Конспект урока по математике
1. Тема урока: «Единицы массы: тонна, центнер»
2. Предмет: математика
3. Класс: 4
4. Автор разработки: Пузанова Елена Юрьевна
5. Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
6. Форма организации: урок
7. Представление о результатах:
Личностные результаты: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, умение рефлексировать свои действия.
Метапредметные результаты: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,
Предметные результаты: представление о новых единицах измерения массы -тонна, центнер, установить соотношения между ними.
8. Цель урока: создать условия для организации деятельности по изучению и первичному закреплению понятий «тонна», « центнер» ; по усвоению эталона соотношений между единицами массы.
9. Задачи:
1. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение;
2. Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц измерения в другие;
обеспечить применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-Урок математики. Проверьте готовность к уроку. Ребята, сегодня на нашем уроке присутствую гости. Пожалуйста, поприветствуйте их. (слайд1)
— Посмотрите на доску. Прочитайте . «С малой удачи начинается большой успех» (слайд2)
— Как вы понимаете данное высказывание? (Малые победы сегодня станут основой успеха в будущем, мы должны добиться успеха конкретно на этом уроке.)
— Вы с ним согласны? Пусть эти слова будут девизом нашего урока. Желаю вам успехов в работе на уроке!
— Сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь?( человек, занимающийся научными исследованиями .На столах у вас конверты, листочки с заданиями, которые нам потребуются сегодня на уроке.) Вы готовы? Ну, тогда не будем терять время и перейдем к работе.
-Запишите сегодняшнее число, «Классная работа».(дети записывают в тетради)
2. Актуализация знаний и метапредметных умений.
-Чтобы определить тему урока, выполним интеллектуальную разминку.Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.(все слова вписываются по горизонтали)
1.промежуток времени в 100лет (слайд3-11)
2.отрезок длиной 100см
3.масса предмета в 1000г
4.отрезок длиной 10см
5. время в 6о минут
6.расстояние в 1000км
7.единица времени, в 60 раз меньше часа
8.самая маленькая единица массы
-Какое ключевое слово получилось?
-А что такое величина?
(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)
— Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)
– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
(Учитель показывает ребус «массаж’») (слайд12)
(Теперь учитель на доску вывешивает лист со словом «масса»)
– Да, слово «масса» сегодня ключевое на нашем уроке.
—Итак , какова тема урока? Единицы массы.(слайд 13)
-А что такое «масса»? (С помощью массы мы измеряем вес предмета).
— Где в жизни мы пользуемся этим понятием?(Встречаемся в магазине. )
-Какие вы знаете инструменты для измерения массы?(безмен – простейшие рычажные весы) (слайд 14)
-Где используют эти весы? (в повседневное жизни, для взвешивания овощей, фруктов и т.д)
-Для измерения чего существуют напольные весы. – (массы людей)
— Для чего существуют такие маленькие весы? (нужны маленькие весы для измерения граммов)
– Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
– Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1 кг = 1000 г)
– Запишите это в тетрадь.
– Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)
– Для чего нужна такая единица массы? (Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов)
Устный счёт.
-А теперь узнаем массу самой маленькой птицы наших лесов. (счёт устно) (слайд 15-19)
Постановка учебной проблемы.
(На доске картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)
– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм) (слайд 20)
– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? (Килограмм)
– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)
Выдвижение гипотезы
– Что же мы можем предположить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)
– Обозначим эту проблему вопросительным знаком. (Учитель ставит под рисунком «?»)
– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться? (Ответы учеников)
Цель урока: Нам надо узнать большие единицы измерения массы, чем килограмм, и установить между ними соотношения.
– Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос. (Работа с учебником, с. 122)
– Прочитайте информацию за красной чертой.
Изучение нового материала
-– Что тяжелее центнер или тонна? (Ответы учащихся)
– Докажите (1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)
– А центнер? (ц)
– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
– Запишите 1 т = 10 ц. (Учитель вешает таблицу единиц масс) (слайд21)
Первичное закрепление.
Работа в учебнике
1.( №3 стр.122)-устно
№4 стр.122 –( по 2чел.-у доски) -дети в тетрадях.
Физминутка. (слайд 22)
Работа в парах .
—А теперь поработаем в парах. У каждого на столе карточка с заданиями на двоих.(кто сделает, поднимают ,взявшись за руки)
1.Задание: Из группы величин соедините ,подбери пару величин.
5т
5000 кг
5000г
3ц
3т
30ц
5кг
300кг (слайд23)
2.Расположи в порядке возрастания величины.
900г, 7кг , 800кг, 2000 г, 4т, 10ц (слайд24)
3.Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (слайд 25)
(Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
(Кто не допусти ошибок?)
—– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан… Узнаем, если решим уравнение.(синий кит-150тонн)(ученик решает уравнение на доске, дети в тетрадях)
430-х:3+200=580
(слайд26)-Масса синего кита может достигать 150-200 т. На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. При длине 6 м он весит больше 6 тонн.
Задача.(№8стр.123) ( обращается внимание детей, что в задаче встречаются разные единицы измерения массы, дети должны прийти к выводу, что нужно перевести тонны в килограммы, для того , чтобы провести необходимые вычисления).
Историческая справка
-В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы. (Ответы детей) Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах. (слайд 27)
Работа в группах
Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок. (Обсуждение в группах. Поднять руки, если ответили)
-
Болезнь входит пудами, а уходит золотниками
-
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь
-
Мал золотник, да дорог
-
Узнаешь почем фунт лиха
– Оказывается, в недалекие времена во многих странах мира существовали свои единицы измерения величин. Это было очень неудобно для подсчета и всемирной торговли. И тогда … (слайд 28)
Самостоятельная работа
-(Карточки в конвертах). Эти карточки трех уровней сложности. Красная более сложная, жёлтая — менее, зелёная – самая простая. Выберите для себя одну карточку и выполните задание. Покажите, кто какие карточки выбрал. (дифференцированная, на цветных карточках) Дети решают сами (взаимопроверка по образцу) (слайд29)
Тест (из презентации) (Взаимопроверка) тест!!!!
Итог урока.
– С какими единицами массы вы сегодня работали?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Где вы можете применить свои знания?
–Можно продолжить свои открытия по темам для проектов: (слайд30)
-Старорусские единицы массы
-Самые тяжелые и легкие животные
-Весы для различных измерений массы
-Пословицы и поговорки с единицами массы
X. Рефлексия. А теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке.(слайд31)
-
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
-
Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь.
-
Вы считаете, что было трудно на уроке.
Если кто что-то не понял мы будем продолжать ещё работать над этой темой
Домашнее задание: №213-234 стр.73(п.т.) (откройте, всёли ясно в домашнем задании) (слайд 32)
Оценивание.
– Спасибо за урок. (слайд 33)