Урок русского языка во 2 классе

по теме: «Тайна написаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цели: — закрепление навыков правописания изученных сочетаний;

-изучение способов проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции, причём часть слов можно проверить, а другую нет.

— развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса

— закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль,

— воспитание любви к родному языку, привитие интереса к чтению.

1. Орг. момент.

2. Введение в тему.

— Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок-путешествие. Совершать путешествие мы будем на поезде вместе с Машей и Мишей. А чтобы отправиться в путешествие по станциям нам нужны билеты.

Билеты- 1 задание:

Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ

— Что вы знаете о звуках, которые обозначают данные буквы?

Звуки [Ж],[Ш] всегда твёрдые. Звуки [Ч] ,[Щ] всегда мягкие.

3.

1 станция « Проверь!»

-Вот и наша первая остановка.

-Кто из вас догадался, почему она так называется?

Игра «Молчанка» (показ гласных букв, пропущенных в словах).

Стр-жи, м-л-ши, пл-щадка, ут-щу, св-ча, схв-чу, тиш-на.

— Что вы можете сказать о словах в данном ряду?

В словах присутствуют согласные буквы из минутки чистописания.

— Вставьте пропущенную букву. (Работа со средствами обратной связи).

Расскажите последовательность вашей работы.

1. Постановка ударения.

2. Нахождение родственного слова.

3. Показ буквы.

— На какие гласные падает ударение? Вы чётко слышите гласные звуки в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? Почему?

— Подберите проверочные слова.

— Запишите проверочные слова, а затем поверяемые, поставь ударение, подчеркни безударную гласную.

Стриж — стр-жи , мал — м-лыши, площадь — пл-щадка, тащит — ут-щу, свечка — св-ча,

схватка — схв-чу, т_ш_на — тишь.

Каким правилом пользовались, когда подбирали проверочное слово? (Повторение правила)

-Какое слово в данном ряду лишнее? Почему? (тишина).

Правописание безударной гласной буквы и проверить нельзя.

Что в таком случае необходимо сделать?

( Проверить правописание с словаре).

4.Сообщение темы урока.

Чтение интриги.

Разыгрывание ситуации прихода Маши и её разговора с Мишей.

— Поможем Мише разобраться в услышанном.

2 станция «Ударная»

— Почему же существует тайна в написании этих сочетаний?

Работа по учебнику. Стр.146.

Шипеть, шипящий, шипучий, шипы, тишина, горошина, ужин, живой, ошибаться…

В этих словах НЕЛЬЗЯ утверждать, что после Ж и Ш нужно писать букву И, т.к. ЖИ, ШИ не под ударением.

Мало знать, что здесь не пишется гласная Ы, надо ещё доказать, что здесь пишется И, а на Е.

— Как возможно проверить написание И после Ж и Ш.

( — Если в сочетании гласная буква находится под ударением, то можно записывать слова не сомневаясь.

— Если в сочетании гласная буква находится в безударной позиции, необходимо подобрать проверочное слово.)

— Каким правилом будем пользоваться?

— В каких словах проверить написание невозможно? Тишина, горошина, ужин.

-Г де проверяем данные слова? (В словаре).

Какие словари вам знакомы? ( Толковый, «Пиши правильно», «Произноси правильно»)

— Внимательно прочитайте первые 3 слова. Можно ли их назвать родственными? А 4-ое слово будет ли для данных 3-х родственным?

Шипеть, шипящий, шипучий, шипы.

— Как вы прочитали 4-ое слово?

Шипы’-ши’пы

Шип- колючка, вырост на растении, а также на теле животных.

Шип – звук шипения.

— Как называются слова, написание которых одинаково, а значение разное? (Омонимы)

Что вы можете сказать о данном слове?

Шип – слово, обозначающее предмет,

отвечает на вопрос что?, является неодушевлённым предметом,

мужского рода.

стоит в ед.числе,

— Составить предложение с каждым из данных слов. (Устно).

Запишите предложение с доски:

На розе растут колючие шипы.

— Разберите предложение по членам.

— Найдите слово, обозначающее действие предмета. =========

— Что за предмет производит данное действие?____________

— Каким признаком обладает предмет?

— Что является дополнительным словом, обозначающим предмет?

5.Физминутка.

3 станция «Физкультурная»

Постарайтесь запомнить слова из физминутки с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

Вот наш поезд едет,

Колёса стучат.

А в этом поезде ребята сидят.

Пыхтит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повёз.

Загудел паровоз

И вагончик повёз:

«Чу – чу –чу ,

Далеко качу

Вагончики зелёные

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колёсики

Всё тук. Да тук. Да тук.

6.

4 Станция «Парная»

— А сейчас мы будем составлять пары, подбирая близкие по значению слова.

Волшебник чумазый

Глушь чародей

Грязный щадить

Скучаю чаща

Жалеть грущу

-Как называются близкие по значению слова? (Синонимы)

— Что объединяет слова второго столбика? (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).

— Всегда ли чётко слышим звуки в словах?

Работа по учебнику. Стр. 148, упр.112.

Ч(а,е,и)стица, ч(а,е,и)инка, ч(а,е,и)сок.

Щ(а,е,и)дить, щ(а,е,и)вель.

-Какое слово посмотришь в словаре? Что ещё необходимо запомнить в данном слове? (Произношение: Щаве”ль)

— сможешь написать слова правильно?

— почему это непросто?

— везде ли можно проверить?

7.

5 Станция «Соревновательная».

Работа в тетради.

На этой станции нам предстоит выполнить задание Летучей мыши. Стр. 148, упр. 111.

Запишите слова в два столбика, обращая внимание на ударение.

Проверка с мультимедиа.

Пушинка шиповник

Снежинка держит

Крошить сушит

Кувшин съёжился

Душился душится

8.

6 станция «Конечная»

Повторим:

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи и моржи,

Крыши, чижики, стрижи,

Жирафы и карандаши

Их с буквой И всегда пиши!

Чайка, чаща, каланча.

Роща, гуща и свеча,

Пища, чайник, чашки, чай –

Как напишешь? Отвечай!

Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.

Все слова пишу я с У.

9. Итог урока.

— Возвращаемся. Возвратимся в начало урока.

— Можете ли вы продолжить список данных слов? Как будете поступать при проверке слов на данные орфограммы?

Закончить хочется такими словами : Не стыдно- не знать, стыдно – не учиться!

— Как вы понимаете данную фразу?

Д.задание: стр.149, упр.113.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here