Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новомихайловская средняя общеобразовательная школа»
Татарского района Новосибирской области
Конспект урока по математике
в 8 классе
«Решение дробных рациональных уравнений»
подготовила
учитель математики
Железнова Людмила Михайловна
С. Новомихайловка
2013
Открытый урок по математике в 8 классе по теме
« Решение дробных рациональных уравнений»
Цель урока:
1. Обобщить и закрепить знания школьников по изученной теме.
2. Способствовать формированию умений переноса знаний в новую ситуацию; развитие творческих способностей учащихся путём решения заданий, содержащих параметры.
3. Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности при подготовке к ГИА.
Задачи:
образовательные:
-
обеспечить усвоение алгоритма решения дробных рациональных уравнений;
-
проконтролировать степень усвоения учащимися знаний по изучаемой теме «Решение дробных рациональных уравнений»;
-
сформировать умения применять знания и способы действий в изменённых и новых учебных ситуациях;
развивающие:
-
способствовать развитию активизации самостоятельной деятельности (деятельностный подход в обучении);
-
развивать познавательный интерес;
-
формировать умения работать группой;
-
формировать умения пользоваться взаимопроверкой и самопроверкой;
воспитательные:
-
стимулировать согласованное взаимодействие между обучающимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества;
-
способствовать формированию умений рационально, аккуратно оформлять задания на доске и в тетради.
Ход урока
-
Организационный момент
« Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
А. Франс.
-
Актуализация знаний.
Уплотненный опрос (трое учащихся выполняют работу у доски, остальные работают устно).
-
« Найди ошибку!»
а) х2 +х — 30=0
Д=1-4•1• (-30)=121
х1= = 6, х2= = = -5
б) х 2 +36=0
(х+6) • (х-6)=0
(х+6) =0 или (х-6)=0
х=-6 х=6
в) 16х 2 +1=0
16х 2=1
х2 =
х1= , х2=
г) х2 -9х=0
х•(х-9)=0
х =0 или (х-9)=0
х=9
-
Решите уравнение
— = .
3) Устно решить пару уравнений. Из положительных корней составить координаты точек, затем эти точки отметить на координатной плоскости. После решения всех пар уравнений последовательно соединить получившиеся точки.
а) х•(х-4)=0 и 25-у 2=0;
б) х2-4=0 и у2-10у+25=0;
в) х2-2х=0 и у2-9=0;
г) х2-8х=16=0 и у•(у-3)=0;
д) х2-16=0 и у2-1=0;
е) х•(х-2)=0 и у2-у=0.
В результате на координатной плоскости изобразится число пять.
-
Устная работа.
Проведем теоретическую викторину! За правильный ответ каждый получает жетон. Устный счет дифференцированный, предлагаю задания разного уровня сложности. Простые вопросы оцениваются зелеными жетонами в 3 балла, чуть посложнее жетонами желтого цвета, оцениваемые в 4 балла, «интересные» вопросы оцениваются жетонами красного цвета в пять баллов.
Итак, вопросы, оцениваемые в 3 балла:
-
Какое уравнение называется дробно-рациональным уравнением?
-
Существует ли алгоритм решения дробно-рационального уравнения? Сформулируйте
3) Что значит решить уравнение?
-
Какие корни в дробно-рациональном уравнении называют посторонними?
Следующие задания оформлены на листах А4.Уровень сложности помечается цветной бумагой.
5) Какое из уравнений является дробно – рациональным.
1) х+5 = х2-8, = 3)2х = 4)
6) Какое из уравнений является дробно – рациональным.
1) = 1, 2) х2 = 3) — 3 =0, 4) х = 7-6.
7) Исключите лишнее уравнение
1) 5х; 2) = ; 3)2х 2+5х+2=0; 4) =
8) Почему вы исключили 4) уравнение?
9) Как называются уравнения 1)-3)?
10) Какие уравнения относятся к целым?
11) Какие вы знаете квадратные уравнения?
Вопросы, оцениваемые в 4 балла:
12)Выберите неверное утверждение:
а) Квадратное уравнение
2х 2-3х=0 является неполным.
б) Уравнение х2= с имеет корни при с<0.
в) х2-4х+3=(х-2)2-1
13)Решите уравнение х2 — 16 =0
14)Решите уравнение х2 — х =0
15)Решите уравнение х2 — х — 42 =0
16)Решите уравнение х2 — х — 30 =0
17) Каким образом вы быстро вычислили корни уравнения?
18) Сформулируйте теорему Виета.
19) Корнем какого уравнения является число 5?
1) =0; = 0; 3) = 0; 4 ) = 0.
20) Назовите область допустимых значений переменной в выражении
Вопросы, оцениваемые в 5 баллов:
21) Если 7 – корень уравнения
х 2+ pх-35=0, то значение p равно
1) -2 2) 2 3) 12 4) -12
22) Если 11 – корень уравнения х 2 -13х+q=0, то значение q равно
1) 22 2) -22 3) -264 4) 264
23) Дробь равна нулю
1) при х=-0,5; х=-3 2) при х=-3
3) при х=3 4) быть не может
24) Дробь равна нулю
1) при а=1,5; а=-2 2) при а=1,5
3) при а=-1,5 4) быть не может
25) Когда же дробь равна нулю?
На доске представлена таблица личных результатов
У | Г | Г | И | И | И | Д | Д | |
Б.Г. | ▲■ | + |
|
|
|
|
|
|
Б.Ю. | ▲ | + | + |
|
|
|
|
|
Б.А. | ■ | + | + | + | + | + | + |
|
Х.Е. | ▲■ ■ | + | + | + | + |
|
|
|
П.И. | ■ ■ | + | + | + |
|
|
|
|
У — устная работа, Г — групповая работа, И – индивидуальная работа, Д – дополнительное задание.
Цветные жетоны прикрепляются на скотч напротив Ф.И.учащегося.
Проверить выполненную работу у доски, оценить жетонами, посчитать количество баллов у каждого, назвать лучшего.
После проверки задания «Найди ошибку!» прочитать стихотворение В. Лифшица « Три десятых».
Задать домашнее задание:
уровень А: п. 25, № 690(а-г), № 656(а) – повторение,
уровень Б: п .25, № 695(а-в), № 656(б) – повторение.
-
Групповая работа.
Задания для групповой работы предлагаю трех уровней сложности, которые записаны на карточках зеленого, желтого и красного цветов. Один из группы выбирает карточку и решают задания в тетрадях, при этой работе можно совещаться друг с другом.
Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость,
А умело применять – великое искусство!
Задания для групповой работы на зеленой карточке (уровень «3»).
1 вариант
1) Укажите количество корней уравнения х2+2х=0.
2) Найдите сумму корней уравнения:
=
2 вариант
1) Укажите количество корней уравнения х2-7х=0.
2) Найдите сумму корней уравнения:
=
Задания для групповой работы на желтой карточке (уровень «4»).
1 вариант
1) Укажите количество корней уравнения: =
2) Найдите сумму корней уравнения:
3х + =7
2 вариант
1) Укажите количество корней уравнения : =
2) Найдите сумму корней уравнения:
у — = 10
Задания для групповой работы на красной карточке (уровень «5»).
1 вариант
1) Укажите количество корней уравнения: =
2) Найдите сумму корней уравнения:
2 вариант
1) Укажите количество корней уравнения: =
2) Найдите сумму корней уравнения: =
-
Индивидуальная работа.
Задания для индивидуальной работы на зеленой карточке (уровень «3»).
1 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
1) = А) х=3; х=-2.
2) = Б) х=0.
3) = В) х=0,5; х=6.
2 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
1) А) х= -5.
2) = Б) х=6.
3)
= В) х= 2.
Задания для индивидуальной работы на желтой карточке (уровень «4»).
1 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
1) = А) у= -0,2.
2) Б) х= -3.
3) = В) х=2; х= -1.
2 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
1) = А) х= -2
2) = Б) х= -1; х= -27.
3) = В) х= 1,25; х= -1.
Задания для индивидуальной работы на красной карточке (уровень «5»).
1 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
1) А) х=; х=5.
2) + = 3 Б) х= -4.
3) + = В) нет решений.
2 вариант
Соотнесите дробно – рациональные уравнения и их корни
1) = А) х=8; х=2,5.
2) + = 2 Б) нет решений.
3) + = В) х = -1.
Дополнительные задания: 1)При каких значениях а уравнение 9х 2-2х+а=0 имеет один корень?
2)При каких значениях а уравнение 4х 2-4ах+1=0 имеет один корень?
-
Итог урока: Выставить отметки, оценить каждого.
-
Какие уравнения вы сегодня решали?
-
Алгоритм решения дробно-рациональных уравнений.
-
Чему вы научились сегодня на уроке?
-
Как вы думаете, пригодятся ли вам в будущем умения решать дробно-рациональные уравнения?
-
Понравился ли вам урок?
-
Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?
-
Какую я себе оценку поставил за урок?
-
Что я знаю очень хорошо? Что мне надо подучить?
-
Список использованной литературы
1. Дидактические материалы по алгебре. 8 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г.
Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 2012 – 160с.
2. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные
работы по алгебре и геометрии для 8 класса. -М.: Илекса, -2012.
3. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре:
учебное пособие для 8-9 кл. с углубленным изучением математики.- 7-е изд.,
М.: Просвещение, 2012. — 271с.