Конспект урока по математике в 1 классе

УМК «Школа России»

Тема урока: Число 0.

Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся использовать число 0 как количественную характеристику отсутствующих предметов; размещать число 0 в числовом ряду; проводить сравнение с нулём; отработают навык составления текста задачи по картинке, схемы и записи по тексту.

Учебные материалы: учебник, тетрадь №1 на печатной основе, рабочая тетрадь, набор предметных картинок, смайлики, карточки с числами и знаками, карточки с числовым лучом для работы в паре, электронное приложение к уроку.

Ход урока

1. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. 
 
Долгожданный дан звонок-
 
Ну-ка, проверь, дружок,
 
Ты готов начать урок?
 
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
 
Ручка, книжка и тетрадка?
 
-Тихо сели.
 
Все ли правильно сидят?
 
Все ль внимательно глядят?

II. Психологический настрой. 
— Здравствуйте, ребята

Наш урок мы начнём с психогимнастики «Искорка добра»

В одном ауле люди умели дарить друг другу добро.

А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка, маленькое, маленькое солнышко.

Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки (Звучит музыка) давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнёмся. Какое у вас стало настроение?

2.Устная работа.

1) — На доске вы видите числа. Сравните их при помощи математических знаков.

5 8 4 2 7 7

9 6 3 3 8 9

— Молодцы. Как эти выражения можно назвать по-другому? (Числовые равенства и неравенства). Распределите их в два столбика.

— Продолжаем математическую разминку. Расселите в домики жильцов так, чтобы сумма чисел на каждом этаже равнялась числу на крыше.

Игра «Нарисуй недостающее».Обсудите в паре, каких фигур или значков не хватает в таблицах, и нарисуйте их.

3. «Открытие нового знания и формирование темы урока».

— Посмотрите на доску.

Что вы видите? ( Математические бусинки)

А что произошло с нашими бусинками?

-Соберите бусинки по порядку.

— Что у вас получилось? ( Числовой ряд)

На ваших партах находится числовой луч, расставьте на нем недостающие числа. Поменяйтесь карточкой с товарищем по парте и проверь работу с эталоном на доске. Оцени работу товарища при помощи смайлика. Открываем рабочие тетради, в которых пишем минутку чистописания.

Папа Карло подарил Буратино азбуку. А Буратино продал её мальчику за 4 монеты. Сделайте в тетради чертёж к этому рассказу.

— Что же в сказке произошло дальше?

Правильно, Буратино купил билет на представление за эти 4 монеты.

— Покажите это на чертеже.

— Сколько денег у него осталось?

— Кто знает, каким числом можно рассказать, что не осталось ничего?

Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто».

Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись.

-Вы согласны, ребята?

— Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона.

— Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль. (20, 30, 100 и т.д.)

В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.

— На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

(С. Маршак)

Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

Если посмотреть на доску, то куда бы вы поставили бусинку с этим числом? Почему?( потому что оно самое маленькое). На своем числовом луче обозначьте это число. Запишите в тетради, какой ряд чисел получился.

4.Работа с электронным приложением.

— Прослушайте видеоролик к этому уроку. А теперь вспомните правила работы за компьютером. Пройдите к компьютерам для выполнения заданий.

5. Работа в печатных тетрадях и учебниках.

— Открываем учебники по закладке. Посмотрите на верхний рисунок в учебнике. Как записать количество ягод на первой тарелке? На второй? Откройте печатные тетради и найдите в ней запись нового числа. Посмотрите на доску, как правильно пишется число 0.

6.Подвижные математические минутки.

1)«Сколько раз»

— Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова нарубим.

А присядем столько раз,

Сколько мячиков у нас.

Сколько покажу кружочков,

Столько сделаем шажочков.

2) «Рисуй глазами треугольник»

Рисуй глазами треугольник

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально.

И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец

Зарядка окончилась. Ты молодец.

7. Актуализация знаний.

-Продолжаем работу по учебнику.

— Составьте рассказ о ягодах красной смородины, нарисованных в желтом прямоугольнике.

— Сколько ягод осталось?

— Прочитайте примеры с права от рисунка с красной смородиной. В чем секрет этих примеров? (Когда из числа вычитают само себя, то получается 0 Расскажите по следующему рисунку, что было, что изменилось. Закончите запись под рисунком устно. Прочитайте ряд чисел под рисунком.

Как расположены числа?

А в нижнем ряду? (В порядке возрастания, в порядке убывания). Спишите с доски числа парами и сравните их.

0 5 1 0 3 0 7 0

-Кто может научить другого человека быстро сравнивать любое число с 0? Составьте рассказ по следующему рисунку на с.71. Запишите решение в тетрадь. — Рассмотрите чертежи. Сколько видите ломаных?

-Сколько многоугольников?

-Что заметили? (Многоугольники- это замкнутые ломаные).

Посмотрите на игру внизу. Она называется «Круговые примеры».

Почему возникло такое название?- Правильно, бабочка летит по кругу. Но самое важное не в этом. Давайте решать примеры , начиная с самого верхнего в парах. Идем вправо по кругу .

— Чья пара быстрее заметит секрет?

8.Рефлексия учебной деятельности.

— С каким числом вы сегодня познакомились?

Как сравнивать любые числа с нулем?

Каких целей достигли? Что особенно понравилось

Покажите пиктограмму самооценки.

Литература:

1) «Методические рекомендации» 1 класс. «Просвещение» 2012 г.

2) «Поурочные разработки по математике в 1 классе» Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. «Просвещение» 2012 г.

3) «Проверочные работы по математике» С.И.Волкова. «Просвещение» 2012 г.

4) «система уроков по учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой. «Учитель» 2012г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here