Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №1 им. А.Н.Барсукова г. Коврова

Конспект урока музыки во втором классе

«День, полный событий»

подготовила учитель музыки

Бойко Лариса Анатольевна

г. Ковров

2013

Цель урока: провести аналогии между пьесами, входящими в цикл

программных фортепианных пьес-миниатюр

П.И.Чайковского «Детский альбом» и

С.С. Прокофьева «Детская музыка».

Задачи:

  1. образовательная:

— уяснить значение слов «форте», «пиано», «пианино»,

«рояль», «пианист», «фортепиано», «аккомпанемент»;

— закрепить представления о характерных особенностях

первичных жанрах музыки (песня, марш, танец);

2) развивающая:

— развитие чувства стилей композиторов П.Чайковского и С. Прокофьева;

— развитие представления о чертах песенности, танцевальности и

маршевости в музыке;

— развитие пластики, выразительности образных движений;

чувства ритма;

3) воспитательная:

— воспитание в детях жизнелюбия, общительности,

сочувствия, сострадания, открытости миру.

Планируемый результат: — воспринимать музыку различных жанров;

— воплощать художественно-образное содержание

и интонационно-мелодические особенности

произведения в пении, слове, движении;

— узнавать характерные черты музыкальной речи

композиторов Чайковского и Прокофьева;

-наблюдать за процессом и результатом

музыкального развития на основе сходства и

различия интонаций, тем, образов.

Материалы: портреты П. Чайковского и С. Прокофьева, песня Ю. Чичкова «Родина моя» (ноты, текст песни на карточках), ноты и аудиозаписи произведений П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Вальс», С. Прокофьева «Марш», «Вечер», «Вальс», карточки с названиями фортепианных циклов «Детский альбом» и «Детская музыка», названиями пьес, раздаточный дидактический материал (карточки «маршевая», «танцевальная», «песенная»).

Ход урока.

1. Музыкальное приветствие.

Дети заходят в класс под музыку песни Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!», которую учитель исполняет на фортепиано и побуждает детей к исполнению песни. Дети исполняют песню.

2. Актуализация.

— Вы пели песню, а что в это время делала я? (ответы детей) Я аккомпанировала вам, т.е. сопровождала ваше пение своей игрой. Слово «аккомпанемент» французского происхождения и означает «сопровождать». (на доске новый для детей музыкальный термин «аккомпанемент») На каком инструменте я аккомпанировала вашему исполнению? (ответы детей) Это пианино, но правильнее было бы назвать этот инструмент «фортепиано». Его прародителем был инструмент XVIII века — клавесин. Он внешне был очень похож на фортепиано (обращаю внимание на изображение клавесина), но у него был один существенный недостаток. Исполнитель не мог влиять на качество звучания инструмента. С какой бы силой он не ударял по клавишам, ничего не менялось. Но конечно же все музыкальные инструменты совершенствовались. И вот итальянский клавесинный мастер Бартеломео Кристофорн в 1711 году изобрел инструмент, на котором можно было играть тише и громче – «пиано или форте» (обращаю внимание на карточки с обозначением «f» и «p»). Отсюда и пошло название «пиано-форте», а позже «фортепиано».

К разряду фортепиано относится еще и рояль. «Роял» в переводе означает «королевский». Посмотрим на изображение этого инструмента (учебник, стр.18) Что же в нем королевского? (рассуждения детей)

Клавиатура рояля такая же как у фортепиано, но звучит более мощно и ярко.

3. Сравнение.

— Произведения каких композиторов для фортепиано мы уже слушали на наших уроках? (Чайковский, возможны варианты) Сегодня на уроке прозвучит музыка двух великих композиторов: П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (показываю портреты С. Прокофьева и П.Чайковского (стр.16-17, 18-19

учебника), обращаю внимание на время, в которое они жили и творили, на

то, что их разделяет почти полвека)

Сегодня еще раз мы обратимся к уже знакомой нам музыке для детей П.И.Чайковского из его «Детского альбома». А так же познакомимся с циклом фортепианных миниатюр (т.е. небольших пьес) С. Прокофьева

«Детская музыка». Оба этих музыкальных сборника рассказывают нам о событиях в жизни ребенка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем. Проследим, как похоже, и вместе с тем, по-разному провели они этот день.

«Детский альбом» П.И.Чайковского:

  • «Марш деревянных солдатиков» (слушание)

1) выбираем подходящую карточку из предложенных («маршевая»)

Почему выбрали «маршевость»? (поступь, интонации и ритм движения, четкий, размеренный шаг);

2) анализируем регистр, темп, характер исполнения (легко, тихо, прозрачно; приходим к выводу, что под него маршируют игрушки);

3) читаем название пьесы на доске;

4) маршируем под музыку на местах смело, четко, легко, ведь солдатики деревянные (или пальчики — «солдатики» маршируют на парте).

  • «Сладкая греза» (слушание)

1) чем отличается эта музыка от предыдущей? (спокойная, нежная, плавная мелодическая линия, мягкий аккомпанемент, протяжная);

2) подбираем нужную карточку («песенная»);

3) разучиваем фразу на «лё», поем всем классом, играем смычком на воображаемой скрипке;

4) читаем название пьесы на доске.

  • «Вальс» (слушание)

1) что всего удобнее делать под эту музыку? (танцевать);

2) выбираем карточку «танцевальная»;

3) анализируем: фразы — длинные или короткие, тягучие или легкие, протяжные или подвижные, порхающие?;

4) пластическое интонирование (танцуем руками, корпусом).

В результате работы имеем на доске три карточки с названиями произведений.

Знакомство с «Детской музыкой» С.С.Прокофьева

(на доске закрытые названия произведений)

  • «Марш»

1) найдите к какому из названий произведений Чайковского созвучно это музыкальное произведение и проведите стрелочку;

2) анализируем, что созвучно;

3) открываем название произведения С.Прокофьева;

  • «Вальс»

1) проводим стрелку к подходящему произведению;

2) анализируем, что созвучно;

3) открываем оригинальное название у С. Прокофьева;

  • «Вечер»

1) проводим стрелку к произведению;

2) анализируем сходство;

3) разучиваем первую фразу на «лё», исполняем вместе с детьми;

4) открываем название, данное С.Прокофьевым;

4. Итог урока. Дети делают вывод, отвечая на вопросы:

1) Похожи ли названия музыкальных альбомов и пьес, входящих в них?

2) Находим сходство в характере, настроении, интонациях.

3) Приходим к выводу, что каждое произведение индивидуально, имеет свою «изюминку», а стили Прокофьева и Чайковского спутать невозможно.

Характерные черты стиля Прокофьева — жизнелюбие, юмор, необычность гармоний, мелодических оборотов. Они пронизывают все пьесы этого композитора. А их герой — мальчик, который провел жаркий летний день на природе. Он так похож на самого маленького Сережу Прокофьева. «Детская музыка» С. Прокофьева — это картинки природы и ребячьих забав, свобода, раскованность, восторг.

Свой знаменитый «Детский альбом» П.И.Чайковский посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Это 24 часа из жизни маленького мальчика, который в холодный зимний день остался дома. Он слушал сказки, играл, мысленно путешествовал по разным странам. В пьесах Чайковского звучит песенное задушевное высказывание простого человеческого сердца, призыв к общению. От мелодии исходят интонации ласки, дружеской поддержки; эмоциональная насыщенность образов, точность формы – особенность стиля композитора.

Полвека отделяют «Детскую музыку» С.Прокофьева от «Детского альбома»

П.Чайковского, но роднит эти два цикла одно — ощущение счастливого детства.

Список использованной литературы

1. Критская Е.Д. , Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. Поурочные разработки.1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2012.

2. Кабалевский Д.М. Про трех китов и про многое другое. – М.: «Детская литература», 1972.

3. Л. Михеева Музыкальный словарь в рассказах. – М.: «Терра», 1996.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here