задача?
— Почему + ? (на 2 больше)
— Скажите ответ задачи (8 кубиков в коробке.)
Проверка решения.
— Как проверить решение?
— Положите столько кружочков, сколько кубиков у ёжика. — Сколько положили? (6)
— Положите столько квадратов ниже, сколько кубиков в коробке.
— Можно сказать, что О и поровну? Каких фигур больше? На сколько больше?
— Посмотрите в условие. На сколько кубиков в коробке больше?
-
Составление задач по выражению.
Медведь.
9 — 6 = 3 7 + 3 = 10
Лиса и волк:
« Кабы встретился нам Мишенька — медведь,
Он помог бы нам ворота отпереть.
Мы пойдем его поищем по лесам.
Ах ты, батюшки, идёт сюда он сам»!
Вот идут они к соседям:
Волк с приятелем медведем,
Впереди лиса идёт,
В теремок гостей ведёт.
Но медведь решать не может,
Тут и сила не поможет.
Дети составляют задачи.
Мы не пустим злых гостей,
Не стучитесь в нашу дверь!
Лучше в школу вы пойдите
Да задачки поучите!
-
Итог урока,
— Чему научились на уроке?
— Что узнали новое?
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Список использованной литературы
-
1. Учебник математики для 1 класса: уч .пособие. Алматы «Атамура».
-
Маршак С.Я. Терем – теремок. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983. -399 с.
-
А.П.Тонких, Т.П.Кравцова, Е.А.Лысынко. 500 задач на сообразительность: пособие. М.:Аквариум, 1999, -224 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http ://www .google .ru /imgres
-
Звук в формате МП 3 «Голоса птиц». Автор и источник заимствования неизвестен.