Конспект урока по музыке во 2 классе
Чарина Ольга Владимировна,
учитель музыки и МХК
высшей категории
МОУ «Гимназия №29»
г.о. Саранск Республики Мордовия
ТЕМА: Путешествие в Музыкальное Царство.
ЦЕЛЬ:
Закрепление основных характерных особенностей жанров: песни, танца, марша.
ЗАДАЧИ:
Воспитание нравственно-эмоциональной отзывчивости учащихся;
Культурного исполнителя и слушателя;
Определение жанровой основы произведения;
Развитие фантазии, творческих способностей.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»;
«Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».
С.В.Рахманинов «Итальянская полька».
«Все мы делим пополам», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
ОБОРУДОВАНИЕ:
Рисунки к песне; плакат «Музыкальное Царство»
Ход урока.
-
Вступление.
Ребята у нас сегодня необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие – в Музыкальное Царство.
Вы уже зеваете, что мы живем в мире звуков, и то, что звуки окружающие нас все разные. И вот сегодня мы отправляемся в удивительный мир звуков, которые могут заставить нас смеяться и грустить, радоваться и удивляться. Какие это звуки? (музыкальные).
Но звуки, хотя и музыкальные, сами по себе не обладают волшебством передачи настроения. Только тогда, когда они объединяются, начинается музыка. Как же называется объединение музыкальных звуков? ( Мелодия).
Конечно мелодия, вот она и будет сегодня нашим проводником в Музыкальное Царство.
Но прежде, нам нужно выполнить задание, которое будет пропуском в удивительный мир музыки.
ЗАДАЧА « НОТЫ»
Впишите в каждую строчку по одной букве так, чтобы получились названия нот.
-
М
Е
Л
О
Д
И
Я
Ребята, а теперь послушайте, как звучат эти ноты по порядку:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
Давайте пропоем их. Исполнение.
Царство Музыки
Ну, вот мы и очутились в царстве Музыки. Царица Музыки всегда рада гостям, но и мы должны поприветствовать ее. Как вы думаете, с помощью чего мы можем выразить ей свое почтение. Что мы можем для нее исполнить? (Песню).
Давайте, исполним песню, которую мы с вами разучиваем на уроках.
Исполнение песни.
«Все мы делим пополам».
Во время исполнения использовать рисунки.
3. Основная часть.
Определение жанров: песня, танец, марш.
Ребята, вы слышите, что кто-то расстроен. В царстве Музыки случилось несчастье. Три ее главных советника — жанры: песня, танец, марш, — решили выяснить кто из них самый главный. Без кого музыка не сможет прожить? И так они спорили и ругались, что сами забыли кто из них кто!
Ребята нам придется им помочь, определить кто из них танец, кто песня, а кто марш. И не просто определить, нужно им напомнить, чем они отличаются друг от друга. А самое главное – нужно рассказать об их особенностях, чтобы они не спорили кто из них важней.
Ребята, а может ли кто-то из них быть главным ? Почему?
Вывод: Все три жанра являются неотъемлемой частью музыки, без которых невозможно полное раскрытие музыкального искусства.
Итак, начнем! Ребята, а ведь мы уже сегодня с одним жанром встретились, с каким? Что мы с вами исполняли? (песня).
Объясните, пожалуйста, киту-песне, какой у него может быть характер, о чем он может рассказать.
Сейчас я предлагаю пригласить к нам в гости солдатиков, а с чем они к нам пришли, вы мне скажите сами.
Слушание:
«Марш деревянных солдатиков».
Кто автор произведения? Как называется?
Ребята объясните советнику-жанру маршу, какими особенностями он обладает?
( Четкое деление на сильную и слабую доли, ритмическая основа, характер твердый, четкий, часто торжественный)
И маршу, мне хочется прочитать такое стихотворение:
МАРШ.
Левой-правой! Левой-правой!
Генерал шагает бравый.
Не беда, что генералу
Лет пока что очень мало.
Генерал ведет отряд
На прогулку в Летний сад.
Ребята, а с каким жанром мы еще с вами не встретились? (жанр-танец).
Послушайте следующие произведения и скажите, какой советник- жанр прозвучит?
Слушание:
П.И.Чайковский «Вальс» ( «Спящая красавица»);
С.В.Рахманинов «Итальянская полька».
Вы прослушали? Два танца.
Чем они схожи, чем отличаются?
( схожи характерами танцевальной музыки, удобные для движения. Первое произведение – вальс, отличается мелодичностью, круговыми движениями, трехдольным делением фраз. Второе произведение – полька, легкие, упругие движения, двухдольное деление фраз).
В танцах деление долей может быть и трех- и двухдольным. Танцы отличаются многообразием танцевальных движений.
Ну, вот мы и помогли советникам-жанрам определить кто из них – песня, танец, марш. Настало время прощаться с Царством Музыки и ее подчиненными.
Но из Музыкального Царства нас просто так не выпустят. Нужно выполнить задание.
Задание:
В этих словах спрятались названия нот, вам нужно их отыскать.
ПОМИДОР, ВРЕМЯ, МИНОР, ДОМИК, КОЛЯСКА, СПАСИБО, ФАСОЛЬ, РЕКА, СИРЕНЬ, МИНУТА, ЛЯГУШКА, ПРЕМИЯ.
4. Итог урока.
Молодцы ребята! Мы сегодня не только погостили в Царстве Музыки, но и узнали новое.
Что нового узнали на уроке?
Что наиболее интересное запомнили?
5. Домашнее задание.
Повторение названия нот в прямом и обратном порядке.
Список использованной литературы
1. Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д. Б. М.: Просвещение, 2004.