Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
села Александровского
Ставропольского края
Разработка урока по предмету «Синтез искусств» на тему «Загадочный мир предметов. Выполнение орнамента на одежде»
2 класс
Подготовили: учитель технологии Фомивко Татьяна Ивановна
и учитель изобразительного искусства и музыки
Кошелева Лариса Алексеевна
Тема урока: Загадочный мир предметов.
Цели урока:
(Технология)
-
Расширить и укрепить знания и умения по обработке бумаги, разрезанию и складыванию, разметке деталей с помощью шаблонов.
-
Воспитание у детей умения работать в коллективе, личной ответственности за труд в коллективе, развитие творческой фантазии у детей.
-
Закрепление знания правил безопасности при работе ножницами и клеем.
(Изобразительное искусство)
-
Познакомить детей с русской старинной женской одеждой, с некоторыми ее названиями.
-
Учить самостоятельно, составлять узор на изделии из знакомых элементов, чередовать в узоре элементы разной величины формы.
-
Соблюдать подбор цветов.
Материалы: бумага, клей, гуашь
Инструменты и приспособления:
ножницы, кисть для клея, кисть для красок, баночка для воды, тряпочка для притирания, салфетка, карандаш, шаблоны, ластик.
Технические сведения: прием соединения деталей с помощью клея, правила работы в бригаде.
Ход урока.
-
Организация внимания.
-
Сообщение темы и цели урока.
Учитель технологии
— Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство.
Время сметает с лица Земли целые государства, где-то исчезают горы, где-то опускаются на дно океанов острова, меняется климат планеты, навсегда исчезают многие виды животных и растений, древние языки и обычаи многих народов.
Но, ни мощные землетрясения, ни ураганы, ни извержения вулканов, ни войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необходимой потребности человека, как стремление к красоте. Грубая шкура животного в руках человека превращалась – в одежду, а комок глины – в миску, кувшин или детскую игрушку. А на улицах и площадях больших городов буквально все, начиная от кирпичей в старинных зданиях до парковых оград и витражей в соборах – дело рук мастеров.
-Вот и мы с вами сегодня откроем свою мастерскую.
-Посмотрите на доску и прочитайте тему нашего урока.
(Один учащийся читает тему урока вслух)
-А коли у нас мастерская, то назовите цели нашего урока.
(учащиеся высказывают свои мысли, учитель обобщает сказанное)
Учитель технологии.
-На уроке технологии мы изготовим вот такую барышню. (учитель показывает образец)
Учитель рисования.
-А на уроке рисования мы выполним орнамент на одежде барышни.
Учитель технологии.
-Работать вы будете по группам. В каждой группе по 4-5 человек. У нас получилось 5 групп. Каждый мастер в группе будет выполнять свой объем работы, а вместе вы должны сделать вот такую замечательную барышню.
-Давайте из прошлого мы с вами перенесемся в наше время. Как вы одеваетесь в школу: парадно или повседневно? (ответы детей)
-Когда вы приходите домой, то переодеваетесь или остаетесь в той же одежде, в которой были в школе? (ответы детей)
-Вам знакомы эти предметы (показывает русские народные костюмы, фотографии или рисунки с их изображением), (ответы учащихся)
-Где вы с ними встречались? (ответы учащихся)
-Как вы думаете, можно ли ходить в таких костюмах по улице? Почему? Чем отличаются костюмы повседневные от нарядных? (ответы учащихся)
-Раньше народные костюмы носили не только те люди, которые жили в деревне и селе, но и многие знатные вельможи. Каждый костюм – это отражение образа жизни людей, их мыслей и чувств. В каждом уголке страны были свои костюмы. И наш край не исключение, (показывает костюмы Ставропольского края, своего села)
-Как и чем украшали костюм? (ответы учащихся)
-Верно, для украшения костюма использовали вышивку в виде орнамента. (учитель выставляет на доску карточку, учащиеся произносят это слово хором)
орнамент
-Слово «орнамент» в переводе с латинского означает украшение. Орнаментом называется украшение, построенное на ритмическом чередовании. Орнамент появился еще в глубокой древности, несколько тысячелетий назад.
Орнамент по вороту, на груди, по рукавам и по подолу должен защитить ум, сердце, руки и ноги от неправильных мыслей и поступков. Он называется оберег. (учитель выставляет карточку на доску)
оберег
Учитель рисования.
-Мы знаем, что художник с помощью красок и разных техник может передать не только сюжет, но и настроение.
Цвет также играет значительную роль в создании предметов декоративного искусства – в создании узора. (карточка со словом на доске)
узор
Если оглядеться вокруг – от старинных церквей до оформления современных зданий – повсюду стенная роспись призвана воздействовать на человека. Она или подавляет его, или дает ощущение комфорта. И дело не только в изображении художественного сюжета, но и в использовании цветовой гаммы.
Красный цвет – выражает приветствие солнцу, без которого нет жизни. Белый цвет – чистоту жизни. В каждом народном костюме скрыта загадка, ее нам надо разгадать.
Учитель технологии.
-Наша мастерская начинает работу. Но для того, чтобы начать работу нам нужно составить план работы на два урока. Посмотрите на доску. На доске расположены условнее обозначения в таком порядке, в котором мы будем работать на уроке. Но вот расшифровка этих знаков перепуталась. Давайте соотнесем знак и карточки заданием. (На доске появляется план работы)
— Разметка по шаблону
— Работа над орнаментом
— Вырезание деталей
— Склеивание деталей
-Чтобы приступить к работе, мы должны повторить…(учащиеся называют правила рабочего человека, а учитель карточки с написанными правилами прикрепляет на доску.
Правила рабочего человека.
-
На рабочем месте соблюдай чистоту и порядок.
-
Будь внимателен! Во время работы не отвлекайся.
-
Убери свое рабочее место.
-
Перед работай проверь исправность инструментов.
-
После работы вымой руки и кисточку.
-Посмотрите на куклу. Из каких отдельных деталей она состоит?
-На каждом столе лежат шаблоны. Распределите самостоятельно в группах кто с какой деталью будет работать. (учащиеся разбирают шаблоны)
-Обведите по шаблону детали на белом листе бумаги. (учащиеся обводят детали по шаблону)
3. Физминутка для кистей рук.
Учитель рисования.
-Теперь надо украсить платье нашей барышни.
Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков. Например: узоры на крыльях бабочек, птиц, узоры на змеиной коже, рисунки листьев разных растений. Природа для человека стала источником создания оригинальных орнаментов.
-Одним из орнаментов над которым мы будем работать – это природный орнамент. (учитель вывешивает образцы на доску. Дети рассказывают, что можно использовать для природного орнамента)
-Другой вид орнамента – это геометрический. Это узор состоит из точки, шеврона, квадрата, треугольника, круга. (на доске карточки со словами)
точка
квадрат
круг
шеврон
треугольник
-А сейчас, ребята, мы займемся составлением орнамента. Решите в группах, какой орнамент вы будете выполнять. Распределите, кто над какой деталью будет работать.
-Рисовать орнамент будем методом тычка и прикладывания кисти. Будьте внимательны при выборе цвета. Цвет – это главный участник событий. Используйте чередование теплых и холодных цветов.
-Мастера еще в древности заметили, то чем меньше число красок, тем больше производят впечатление. Для подчеркивания формы, рисунок часто обводится контуром или вокруг него усиливается контрастный фон. (учащиеся выполняют работу).
4. Итог первого урока
5. Уборка рабочих мест.
2 урок.
1.Организация внимания.
2. Практическая работа детей по изготовлению и сборке деталей.
Учитель технологии
-Продолжим работу. А знаете ли вы, как в народе называли одежду?
-Оболочка. (на доске карточка со словом)
Оболочка
-Облачаться, значит, одеваться. Народная одежда, как и все русское декоративное искусство – это воспитание хорошего вкуса. Крестьяне очень бережно относились к своей одежде. С раннего детства приучали ценить одежду, ведь каждая вещь доставалась изнурительной работой. Одежду в крестьянской семье часто носили несколько поколений, ее передавали, как самое ценное. Одежду не выбрасывали.
-А как вы относитесь к своей одежде?
-По одежде можно судить о человеке. (учитель показывает репродукцию картины)
-Эта дама изображена в домашней (повседневной) или парадной одежде? Почему вы так решили? Где она могла жить, чем заниматься? Чем украшен костюм? Можно ли это назвать оберегом? Почему? Как вы думаете, она живет в наше время или нет? Вы видели на улицах женщин, одетых так же?
-Сейчас вы должны будете вырезать детали куклы. Какими инструментами будете работать? Какие правила безопасности следует выполнять при работе с ножницами? (Уточняются, закрепляются знания и умения учащихся, связанные приемами резания бумаги ножницами, а также безопасность труда с ними. На доске карточки с правилами обращения с ножницами.
Передавай ножницы товарищу кольцами вперед только в закрытом виде.
Не держи ножницы концами вверх.
Работай только исправным инструментом.
Работай ножницами только на своем рабочем месте.
При работе с ножницами следи за пальцами левой руки.
(Учащиеся вырезают детали. Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».)
Учитель музыки.
-Дети, кто знает, что за музыка сейчас звучала на уроке?
-Наш урок проходит на Масленичной неделе. Кто знает, что это за праздник? (на доске карточка со словом)
масленица
-Масленица – проводы зимы. Этот древний славянский праздник люди всегда отмечали, когда Весна на пороге. На Масленицу люди, обычно, ходили друг к другу в гости на блины, катались на санках. По улицам гуляли ряженые, водили медведя. Все пели и плясали вокруг «Барыни Масленицы»(соломенной куклы), наряженной в сарафан.
Мы с вами на уроке музыки выучили песню «Блины». Давайте ее сейчас споем.
3.Физминутка.
(Учитель играет мелодию, учащиеся поют песню и выполняют движения русской народной плясовой.)
Учитель технологии.
-Детали мы с вами вырезали. Осталось их склеить. Давайте повторим правила склеивания бумаги и правила работы с клеем. (повторяются правила. Учащиеся самостоятельно склеивают каждую деталь и все детали вместе. При необходимости учитель проводит инструктирование индивидуальное, групповое и фронтальное.)
4. Подведение итогов.
Учитель рисования.
-Вот наши барышни готовы. Свою работу оцените сами. Посоветуйтесь в группах и поставьте свою куклу возле нужной карточки. )На доске карточки)
4
3
5
Учащиеся ставят свои поделки рядом с карточками.
5.Рефлексия
Учитель технологии
-Мы на уроке говорили о цвете. Есть холодные и теплые цвета. Холодные цвета наводят грусть, печаль. А светлые и теплые – радость и веселье. Мы предлагаем вам показать свое настроение, впечатление от урока с помощью цвета. Выберите любой цвет и фигуру, прикрепите ее на платье вот этой девушки. (Учитель открывает переносную доску, на которой уже прикреплены геометрические фигуры различного цвета и кукла.)