Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»
Седельниковского муниципального района Омской области
Конспект урока математики в 3 классе «Перпендикулярные прямые»
подготовила
учитель начальных классов
Шишкина Людмила Александровна
Кейзес,
2012 г.
Цели урока:
-
Сформировать понятие о перпендикулярности прямых и научить выполнять построение перпендикулярных прямых на плоскости;
-
Продолжить развитие умений учебного труда, самостоятельности, развитие логических операций: анализ, обобщение;
-
Продолжить формирование нравственных качеств личности: воли, взаимовыручки, взаимопонимания, взаимопомощи;
Ход урока
1.Организационный момент
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем считать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок
Активно в работу включайся, дружок.
2.Мобилизующий этап и целеполагание
У. Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в Древний Египет.
У. Вы согласны?
У. А как вы думаете, зачем люди путешествуют? (Чтобы узнать что-то новое и интересное).
У. Каждое путешествие имеет свою цель, а с какой целью мы будем путешествовать, узнаете, выполнив задание.
(На доске 4 листа с фигурами, на правильном варианте – тема урока).
У. Какая фигура лишняя?
У. Почему?
Переворачиваем карточку там:
Перпендикулярные прямые
У. Правильно, тема нашего путешествия: Перпендикулярные прямые!
У. Подумайте, а какова цель нашего путешествия? (Узнать какие прямые являются перпендикулярными, где они встречаются).
3. Мотивация к практической деятельности
У. По ходу путешествия будем заполнять бортовые журналы. Ими нам будут служить ваши рабочие тетради. Поэтому откройте бортовые журналы и запишите дату отправки и тему путешествия: Перпендикулярные прямые.
У. Как вы думаете, почему я приглашаю вас именно в Древний Египет?
Историческая справка:
Это не случайно. Именно здесь зародилась наука геометрия. Само слово «геометрия» по-гречески означает землемерие. Считается, что эта наука зародилась еще в глубокой древности у египетских земледельцев. После каждого разлива реки Нила им приходилось заново разбивать поля на участки.
У. Как настоящим путешественникам для начала предлагаю рассмотреть карту предстоящего путешествия. (Показать, где живем мы и куда отправимся).
У. Посмотрите на карту, на чем мы можем совершить путешествие.
У. Я предлагаю отправиться на воздушном шаре. (На доске появляется изображение воздушного шара – в корзине приклеить список учащихся и учителя).
У. Наш шар уже имеет название «Искатель – спасатель». Как вы думаете, почему он имеет такое название?
У. Вы правы, мы действительно будем искать новые знания, и оказывать помощь всем нуждающимся. Закройте глаза и представьте, что мы полетели (звучит музыка, учитель создаёт образ египтянина) и не открывайте, пока не скажу.
У. Внимание, наш шар опускается на землю Древнего Египта. Нас встречает египтянин. Открываем глаза.
Слова египтянина. Я приветствую вас, дорогие гости. Помогите моей беде. Воды Нила размыли границы моего участка. Ведь, если я не восстановлю границы — мне придётся платить налог за всё поле.
У. Ребята, поможем египтянину разбить поле на участки? А вы готовы это сделать прямо сейчас? (нет)
У. Тогда я могу вам помочь, приобрести необходимые знания. Что надо знать, для того чтобы разбить поле на участки прямоугольной формы?
4. Изучение нового материала.
У. Посмотрите на экран, какие из случаев построения прямых будем использовать для построения участков? Почему? (Так как в 3-м случае прямые пересекаются под прямым углом, а в прямоугольнике все углы прямые). Проверьте с помощью линейки у себя на карточках.
У. А вы знаете, как называются такие прямые? Перпендикулярные.
У. А кто сможет сформулировать правило, какие прямые называются перпендикулярными?
У. Посмотрите внимательно на экран. Как вы думаете, как можно кратко записать, что две прямые перпендикулярны.
АВ СД
У. На что похож значок?
У. Давайте, сравним наше определение с определением в учебнике на стр. 89.
У. Посмотрите на рисунок с правой стороны от определения. Какие прямые изображены на рисунке. Скажите, если АВ СД, то, как расположена СД относительно АВ.
— Какой можно сделать вывод?
5 Закрепление
У. Чтобы помочь египтянам, надо хорошо разобраться с перпендикулярными прямыми.
У. Предлагаю открыть учебники и выполнить задание № 345 с. 90 (устно).
У. Постройте две любые перпендикулярные прямые. Как можно проверить? (Один ученик на доске). Обозначьте прямые и запишите кратко.
Далее выполняется № 348.
У. Ну что, ребята, готовы ли вы оказать помощь египтянам?
У. А вы знаете, как такие же построения провести на местности? (У древних египтян не было современных измерительных приборов).
Историческая справка:
Главной мерой длины у египтян служил локоть. Локоть делился на 7 ладоней, ладонь – на 4 пальца.
Практическая работа:
Возьмите веревочку и отмерьте длину, отметьте на ней эту длину ручкой. Сравните длину локтя на своей верёвочке с длиной локтя на веревочке своего соседа по парте. Совпадают ли ваши измерения? Почему? (Люди бывают разного роста и локти у них не одинаковы). Египтяне это, конечно, понимали. Для того чтобы измерения были точными, они придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец – общие для всего Египта.
У. Чтобы правильно построить участок, нужен предмет с прямым углом. Египтяне научились делать его из обычной веревочки и трех колышек. Они брали верёвку и отмеряли на ней 5 локтей, завязывали узелок. Затем отмеряли ещё 4 локтя и опять завязывали узелок. И ещё раз отмеряли 3 локтя и связывали концы вместе. В узелки вставляли колышки и втыкали в землю так, чтобы верёвка натянулась. При этом получался треугольник с прямым углом, который лежал против большей стороны. Такой треугольник и теперь называется египетским.
У. Есть ли в прямоугольном треугольнике перпендикулярные прямые?
У. Условно назовем их (по именам).
У. Египетский треугольник – это удача, мы нашли его во время путешествия, зарисуем его в бортовом журнале.
У. А как вы думаете, в классе есть перпендикулярные прямые? Назовите их!
У. Теперь, я думаю, вы готовы помочь египтянам! У вас на рабочем месте имеются угольники со сторонами равными 3 и 4 локтя и поле. Разбейте это поле на участки с помощью угольников так, чтобы участки были прямоугольной формы.
У. Сколько прямоугольных участков получилось? Почему участков 4, а угольников 8.
— С помощью чего разбили треугольник?
Каких треугольников?
— Молодцы!
— Какие уникальные строения есть в Египте, которые построены с помощью перпендикулярных прямых?
До сих пор их считают одним из чудес света.
6. Итог урока
У. Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться! Закройте глаза. ( Звучит музыка). Мы снова у себя.
У. Вам понравилось путешествие?
У. Правильно ли назывался наш корабль?
У. Что узнали нового?
У. Почему спасатель?
У. Давайте проверим наши знания. На парте у вас лежат задания: тесты. Обведите в тесте правильный ответ.
Проверка полученных результатов через самопроверку правильных ответов на доске. (Египетская пирамида).
У. Ребята, поднимите руку, кто получил оценку «5», «4». Молодцы! У кого что-то не получилось — не отчаивайтесь!
У. Теперь хочу проверить, помогла ли я вам продвинуться по нашей лесенке знаний. Поместите фигурку человечка на ту ступень знаний, которой, по вашему мнению, вы достигли на уроке.
Хочу знать больше.
Хорошо, но могу лучше.
Пока испытываю трудности.
Тест:
1. Я считаю, что геометрия появилась в Древнем Египте.
а) Да; б) Нет; в) Не знаю.
2. Мне кажется, что слово «геометрия» означает измерение земельных участков.
а) Да; б) Нет; в) Не знаю.
3. Я считаю, что геометрия сформировалась как наука в Древней Греции.
а) Да; б) Нет; в) Не знаю.
4. Какой мерой пользовались в том государстве, где зародилась геометрия.
а) сантиметр; б) локоть; в) метр.
5. Верно ли утверждение: если АВ CD, то CD AB.
а) Да; б) Нет; в) Не знаю.
6. Я считаю, что перпендикулярные прямые образуют прямой угол.
а) Да; б) Нет; в) Не знаю.
7. Укажите прямой угол.
а) б) в)
7 правильных ответов — оценка «5»
5-6 правильных ответов — оценка «4»
менее 5 правильных ответов — оценка «3»
Список использованной литературы:
-
Андрущенко А.В. Развитие пространственного воображения на уроках математики: 1-4 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 136с.: ил.
-
Чекин А.Л. Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой.- 5-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – ч. 1: 128с.: ил.