Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Конспект урока математики в 3 классе

на тему

«Единицы времени. Календарь»

Подготовила Ромашова Елена Владимировна

Учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г.Козьмодемьянска»

Козьмодемьянск

2013г.

Цели урока:

  • Обобщить и повторить знания, связанные с темой «Время».

  • Расширять знания детей о календарном времени.

  • Формировать вычислительные навыки; навыки решения задач.

  • Работать над развитием внимания, памяти, математической речи.

  • Воспитание бережного отношения к времени.

Ход урока.

I . Организационное начало урока.

— Оцените свое настроение: отличное – красный карандаш,

хорошее – зеленый,

не очень – синий.

— Каким вы хотите чтобы получился урок?

— А вы поможете мне провести такой урок?

Для этого надо думать, анализировать, догадываться, быстро и четко

отвечать.

— Запишите в тетради сегодняшнее число.

  1. декабря.

Классная работа.

— Что вы можете рассказать об этом дне?

( Четырнадцатый день зимы, четверг, до Нового года

осталось 17 дней…)

II. Чистописание.

Анализ образца цифры.

Письмо цифры по инструкции учителя.

— Напишите цифру 7 три раза, еще два раза.

— Напишите 2 раза по три цифры.

— Допишите до конца строки.

III. Актуализация знаний.

1. Индивидуальные задания.

  • 2800 : 10 : 40 =

3900 : 10 : 13 =

(100 – 4) : 8 =

18 х 20 + 5 =

(72 – 48) : 1 =

240 : 40 х 10 =

  • Найти площадь фигуры.

7 дм

3 дм

6 дм
2 дм

2. Работа с классом.

1 . Какое число в 6 раз больше 3?

2. Первый множитель 7, произведение 42. Чему равен второй множитель?

3. На сколько надо увеличить 9, чтобы получить 18?

4. Какое число в 5 раз меньше 15?

5. Какое число надо разделить на 7, чтобы получить 3?

6. Найти разность чисел 64 и 8.

7. Запиши числа 54, 48 и 32 в виде произведения двух однозначных множителей.

8. Во сколько раз 45 больше 5?

9. Делимое 36, делитель 6. Чему равно частное?

10. На сколько 8 меньше 72?

IV. Фронтальная работа.

— Рассмотрите числа. 5м 15см 25кг 35дм 45ч

Что интересного в ряде чисел?

(Числа увеличиваются на 10; в разряде единиц у них – цифра 5;

все числа именованные)

— Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел.

(Нельзя сложить, так как это значения разных величин)

— Единицы измерения каких величин здесь есть?

( Длины, площади, массы, объема, времени)

— А разве время является величиной?

(Да, его можно измерить и результат измерения выразить числом)

— Какие единицы измерения времени вы знаете?

(Сутки, час, минута, секунда, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)

— Расположите в порядке убывания названия этих временных понятий.

Тысячелетие век год месяц неделя сутки час минута секунда

V. Постановка проблемы.

— Как человек ориентируется во времени? Что ему помогает?

(Часы, календари)

Под Новый год пришел он в дом

Таким нарядным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

— А что такое календарь? Каким календарем мы пользуемся? Когда он возник?

VI. Объявление темы урока. Открытие нового знания.

— На эти и другие вопросы мы с вами постараемся ответить в ходе нашего урока, поближе познакомимся с календарем и научимся с ним работать.

Посмотрите на выставку календарей.

— Давайте прочтем определение календаря, данное в большой Российской энциклопедии 1889…года.

Перед вами календари, собранные вами на конкурс «Самый древний календарь». Это карманные, отрывные, настольные, настенные календари. По роду материала который в них собран календари могут быть спортивные, медицинские, школьные, домашние, звездные, женские, музыкальные, сельские и т.п.

— Как вы видите вид календарей различен, но во всех них мы можем увидеть распределение года по дням и месяцам. Сейчас мы пользуемся календарем, составленным в 1582 году Григорием 13 – папой Римским, и называется он григорианским («новый стиль»).

До этого исчисление велось по Юлианскому календарю («старый стиль»). В православных церквях до сих пор придерживаются старого стиля.

VII. Первичное закрепление.

— А сейчас проведем игру «Счастливый случай» между командами «Архимеды» и

«Интеллектуалы». (Представление команд)

Команды готовы? Начали.

Гейм 1. «Ты – мне, я – тебе»

Команды задают друг другу по вопросу, подготовленному дома.

— Какой календарь появился раньше Юлианский или Григорианский?

(Юлианский)

— Кто из царей ввел праздник, отмечавшийся 1 раз в 4 года.

(Птолемей)

Гейм 2. « Гонка за лидером»

Время на ответы – 1 минута.

Вопросы для команд. Если команда не смогла ответить на вопрос, вопрос передается другой команде.

— Кто изобрел один из удачных календарей? (Древние Египтяне)

— Сколько длился год по этому календарю? ( 12 месяцев по 30 дней)

— Зачем в этот календарь добавили 5 дней? ( Год получился слишком коротким, Сириус опаздывал на 5 дней)

— В честь кого назван Юлианский календарь? (Юлий Цезарь, в 46 году до нашей эры, год 365 дней, каждый четвертый – високосный)

— Что такое «високосный год»?

— Почему пришлось делать реформу Юлианскому календарю? ( за 128 лет накапливались сутки, и к 1582 году накопилось 10 суток)

— В чем заключалась эта реформа? (Григорианский календарь поправил ошибку в 10 дней, договорились что года, оканчивающиеся двумя нулями будут считаться високосными, если число сотен в них делится на 4 без остатка)

— Какие годы считаются високосными?

— Когда в России перешли на Григорианский календарь? ( 2 февраля 1918г.)

— Какая разница между старым и новым стилями? ( 13 дней)

Гейм 3. « Темная лошадка»

— Что означают эти иллюстрации?

Гейм 4. « Заморочки из бочки»

У каждого участника свой календарик.

Участники достают из бочки номер задания из учебника (Петерсон Л.Г. 3 кл)

Стр. 51 №1, №2, №3, №4,

Подведение итогов игры

-У команды «Архимеды» — баллов

-У команды «Интеллектуалы» — баллов.

VIII. Повторение ранее изученного.

1) -А сейчас выполним задание 18 на странице 55 (Петерсон Л.Г. 3 кл) и расшифруем имя среднеазиатского математика и поэта, предложившего одну из самых интересных и точных систем календаря.

2 72 50 36 30 50 28 18 72

о м а р х а й я м

— Омар Хайям руководил реформой старого персидского календаря.. Согласно дошедшей до нас легенде в календаре Хайяма на каждые 33 года приходится 8 високосных лет, вследствие чего ошибка в один день накапливается в течение 5000 лет, в то время как в нашем григорианском календаре та же ошибка накапливается за 3300 лет. Однако в действительности Хайям реформу календаря до конца довести не успел.

2) Задание на внимание.

  • Расшифруйте запись

RFДQWZЕLWЛSWGУQJ

ВSFDРZRUEGFМIYQЯNI

DSПWRОSIТYNEVXWIE

SQWЧGIUASWRYCVJLR

« Делу – время, потехе – час»

— Как вы понимаете пословицу?

(Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньшая.)

— Ребята, это любимая пословица Петра 1.

IX. Проверка индивидуальных заданий у доски.

2800 : 10 : 40 = 7

3900 : 10 : 13 = 30

(100 – 4) : 8 = 12

18 х 20 + 5 = 365

(72 – 48) : 1 = 24

240 : 40 х 10 = 60

— Внимательно посмотрите на значения выражений.

С чем связаны эти числа?

7 дней в неделе;

30 дней в месяце;

12 месяцев и 365 дней в году;

24 часа в сутках;

60 минут в часе и 60 секунд в минуте)

X. Оценивание.

— Оцените свою работу на уроке.

Красный – работал в полную силу;

Зеленый – работал хорошо;

Синий – мог работать лучше.

Выставление оценок за урок.

Дома: стр 52, -7,8, -14 (по желанию)

Использованная литература.

  1. Л. Петерсон: Математика. 3 класс: Методические рекомендации для учителей.

  2. http://grigam.narod.ru/kalend/kalen8.htm

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here