Конспект урока
Автор: Назарова Надежда Михайловна
Учитель математики МБОУ гимназии № 33 г. Ульяновска
Класс: 6.
Тема урока: Деление дробей.
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока: создать условия для усвоения правила деления дробей.
Планируемые результаты:
-
Личностные: устойчивый познавательный интерес
-
Метапредметные:
-
познавательные: строить логическую цепочку рассуждений;
-
регулятивные: осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, таки по ходу его реализации;
-
коммуникативные: владеть устной и письменной речью, отображать в речи содержание совершаемых действий.
-
Предметные:
-
формулировать и записывать с помощью букв правила деления дробей;
-
вычислять частное дроби на натуральное число, частное дробей.
Этапы урока:
-
Организационный момент
-
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока.
-
Актуализация опорных знаний
-
Изучение нового материала
-
Первичное закрепление новых знаний
-
Итог урока. Рефлексия
-
Информация о домашнем задании
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||
Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания. | Включаются в деловой ритм урока. | ||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока. | Слайд 1. Предлагает провести урок под девизом: Дроби всякие нужны, Дроби разные важны. Дробь учи, Тогда придет к тебе удача. Коли будешь дроби знать Точный смысл их понимать, Станет легкой Даже трудная задача. — Почему под таким девизом пройдет наш урок? На этот вопрос ответим в конце урока. — Открываем тетради. Записываем число, классная работа. — Давайте определим тему урока.
Слайд 2. — Посмотрите на экран, на запись. — Что вы видите? + + —
— Какие действия с обыкновенными дробями вы умеете выполнять? — Что мы не знаем?
Слайд 3. + + —
— Сформулируйте тему. — Запишите в тетрадь.
|
Записывают в тетради.
— Примеры, дроби, действия с обыкновенными дробями.
— Сложение, вычитание, умножение. — Деление дробей.
| ||||||||||||||
| Слайд 4 (Тема – Деление дробей) — Чему будем учиться? — Цель урока? Что будем изучать? — Да, сегодня нам с вами предстоит вывести правило деления обыкновенных дробей и научиться применять его при решении примеров и задач. — Зачем нам эта тема? | Отвечают на вопросы: Деление дробей, выполнять деление дробей, правило деления дробей.
| ||||||||||||||
Актуализация опорных знаний. | Предлагаю провести разминку.
Слайд 5.
— Ответы на вопросы в тетрадях написать: 1. Дробь, равную 2. Взаимно обратные числа. 3. Дробь, равную 4. 4. Число, обратное самому себе. 5. Числа, которые не имеют обратного. 6. Дробь, равную 7. Результат умножения и . 8. Результат деления 1 на дробь — Проверяем (взяли карандаши) Слайд 6. Появляются ответы на экране и критерии оценивания. 1. 2. , 3. 4. 1
7. 8.
«5» — нет ошибок «4» — 1-2 ошибки «3» — 3 ошибки «2» — больше — Все могут объяснить свои ошибки? — Сформулируй вопрос классу. Кто может объяснить? — Зачем мы выполнили разминку? Что повторили?
| — Повторить те знания, которые будут необходимы при изучении нового материала.
| ||||||||||||||
| Слайд 7. «Попасть в дроби» — Кто знает, о чём это выражение? Слайд 8. Это средневековая немецкая поговорка – «in die Bruche kommen», означало попасть в тупик, оказаться в затруднительное положение, в которое попадали в средние века, при необходимости выполнить вычисления с дробями. Самой сложной операцией было действие деление. На Руси существовало выражение: «Умножение – мучение, а деление – беда». — Я надеюсь, что для вас выполнение деления не будет сложным действием. |
Один ученик читает вслух. | ||||||||||||||
Изучение нового материала. | Слайд 9. — Итак, внимание. — Что означает 350:50? Слайд 10. — Что означает а:b? Слайд 11. — Сколько раз b содержится в a? Слайд 12.
1:=2 1:=3
: = 2 : = 4
|
Сколько раз 50 содержится в числе 350.
Сколько раз b содержится в a?
| ||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
| — Что обозначает схема? Кому трудно? За помощью обратиться к учителю/учебнику ( легкий путь) или подумать самим (трудный путь). — Что значит разделить 1 на ?
Работа в группах. — Вывести правило деления (можно словами).
Слайд 13. (добавляется : =…)
— Записать правило деления в тетрадь с помощью букв. — Итог: определили правило.
|
— Сколько раз содержится в 1.
— Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю. : = . | ||||||||||||||
Первичное закрепление новых знаний | — Предлагаю № 446 (2, 6) — Прочитать задание. — Для чего выполняем это задание? Что будем делать дальше? Показать правильное оформление записей.
Слайд 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 3 : = . = = = 2 Самостоятельно 6) : = . = =
— Прочитать задание № 448 (1,3,5,7). Посмотреть на примеры внимательно. Чем этот номер отличается от предыдущего? 1) 10 = 10 = = 12 3) 2 = = 5) 1 = 1 = = 7) = = =
Работа в парах, чья пара первая и правильно выполнит.
Проверить ответы. Оценить
— Предлагаю№454. — Для чего выполняем это задание?
Дано: S = км = S : t t = ч = = = = 65 (км/ч). Найти:
| Самостоятельно читают, один ученик вслух. — Отработать правило деления дробей. — Закрепить правило деления дробей.
Решают. Один ученик на доске. Учатся делить дроби. Оценивают.
— Деление на натуральное число. — Деление смешанных чисел.
Деление дробей используется при решении задач. Один ученик у доски. Оценивают. | ||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия. | Итак, задание для самых внимательных: — Кто напомнит девиз нашего урока? ( а то спрошу гостей) — что узнали нового про дроби? — Что было сложно? — Как выполнять деление? Предлагаю оценить себя на уроке по 5-й шкале. — Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3». Почему? — Совпадает ваша оценка с оценками за каждый этап? — Урок хочу закончить такими словами, внимательно их послушайте!
Слайд 22. На экране замечательные слова Л.Н.Толстого «Человек есть дробь. Числитель – достоинства человека; знаменатель – оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может умножить свой знаменатель – своё мнение о самом себе». — Подумать о чём эти слова. Следующий урок начнём с них.
|
Ученик читает. | ||||||||||||||
Информация о домашнем задании. | Слайд 23. § 14 № 447, 449, 451 (1,2), 455. | Записывают задание на дом. |